Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 16:16, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
1. Изучение сущности материальных ресурсов, методику проведения анализа обеспеченности материальными ресурсами и эффективности их использования;
2. Исследование характеристики компании «Хоум-Мастер» и проведения анализа финансового состояния
3. Анализ материальных ресурсов на примере ООО «Хоум-Мастер».
4. Разработка резервов роста эффективности использования материальных ресурсов.
Введение
1. Теоретические аспекты анализа материалоемкости
1.1. Значение, задачи и источники анализа материальных ресурсов
1.2 Обеспеченность организации материальными ресурсами
1.3 Оценка материалоемкости как показателя эффективности использования материальных ресурсов
2. Экономическая характеристика ООО «Хоум-Мастер»
2.1 Общая характеристика ООО «Хоум-Мастер»
2.2 Экономическая характеристика ООО «Хоум-Мастер»
3. Анализ обеспеченности и эффективности использования материальных ресурсов
3.1 Анализ обеспеченности ООО «Хоум-Мастер» материальными ресурсами
3.2. Анализ материалоемкости и материалоотдачи
4. Резервы увеличения эффективности использования материальных ресурсов
Заключение
Список используемой литературы
Для оценки эффективности материальных ресурсов используется система обобщающих и частных показателей (табл. 1).
Таблица 1 - Показатели эффективности материальных ресурсов
Показатели | Формула расчета | Экономическая интерпретация показателя |
1. Обобщающие показатели | ||
Материалоемкость продукции (ME) | |
Отражает величину материальных затрат, приходящуюся на 1 руб. выпущенной продукции |
Материалоотдача продукции (МО) | Характеризует выход продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов | |
Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции (УМ) | Отражает уровень использования материальных ресурсов, а также структуру (материалоемкость продукции) | |
Коэффициент использования материалов (KM) | Показывает
уровень эффективности | |
2. Частные показатели | ||
Сырьеемкость
продукции (СМЕ)
Металлоемкость продукции (ММЕ) Топливоемкость продукции (ТМЕ) Энергоемкость продукции (ЭМЕ) |
СМЕ= Стоимость
потребленных сырья и материалов: Стоимость
продукции (4)
ММЕ = Стоимость потребленного металла : Стоимость продукции(5) ТМЕ = Стоимость потребленного топлива : Стоимость продукции (6) ЭМЕ = Стоимость потребленной энергии : Стоимость продукции (7) |
Показатели
отражают эффективность потребления
отдельных элементов |
Удельная материалоемкость изделия (УМЕ) | Характеризует величину материальных затрат, израсходованных на одно изделие |
Применение обобщающих показателей в анализе позволяет получить общее представление об уровне эффективности использования материальных ресурсов и резервах его повышения.
Частные показатели используются для характеристики эффективности потребления отдельных элементов материальных ресурсов (основных, вспомогательных материалов, топлива, энергии и др.), а также для установления снижения материалоемкости отдельных изделий (удельной материалоемкости).
Удельная материалоемкость отдельных изделий может быть исчислена как в стоимостном, так и в условно-натуральном и натуральном выражении.
Частная
материалоёмкость продукции (ЧМЕi), в
свою очередь, зависит от удельной материалоёмкости
продукции (УМЕi) (стоимости израсходованных
материалов на единицу продукции) и уровня
отпускных цен на продукцию (ЦПi), для расчёта
влияния которых используется способ
цепных подстановок или интегральный
метод:
ЧМЕi
= УМЕi / ЦПi.
С помощью частных показателей материалоёмкости анализируется изменение общей материалоёмкости товарной продукции под влиянием структурного сдвига в потреблении материальных ресурсов (сырья, топлива и др.).
Для расчета влияния этих факторов можно использовать прием абсолютных разниц.
Расход материальных ресурсов на единицу продукции может измениться за счет качества материалов, замены одного вида другим, техники и технологии производства, организации материально - технического снабжения и производства, изменения норм расхода, отходов и потерь и т. д.
Стоимость сырья и материалов зависит также от их качества, внутригрупповой структуры, рынков сырья, роста цен на них в связи с инфляцией, транспортно - заготовительных расходов и др
Основное внимание уделяется изучению причин изменения удельного расхода сырья на единицу и поиску резервов его сокращения.
В процессе последующего анализа необходимо установить, как изменился выпуск продукции за счет этих факторов.
Влияние
материальных ресурсов на объем производства
продукции можно определить с
разной степенью детализации. Факторами
первого уровня являются изменение суммы
использованных материальных ресурсов
и эффективности их использования:
ВП=МЗ*МО (4)
ВП=МЗ/МЕ
(5)
где МЗ - затраты материальных ресурсов на производство продукции;
МО - материалоотдача.
Для расчета влияния факторов на объем выпуска продукции по первой модели можно применять приемы цепных подстановок, абсолютных разниц, относительных разниц, индексный метод, интегральный метод, а по второй модели - только прием цепной подстановки или интегральный метод.
Если известно, за счет чего изменилась материалоотдача (материалоемкость), то не трудно подсчитать, как изменился выпуск продукции. Для этого необходимо приращение материалоотдачи за счет i-го фактора умножить на фактическую сумму материальных затрат. Изменение объема производства продукции за счет материалоемкости определяется с помощью приема цепных подстановок.
Более детальный анализ можно сделать по каждому виду материальных ресурсов.
В процессе анализа фактический уровень показателей эффективности использования материалов сравнивают с плановым, изучают их динамику и причины изменения.
В
экономической литературе рекомендуется
несколько методик анализа
Наиболее объективную оценку использования материальных ресурсов даёт показатель материалоёмкости. Материалоёмкость определяет сумму материальных затрат: рост материалоёмкости увеличивает сумму материальных затрат, снижение материалоёмкости – уменьшает. Материальных затрат при калькулировании себестоимости продукции учитываются как прямым путём (в статье «Сырьё и материалы»), так и в комплексных статьях расходов (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые и общезаводские). В связи с этим их называют прямыми и общими.
Повышение
эффективности использования
Анализ материалоёмкости проводится по аддитивной, кратной или мультипликативной факторной системе.
Материалоемкость, так же как и материалоотдача, зависит от объема товарной (валовой) продукции и суммы материальных затрат на ее производство. В свою очередь объем товарной (валовой) продукции в стоимостном выражении (ТП) может измениться за счет количества произведенной продукции (VВП), ее структуры (УД) и уровня отпускных цен (ЦП). Сумма материальных затрат (МЗ) также зависит от объема произведенной продукции, ее структуры, расхода материала на единицу продукции (УР) и стоимости материалов (ЦМ). В итоге общая материалоемкость зависит от структуры произведенной продукции, нормы расхода материалов на единицу продукции, цен на материальные ресурсы и отпускных цен на продукцию.
Влияние факторов первого порядка на материалоотдачу или материалоемкость можно определить способом цепной подстановки.
Для расчета нужно иметь следующие исходные данные:
1.
затраты материалов на
2. стоимость товарной продукции.
Факторами второго порядка, влияющими на материалоёмкость продукции, являются:
-
структура продукции (
-
уровень материальных затрат
на отдельные изделия, или
- цены на материалы и отпускные цены на продукцию.
Затем переходят к изучению материалоемкости отдельных видов продукции и причин изменения ее уровня. Она зависит от норм расхода материалов, их стоимости и отпускных цен на продукцию.
На завершающей стадии анализа эффективности использования материальных ресурсов необходимо установить возможности дальнейшего снижения норм расхода материалов и материальных затрат, не использованные в отчетном году. Изучение конкретных условий производственно - хозяйственной деятельности анализируемого предприятия позволяет сделать выводы о том, что такие возможности на предприятии есть. В частности, имеются все условия для внедрения в производственный процесс комплекса организационно - технических мероприятий и мероприятий по новой технике, позволяющих обеспечить сокращение норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии и, в конечном счете, экономию материальных ресурсов.
Выявленные
потенциальные возможности
В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы увеличения производства продукции по всем основным факторам производства (лучшего использования трудовых ресурсов, средств труда и предметов труда) и определить реальную его величину, сбалансированную по всем ресурсам.
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ООО «ХОУМ-МАСТЕР»
2.1
Общая характеристика
ООО «Хоум-Мастер»
Общество с ограниченной ответственностью «Хоум-Мастер» было учреждено как вновь созданное предприятие и функционирует с 13 декабря 2002 года.
ООО
«Хоум-Мастер» создано в
Исследуемое предприятие «Хоум-Мастер» является юридическим лицом, обладает движимым и недвижимым имуществом. Общество с ограниченной ответственностью «Хоум-Мастер» имеет расчетный счет в Тембр-банке, круглую печать со своим названием, самостоятельно осуществляет хозяйственную деятельность и полностью несет ответственность за ее результаты.
Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли.
Местонахождение ООО «Хоум-Мастер»: город Благовещенск, улица Ленина 134.
Основной вид деятельности ООО «Хоум-Мастер» - производство и установка металлопластиковых окон и дверей.
Прочие виды деятельности, могут осуществляться согласно уставу ООО «Хоум-Мастер».
Среднесписочная численность персонала в 2009 году составляла 44 человека, в том числе рабочие повременщиков и сдельщиков – 38 человек.
Структура прибыли во многом зависит от сезонных колебаний. В теплые времена года спрос на окна и двери увеличивается, так как многие жители нашего города делают ремонт в своих помещениях (квартирах, офисах, предприятиях) в это время года растет прибыль предприятия. На данном этапе предприятие расширяется и в планах открытие несколько филиалов в других городах Амурской области.
Для того, чтобы понять какое место на рынке по предоставлению данной услуги занимает анализируемое предприятие для начала необходимо провести изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за покупателя и за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлений.