Электронный бизнес: особенности организации и направления деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Что такое электронный бизнес (e-Business), электронная коммерция (e-Commerce)? На этот счёт существуют самые разные мнении. Даже в учебниках и словарях даются существенно различные определения ([59, 60, 30]. Поэтому нам в этой работе необходимо сначала дать определения основных понятий. Как говорил Конфуций, «следует начать с исправления имён». Так займёмся же этим, чтобы дальнейшее изложение было ясно и не запутанно.
Что такое «электронный бизнес»

Оглавление

Введение 1
1. Основные понятия 1
2. Электронный бизнес в современном мире 4
3. Виды и направления электронного бизнеса 9
4. Особенности организации электронного бизнеса 16
Заключение 25
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

Электронный бизнес-Курсовая.docx

— 77.52 Кб (Скачать)
  1. Электронная коммерция, например:
  • электронная торговля,
  • электронные закупки,
  • электронные аукционы,
  • электронные банковские и платёжные услуги,
  • электронная реклама;
  • электронное обучение (как раз то, чем мы занимаемся при дистанционном обучении на факультете открытого образования).

4. Прочие виды электронного бизнеса. При анализе электронного бизнеса часто рассматривают и те виды деятельности, которые вроде бы бизнесом не являются:

  • электронное взаимодействие правительства с бизнесом или гражданами,
  • бесплатные электронные сервисы для пользователей (интернет-поиск, интернет-форумы, социальные сети, и т.д.).

Причины такого подхода следующие. Перевод процессов государственного управления в электронную форму выполняется примерно теми же методами и в значительной мере по тем же причинам, что и для бизнес-процессов. Кроме того, деятельность правительства также оплачивается гражданами, хотя не напрямую, а через налоги. Что же касается бесплатных сервисов для пользователей, то очень часто они существуют за счёт рекламы или дополнительных платных услуг, а потому тоже являются формой бизнеса. Например, фирма Google, предоставляющая бесплатные услуги поиска информации в Интернете, электронной почты, размещения видеоклипов,  и многие другие, входит в сотню крупнейших фирм мира, и имеет выручку более 29 млрд. дол. и прибыль более 10 млрд. дол. (в 2010 г.). В основном за счёт рекламы.

3.2. Классификация по субъектам взаимодействия

Бизнес-процессы можно разделять  на виды и в зависимости от того, какие субъекты взаимодействуют в этом бизнес-процессе. Во внутрифирменных бизнес-процессах субъекты взаимодействия — это подразделения или работники одной и той же организации. А в остальных бизнес-процессах субъектами взаимодействия могут быть коммерческие организации, граждане (потребители) и правительство. Для краткости используются следующие обозначения:

B — Business (бизнес),

С — Customer, Citizen (покупатель, гражданин)

G — Goverment (правительство).

Теперь мы можем использовать обозначения  типа B2B, B2C, B2G и т.д. А именно, обозначение вида X2Y означает электронный бизнес-процесс, который организуется для взаимодействия X с Y, здесь X и Y это могут быть B, С и G. Расскажем о различных видах бизнес-процессов более подробно.

B2B бизнес-процессы — это взаимодействие различных бизнес-структур между собой. Например, это оптовые продажи и закупки. Это один из двух наиболее распространённых видов электронного бизнеса.

B2C бизнес-процессы — это взаимодействие бизнес-структур с потребителями. Примером является интернет-магазин. Это второй из двух наиболее распространённых видов электронного бизнеса.

G2B процессы — это взаимодействие правительства с бизнесом. Например, это может быть тендер на закупки товаров и услуг для государственных учреждений, информирование бизнес-структур об изменениях в законодательстве, предоставление доступа к информации, содержащейся в государственных базах данных, или сервис, позволяющий сдать налоговую отчётность в электронной форме (онлайн).

G2С процессы — это аналогичное взаимодействие правительства с гражданами, предоставление им доступа к государственным услугам. Например, гражданин может заплатить налоги, получить необходимую информацию, оформить заявку на получение справки или разрешения, и т.п.

C2С процессы — это бизнес-процессы, в которых потребители (граждане) взаимодействуют друг с другом. Коммерческий интерес здесь может быть в том, что организаторы получают доходы от рекламы, плату за оказываемые услуги, или комиссионные от суммы сделок. Одна из крупнейших интернет-компаний eBay, имеющая чистую прибыль более 2 млрд. дол. в год, развилась из интернет-аукциона для частных лиц. Фирма предоставляет пользователям удобные возможности продать или купить любые не запрещённые товары, и получает небольшой процент от суммы сделок. Теперь услугами eBay пользуются не только частные лица, но и многие фирмы-продавцы, так что теперь eBay это и C2C, и B2C торговая площадка.

Процессы типа B2G, C2B, C2G встречаются редко. Но бывают. Например, неофициальный интернет-форум, на котором пользователи какого-нибудь изделия или компьютерной программы обмениваются опытом, находят решения возникающих проблем, формируют пожелания фирме-производителю, можно назвать C2B-процессом. На таком форуме могут выступать и работники фирмы-производителя. Тогда этот форум будет формой взаимодействия фирмы с потребителями (пользователями), но организованной самими пользователями.

B2E-системы (Business-to-Employee) — так часто называют внутрикорпоративные системы электронного бизнеса, предназначенные для взаимодействия фирмы со своими сотрудниками. Такие системы могут использоваться для извещения работников о решениях руководства, о культурных мероприятиях и социальных благах, для управления страховкой сотрудников, составления расписания их работы или отпусков, выдачи работникам справок для налоговых служб, и т.д.

3.3. Отраслевая специфика электронного  бизнеса

Бизнес-процессы в разных отраслях экономики существенно отличаются друг от друга. Например, работа банка мало похожа на работу аптеки или авторемонтной мастерской, и процессы обработки информации там во многом разные. Поэтому и системы для автоматизации банка, аптеки и авторемонтной мастерской будут существенно отличаться. На рынке программного обеспечения предлагаются системы автоматизации для отдельных отраслей. Иногда это специально разработанные компьютерные программы, но чаще — дополнительные модули к универсальным программам для управления ресурсами предприятия (ERP-программам).

На сайте проекта Европейской  комиссии «Sectoral e-Business Watch» [89] приведены обзоры и новости по развитию электронного бизнеса в десятках различных отраслей экономики Европейского союза, Там есть и сводные обзоры, в которых даётся сравнение состояния электронного бизнеса в разных отраслях.

3.4. Комплексная автоматизация бизнес-процессов  предприятия

На каждом предприятии имеется  множество бизнес-процессов, обработку  информации в которых целесообразно производить в электронном виде, с помощью компьютеров. Такими процессами могут быть взаимоотношения с поставщиками и потребителями/заказчиками, управление складами, бухгалтерский учёт и составление налоговой отчётности, документооборот, калькулирование себестоимости, взаимоотношения с персоналом, и т.д. Автоматизация множества бизнес-процессов по отдельности нецелесообразна, так как большое количество компьютерных программ для автоматизации отдельных бизнес-процессов будет сложно эксплуатировать и ещё сложнее будет изменять для учёта новых требований. Ведь изменения потребуется вносить сразу в множество программ и баз данных — и что если где-то изменения будут несогласованны? Тогда эти программы, скорее всего, не будут работать или будут работать неправильно!

ERP-системы. По указанным выше причинам большой популярностью пользуются интегрированные системы автоматизации предприятий. Обычно они называются ERP-системами, от английского сокращения ERP= Enterprise Resource Planning System — Система планирования ресурсов предприятия. Такие программы позволяют автоматизировать обработку информации в большинстве бизнес-процессов внутри предприятия, так и взаимодействие с другими предприятиями, потребителями и правительственными органами. Эти системы имеют следующие преимущества:

  • они обычно основаны на централизованной базе данных и формируют единое информационное пространство предприятия;
  • модули системы обычно выглядят единообразно, используют одну и ту же терминологию и концепции, что упрощает обучение персонала;
  • модули системы полностью согласованы между собой, нет необходимости в их интеграции программистами заказчика.

В состав системы планирования ресурсов предприятия обычно входят следующие  компоненты (см. рис. 2):

  • Финансовый/бухгалтерский модуль — включает финансовый и управленческий учёт, отчётность, выставление счетов, управление кассой, бюджетирование, консолидация и т.д.
  • Управление персоналом – расчёт зарплаты, обучение, социальный пакет, страхование персонала, набор персонала, поддержание его разнообразия.
  • Управление производством — наряды на выполнение работ, планирование работ, сметы, заказы на материалы, контроль качества, управление издержками, управление жизненным циклом изделий и т.д.
  • Управление цепочками поставок — планирование и исполнение цепочек поставок, то есть, автоматизация и управление всеми этапами движения товарно-материальных ценностей, от закупки сырья, до распространения товара. Сюда также входит управление складами и транспортировкой, конфигурирование продуктов, проверки товаров, обработка претензий, и т.д.
  • Управление проектами — планирование, расписания, расчёты затрат, перечни работ и т.д.
  • Управление взаимодействием с заказчиками (CRM) — контакты с заказчиками, учёт обслуживания и ремонта, маркетинг, поддержка колл-центров.
  • Управление правами доступа — позволяет разрешить каждому пользователю, внутреннему и внешнему, доступ только к тем данным, которые ему нужно или разрешено получать или изменять. Это позволяет обеспечить безопасность и конфиденциальность данных.

Кроме того, часто в ERP-системы входят и дополнительные модули. Например, модули поддержки документооборота на предприятии.

Модульность. Обычно ERP-системы сделаны из нескольких модулей, и заказчик может приобретать только те, которые ему требуются.

Гибкость и настраиваемость. Многие ERP-системы могут настраиваться и расширяться силами заказчика или специализированной программистской фирмы. Часто в состав ERP-системы входит специализированный язык программирования, на котором можно описать те бизнес-правила, которые должна реализовывать ERP-система. Это очень важно, так как позволяет настроить систему под потребности конкретного предприятия, и изменять её при возникновении новых потребностей бизнеса или изменений в законодательстве.

Концепция ERP-II. Первоначально ERP-системы автоматизировали лишь задачи внутреннего управления ресурсами предприятия. Широкое внедрение интернета и преимущества электронного взаимодействия с бизнес-партнёрами и потребителями потребовали расширения функций ERP-систем, включения туда модулей для автоматизации взаимодействия с пользователями, поставщиками и заказчиками (модулей фронт-офиса). Такие ERP-системы, с расширенным набором функций, стали называться ERP-II системами.

Основные производители ERP-систем. На рынке предлагаются десятки всевозможных ERP-систем. Они весьма отличаются по цене, удобству, лёгкости настройки и модификации, и по возможностям. Согласно отчёту [33], в России наиболее популярны следующие виды ERP-систем:

  • системы для малых и средних предприятий обладают ограниченными возможностями, и не реализуют всех функций полноценной ERP-системы. Часто эксперты называют их финансово-управленческими системами. Среди них наиболее популярны 1C:Предприятие 8, HansaWorld Enterprise, Компас, ERP Монолит, Система управления Парус, КИС Флагман и др.;
  • системы для средних и крупных предприятий — Галактика фирмы Атлант-Информ, Miсrosoft Dynamic NAV и Miсrosoft Dynamic AX фирмы Microsoft;
  • системы для крупных и очень крупных предприятий — SAP Business Suite и Oracle E-Business Suite.

3.5. Автоматизация производственных  процессов

На многих предприятиях, кроме автоматизации  бизнес-процессов, необходима ещё и  автоматизация технологических  производственных процессов. Этим занимаются системы типа Plant Floor Automation (буквально — автоматизации заводских цехов). Они в основном реализуют выработанные технологические процессы производства, обработки изделий. Такие системы используются не только в промышленности, но и в других отраслях. В тепличном хозяйстве или на птицефабрике такая система может круглосуточно регулировать температуру и влажность, освещённость, управлять подачей воды и питательных веществ, чтобы обеспечить наибольший выход продукции.

Обычно системы автоматизации  технологических производственных процессов обмениваются информацией  с системой автоматизации бизнес-процессов, что позволяет им работать в едином комплексе.

4. Особенности организации электронного  бизнеса

Виды электронного бизнеса очень  разнообразны, поэтому и способы  их организации тоже различны. Например, индивидуальный предприниматель, продающий свои компьютерные программы через интернет-магазин, ведёт электронный бизнес. И крупная банковская группа, предлагающая через интернет десятки услуг пользователям из многих стран мира, тоже ведёт электронный бизнес. Но организация из работы очень сильно отличается. Тем не менее, я постараюсь дать некоторые общие соображения, касающиеся организации электронного бизнеса.

4.1. Организационные формы электронного  бизнеса

B2C-компания: продажа товаров  через Интернет. В качестве простейшего примера электронного бизнеса рассмотрим продажу товаров частным покупателям через интернет-магазин. Схема организации этого бизнеса приведена на рис. 3. Как видно, у продавца имеется четыре подразделения, задействованные в бизнес-процессе: фронт-офис, поддерживающий интернет-магазин, бэк-офис, организующий обработку заказа, склад и транспортная служба, осуществляющая доставку товара покупателю. Иногда, впрочем, доставка осуществляется специализированной организацией. Для оплаты товара в развитых странах обычно используется финансовый посредник: банк (оплата производится с помощью кредитной карточки), иногда иная система электронных платежей. В России часто товар оплачивается наличными курьеру или экспедитору, поэтому участие финансового посредника не требуется.

Информация о работе Электронный бизнес: особенности организации и направления деятельности