Электронный бизнес: особенности организации и направления деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Что такое электронный бизнес (e-Business), электронная коммерция (e-Commerce)? На этот счёт существуют самые разные мнении. Даже в учебниках и словарях даются существенно различные определения ([59, 60, 30]. Поэтому нам в этой работе необходимо сначала дать определения основных понятий. Как говорил Конфуций, «следует начать с исправления имён». Так займёмся же этим, чтобы дальнейшее изложение было ясно и не запутанно.
Что такое «электронный бизнес»

Оглавление

Введение 1
1. Основные понятия 1
2. Электронный бизнес в современном мире 4
3. Виды и направления электронного бизнеса 9
4. Особенности организации электронного бизнеса 16
Заключение 25
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

Электронный бизнес-Курсовая.docx

— 77.52 Кб (Скачать)

Курсовая работа

 

Электронный бизнес: особенности организации 
и направления деятельности

 

 

Москва 2011 г. 

План (содержание) работы

Введение  1

1. Основные понятия   1

2. Электронный бизнес в современном мире 4

3. Виды и направления электронного бизнеса 9

4. Особенности  организации электронного бизнеса 16

Заключение 25

Список использованной литературы  36

Введение

Одним из важнейших тенденций современности  является внедрение автоматизированных средств обработки информации в повседневную жизнь людей, в том числе и в бизнес. Это постепенно, но неотвратимо и очень существенно меняет весь уклад нашей жизни вообще, и бизнеса в частности.

1. Основные понятия

Что такое электронный бизнес (e-Business), электронная коммерция (e-Commerce)? На этот счёт существуют самые разные мнении. Даже в учебниках и словарях даются существенно различные определения ([59, 60, 30]. Поэтому нам в этой работе необходимо сначала дать определения основных понятий. Как говорил Конфуций, «следует начать с исправления имён». Так займёмся же этим, чтобы дальнейшее изложение было ясно и не запутанно.

Что такое «электронный бизнес». Понятие «электронный бизнес» в широкое употребление ввёл, по-видимому, в 1996 году Лу Герстнер, глава фирмы IBM, крупнейшей транснациональной корпорации в области информационных технологий. Стратегическое видение фирмы IBM состояло в том, что важнейшей тенденцией развития общества станет всё большее использование для взаимодействия людей электронных устройств и средств связи. Люди будут всё больше общаться, развлекаться, учиться и работать с помощью электронных средств: компьютеров и других электронных устройств, и компьютерных сетей обмена информацией, прежде всего, сети Интернет. А потому и в деловой сфере важнейшей тенденцией будет перенос многих бизнес-процессов в электронную среду. По прогнозу фирмы IBM, все существующие организации — банки, больницы, университеты, магазины, правительственные учреждения, — должны будут изменить свои методы работы, чтобы преобразовать многие физические бизнес-процессы в цифровые, чтобы присоединить эти организации к электронной сети. После этого организации смогут взаимодействовать между собой и с частными лицами по-другому. А частные лица смогут по-другому вести свои дела. Они смогут делать покупки, оплачивать счета, перечислять деньги, покупать акции, получать новые водительские права с помощью электронных устройств и сетей.

Эти новые методы ведения бизнеса, при которых бизнес-процессы осуществляются в электронном виде, Лу Герстнер и фирма IBM и предложили называть «электронным бизнесом» (см. [68]). То есть, электронный бизнес это не какой-то новый или отдельный вид бизнеса. И это не обязательно бизнес в сфере электроники, телекоммуникаций или Интернета. Электронный бизнес — это метод ведения бизнеса, при котором бизнес-процессы (внутренние и/или внешние), обмен бизнес-информацией и обработка бизнес-информации, осуществляются и автоматизируются с помощью электронных (информационных) систем. Примерно такое определение электронного бизнеса приняли и ведущие международные организации: OECD [41], UNCTAD [49] и др. Иногда ещё добавляют, что электронный бизнес должен автоматизировать бизнес-процессы и взаимодействия, то есть, выходить за рамки обработки данных на отдельных изолированных компьютерах [49].

Электронная коммерция. Важной разновидностью электронного бизнеса является электронная коммерция (e-Commerce). Как правило, под электронной коммерцией понимают операции по продаже или покупке товаров и услуг между коммерческими организациями, частными лицами, правительственными и иными организациями, осуществляемые с помощью электронных компьютерных устройств и сетей [41]. То есть, заказ товаров и услуг, согласование условий их продажи, осуществляются с помощью электронных устройств и сетей. А доставка товаров, оказание услуг, оплата товаров и услуг могут осуществляться как с помощью электронных компьютерных сетей, так и без их помощи.

Видами электронной коммерции  являются, например, электронная торговля (e-trade), электронные закупки (e-procurement), электронные банковские услуги (e-banking), электронные страховые услуги (e-insurance).

Мобильная коммерция — это вид электронной коммерции, осуществляемый с помощью мобильных устройств, таких как мобильные телефоны, наладонные компьютеры и коммуникаторы, и мобильных сетей связи. Широкое распространение этих устройств в последнее время сделало мобильную коммерцию весьма существенной частью электронной коммерции.

2. Электронный бизнес в современном мире

Распространение электронного бизнеса. С того момента, как глава фирмы IBM сделал предсказание о грядущем наступлении эры электронного бизнеса, прошло 15 лет. И мы можем сказать, что его предсказание, несомненно, оправдалось. Всё большая часть бизнес-процессов выполняется с помощью компьютеров, в электронной форме. В США, по последним данным их статистического бюро [38], в 2008 году уже 39,2% продаж продукции промышленности осуществлялось с помощью электронной торговли. В розничном секторе доля электронной торговли, конечно, скромнее: розничному покупателю часто требуется самому посмотреть, пощупать, примерить, или сразу же употребить товар. Но и там доля электронной торговли заметна: в 4 квартале 2010 года она составила 4,2% от общего объёма розничных продаж [51]. При этом обе эти доли за последние 5 лет удвоились! В подавляющем большинстве крупных и средних компаний большинство внутрифирменных бизнес-процессов осуществляется в электронном виде.

В России официальной статистики на сей счёт нет, но данные независимых исследований (напр., [35]) показывают, что электронный бизнес имеет в несколько раз меньшее распространение, чем в США, и доля электронной торговли в общем объёме розничных продаж составляет около 1,5%, а в секторе государственных закупок около 5%. Но эти показатели также быстро растут.

Программы поддержки электронного бизнеса. Внедрение электронного бизнеса правительствами многих развитых стран рассматривается как способ увеличения эффективности и конкурентоспособности экономики. Поэтому оно пользуется определённой государственной поддержкой. Программы поддержки внедрения электронного бизнеса имелись и имеются в США, Канаде, Японии, Австралии, в Европейском союзе в целом и в отдельных его странах. В этих странах развитие электронного бизнеса отслеживается правительственными и статистическими органами. Часто развитие электронного бизнеса стимулируется административными мерами. Например, во многих странах Европейского союза правительственные закупки осуществляются в основном на электронных торгах, а все коммерческие фирмы обязаны иметь интернет-сайты, содержащие обязательный набор сведений о фирме. Программы поддержки внедрения электронного бизнеса имеются и в России.

Электронный бизнес и образование. Важность электронного бизнеса осознана и образовательными учреждениями. В высших учебных заведениях США, Японии, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Швеции, Австралии и многих других стран подготавливаются специалисты (бакалавры, магистры, доктора) в области электронного бизнеса. Есть программы по подготовке таких специалистов и в России, например, в ВШЭ, АНХ, МЭСИ, РЭА им. Г.В.Плеханова и других вузах.

Инфраструктура электронного бизнеса. Любые преобразования в жизни и бизнесе возникают тогда, когда они востребованы и для них возникли предпосылки их осуществления. Первые шаги по внедрению электронного бизнеса были сделаны ещё в 1960-е годы — тогда фирма IBM начала создавать первые электронные системы заказа авиабилетов. Но массовым и повсеместным переход к электронным способам ведения бизнеса произошёл лишь с 1990-х — 2000-х годов. Среди факторов, сделавших широкое развитие электронного бизнеса возможным, востребованным и экономически оправданным, следует отменить:

  • относительную дешевизну, огромные возможности и повсеместное распространение компьютеров. В России, по данным ФОМ, примерно 40% семей имеют персональные компьютеры, а в развитых странах эта цифра достигает более чем 60-75%. А в бизнес-среде практически все рабочие места, связанные с обработкой значительных объёмов информации, оснащаются компьютерами или специализированными компьютерными устройствами.
  • широкое распространение сетей связи и сетевого оборудования, сделавших возможной, лёгкой, удобной и недорогой передачу больших объемов информации между компьютерами. Сейчас практически во всех организациях компьютеры объединены в компьютерные локальные сети.
  • появление глобальной компьютерной сети Интернет, к которой подсоединены более половины всех компьютеров в мире. С помощью этой сети можно в доли секунды связаться практически с любым уголком земного шара, и получить или передать нужную информацию.
  • наличие индустрии программного обеспечения, предлагающей как типовые решения для автоматизации различных видов бизнеса и бизнес-процессов, так и доработку типовых решений под нужды конкретных организаций и отраслей;
  • наличие компьютеров и навыков работы с компьютерами у значительной части населения, а также подключение значительной части этих компьютеров к глобальной компьютерной сети Интернет;
  • распространение систем электронных платежей, в том числе с помощью систем электронного банковских услуг (систем типа Банк-Клиент), банковских карточек (системы Visa, MasterCard, и др.), с помощью специальных систем «электронных денег» (PayPal, Яндекс.Деньги) и др. Это позволяет как бизнес-пользователям, так и частным лицам, сразу оплачивать необходимые им товары и услуги, что очень удобно. Пользователь может найти и приобрести интересующий его товар, не выходя из дома или со своего рабочего места, в любое время суток, за считанные минуты и без очереди.

Ключевые факторы, которые  влияют на развитие электронного бизнеса можно разбить на 4 группы:

  1. Технологические факторы: наличие и качество телекоммуникационной инфраструктуры, поддерживаемые телекоммуникационные услуги, обеспечиваемая скорость передачи компьютерных данных, и т.п.
  2. Политические факторы: правительственные стимулы и программы по поддержке электронного бизнеса и развитию новых технологий, законодательные стимулы и ограничения (признание или непризнание электронных документов и электронной подписи, разрешение или запрещение средств криптографии, и т.п.), степень использования электронных технологий в взаимоотношениях правительства с населением и бизнес-структурами.
  3. Социальные факторы: уровень образования и компьютерные навыки населения, доля пользователей компьютеров и интернета в населении, готовность к принятию или отторжение новых технологий, наличие квалифицированных специалистов в области информационных технологий и электронного бизнеса.
  4. Экономические факторы: уровень благосостояния населения, средний доход, цены на оборудование, программное обеспечение и на телекоммуникационные услуги, степень развития банковских систем и электронных платежей.

Ключевые мотивы перехода к электронному бизнесу. По результатам обследований, которые неоднократно проводились в разных странах (см. [60], [25], [56], [47], [37], [83]), бизнесмены, граждане (потребители) и государственные деятели чаще всего упоминают следующие мотивы своих решений по использованию или поддержке электронного бизнеса.

Для бизнеса электронный бизнес имеет следующие преимущества:

  • увеличение скорости бизнес-процессов, в частности, скорости осуществления продаж, закупок и внутренних бизнес-процессов;
  • сокращение издержек — проведение бизнес-транзакций в электронном виде намного дешевле ручной обработки, часто позволяет сократить расходы на создание рабочих мест и помещения; убыстрение закупок и продаж сокращает потребность в складских запасах; реклама в Интернете часто дешевле традиционной; распространение документов и отчётов в электронном виде обходится намного дешевле, чем в печатном виде, и т.д.;
  • улучшение взаимодействия с персоналом — обмен информацией с помощью электронных средств (например, электронных писем) более чёток и формализован, что уменьшает ошибки и недопонимания. Кроме того, персонал разгружается от рутинной работы по обработке информации, и может уделить больше внимания и сил существу дела, содержанию бизнес-процесса;
  • соответствие требованиям потребителей — многие потребители ожидают наличия электронных услуг. Например, если банк не позволяет выполнять банковские операции через Интернет, то многие пользователи сменят банк;
  • постоянная открытость и глобальность бизнеса — при наличии интернет-сайта пользователи могут знакомиться с фирмой и её продукцией, а при наличии интернет-магазина — и покупать её, круглосуточно, 7 дней в неделю и 365 дней в году, из любого уголка земного шара;
  • возможность расширения диапазона и качества предоставляемых услуг;
  • возможность увеличения объема продаж, привлечения новых потребителей;
  • возможность персонализации — данные об операциях посетителей интернет-магазина, владельца дисконтной карты, и т.д., собираются и хранятся, что позволяет знать предпочтения пользователя, предлагать ему интересующие его товары и услуги, получать персональные отзывы потребителей, проводить маркетинговый анализ.

Для потребителей электронный бизнес имеет следующие преимущества:

  • широкий выбор товаров и услуг, возможность выбрать более дешёвые или более подходящие товары и услуги;
  • повсеместная доступность — можно выбрать товары и услуги из другого города, другой страны, предложить свои услуги десяткам работодателей, и т.д.;
  • экономия времени;
  • возможность социализации — с помощью электронного бизнеса могут приобретать товары и услуги, а также работать, те люди, которым с помощью обычных средств это невозможно или неудобно: инвалиды, престарелые, женщины, занятые уходом за детьми, и т. д.

Для общества развитие электронного бизнеса имеет следующие преимущества:

  • повышение эффективности и конкурентоспособности бизнеса, государственного управления, национальной экономики в целом, как следствие — повышение уровня жизни населения;
  • повышение качества жизни за счёт расширения набора и повышения качества предоставляемых услуг, расширения возможностей людей, экономии времени;
  • возможность социализации и участия в трудовой деятельности многих групп населения (см. выше);
  • уменьшение загрязнения окружающей среды и транспортных издержек.

3. Виды и направления электронного  бизнеса

3.1. Основные виды электронного бизнеса

При рассмотрении электронного бизнеса  его можно различным образом  разделять на виды и направления. Чаще всего выделяют такие виды электронного бизнеса:

  1. Электронные внутрифирменные бизнес-процессы, например:
  • управление ресурсами предприятия (финансами, материальными ценностями, производством, транспортом, и т.п.),
  • управление документооборотом и хранением документов,
  • кадровый учёт и работа с персоналом,
  • автоматизация взаимоотношений с клиентами.
  1. Электронные коммуникации, например:
  • телекоммуникационные услуги,
  • услуги голосовой почты, интернет-телефонии, видео-конференций, и т.п.
  • услуги по хостингу интернет-сайтов, и т.п.

Информация о работе Электронный бизнес: особенности организации и направления деятельности