Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 19:56, курсовая работа
Что такое электронный бизнес (e-Business), электронная коммерция (e-Commerce)? На этот счёт существуют самые разные мнении. Даже в учебниках и словарях даются существенно различные определения ([59, 60, 30]. Поэтому нам в этой работе необходимо сначала дать определения основных понятий. Как говорил Конфуций, «следует начать с исправления имён». Так займёмся же этим, чтобы дальнейшее изложение было ясно и не запутанно.
Что такое «электронный бизнес»
Введение 1
1. Основные понятия 1
2. Электронный бизнес в современном мире 4
3. Виды и направления электронного бизнеса 9
4. Особенности организации электронного бизнеса 16
Заключение 25
Список использованной литературы 36
Курсовая работа
Электронный бизнес: особенности организации
и направления деятельности
Москва
2011 г.
План (содержание) работы
Введение 1
1. Основные понятия 1
2. Электронный бизнес в современном мире 4
3. Виды и направления электронного бизнеса 9
4. Особенности
организации электронного
Заключение 25
Список использованной литературы 36
Введение
Одним из важнейших тенденций
1. Основные понятия
Что такое электронный бизнес (e-Business), электронная коммерция (e-Commerce)? На этот счёт существуют самые разные мнении. Даже в учебниках и словарях даются существенно различные определения ([59, 60, 30]. Поэтому нам в этой работе необходимо сначала дать определения основных понятий. Как говорил Конфуций, «следует начать с исправления имён». Так займёмся же этим, чтобы дальнейшее изложение было ясно и не запутанно.
Что такое «электронный бизнес». Понятие «электронный бизнес» в широкое употребление ввёл, по-видимому, в 1996 году Лу Герстнер, глава фирмы IBM, крупнейшей транснациональной корпорации в области информационных технологий. Стратегическое видение фирмы IBM состояло в том, что важнейшей тенденцией развития общества станет всё большее использование для взаимодействия людей электронных устройств и средств связи. Люди будут всё больше общаться, развлекаться, учиться и работать с помощью электронных средств: компьютеров и других электронных устройств, и компьютерных сетей обмена информацией, прежде всего, сети Интернет. А потому и в деловой сфере важнейшей тенденцией будет перенос многих бизнес-процессов в электронную среду. По прогнозу фирмы IBM, все существующие организации — банки, больницы, университеты, магазины, правительственные учреждения, — должны будут изменить свои методы работы, чтобы преобразовать многие физические бизнес-процессы в цифровые, чтобы присоединить эти организации к электронной сети. После этого организации смогут взаимодействовать между собой и с частными лицами по-другому. А частные лица смогут по-другому вести свои дела. Они смогут делать покупки, оплачивать счета, перечислять деньги, покупать акции, получать новые водительские права с помощью электронных устройств и сетей.
Эти новые методы ведения бизнеса, при которых бизнес-процессы осуществляются в электронном виде, Лу Герстнер и фирма IBM и предложили называть «электронным бизнесом» (см. [68]). То есть, электронный бизнес это не какой-то новый или отдельный вид бизнеса. И это не обязательно бизнес в сфере электроники, телекоммуникаций или Интернета. Электронный бизнес — это метод ведения бизнеса, при котором бизнес-процессы (внутренние и/или внешние), обмен бизнес-информацией и обработка бизнес-информации, осуществляются и автоматизируются с помощью электронных (информационных) систем. Примерно такое определение электронного бизнеса приняли и ведущие международные организации: OECD [41], UNCTAD [49] и др. Иногда ещё добавляют, что электронный бизнес должен автоматизировать бизнес-процессы и взаимодействия, то есть, выходить за рамки обработки данных на отдельных изолированных компьютерах [49].
Электронная коммерция. Важной разновидностью электронного бизнеса является электронная коммерция (e-Commerce). Как правило, под электронной коммерцией понимают операции по продаже или покупке товаров и услуг между коммерческими организациями, частными лицами, правительственными и иными организациями, осуществляемые с помощью электронных компьютерных устройств и сетей [41]. То есть, заказ товаров и услуг, согласование условий их продажи, осуществляются с помощью электронных устройств и сетей. А доставка товаров, оказание услуг, оплата товаров и услуг могут осуществляться как с помощью электронных компьютерных сетей, так и без их помощи.
Видами электронной коммерции являются, например, электронная торговля (e-trade), электронные закупки (e-procurement), электронные банковские услуги (e-banking), электронные страховые услуги (e-insurance).
Мобильная коммерция — это вид электронной коммерции, осуществляемый с помощью мобильных устройств, таких как мобильные телефоны, наладонные компьютеры и коммуникаторы, и мобильных сетей связи. Широкое распространение этих устройств в последнее время сделало мобильную коммерцию весьма существенной частью электронной коммерции.
2. Электронный бизнес в современном мире
Распространение электронного бизнеса. С того момента, как глава фирмы IBM сделал предсказание о грядущем наступлении эры электронного бизнеса, прошло 15 лет. И мы можем сказать, что его предсказание, несомненно, оправдалось. Всё большая часть бизнес-процессов выполняется с помощью компьютеров, в электронной форме. В США, по последним данным их статистического бюро [38], в 2008 году уже 39,2% продаж продукции промышленности осуществлялось с помощью электронной торговли. В розничном секторе доля электронной торговли, конечно, скромнее: розничному покупателю часто требуется самому посмотреть, пощупать, примерить, или сразу же употребить товар. Но и там доля электронной торговли заметна: в 4 квартале 2010 года она составила 4,2% от общего объёма розничных продаж [51]. При этом обе эти доли за последние 5 лет удвоились! В подавляющем большинстве крупных и средних компаний большинство внутрифирменных бизнес-процессов осуществляется в электронном виде.
В России официальной статистики на сей счёт нет, но данные независимых исследований (напр., [35]) показывают, что электронный бизнес имеет в несколько раз меньшее распространение, чем в США, и доля электронной торговли в общем объёме розничных продаж составляет около 1,5%, а в секторе государственных закупок около 5%. Но эти показатели также быстро растут.
Программы поддержки электронного бизнеса. Внедрение электронного бизнеса правительствами многих развитых стран рассматривается как способ увеличения эффективности и конкурентоспособности экономики. Поэтому оно пользуется определённой государственной поддержкой. Программы поддержки внедрения электронного бизнеса имелись и имеются в США, Канаде, Японии, Австралии, в Европейском союзе в целом и в отдельных его странах. В этих странах развитие электронного бизнеса отслеживается правительственными и статистическими органами. Часто развитие электронного бизнеса стимулируется административными мерами. Например, во многих странах Европейского союза правительственные закупки осуществляются в основном на электронных торгах, а все коммерческие фирмы обязаны иметь интернет-сайты, содержащие обязательный набор сведений о фирме. Программы поддержки внедрения электронного бизнеса имеются и в России.
Электронный бизнес и образование. Важность электронного бизнеса осознана и образовательными учреждениями. В высших учебных заведениях США, Японии, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Швеции, Австралии и многих других стран подготавливаются специалисты (бакалавры, магистры, доктора) в области электронного бизнеса. Есть программы по подготовке таких специалистов и в России, например, в ВШЭ, АНХ, МЭСИ, РЭА им. Г.В.Плеханова и других вузах.
Инфраструктура электронного бизнеса. Любые преобразования в жизни и бизнесе возникают тогда, когда они востребованы и для них возникли предпосылки их осуществления. Первые шаги по внедрению электронного бизнеса были сделаны ещё в 1960-е годы — тогда фирма IBM начала создавать первые электронные системы заказа авиабилетов. Но массовым и повсеместным переход к электронным способам ведения бизнеса произошёл лишь с 1990-х — 2000-х годов. Среди факторов, сделавших широкое развитие электронного бизнеса возможным, востребованным и экономически оправданным, следует отменить:
Ключевые факторы, которые влияют на развитие электронного бизнеса можно разбить на 4 группы:
Ключевые мотивы перехода к электронному бизнесу. По результатам обследований, которые неоднократно проводились в разных странах (см. [60], [25], [56], [47], [37], [83]), бизнесмены, граждане (потребители) и государственные деятели чаще всего упоминают следующие мотивы своих решений по использованию или поддержке электронного бизнеса.
Для бизнеса электронный бизнес имеет следующие преимущества:
Для потребителей электронный бизнес имеет следующие преимущества:
Для общества развитие электронного бизнеса имеет следующие преимущества:
3. Виды и направления
3.1.
Основные виды электронного
При рассмотрении электронного бизнеса его можно различным образом разделять на виды и направления. Чаще всего выделяют такие виды электронного бизнеса:
Информация о работе Электронный бизнес: особенности организации и направления деятельности