Формирование кредитных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Коммерческие банки – это кредитные учреждения, осуществляющие универсальные банковские операции для предприятий всех форм собственности и всех отраслей [9]. Им предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, осуществлять кассовое обслуживание клиентов, покупать и продавать ценные бумаги, осуществлять межбанковское обслуживание и кредитование и другие банковские операции.
В современной экономической литературе коммерческие банки рассматриваются в трех аспектах, как хранилища денежных средств; как посредники совершения денежных операций; как органы управления экономикой, генерирующие банковское рыночное пространство.

Оглавление

Введение
1. Кредитная деятельность коммерческого банка
1.1.Нормативное регулирование кредитной деятельности банка
1.2.Теоретические аспекты кредитной деятельности банка
2.Формирование кредитных ресурсов коммерческого банка
2.1.Функции кредитных ресурсов коммерческого банка
2.2.Регулирование кредитных ресурсов коммерческого банка
3. Направление использования кредитных ресурсов коммерческого банка.
3.1. Роль кредитных ресурсов коммерческого банка
3.2. Виды кредитных ресурсов коммерческого банка
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

• структура кредитных ресурсов (чем выше доля привлеченных ресурсов, тем выше процентные ставки по кредитам, и наоборот);

• структура кредитного портфеля;

• кредитоспособность заемщика;

• наличие и ликвидность обеспечения кредитов;

• целевое использование кредита;

• обороты по счетам клиентов;

• длительность деловых отношений с клиентом;

• кредитная история заемщика;

• уровень расходов на содержание аппарата управления;

• срок и сумма предоставления кредита;

Плата за пользование кредитом складывается из двух компонентов: банковских издержек и нормы прибыли.

Банковские издержки включают расходы:

• на привлечение ресурсов — (Рпр) это оплата процентов за привлеченные вклады населения, депозиты предприятий, межбанковские кредиты и др ;

• на обеспечение деятельности коммерческого банка (заработная плата сотрудников с отчислениями, командировочные, представительские, почтовые, телефонные, телеграфные расходы, расходы на охрану, инкассацию, рекламу и прочие расходы, необходимые для обеспечения деятельности банка). Расходы на обеспечение деятельности банка называются достаточной маржей и рассчитываются по формуле:

Мд = (Ро - Рпр - Дпр)/Ад х 100,                                                           (1.4)

где Мд — достаточная маржа;

Ро — совокупные расходы банка;

3Рпр — процентные расходы;

Дпр — доходы банка, полученные от прочей деятельности (непроцентные);

Ад — активы, приносящие доход.

Норма прибыли показывает уровень необходимой доходности активных операций. Она рассчитывается исходя из сложившихся в предыдущий период результатов деятельности банка по формуле:

Пн = Пп/Ад х 100,                                                                                   (1.5)

где Пн — норма прибыли банка,

Пп — прибыль, полученная банком в предшествующем расчетном периоде Норма прибыли может быть и заданной, прогнозируемой величиной, достичь которую необходимо банку в соответствии со стратегическим планом развития.Таким образом, цена банковского кредита может быть рассчитана по следующей формуле:

Цбк = Рпр + Мд + Пн                                                                            (1.6)

При определении процентных ставок по кредитам банки ориентируются на уровень ставок, который бы, с одной стороны, не вынудил заемщика отказаться от сделки; с другой, позволил бы банку не только возместить свои издержки, но и получить прибыль, желательно не ниже средней. То есть здесь уже включаются рыночные механизмы формирования цены банковского кредита.

3.2. Виды кредитных ресурсов коммерческого банка

 

Кредитная деятельность - один из важнейших, констатирующих само понятие банка признаков. Уровень организации кредитного процесса - едва ли не лучший показатель всей во­обще работы банка и качества его менеджмента.

Что конкретно следует относить к кредитным операциям банков?

Размещение денег, в той или иной мере отвечающее ранее названным базовым признакам кредита, может осуществлять­ся в разных формах. Помимо классического варианта кредито­вания, когда заемщику выдается известная сумма денег (налич­ными или безналичными) в соответствии с кредитным догово­ром и ожидается, что последний вернет свой долг также деньгами, т.е. варианта, единственно отвечающего всем необходимым признакам кредита, к таким формам, которые с определенной долей условности можно приравнять к кредитам, следует от­нести следующие операции:

выдача банком либо собственных простых векселей (обя­зательство выплатить указанную в нем сумму предъявителю такого векселя, т.е. обязательство выдать кредит с рассрочкой перевода денег) и прием обратно таких векселей по номиналу (исполнение указанного обязательства, т.е. выдача денег с удер­жанием дисконта предъявителю векселя, которым может быть и третье лицо), либо акцептование переводных векселей (пре­доставление банком своим клиентам права выставлять на него такие векселя на определенную сумму и исполнение таких обя­зательств);

покупка (учет) банком векселей заемщиков или третьих лиц (как, например, в случае форфейтинговых операций) с при­обретением права денежных требований к лицам, обязанным по таким векселям;

покупка (учет) банком у клиентов счетов-фактур их дол­жников с приобретением права денежных требований к после­дним (операции факторинга);

выставление банком по поручениям клиентов за свой счет покрытых (депонированных) аккредитивов либо непокрытых (гарантированных) аккредитивов;

покупка банком у клиентов активов с обязательством последних обратного выкупа таких активов;

Содержание кредитных операций.

Банковское кредитование как рабочий процесс, т.е. как оп­ределенные действия участников банковских кредитных опе­раций, прежде всего, банковских работников, - это совокупность отношений между банком как кредитором и его заемщиком по поводу:

предоставления заемщику определенной суммы денег для целевого (как правило) использования;

их своевременного возврата;

получения от заемщика платы за пользование предос­тавленными в его распоряжение средствами.

Фундаментальной основой кредитного отношения, его не­обходимым элементом можно полагать доверие между заемщи­ком и кредитором. Первый должен верить, что банк вовремя предоставит кредит в необходи­мом размере и на нормальных условиях, а второй должен быть уверен, что заемщик правильно использует кредит, в срок и с уплатой причитающихся процентов возвратит (сможет и захо­чет возвратить) ранее полученную сумму. Вместе с тем в дан­ных отношениях следует четко придерживаться известного принципа: доверяй, но жестко проверяй. В любом случае ясно, что доверие - это такой фактор кредитных отношений, в силу которого они не могут полностью базироваться на каких-либо формальных процедурах проверки.

Банковский кредит может быть выдан заемщику (юриди­ческому или физическому лицу) под разнообразные цели, са­мыми распространенными из которых являются:

увеличение (пополнение) оборотного капитала хозяй­ствующей организации, что может означать, например, финан­сирование ее сезонных потребностей, временно возросшего ко­личества товарно-материальных ценностей, уплаты налогов, помощь в покрытии неординарных (крупных) издержек и т.д. Во всех этих и подобных случаях говорят о кредитовании крат­косрочном;

финансирование производственных затрат, включая ре­ализацию инвестиционных проектов (например, проекта расши­рения, реконструкции или модернизации предприятия), т.е. в целом - увеличение капитала. В таком случае говорят о сред­не- или долгосрочном производственном (инвестиционном) кре­дитовании;

потребительские цели отдельного физического лица (приобретение или ремонт жилья, получение образования и т.д.), удовлетворяемые с помощью потребительского (личного) кредита .

До начала кризиса (в январе 2008 года) объём выданных в стране кредитов населению составлял 2,7 триллиона рублей. Из этой суммы, на покупку жилья и ипотечные кредиты приходилось 730 миллиардов рублей, или 27,2% от всех выданных населению кредитов. Объём кредитов на покупку автомобиля составлял 446 миллиардов рублей, или 16,6% от общей задолженности по кредитам физическим лицам. Оставшиеся 1,4 триллиона рублей или 52,4% от всех выданных кредитов приходились на потребительские кредиты. При этом, резервы на возможные потери от жилищного кредитования составляли 11,1 миллиард рублей или 8,1% от общего объёма сформированных резервов, и покрывали 1,5% от выданных жилищных кредитов. Резервы на возможные потери от автокредитования составляли 17,8 миллиард рублей или 13,2% от всех сформированных резервов, и покрывали 4% от выданных автомобильных кредитов. Резервы на возможные потери от потребительского кредитования составляли 89 миллиардов рублей или 65,7% от общего объёма сформированных резервов, и покрывали 6,3% от выданных населению потребительских кредитов.

        В январе 2009 года объём выданных в стране кредитов населению достиг 3,7 триллиона рублей. Из этой суммы, на покупку жилья и ипотечные кредиты приходилось 1,24 триллиона рублей, или 33,5% от всех выданных населению кредитов. Объём портфеля кредитов на покупку автомобилей составлял 637 миллиардов рублей, или 17,3% от общей задолженности по кредитам физическим лицам. Оставшиеся 1,8 триллиона рублей или 48,5% от всех выданных кредитов приходились на потребительские кредиты. При этом, резервы на возможные потери от жилищного кредитования составляли 27,5 миллиардов рублей или 13,7% от общего объёма сформированных резервов, и покрывали 2,2% от выданных жилищных кредитов. Резервы на возможные потери от автокредитования составляли 31,3 миллиард рублей или 15,7% от всех сформированных резервов, и покрывали 4,9% от выданных автомобильных кредитов. Резервы на возможные потери от потребительского кредитования составляли 140 миллиардов рублей или 69,7% от общего объёма сформированных резервов, и покрывали 7,8% от выданных населению потребительских кредитов.

В январе 2010 года объём выданных в стране кредитов населению составлял 3,3 триллиона рублей. Из этой суммы, на покупку жилья и ипотечные кредиты приходилось 1,39 триллиона рублей, или 34,9% от всех выданных населению кредитов. Объём портфеля на покупку автомобилей составлял 509 миллиардов рублей, или 15,6% от общей задолженности по кредитам физическим лицам. Оставшиеся 1,6 триллиона рублей или 48,8% от всех выданных населению кредитов приходились на потребительские кредиты. При этом, резервы на возможные потери от жилищного кредитования составляли 50,4 миллиардов рублей или 17,2% от общего объёма сформированных резервов, и покрывали 4,4% от выданных жилищных кредитов. Резервы на возможные потери от автокредитования составляли 43,6 миллиардов рублей или 14,9% от всех сформированных резервов, и покрывали 8,6% от выданных автомобильных кредитов. Резервы на возможные потери от потребительского кредитования составляли 196 миллиардов рублей или 66,9% от общего объёма сформированных резервов, и покрывали 12,3% от выданных населению потребительских кредитов.

Из представленной статистики видно, что, в целом, рост рынка кредитования населения прекратился, объём выданных населению кредитов несколько сократился. Так, например, на 20% сократился объём автокредитования, на 10% сократился объём потребительского кредитования. Вместе с тем, резервы на возможные потри по автокредитам возросли почти в 1,5 раза. Резервы по потребительским кредитам выросли на 35%, резервы по жилищным кредитам возросли почти в 2 раза. В тоже время, объём просроченной задолженности по жилищным кредитам в начале 2010 года составляет 35,5 миллиарда рублей, и по сравнению с 2009 годом возрос почти в 3 раза. Уровень просрочки по потребительским кредитам в начале этого года составляет 206 миллиардов рублей, и вырос на четверть по сравнению с началом 2009 года, когда он составлял 165 миллиардов рублей.

        Для снижения риска и увеличения доходов коммерческие банки проводят диверсификацию активных операций, т. е. распределяют активы между операциями различных видов и объектами вложений. Банки как ведущие институты современной кредитной системы активно занимаются инвестиционной деятельностью.

Для большинства стран с развитой рыночной экономикой характерно разделение функций между финансово-кредитными институтами в инвестиционной сфере. Наряду с инвестиционными банками, занимающимися организацией долгосрочного кредитования под инвестиционные проекты, имеется и другой тип инвестиционных банков, осуществляющих операции исключительно с ценными бумагами на финансовом рынке. Именно второй тип операций получил название банковских инвестиций.

В международной банковской практике инвестиции — это вложение банком средств в ценные бумаги с целью обеспечения притока средств на протяжении продолжительного времени. Инициатором таких сделок выступают клиенты.

Интерес банка заключается в том, что обеспечиваются долгосрочное сохранение средств банка, их диверсификация, доходность и ликвидность      Для российских банков нехарактерно такое разделение функций. С точки зрения возможностей осуществления инвестиционных операций они могут быть универсальными. Кроме того, в условиях глубокого экономического спада на кредитные ресурсы возлагаются особые надежды как на наиболее рациональный и эффективный источник инвестиционных ресурсов, необходимых для осуществления экономического роста в стране. Понятия «инвестиция» и «ссуда» различны.

Ссуда предполагает использование средств относительно непродолжительный промежуток времени на условиях возвратности суммы с процентами или ее эквивалента. Инвестирование же означает вложение средств на длительный период до момента, когда в результате окупаемости инвестируемого объекта деньги вернутся к владельцу.

Инвестирование представляется более обезличенным процессом, в то время как выдача банком ссуды клиенту связана с непосредственными отношениями между кредитором и заемщиком. Кроме того, банк может выступать единственным кредитором, а в качестве инвестора он часто оказывается одним из многих.

Наряду с этим именно неопределенность и непредсказуемость ссудной деятельности банка являются факторами, стимулирующими его инвестиционную деятельность. При этом решаются вопросы ликвидности, надежности, доходности и диверсификации.

С точки зрения масштабов и приносимого дохода инвестиции коммерческих банков, например в США, составляют одну четвертую часть активов банков. В российской практике инвестиции — более широкое понятие, подразумевающее долгосрочное вложение средств в промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли экономики. Это ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности, в результате которой образуется прибыль или социальный эффект.

В экономической литературе содержание инвестиций определяется как долговременные вложения материальных и денежных средств в сферу предпринимательского бизнеса внутри страны и за ее пределами в целях получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта. Состав элементов инвестиций разнообразен и состоит из трех больших групп:

материальные вложения (включают движимое и недвижимое имущество, землю и другие природные ресурсы, материальные затраты на развитие личного фактора производства);

денежные вложения (содержат деньги, депозиты, паи, акции, облигации и другие ценные бумаги долгосрочного характера);

имущественные права в связи с авторским правом (предполагают интеллектуальные права и лицензии на товарные знаки).

Информация о работе Формирование кредитных средств