Финансовые ресурсы предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить и раскрыть организацию финансовых ресурсов предприятия. Объект исследования - ООО «Вита-чай». Предмет исследования - финансовые ресурсы предприятия.

Оглавление

Введение
1. Сущность финансовых ресурсов предприятия
1.1 Финансовые ресурсы, значение, сущность
1.2 Источники финансовых ресурсов и их классификация
1.3. Факторы, влияющие на организацию финансовой деятельности предприятия
1.4. Финансовая деятельность малого предприятия
1.5. Финансовая система малого предприятия
1.6. Управление финансовыми ресурсами

Файлы: 1 файл

Курсовая 4 курс.doc

— 800.50 Кб (Скачать)

К целям, поставленным Правительством Российской Федерации на первом этапе  инновационного развития (2012 – 2015 гг.) относятся:

1) создание не менее  500 бизнес-инкубаторов;

2) наличие в каждом  субъекте РФ:

гарантийного фонда  объемом не менее 100 млн. рублей;

муниципальной инфраструктуры микрофинансирования;

фонда прямых инвестиций в средние компании (с количеством  занятых до 250 человек).

Инструментом Правительства Российской Федерации для создания указанных механизмов поддержки выступит субсидирование региональных программ поддержки малого предпринимательства.

Вместе с тем, необходимо учитывать то, что в настоящее  время мировая экономика испытывает воздействие глубокого финансового и циклического кризиса. Наряду с большинством развитых экономик влияние кризиса ощущают и развивающиеся страны. В долгосрочной перспективе вероятно восстановление роста мировой экономики, но по сравнению с докризисным периодом ее динамика будет более подвержена циклическим колебаниям18.

1.5. Финансовая система малого предприятия

 

Финансовые ресурсы малого предприятия - это денежные доходы, накопления и поступления, которые находятся в распоряжении предприятия. Они предназначены для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, банками, страховыми и другими организациями. Кроме того, финансовые ресурсы служат для осуществления затрат по расширенному воспроизводству, а также используются для экономического стимулирования работников предприятия. Они являются также материальными носителями финансовых отношений и используются в фондовой и нефондовой формах.

Финансовая система малого предприятия  состоит из двух систем - управляющей  и управляемой19.

Управляющая система представляет собой финансовую службу или финансового специалиста, который с помощью механизмов и инструментов финансового менеджмента, а также современных технических средств воздействует на управляемую систему.

Современная управляющая система  должна работать на информационных потоках, а для эффективного построения управляющей системы необходимо иметь широкий круг информации как внутренней, так и внешней. У малого предприятия ресурсы по приобретению информации малы, но все-таки для эффективного управления этим не стоит пренебрегать, а поэтому следует и использовать все возможные варианты получения необходимой информации.

Под управляемой системой понимается совокупность финансовых ресурсов, их оборот и воспроизводство, а также  отношения, возникающие в результате этих процессов. Большая часть времени и усилий в управляемой системе малого предприятия отдается управлению денежными оборотами (см. рис. 1)20.

Рис. 1. Механизм финансового менеджмента малого предприятия

 

Первое, с чего необходимо начать, внедряя финансовое управление на малом предприятии, - это провести углубленный финансовый анализ. Финансовый анализ должен основываться на данных, полученных по результатам финансового (бухгалтерского) учета21.

При проведении финансового  анализа могут возникнуть проблемы организационного характера - бухгалтерский  учет и состав отчетности некоторых  малых предприятий отличается от бухгалтерского учета и состава  отчетности средних и крупных предприятий. Поэтому финансовому специалисту необходимо суметь провести финансовый анализ на основании имеющихся данных, а для этого может потребоваться ряд корректировок.

Для детального анализа  будет недостаточно отчетности предприятия, здесь необходимо получить как можно больше информации из бухгалтерского учета и по возможности из управленческого учета.

Финансовый анализ осуществляют с использованием следующих методов: вертикальный и горизонтальный анализ, коэффициентный анализ, факторный анализ, сравнительный анализ. На данном этапе необходимо определить структуру и динамику показателей, оценить рентабельность, ликвидность и платежеспособность, а также показатели оборачиваемости (деловой активности).

В отличие от крупных  предприятий в малом бизнесе показатели разнятся. Так, например, значение показателя ликвидности обычно меньше, а оборачиваемости - больше, поскольку в связи с малой численностью и высокой оборачиваемостью для малого предприятия характерны: высокая производительность труда, высокий уровень кредиторской, низкий уровень дебиторской задолженности. При этом надо учитывать, что часто полученные займы являются средствами или руководителя, или собственника бизнеса.

После получения данных финансового анализа переходят  к разработке финансовой стратегии предприятия, которая должна полностью опираться на всю стратегию фирмы. На основе финансовой стратегии организуется финансовая политика так, чтобы обеспечивалась конкурентоспособность предприятия.

После формирования стратегии и финансовой политики осуществляют финансовое планирование. Оно может быть стратегическим, тактическим и оперативным:

  • стратегическое планирование. Обычно оно осуществляется в форме бизнес-плана, в котором расписываются все аспекты коммерческого предприятия. Период составления - от одного года до трех лет. В бизнес-плане должны быть следующие разделы: маркетинговый, производственный, организационный и финансовый. Бизнес-план используется не только для привлечения кредитов и займов, но и для внутреннего контроля и управления. На малых предприятиях для внутренних целей он может быть упрощен и представлен в форме технико-экономического обоснования (ТЭО);
  • тактическое планирование реализуется в форме бюджетирования. Бюджетирование - это составление годовых бюджетов по месяцам. Базой для составления бюджета является бизнес-план. При подготовке годового бюджета формируются следующие виды бюджетов: бюджет продаж, производственный бюджет, бюджет запасов, бюджеты расходов, бюджет инвестиций, кэш-флоу, прогнозный отчет о прибылях и убытках и прогнозный баланс.

Для малого предприятия, не входящего в объединение предприятий, необязательна разбивка по центрам  финансовой ответственности (ЦФО) как  в крупных и средних предприятиях. А поэтому предприятие можно  рассматривать как единый ЦФО, например центр прибыли. Учитывая, что постановка бюджетирования - трудоемкая и дорогостоящая процедура, руководству предприятия необходимо выбрать наиболее оптимальный; 
оперативное планирование представляет собой подготовку графиков и планов по дням. Базой для оперативного планирования является бюджетирование. Оперативное планирование позволяет контролировать потоки ресурсов предприятия и большей частью именно финансовых ресурсов. Здесь готовятся графики платежей, формирования запасов и т.д.

Уже в процессе осуществления процесса планирования необходимо понять, какова будет структура активов и за счет каких источников будет финансироваться деятельность предприятия.

При формировании структуры  активов, которые делятся на внеоборотные и текущие, необходимо учитывать следующие принципы:

  • объем и структура активов формируются исходя из будущих перспектив малого предприятия;
  • объем и структура активов должны соответствовать потребностям производства и сбытовым нуждам малого предприятия; 
    состав активов должен обеспечивать желаемую эффективность работы предприятия;
  • активы должны увеличивать скорость оборота; 
    необходимо выбирать наиболее современные и прогрессивные виды активов.

Следует подчеркнуть, что  для малых предприятий наиболее характерна высокая оборачиваемость оборотных активов, что связано с мобильностью данного бизнеса, а поэтому их доля во всех активах меньше, чем у среднего или крупного предприятия такого же вида производства. Но в любом случае финансовому специалисту необходимо уделять внимание таким активам, как запасы, дебиторская задолженность и денежные средства.

В соответствии с Федеральным  законом "О бухгалтерском учете" ответственность за организацию  бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители малых предприятий.

Малое предприятие ведет  бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими  основами и правилами, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском  учете", положением о бухгалтерском  учете и отчетности в Российской Федерации, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Малому предприятию  рекомендуется вести бухгалтерский  учет с применением следующих  систем бухгалтерского учета:

  • общепринятая система бухгалтерского учета;
  • упрощенная система бухгалтерского учета;
  • кассовый метод учета, в котором можно объединить бухгалтерский и управленческий учет.

Малые предприятия, не обязанные  проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством, могут принять решение о представлении  бухгалтерской отчетности укрупненно по группам статей бухгалтерского баланса и статьям отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительную записку.

К сожалению, отсутствие этих форм в отчетности не позволяет  более детально судить о финансовом состоянии предприятия, что является недостатком в области законодательства, а привлечение в качестве обязательной отчетной формы хотя бы отчета о движении денежных средств позволило бы раскрыть большую часть информации для финансового анализа.

Финансовый контроль, во-первых, должен иметь предопределяющую фазу. На начальных этапах необходимо проводить соответствующие процедуры, которые помогут избежать ошибок, сбоев, потерь и умышленных действий. В качестве примера может выступать создание системы платежных карточек (платежных реестров), в которые вносится информация о предстоящем платеже.

Во-вторых, контроль осуществляется в форме сверки имеющихся активов  и обязательств с текущими показателями учета, он осуществляется в форме  инвентаризации и ревизионной проверка.

В-третьих, контроль должен осуществляться путем сравнения плановых показателей с фактическими. В качестве критического отклонения может быть установлено отклонение в размере 10%, но на многих предприятиях малого бизнеса это отклонение чаще всего находится на уровне 20-30%. Если выявлено отклонение больше критического, то должно быть принято решение об аналитической проверке причин отклонения от плана22.

Источниками формирования финансовых ресурсов являются собственные  средства малого предприятия и привлеченные им из разных источников.

Первоначально формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения малого предприятия, когда образуется уставный фонд. Его величина показывает размер тех основных и оборотных денежных средств, которые инвестированы в процесс производства.

В дальнейшем финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли и амортизационных отчислений. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают: выручка от реализации выбывшего имущества, различные целевые поступления, оплата содержания детей в дошкольных учреждениях, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и др.

Значительные  финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым и реконструируемым предприятиям, могут быть мобилизованы на финансовом рынке. При этом используется продажа акций, облигаций, других видов ценных бумаг, выпускаемых данным малым предприятием, а также заемные средства в виде различных кредитов.

Кроме того, малые  предприятия могут получать финансовые ресурсы в порядке перераспределения (в виде выплат страхового возмещения от страховых компаний, от ассоциаций, концернов и отраслевых структур, в которые они входят). Основные финансовые ресурсы классифицируют следующим образом:

  • образуемые за счет собственных и приравненных к ним средств. Формируются за счет доходов (прибыль от финансовых операций, прибыль от основной деятельности и другие виды доходов) и поступлений (амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества, паевые и иные взносы членов трудового коллектива);
  • мобилизуемые на финансовом рынке (продажа собственных акций и других видов ценных бумаг, кредитные инвестиции);
  • поступающие в порядке перераспределения (страховое возмещение по наступившим рискам, дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов,然бюджетные субсидии, другие виды ресурсов).

Формируемые из различных источников финансовые ресурсы дают возможность малому предприятию своевременно инвестировать средства в новое производство, обеспечивать при необходимости расширение и техническое перевооружение действующего предприятия, финансировать научные исследования, разработки и их внедрение.

Финансовое  обеспечение воспроизводственных затрат может осуществляться в трех формах: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Самофинансирование  основано на использовании собственных  финансовых ресурсов малого предприятия. При недостаточности собственных средств оно может либо сократить некоторые свои расходы, либо воспользоваться средствами, мобилизуемыми на финансовом рынке на основе операций с ценными бумагами.

Кредитование - это такой способ финансового обеспечивания воспроизводственных затрат, при котором расходы покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на началах возвратности, платности, срочности.

Информация о работе Финансовые ресурсы предприятия