Финансовые ресурсы предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить и раскрыть организацию финансовых ресурсов предприятия. Объект исследования - ООО «Вита-чай». Предмет исследования - финансовые ресурсы предприятия.

Оглавление

Введение
1. Сущность финансовых ресурсов предприятия
1.1 Финансовые ресурсы, значение, сущность
1.2 Источники финансовых ресурсов и их классификация
1.3. Факторы, влияющие на организацию финансовой деятельности предприятия
1.4. Финансовая деятельность малого предприятия
1.5. Финансовая система малого предприятия
1.6. Управление финансовыми ресурсами

Файлы: 1 файл

Курсовая 4 курс.doc

— 800.50 Кб (Скачать)

Организации и  предприятия торговли, являясь связующим  звеном между производством продукции  и ее потребление способствуют завершению кругооборота общественного продукта в товарной форме и тем самым обеспечивают его непрерывность. Спецификой торговли является сочетание операций производственного характера (сортировка, фасовка, упаковка, переработка и хранение сельскохозяйственных продуктов и др.) с операциями, связанными со сменой форм стоимости, т.е. непосредственно с реализацией продукции. Особенностью отраслевой структуры основных фондов является сочетание собственных и арендованных основных фондов. Имеются и свои особенности в составе и структуре оборотных средств, значительная часть которых вложена в запасы товарно-материальных ценностей. Все это находит свое отражение в процессе формирования финансовых ресурсов и их планировании.

1.4. Финансовая деятельность малого предприятия

 

Малое предприятие осуществляет свою деятельность во всех сферах и отраслях народного хозяйства, выполняя один или несколько видов деятельности. Однако следует иметь в виду, что отдельные виды деятельности разрешаются исключительно государственным предприятиям, а производство ряда товаров может быть осуществлено только на основании специального разрешения (лицензии). Малое предприятие обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, в распоряжении выпускаемой продукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, если иное не предусмотрено его уставом.

Малое предприятие  самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договора, заключенные самостоятельно с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, а также поставщиками сырья, материалов, необходимых для производства продукции. Договора могут заключаться и с соответствующими государственными органами.

В условиях рынка  малое предприятие реализует  свою продукцию, работы, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - по государственным ценам.

Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия в  зависимости от его организационно-правовой формы являются прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, а также кредиты и другие поступления, не противоречащие закону.

Для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций предприятие открывает расчетный и другие счета в любом банке. Банк или его отделения по месту регистрации предприятия обязаны открыть расчетный счет по требованию предприятия. Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом) в соответствии с Законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)».

Малое предприятие  может заключать на общих основаниях договоры с иностранными партнерами и открывать инвалютные счета. При  условии соблюдения установленных  правил малые предприятия могут  самостоятельно выходить на международный  рынок, зарабатывать валюту, а также приобретать ее, в том числе и на аукционах.

Формы, системы  и размер оплаты труда работников предприятия, а также другие виды их доходов устанавливаются предприятием самостоятельно. Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников независимо от видов собственности и организационно-правовых форм предприятия. При этом оно может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в состав предприятия.

Законом предусмотрено, что предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасные условия  труда и несет ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности. Малое предприятие вносит взносы по социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и размерах, установленных действующим законодательством.

С 1 января 2008 г. Федеральным законом от 24 июля 2007 г.  
№ 209-ФЗ  «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлены новые критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности  к числу малых и средних предприятий.

Выделены следующие  критерии:  

1) «независимость происхождения» – в уставном капитале юридических лиц доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %;

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства.

2) средняя численность работников за отчетный период не превышает:

- 15 человек для  микропредприятий;

- 100 человек  для малых предприятий

- 250 человек для средних предприятий.

3) выручка от  реализации товаров (работ, услуг)  без учета налога на добавленную  стоимость или балансовая стоимость  активов за календарный год  не превышает:

- 60 млн. рублей  для микропредприятий;

- 400 млн. рублей  для малых предприятий

- 1 000 млн. рублей для средних предприятий.

В 2009 г. число  малых компаний увеличилось на 100 000 единиц и в расчете на 100 тыс. жителей достигло 801 ед., увеличившись по сравнению с 1 января 2008 г. на 137 единиц (на 17%) (приложение 1).

Положительный прирост количества малых предприятий по итогам 2010 года зафиксирован в 70 регионах (что на 50% больше, чем в 2009 году). При этом в 13 регионах отмечено существенное увеличение (свыше 30%). Наибольший рост зафиксирован в Калининградской области (60%), Костромской области, Амурской области и Красноярском крае (свыше 50%).  В 15 регионах показатель изменился незначительно (Вологодская область, Самарская область) или снизился (Республика Карелия, Республика Калмыкия, Ставропольский край).

При этом только у 14% субъектов Российской Федерации плотность малых компаний больше или равна среднероссийской, существенный отрыв наблюдается у г. Санкт-Петербурга – 2775 единиц на 100 000 жителей, г. Москвы – 2048 единиц, Калининградской области – 1841 единиц, Томская, Новосибирская области и Приморский край – 1 200 – 1 100 единиц. Также к 10 регионам с максимальной плотностью относятся: Магаданская, Самарская, Ленинградская, Камчатская, Сахалинская области, Республика Коми, Удмуртская Республика, Хабаровский край.

Самые низкие показатели плотности малых компаний в Республике Дагестан, Республике Калмыкия и Чеченской Республике. Всего у 17 субъектов Российской Федерации показатели плотности малых компаний в 2 и более раз меньше среднероссийских.

Занятость в  секторе малых компаний растет постоянно, и за период с 2008 года прирост составил 17%, при этом только за 2010 год было дополнительно предоставлено 688 тысяч рабочих мест (7% прирост за год).

По данным, представленным Минрегионом России, доля населения, занятого на малых предприятиях, от общей численности занятых в 2009 году составила 19 %. Межрегиональная дифференциация доли населения, занятого на малых предприятиях, в общей численности занятых сократилась с 4,3 до 3,5.

Дополнительно, по данным Минрегиона России, к регионам с наиболее высокой долей среднесписочной численностью работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций относятся Калининградская область (36, 9 %), Москва (35,3 %), Санкт-Петербург (31,1 %). К отстающим субъектам Российской Федерации по данному показателю относятся Чукотский автономный округ (5,8 %), Республика Калмыкия (4,2 %), Ненецкий автономный округ (3,5 %).

Необходимо  отметить, что в 50 субъектах Российской Федерации занятость росла темпами, равными или превышающими общероссийский показатель. Лидерами роста стали Владимирская область (59%), Пермский край (51%), Костромская область (51%), Курская область (36%).

В 11 субъектах  Российской Федерации зафиксировано снижение занятости на малых предприятиях: Сахалинская область (14%), Смоленская область (11%), Республика Калмыкия (7%).

Наибольшее  количество рабочих мест создано  в оптовой и розничной торговле, что обусловлено распределением малого бизнеса по видам экономической  деятельности  
– 3 260 тыс. человек (32,1 %). Промышленность и строительство предоставляют 1960 тысяч и 1780 тысяч рабочих мест соответственно (19,3 % и 17,5 %). Незначительное количество рабочих мест создается малыми предприятиями в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунальном хозяйстве, науке (приложение 2).

Структура малых  предприятий по экономическим видам  деятельности не меняется в течение  последних нескольких лет: порядка 45% малых предприятий занимаются торговлей, около 22% действуют в сфере услуг (здравоохранение, социальные услуги, ЖКХ, наука, информационные технологии), производственный малый бизнес представляют 11% от общего числа компаний, столько же малых предприятий занимаются строительством (11%), около 5% малых предприятий - транспортом и связью, по 3% - гостиничным делом, сельским и лесным хозяйством.

По данным, представленным Минрегионом России, среднероссийский показатель доли продукции, произведенной  малыми предприятиями в общем  объеме валового регионального продукта составил 11,4 % (рост по сравнению с 2008 годом составил 4,4 %). Наибольшее значение данного показателя в 2009 году зарегистрировано в Москве (вклад малого бизнеса в ВРП 22 %), Санкт-Петербурге (19,8 %) и Московской области (17,4 %). Отстающими регионами по данному показателю являются Республика Калмыкия (1,4 %), Ненецкий автономный округ (1 %), а также Чукотский автономный округ (0,8 %).

Среднегодовые темпы роста оборота малых  компаний составляют 125% - 130%.

Помимо постоянно  лидирующих по данному показателю Санкт-Петербурга (рост 123 %, начиная с 2008 года) и Московской области (рост 88 %, начиная с 2008 года) выделяются такие регионы, как Краснодарский край (рост 90 %), Ростовская область (рост 80 %), а также Свердловская область (рост 63 %) (приложение 3).

Стабильное развитие сектора малого и среднего предпринимательства  в долгосрочной перспективе предполагает значительную государственную поддержку (выраженную в виде инвестиционных программ, проектов, комплексной кредитной  и налоговой политики), прежде всего, малых и средних инновационных предприятий и соответствующих инфраструктурных объектов – кластеров, бизнес-инкубаторов, технопарков, научных парков, венчурных фондов, гарантийных фондов, фондов прямых инвестиций и т.д.

В соответствие с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (Концепция), разработанной Минэкономразвития России, к 2020 году для субъектов малого предпринимательства предусматривается достижение следующих показателей, отвечающих инновационному варианту развития российской экономики:

  • доля малого бизнеса в общем ВВП - 30% (доля малого и среднего бизнеса в общем ВВП – 50%);
  • увеличение доли малого бизнеса в общем количестве действующих субъектов предпринимательства до 80% (доля малого и среднего бизнеса – 90%);
  • увеличение доли занятых в сфере малого и среднего бизнеса до 60% населения Российской Федерации и до 30 % от числа всего занятого населения (доля малого и среднего бизнеса – 50%);
  • изменение отраслевой структуры малых и средних компаний, в том числе:
  • сокращение относительной доли малых предприятий, занятых в сфере торговли – до 20% (в 2,5 раза по сравнению с 2007 годом), без сокращения их общей численности;
  • рост числа предприятий, занятых в сфере здравоохранении, ЖКХ, информационных услугах, науке – до 50% (в 12 раз по сравнению с 2007 годом);
  • рост компаний, занятых в строительстве и обрабатывающей промышленности – в 4-5 раз (от 130 тысяч до 500 тысяч компаний).

Такие ориентиры  направлены на обеспечение к 2020 году сопоставимых со среднеевропейскими показателей развития малого и среднего предпринимательства, что предполагает стимулирование роста общего числа субъектов предпринимательской деятельности – до 6 млн.

Данные показатели социально-экономического развития должны быть достигнуты за счет следующих приоритетных действий государства в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • содействие созданию инфраструктурных объектов поддержки малого предпринимательства, ориентированных на помощь вновь создаваемым субъектам малого предпринимательства;
  • реализация специальных программ поддержки конкурентоспособных, экспортно-ориентированных МСП;
  • поддержка институтов микрофинансирования и формирование благоприятных условий для их развития;
  • формирование институциональных условий для развития кредитования предпринимательства банковскими учреждениями;
  • дальнейшее развитие системы бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей и инновационных МСП, а также повышение эффективности бизнес-инкубаторов с учетом сопряженных сфер (секторов), например, потребительского рынка;
  • совершенствование нормативной правовой базы в целях сокращения административных ограничений и барьеров для предпринимательской деятельности;
  • реализация норм законодательства, определяющих участие субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных заказах;
  • повышение возможности реального доступа субъектов малого предпринимательства к недвижимому имуществу, находящемуся в государственной и муниципальной собственности.

Информация о работе Финансовые ресурсы предприятия