Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:44, курсовая работа
Цель работы определяется как изучение и анализ трудовых ресурсов торговой организации.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач, таких как:
1. изучить теоретические основы использования трудовых ресурсов;
2. исследовать методики анализа трудовых ресурсов;
3. проанализировать показатели эффективности использования трудовых ресурсов на примере Торговой компании «Русская косметика».
Введение 3
1. Кадровый потенциал организации 5
1.1 Сущность трудовых ресурсов (кадров) 5
1.2 Качественная характеристика трудовых ресурсов 7
1.3 Количественная характеристика трудовых ресурсов 10
1.4 Показатели эффективности использования трудовых ресурсов 12
1.5 Мотивация труда 14
2.Направления анализа эффективности использования трудовых ресурсов. Обзор методик анализа 17
3. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов на примере конкретной организации 28
3.1 Краткая характеристика организации 28
3.2 Анализ производительности труда 31
3.3 Анализ использования рабочего времени 33
3.4 Трудоёмкость продукции и анализ часовой выработки 34
3.5 Анализ численности работников по составу, структуре, движению 35
3.6 Анализ расходов на оплату труда 38
3.7Использование результатов анализа при планировании производительности труда 39
Заключение 41
Список литературы 44
3.4 Трудоёмкость продукции и анализ часовой выработки
Трудоемкость – затраты рабочего времени на единицу или весь объем изготовленной продукции [16].
Трудоемкость единицы продукции (ТЕ) рассчитывается отношением фонда рабочего времени на изготовление i-го вида продукции к объему его производства в натуральном или условно-натуральном измерении. Полученный показатель – обратный среднечасовой выработке продукции.
Снижение трудоемкости продукции – важнейший фактор повышения производительности труда. Рост производительности труда происходит в первую очередь за счет снижения трудоемкости продукции, а именно за счет выполнения плана оргтехмероприятий (внедрение достижений науки и техники, механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование организации производства и труда), увеличения удельного веса покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, пересмотра норм выработки и т.д.
Из табл. 3 видно, что фактический рост трудоемкости Торговой компании «Русская косметика» за 2011г. к уровню прошлого года:
1,39 / 1,09 * 100 = 73,2%;
127,5 - 100 = 27,5%.
Таблица 3
Показатели трудоемкости и часовой выработки
Показатель |
2010г. |
2011г. |
Рост уровня показателя, % |
Товарооборот, тыс. руб. |
404250 |
246781 |
61 |
Отработано всеми рабочими человеко-часов |
440505 |
343569 |
78 |
Удельная трудоемкость |
1,09 |
1,39 |
127,5 |
Среднечасовая выработка, тыс. руб. |
0,91 |
0,71 |
78,3 |
Итак, анализ полученных данных свидетельствует о снижении трудоемкости в Торговой компании «Русская косметика».
3.5 Анализ численности работников по составу, структуре, движению
В целях эффективности управления процессами формирования и использования персонала на предприятиях торговли применяется классификация по следующим основным признакам:
По категориям. В составе предприятий торговли выделяют три категории работников:
1. Персонал управления
2. Торгово-операционный персонал
3. Вспомогательный персонал
Деление персонала торгового
предприятия по категориям работников
представляет собой наиболее общую
форму функционального
Рисунок 2 – Категории работников Торговой компании «Русская косметика» в 2011г.
По должностям и профессиям. На предприятиях торговли в составе персонала управления выделяют руководителей (менеджеров), специалистов; в составе торгово-операционного персонала – должности (профессии) продавцов, кассиров, контролеров-кассиров; в составе вспомогательного персонала – профессии фасовщиков, грузчиков, уборщиков.
Рисунок 3 – Анализ персонала Торговой компании «Русская косметика» в 2011г. по уровню образования
По уровню образования. Работники торговой компании имеют преимущественно высшее образование, кроме того в состав персонала входят сотрудники с профессиональным и средним образованием.
По полу и возрасту. В соответствии с действующим порядком учета на предприятиях торговли выделяются мужчины в возрасте до 30 лет, от 30 до 60 лет, свыше 60 лет; а женщины соответственно до 30 лет, от 30 до 55 лет, свыше 55 лет.
Рисунок 4 – Анализ сотрудников Торговой компании «Русская косметика» в 2011г. по полу и возрасту
Рисунок 5 – Анализ персонала Торговой компании «Русская косметика» в 2011г. по стажу работы в торговле
По стажу работы в торговле. Действующей практикой учета предусматривается группировка работников торговых предприятий со стажем работы в торговле до 1 года; от 1 года до 3 лет; от 3 до 10 лет; свыше 10 лет.
Движение работников на предприятии
характеризуют следующие
Итак, за рассматриваемый период численность персонала Торговой компании «Русская косметика» уменьшилась на 38 человек.
Средняя заработная плата по предприятию = Расходы на оплату труда/Среднесписочная численность.
Уровень расходов на оплату труда: (величина показывает, какова заработная плата с каждых 100 рублей оборота).
Ур. РОТ = Расходы на заработную плату/Выручка*100.
Таким образом, в Торговой компании «Русская косметика» несмотря на уменьшение средней заработной платы в 2011г. по сравнению с 2010г. расходы на заработную плату увеличились на 28,7%.
Планирование производительности труда – разработка плана по повышению производительности груда, системы мероприятий по его реализации и контролю за их выполнением [17].
Изменение производительности труда (индекс Iпт) за определенный период по показателям выработки (ТОб) или трудоемкости (Т) может быть определено при помощи следующих формул:
Iпт =ТОбо /ТОбб или Iпт =Тб /То
ПТ=(ТОбо /ТОбб)*100 или ПТ=(Тб /То)*100
▲ПТ=[(Тобо -ТОбб)/ТОбб]*100 или ▲ПТ=[(Тб -То)/То]*100
ТОбо и ТОбб – выработка продукции соответственно в отчетном и базисных периодах в соответствующих единицах измерения;
То и Тб – трудоемкость продукции в отчетном и базовом периодах, нормо-ч или человеко-ч;
ПТ – темп роста производительности труда, %;
▲ПТ – темп прироста производительности труда, %.
Таким образом, изменение производительности труда на 2012г. в Торговой компании «Русская косметика» по товарообороту рассчитывается следующим образом.
I2012 = 246781/404250=0,61.
ПТ2012 = (246781/404250)*100=61.
▲ПТ2012 = (246781-404250)/404250)*100=-
Аналогично проводится расчет по трудоемкости.
I2012 = 1,09/1,39=0,78.
ПТ2012 = (1,09/1,39)*100=78.
▲ПТ = (1,09-1,39)/1,39)*100=-21,6.
Итак, можно сделать вывод, что из-за отрицательной динамике 2011г. показателей эффективности использования трудовых ресурсов прогнозируется уменьшение производительности труда, следовательно, Торговой компании «Русская косметика» необходимо провести ряд мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов и увеличения своего товарооборота.
Заключение
К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность торговых предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов реализации продукции и повышения эффективности работы предприятия.
Качество рабочей силы непосредственно сказывается на прибыли компаний, поэтому в развитых странах проводится государственная политика по развитию трудовых ресурсов.
Не менее важными являются количественные показатели трудовых ресурсов. Количественные включают показатели численности трудовых ресурсов и их состава (по полу, возрасту, общественным группам и т.д.).
Для оценки уровня производительности
труда применяется система
Обобщающие показатели: среднегодовая,
среднедневная и среднечасовая
выработка продукции одним
Частные показатели: трудоемкость продукции определенного вида в натуральном выражении за 1 человеко-день или человеко-час.
Вспомогательные показатели: затраты времени на выполнение единицы определённого вида работ или объём выполненных работ за единицу времени.
Мотивация труда – это система мер, цель которых – создать у работников стимулы к труду и побудить их работать с полной отдачей.
В основе внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать определенным образом, лежат потребности человека. Согласно теории американского социолога А. Маслоу, все потребности человека можно разделить на пять групп. Модель А. Маслоу имеет форму пирамиды, поскольку, чем выше уровень потребностей в иерархии, тем для меньшего числа людей они становятся реальными мотиваторами поведения.
Большое значение для оценки
эффективности использования
По первой модели можно определить, как изменилась прибыль одного работника за счет изменения уровня рентабельности продаж, коэффициента оборачиваемости капитала и капиталовооруженность труда.
Вторая модель позволяет установить, как изменилась прибыль на одного работника за счет уровня рентабельности продаж, удельного веса выработки в общем объеме произведенной продукции и производительности труда.
Дополнительно к этим показателям в рыночной экономике изучаются следующие: производственные (промышленные). Производительность, характеризующая эффективность использования отдельных видов производственных ресурсов, равна отношению объема продукции в натуральных единицах, к объему использованного ресурса тоже в натуральных единицах.
Кроме того анализ эффективности использования трудовых ресурсов можно осуществлять по интегральному коэффициенту использования трудовых ресурсов
Эффективность использования живого труда характеризуется с помощью статистических показателей по использованию трудовых ресурсов (расчет численности персонала, использование рабочего времени, показатели по производительности труда).
Компания является одной из крупнейших на Дальнем Востоке. География сотрудничества охватывает территорию Хабаровского края, Амурской области, Сахалинской области, ЕАО, Приморского края. Компания осуществляет около одной трети всех поставок косметики и бытовой химии на рынок Хабаровского края.
Производительность труда в Торговой компании «Русская косметика» в 2011 г. снизилась по сравнению с 2010г. по всем показателям. Это объясняется снижением товарооборота компании практически на 40%.
Кроме того Торговая компания
«Русская косметика» за рассматриваемый
период снизила эффективность
Однако, несмотря на уменьшение средней заработной платы в 2011г. по сравнению с 2010г. расходы на заработную плату увеличились на 28,7%.
Из-за отрицательной динамике 2011г. показателей эффективности использования трудовых ресурсов прогнозируется уменьшение производительности труда, следовательно, Торговой компании «Русская косметика» необходимо провести ряд мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов и увеличения своего товарооборота.
Список литературы