Анализ трудовых ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы определяется как изучение и анализ трудовых ресурсов торговой организации.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач, таких как:
1. изучить теоретические основы использования трудовых ресурсов;
2. исследовать методики анализа трудовых ресурсов;
3. проанализировать показатели эффективности использования трудовых ресурсов на примере Торговой компании «Русская косметика».

Оглавление

Введение 3
1. Кадровый потенциал организации 5
1.1 Сущность трудовых ресурсов (кадров) 5
1.2 Качественная характеристика трудовых ресурсов 7
1.3 Количественная характеристика трудовых ресурсов 10
1.4 Показатели эффективности использования трудовых ресурсов 12
1.5 Мотивация труда 14
2.Направления анализа эффективности использования трудовых ресурсов. Обзор методик анализа 17
3. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов на примере конкретной организации 28
3.1 Краткая характеристика организации 28
3.2 Анализ производительности труда 31
3.3 Анализ использования рабочего времени 33
3.4 Трудоёмкость продукции и анализ часовой выработки 34
3.5 Анализ численности работников по составу, структуре, движению 35
3.6 Анализ расходов на оплату труда 38
3.7Использование результатов анализа при планировании производительности труда 39
Заключение 41
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 161.30 Кб (Скачать)

 

Для статистического анализа  использования рабочего дня исчисляется коэффициент использования рабочего дня Крд , который определяется как отношение средней фактической продолжительности рабочего дня Дф к средней установленной продолжительности рабочего дня Дн:

 

Для того чтобы определить удельный вес общих потерь рабочего времени, рассчитывается интегральный коэффициент использования рабочего времени Kинт с помощью коэффициента использования рабочего периода и коэффициента использования рабочего дня:

Кинт = Крп * Крд * 100.

Для предприятий, где используется сменный режим работы, важнейшим  направлением статистического анализа  является изучение использования рабочих мест. В частности, это имеет прямое отношение к предприятиям полиграфической отрасли. Для этих целей рассчитывают четыре наиболее важных показателя: коэффициент сменности; коэффициент использования сменного режима; коэффициент использования рабочих мест в наибольшую смену; интегральный показатель использования рабочих мест.

Коэффициент сменности Кс:

1) если он исчисляется  на определенную дату (Ксд), то он есть отношение общей численности рабочих во всех сменах (Чо) к численности рабочих в наибольшей смене (Чс);

2) если исчисляется за  календарный период (Ксп), то он рассчитывается как отношение числа отработанных человеко-дней во всех сменах (Тч-до) к числу отработанных человеко-дней в наибольшую смену (Тч-дс):

 

Коэффициент использования  сменного режима Кср исчисляется как отношение коэффициента сменности Кс к количеству смен на данном предприятии С:

 

Коэффициент использования  рабочих мест в наибольшую смену Крм за календарный период исчисляется как процентное отношение числа человеко-дней, отработанных в наибольшую смену (Тч-дс ), к произведению количества рабочих мест А и числа рабочих дней за период Б:

 

Обобщающим показателем  использования рабочих мест во всех сменах является интегральный коэффициент Кинтегр, который рассчитывается как произведение коэффициента использования сменного режима Кср и коэффициента использования рабочих мест Крм [статист]:

Кинтегр = Кср * Крм.

Выполнение производственной программы и финансовое состояние  предприятия находятся в прямой зависимости от наличия и эффективного использования трудовых ресурсов. При  изучении и управлении  трудовыми ресурсами предприятия необходимо владеть методикой определения и анализа состояния и эффективности использования  рабочей силы. В свою очередь, для изучения и эффективного управления трудовыми ресурсами предприятия, необходимо знать какие показатели характеризуют их состояние, обеспеченность и эффективность использования, владеть методикой их определения и уметь использовать для принятия управленческих решений. Управленческие решения руководством предприятий принимаются при внутрифирменном бюджетировании, когда необходимо принимать решения в процессе хозяйственной деятельности, при составлении текущих, перспективных и стратегических планов.

 

 

 

 

 

 

 

 

           3. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов на примере конкретной организации

           3.1 Краткая характеристика организации

Торговая компания «Российская  косметика» является Обществом с  ограниченной ответственностью, форма  собственности которого – частная. Полное название коммерческого предприятия  – Общество с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Российская  косметика», сокращенное название –  ООО «ТК «Российская косметика».

Организация находится по адресу: 680045, г. Хабаровск, ул. Юности,17. Компания имеет собственный сайт: http://dalcosmetik.ru.

Основной вид деятельности компании – оптовая торговля бытовой химией, косметическими средствами, краской для волос, элитной парфюмерией, предметами личной гигиены, средствами по уходу за домом.

Компания является одной из крупнейшей на Дальнем Востоке. География сотрудничества охватывает территорию Хабаровского края, Амурской области, Сахалинской области, ЕАО, Приморского края. Компания осуществляет около одной трети всех поставок косметики и бытовой химии на рынок Хабаровского края.

Торговая компания «Российская косметика» является официальным дистрибьютором большинства основных российских и зарубежных производителей. Ассортимент представленного товара насчитывает более 10 000 позиций и включает в себя весь необходимый перечень. Компания имеет развитую систему логистических услуг, начиная от заказа необходимого товара у производителя, его приемкой и размещением на собственных складских площадях до непосредственной доставки его до розничной сети. Сбор информации и составление заявок от клиентов осуществляется посредством торговых представителей и региональных менеджеров – компания осуществляет полное сопровождение от момента получения заявки на товар до его приемки клиентом.

Общество может осуществлять деятельность, как на всей территории России, так и за пределами Российской Федерации.

В настоящее время в  РФ не сформировано законодательство, регулирующее деятельность дистрибьютора, но при этом основным документом, регламентирующим деятельность дистрибьюторской компании, является Гражданский Кодекс РФ. Таким образом, фактически единственным документом, регулирующим деятельность Торговой компании «Российская косметика», является дистрибьюторский договор. Лицензирование для ведения дистрибьюторской деятельности не требуется.

Общий дистрибьюторский портфель торговой компании «Российская косметика»  состоит из 57 контрактов  с производителями и насчитывает более 10 000 наименований товара.

Сегодня площадь складского хранения составляет 4321 кв. м. На  складе  применяется адресная  система  хранения, используются  терминалы  сбора  данных и средства механизации  погрузочно-разгрузочных работ, продукция  размещается  на  стеллажах паллетного хранения.

Политика компании направлена на построение новых деловых контрактов и увеличение дистрибьюции, таким образом, наряду с целью максимизации и увеличения прибыли, одной из основных задач фирмы «Российская косметика» является  освоение территории Омска и Омской области с целью увеличения доли рынка.

 Органом управления Торговой компании «Российская косметика» является единоличный исполнительный орган дистрибьюторской организации – директор организации. Единственным участником общества является руководитель организации, который действует на основании Устава. Директор решает все вопросы текущей деятельности Общества.

Организационная структура  управления Торговой компании «Российская косметика» имеет линейно-функциональный характер.

Она характеризуется тем, что во главе каждого производственного  управления находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и  осуществляющий единоличное руководство  подчиненными ему работниками и  сосредоточивший в своих руках  все функции управления. Его решения, передаваемые по цепочки «сверху  вниз», обязательны для выполнения всеми нижестоящими звеньями. Сам  руководитель подчинен в свою очередь  вышестоящему руководству. При этом вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного  руководителя, таким образом, соблюдается принцип единоначалия (рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Организационная структура управления торговой компании «Российская косметика»

   Основные показатели финансово-экономической деятельности компании за 2010-2011 гг. характеризуются следующими  данными:

 Таблица 1

Основные финансово-экономические  показатели деятельности Торговой компании «Российская косметика»

Показатели

2011г.

2010г.

1

2

3

Уставный капитал, тыс. руб.

10

10

Собственные средства (капитал), тыс. руб.

3000

7254

Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб.

3806

5388

Всего активов, тыс. руб.

63123

67004


  Таблица сформирована  на основе бухгалтерской отчетности  по форме №2 за 2010 и 2011гг. Анализируя данные таблицы 1, можно определить, что капитал Торговой компании «Российская косметика» уменьшился на 4244 тыс. руб. или на 58%. Также понижение наблюдается и в сумме активов, оно составило 3881 тыс. руб. или 5,8%. Однако снижение данных показателей не отразилось на прибыли организации, она увеличилась на 880 тыс. руб. или на 30,1%, что говорит о повышении эффективности деятельности компании.

 

           3.2 Анализ производительности труда

Широкое распространение  получил стоимостный метод определения производительности труда торговых работников. В зависимости от характера решаемых предприятием задач производительность труда может исчисляться как:

а) среднечасовая по формуле: ПрТвр = (Т/Об)/Нчас,

где ПрТвр – среднечасовая производительность труда работников;

Т/Об – товарооборот за анализируемый период (тыс. руб.);

Нчас – количество отработанных человеко-часов за анализируемый период.

 

 

 

 

б) среднедневная по формуле: ПрТДн = (Т/Об)/Ндн,

где ПрТДн – среднедневная производительность труда работников;

Т/Об – товарооборот за анализируемый период (тыс. руб.);

Ндн – количество отработанных человеко-дней за анализируемый период. 

 

 

 

в) на одного среднесписочного работника по формуле: ПрТдн =(Т/Об)/Ндн

где  ПрТдн – производительность труда на одного среднесписочного работника;

Т/Об – товарооборот за анализируемый период (тыс. руб.);

Ндн – среднесписочная численность за анализируемый период (чел.).

 

 

 

 

Итак, исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что  производительность труда в Торговой компании «Русская косметика» в 2011 г. снизилась  по сравнению с 2010г. по всем показателям. Это объясняется снижением товарооборота  компании практически на 40%.

 

           3.3 Анализ использования рабочего времени

Полноту использования рабочего времени персонала можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период времени, а также по степени использования фонда рабочего времени (ФРВ). Такой анализ проводится по каждой категории работников, по каждому производственному подразделению и в целом по предприятию (таблица 2). 

ФРВ зависит от численности  рабочих, количества отработанных дней одним рабочим в среднем за год и средней продолжительности  рабочего дня.

Эту зависимость можно  представить следующим образом:  
ФРВ = ЧР * Д * П. 

Таблица 2

Использование трудовых ресурсов предприятия

Показатель 

Значение показателя 

Изменение (+,-) 

2010

2011 

Среднегодовая численность рабочих (ЧР) 

251

213

-38

Отработано дней одним  рабочим за год (Д) 

225 

215 

-10 

Отработано часов одним  рабочим за год (Ч)

1755 

1613 

-142

Средняя продолжительность  рабочего дня (П), ч 

7,8 

7,5 

-0,3 

Общий фонд рабочего времени (ФРВ), чел.-ч 

440505 

343569

-96936 


На анализируемом предприятии  ФРВ в 2011г. меньше аналогичного показателя за 2010г. на 96936 ч, в том числе за счет изменения: 

а) численности рабочих 

∆ ФРВчр = (ЧР1 - ЧР0) * До * По = (213 - 251) * 225 * 7,8 = -66690 ч; 

б) количества отработанных дней одним рабочим 

∆ ФРВд = ЧР1 * (Д1 - До) * По = 213 * (215 - 225) * 7,8 = -16614 ч; 

в) продолжительности рабочего дня 

∆ ФРВП = ЧР1 * Д1 * (П1 - По) = 213 * 215 * (7,5 - 7,8)= -13738 ч. 

Как видно из приведенных  данных, предприятие использует имеющиеся  трудовые ресурсы недостаточно полно. В среднем одним рабочим отработано 215 дней вместо 225, в силу чего целодневные  потери рабочего времени на одного рабочего увеличились на 10 дней, а  на всех – на 2130 дней, или 16614ч (2130 * 7,8). 

Существенны и внутрисменные  потери рабочего времени: за один день они составили 0,3 ч, а за все отработанные дни всеми рабочими -13738 ч (213 * 215 * 0,3). 

Общие потери рабочего времени  – 30352 ч (16614 + 13738), или 8,8% (30352: 343569). 

Таким образом, Торговая компания «Русская косметика» за рассматриваемый  период снизила эффективность использования  рабочего времени персонала.

Информация о работе Анализ трудовых ресурсов