Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 07:48, курсовая работа
Целью исследования в данной работе является изучение методологии анализа производственных ресурсов предприятия и анализ эффективности их использования в исследуемой организации, выявление имеющихся недостатков, разработка предложений по повышению эффективности использования производственных ресурсов.
В рамках данной работы должны быть поставлены и решены следующие задачи:
- изучить экономическое содержание производственных ресурсов предприятия;
- дать характеристику состава и структуры производственных ресурсов организации;
- изучить методологию анализа производственных ресурсов;
- установить степень обеспеченности исследуемого предприятия и его структурных подразделений производственными ресурсами – соответствия величины, состава и технического уровня производственных ресурсов потребности в них;
- провести анализ эффективности использования производственных ресурсов исследуемого предприятия;
- выявить резервы увеличения объема продукции и прибыли за счет улучшения использования производственных ресурсов.
Кризис сбыта
произведенной продукции и
При существующих темпах инфляции полученную предприятием прибыль целесообразно направлять прежде всего на пополнение оборотных средств. Темпы инфляционного обесценения оборотных средств приводят к занижению себестоимости и перетоку их в прибыль, где происходит распыление оборотных средств на налоги и непроизводственные расходы.
Значительные
резервы повышения
Сокращение
времени пребывания оборотных средств
в незавершенном производстве достигается
путем совершенствования
Пребывание оборотных средств в сфере обращения не способствуют созданию нового продукта. Излишнее отвлечение их в сферу обращения - отрицательное явление. Важнейшими предпосылками сокращения вложений оборотных средств в эту сферу являются рациональная организация сбыта готовой продукции, применение прогрессивных форм расчетов, своевременное оформление документации и ускорение ее движения, соблюдение договорной и платежной дисциплины.
Ускорение оборота оборотных средств позволяет высвободить значительные суммы и, таким образом, увеличить объем производства без дополнительных финансовых ресурсов, а высвободившиеся средства использовать в соответствии с потребностями предприятия.
В создавшихся условиях перехода к рыночной экономике все большую роль приобретает разработка экономической стратегии фирмы. Экономическая стратегия - это, с одной стороны, правила и приемы деятельности, обеспечивающие экономическую эффективность достижения цели, с другой - правила и приемы, повышающие заинтересованность всех участников процесса. В связи с ограниченностью ресурсов при разработке экономической стратегии необходимо разрабатывать такие правила и приемы выбора целей и средств их достижения, чтобы направление какого либо ресурса на их реализацию не оказывало бы отрицательного влияния ни на одну из других сторон деятельности.
Экономическую стратегию необходимо разрабатывать применительно как к внешней среде фирмы, так и к внутренней. Правильно разработанная экономическая стратегия имеет цель повышения конкурентоспособности фирмы. Для правильного выбора вида экономической стратегии необходимо обладать достаточной информацией о состоянии предприятия. Анализ, проведенный во 2-й главе, отразил имеющиеся резервы роста предприятия.
Для предприятия в сложных условиях рынка важно просматривать перспективы, иметь четко просчитанные бизнес – идеи. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные коррективы неизбежными.
Другими словами, стратегический курс фирмы является продуктом внешних рыночных выборов и внутренних возможностей: ресурсов, квалификации работников, управленческих решений.
Следовательно, на выбор стратегии влияют:
внешние рыночные факторы макросреды-
-спрос на интересующем сегменте рынка;
-конкурентные воздействия;
-технологические изменения;
-государственные
акты регулирования
-инвестиционная
привлекательность
-социальные факторы;
внутренние факторы микросреды фирмы:
-финансовые и ресурсные возможности;
-кадры;
-технологические решения, идеи;
-гибкость системы управления;
-информационное обеспечение;
-обязательства
перед потребителями и
-уровень квалификации
руководства, способность к
Степень адекватности стратегических решений фирмы зависит от состояния фирмы и от состояния среды, и поэтому выделяются несколько видов стратегического управления в зависимости от состояния среды:
- при малой нестабильности среды – стратегия на основе экстраполяции данных по предыдущим периодам;
- при среднем уровне нестабильности среды – стратегия предвидения изменений;
- при существенной нестабильности среды – стратегия гибких экспертных решений.
При этом предмет и задачи процесса разработки стратегии вытекают из характеристики фирмы как системы и являются важным элементом научного управления и развития, включающим:
- выявление и осознание общей и частных целей фирмы;
- определение внутренних возможностей фирмы;
- изучение стратегических альтернатив;
По организационным
уровням формирования выделяют корпоративную
стратегию (стратегию компании в
целом), деловую стратегию (для отдельного
вида деятельности), функциональную стратегию
(для каждого направления
Для предприятия, работающего, на одноотраслевом сегменте корпоративная стратегия не разрабатывается.
ЗАО «Рузаевский стекольный завод»ставит перед собой задачи деловой стратегии:
При этом деловая стратегия формируется по мере рассмотрения следующих аспектов:
где фирма имеет наибольшие шансы победить в конкурентной борьбе;
какие характеристики могут выделить фирму на рынке;
как можно нейтрализовать действия конкурентов.
В условиях конкурентного рынка имеются 3 подхода:
а) стратегия низких издержек;
б) стратегия дифференциации: полный спектр преимуществ (качество, обслуживание, стиль, технология, высокая ценность товара);
в) стратегия завоевания собственного сегмента рынка – небольшой ниши, которая защищена от других производств.
ЗАО «Рузаевский стекольный завод» ставит перед собой стратегическую цель – предложение на рынке не только конечного продукта – оборудование для пищевой и консервной промышленности, но и промежуточные товары (комплектующие, узлы, приспособления) и услуги, а также товары народного потребления.
Это связано с имеющимися внутренними ресурсами (технология, персонал, знание рынка), а также осознанием собственной позиции на рынке.
В связи с деловой стратегией разрабатываются направления функциональной стратегии. Ставится цель: совершенствование товарной стратегии, производственной стратегии (ресурсной).
На предприятии в качестве функциональной стратегии принято решение по совершенствованию товарного ассортимента в сторону его расширения и решение о технической модернизации производства. Главная ответственность за формирование функциональной стратегии возлагается на руководителей подразделений.
На следующем этапе цели функциональной стратегии обличаются в меры оперативной стратегии: оценка товаров, их прибыльности, технологичности, предложения по модернизации оборудования.
Технологические усовершенствования.
Продукция выполняется с использованием большого количества оборудования, которое в настоящее время работает более 10 – 15 лет. Технологи предлагают модернизировать однорядный пресс-автомат для производства крышки СКО и провести мероприятия по механизации ручного труда упаковщиков.
Модернизация однорядного пресс-автомата для производства крышки СКО.
Модернизация этого пресса заключается в замене однорядной полосы штамповки крышки на двухрядную. При этом, производительность пресса увеличивается 1,7 раза. Прибыль по данному виду продукции на 1 тыс. шт. составляет 26,56 руб., планируется объем выпуска 28800 тыс. шт.
Экономический эффект от внедрения модернизации пресса рассчитываем следующим образом:
Таблица 3.3
Показатели |
Величина показателя |
Объем производства, тыс. шт. в год |
28800 |
Прибыль от реализации 1 тыс. шт., руб. |
26,56 |
Дополнительные капитальные вложения, тыс. руб |
210 |
Дополнительные капитальные вложения в модернизацию однорядного пресс – автомата на 1 тыс. шт.:
DКуд = 210000 / 28800 = 7,3 (руб)
Годовой экономический эффект от модернизации пресса:
Э = (П – Ен * К) * А
Э = (26,56-0,15*7,3)*28800 = 733248 (руб)
Вывод: предлагаемую модернизацию однорядного пресс – автомата целесообразно провести за счет средств предприятия.
Механизация ручного труда упаковки крышки.
Ручной труд предполагает значительный перерасход средств на оплату труда. Механизация ручного труда упаковки крышки предлагается путем внедрения резиноукладчика и термоупаковочного автомата.
Внедрение этих
мероприятий позволит высвободить
рабочих, занятых ручным трудом и
снизить себестоимость
Если в себестоимости меняется лишь часть затрат (заработная плата + начисления), то возможно оценить изменения себестоимости по изменению этих элементов.
До внедрения были: 31968 + 11988 = 43956
После внедрения: стали 12009 + 4500 = 16500
Таблица 3.2
Расчет экономического эффекта внедрения нового оборудования
Показатели |
До внедрения |
После внедрения |
Выпуск продукции в год, тыс. шт. |
28800 |
28800 |
Численность рабочих, чел. |
13 |
4 |
Заработная плата рабочих в год,руб. |
31968 |
12009 |
Начисления на заработную плату в год, руб. |
11988 |
4500 |
Дополнительные капитальные вложения, руб. |
- |
65000 |
Годовой экономический эффект от модернизации пресса:
Э = (С2 – С1) – Ен * DК
Э = (31968 + 11988 – 12009 – 4500) – 0,15 * 65000 = 17 706 (руб.)
Срок окупаемости мероприятия:
65000 / 17706 = 3,7 (года)
При переходе к рыночной экономике немаловажное значение имеет правильный учет материалов, а в частности их отпуска в производство, т.к. они составляют большой удельный вес в себестоимости продукции, а значит, правильность их учета оказывает существенное влияние на формирование финансовых результатов работы предприятия. Основным направлением повышения эффективности использования материальных ресурсов является внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий. Рациональное использование материалов зависит также от полноты сбора и использования отходов и обоснованной их оценки. Данные мероприятия особенно актуальны в настоящее время в связи с ухудшением экологической ситуации.