Анализ производственных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 07:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования в данной работе является изучение методологии анализа производственных ресурсов предприятия и анализ эффективности их использования в исследуемой организации, выявление имеющихся недостатков, разработка предложений по повышению эффективности использования производственных ресурсов.
В рамках данной работы должны быть поставлены и решены следующие задачи:
- изучить экономическое содержание производственных ресурсов предприятия;
- дать характеристику состава и структуры производственных ресурсов организации;
- изучить методологию анализа производственных ресурсов;
- установить степень обеспеченности исследуемого предприятия и его структурных подразделений производственными ресурсами – соответствия величины, состава и технического уровня производственных ресурсов потребности в них;
- провести анализ эффективности использования производственных ресурсов исследуемого предприятия;
- выявить резервы увеличения объема продукции и прибыли за счет улучшения использования производственных ресурсов.

Файлы: 1 файл

Анализ производственных ресурсов.doc

— 512.50 Кб (Скачать)

Кризис сбыта  произведенной продукции и неплатежи  приводят к замедлению оборота оборотных  средств. Следовательно, необходимо выпускать  ту продукцию, которую можно достаточно быстро и выгодно продать, прекращая или значительно сокращая выпуск продукции, не пользующейся текущим спросом. В этом случае кроме ускорения оборачиваемости предотвращается рост дебиторской задолженности в активах предприятия.

При существующих темпах инфляции полученную предприятием прибыль целесообразно направлять прежде всего на пополнение оборотных средств. Темпы инфляционного обесценения оборотных средств приводят к занижению себестоимости и перетоку их в прибыль, где происходит распыление оборотных средств на налоги и непроизводственные расходы.

Значительные  резервы повышения эффективности  и использования оборотных средств  кроются непосредственно в самом  предприятии. В сфере производства это относится прежде всего к  производственным запасам. Являясь одной из составных частей оборотных средств, они играют важную роль в обеспечении непрерывности процесса производства. В то же время производственные запасы представляют ту часть средств производства, которая временно не участвует в производственном процессе. Рациональная организация производственных запасов является важным условием повышения эффективности использования оборотных средств. Основные пути сокращения производственных запасов сводятся к их рациональному использованию; ликвидации сверхнормативных запасов материалов; совершенствованию нормирования; улучшению организации снабжения, в том числе путем установления четких договорных условий поставок и обеспечения их выполнения, оптимального выбора поставщиков, налаженной работы транспорта. Важная роль принадлежит улучшению организации складского хозяйства.

Сокращение  времени пребывания оборотных средств  в незавершенном производстве достигается  путем совершенствования организации  производства, улучшением применяемой  техники и технологии, совершенствования использования основных фондов, прежде всего их активной части, экономии по всем статьям оборотных средств.

Пребывание  оборотных средств в сфере  обращения не способствуют созданию нового продукта. Излишнее отвлечение их в сферу обращения - отрицательное явление. Важнейшими предпосылками сокращения вложений оборотных средств в эту сферу являются рациональная организация сбыта готовой продукции, применение прогрессивных форм расчетов, своевременное оформление документации и ускорение ее движения, соблюдение договорной и платежной дисциплины.

Ускорение оборота  оборотных средств позволяет  высвободить значительные суммы  и, таким образом, увеличить объем  производства без дополнительных финансовых ресурсов, а высвободившиеся средства использовать в соответствии с потребностями предприятия.

В создавшихся  условиях перехода к рыночной экономике  все большую роль приобретает  разработка экономической стратегии  фирмы. Экономическая стратегия - это, с одной стороны, правила и  приемы деятельности, обеспечивающие экономическую эффективность достижения цели, с другой - правила и приемы, повышающие заинтересованность всех участников процесса. В связи с ограниченностью ресурсов при разработке экономической стратегии необходимо разрабатывать такие правила и приемы выбора целей и средств их достижения, чтобы направление какого либо ресурса на их реализацию не оказывало бы отрицательного влияния ни на одну из других сторон деятельности.

Экономическую стратегию необходимо разрабатывать  применительно как к внешней  среде фирмы, так и к внутренней. Правильно разработанная экономическая стратегия имеет цель повышения конкурентоспособности фирмы. Для правильного выбора вида экономической стратегии необходимо обладать достаточной информацией о состоянии предприятия. Анализ, проведенный во 2-й главе, отразил имеющиеся резервы роста предприятия.

Для предприятия  в сложных условиях рынка важно  просматривать перспективы, иметь  четко просчитанные бизнес – идеи. Общий стратегический план следует  рассматривать как программу, которая  направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные коррективы неизбежными.

Другими словами, стратегический курс фирмы является продуктом внешних рыночных выборов и внутренних возможностей: ресурсов, квалификации работников, управленческих решений.

Следовательно, на выбор стратегии влияют:

внешние рыночные факторы макросреды-

-спрос на  интересующем сегменте рынка; 

-конкурентные воздействия;

-технологические  изменения; 

-государственные  акты регулирования деятельности;

-инвестиционная  привлекательность деятельности; -

-социальные  факторы;

внутренние  факторы микросреды фирмы:

-финансовые  и ресурсные возможности; 

-кадры; 

-технологические решения, идеи;

-гибкость  системы управления;

-информационное  обеспечение; 

-обязательства  перед потребителями и поставщиками  и др.;

-уровень квалификации  руководства, способность к разработке  стратегии.

Степень адекватности стратегических решений фирмы зависит от состояния фирмы и от состояния среды, и поэтому выделяются несколько видов стратегического управления в зависимости от состояния среды:

- при малой нестабильности среды – стратегия на основе экстраполяции данных по предыдущим периодам;

- при среднем уровне нестабильности среды – стратегия предвидения изменений;

- при существенной нестабильности среды – стратегия гибких экспертных решений.

При этом предмет  и задачи процесса разработки стратегии  вытекают из характеристики фирмы как  системы и являются важным элементом научного управления и развития, включающим:

- выявление и осознание общей и частных целей фирмы;

- определение внутренних возможностей фирмы;

- изучение стратегических альтернатив;

  • планомерное осуществление стратегических решений.

По организационным  уровням формирования выделяют корпоративную  стратегию (стратегию компании в  целом), деловую стратегию (для отдельного вида деятельности), функциональную стратегию (для каждого направления определённой сферы деятельности – производственную стратегию, стратегию товарную) и операционную стратегию (для структурных единиц, внутри функциональных направлений).

Для предприятия, работающего, на одноотраслевом сегменте корпоративная стратегия не разрабатывается.

ЗАО «Рузаевский  стекольный завод»ставит перед собой задачи деловой стратегии:

  • разработка мер, направленных на усиление конкурентоспособности и сохранение конкурентных преимуществ;
  • объединение стратегических действий основных функциональных подразделений;
  • усилия по решению специальных вопросов и проблем компании.

При этом деловая  стратегия формируется по мере рассмотрения следующих аспектов:

где фирма  имеет наибольшие шансы победить в конкурентной борьбе;

какие характеристики могут выделить фирму на рынке;

как можно  нейтрализовать действия конкурентов.

В условиях конкурентного  рынка имеются 3 подхода:

а) стратегия  низких издержек;

б) стратегия  дифференциации: полный спектр преимуществ (качество, обслуживание, стиль, технология, высокая ценность товара);

в) стратегия  завоевания собственного сегмента рынка – небольшой ниши, которая защищена от других производств.

ЗАО «Рузаевский  стекольный завод» ставит перед собой стратегическую цель – предложение на рынке не только конечного продукта – оборудование для пищевой и консервной промышленности, но и промежуточные товары (комплектующие, узлы, приспособления) и услуги, а также товары народного потребления.

Это связано  с имеющимися внутренними ресурсами (технология, персонал, знание рынка), а  также осознанием собственной позиции  на рынке.

В связи с деловой стратегией разрабатываются направления функциональной стратегии. Ставится цель: совершенствование товарной стратегии, производственной стратегии (ресурсной).

На предприятии  в качестве функциональной стратегии  принято решение по совершенствованию товарного ассортимента в сторону его расширения и решение о технической модернизации производства. Главная ответственность за формирование функциональной стратегии возлагается на руководителей подразделений.

На следующем  этапе цели функциональной стратегии обличаются в меры оперативной стратегии: оценка товаров, их прибыльности, технологичности, предложения по модернизации оборудования.

Технологические усовершенствования.

Продукция выполняется  с использованием большого количества оборудования, которое в настоящее время работает более 10 – 15 лет. Технологи предлагают модернизировать однорядный пресс-автомат для производства крышки СКО и провести мероприятия по механизации ручного труда упаковщиков.

Модернизация  однорядного пресс-автомата для  производства крышки СКО.

Модернизация  этого пресса заключается в замене однорядной полосы штамповки крышки на двухрядную. При этом, производительность пресса увеличивается 1,7 раза. Прибыль  по данному виду продукции на 1 тыс. шт. составляет 26,56 руб., планируется  объем выпуска 28800 тыс. шт.

Экономический эффект от внедрения модернизации пресса рассчитываем следующим образом:

 

Таблица 3.3

Показатели

Величина  показателя

Объем производства, тыс. шт. в год

28800

Прибыль от реализации 1 тыс. шт., руб.

26,56

Дополнительные капитальные вложения, тыс. руб

210


 

Дополнительные  капитальные вложения в модернизацию однорядного пресс – автомата на 1 тыс. шт.:

уд = 210000 / 28800 = 7,3 (руб)

 

Годовой экономический  эффект от модернизации пресса:

 

Э = (П –  Ен * К) * А

Э = (26,56-0,15*7,3)*28800 = 733248 (руб)

 

Вывод: предлагаемую модернизацию однорядного пресс  – автомата целесообразно провести за счет средств предприятия.

Механизация ручного труда упаковки крышки.

Ручной труд предполагает значительный перерасход средств на оплату труда. Механизация ручного труда упаковки крышки предлагается путем внедрения резиноукладчика и термоупаковочного автомата.

Внедрение этих мероприятий позволит высвободить  рабочих, занятых ручным трудом и  снизить себестоимость изготовления крышки.

Если в себестоимости меняется лишь часть затрат (заработная плата + начисления), то возможно оценить изменения себестоимости по изменению этих элементов.

 

До внедрения  были:   31968 + 11988 = 43956

После внедрения: стали  12009 + 4500 = 16500

 

 

Таблица 3.2

Расчет экономического эффекта внедрения нового оборудования

Показатели

До внедрения

После внедрения

Выпуск продукции  в год, тыс. шт.

28800

28800

Численность рабочих, чел.

13

4

Заработная  плата рабочих в год,руб.

31968

12009

Начисления  на заработную плату в год, руб.

11988

4500

Дополнительные  капитальные вложения, руб.

-

65000


 

Годовой экономический  эффект от модернизации пресса:

 

Э = (С2 – С1) – Ен * DК

Э = (31968 + 11988 – 12009 – 4500) – 0,15 * 65000 = 17 706 (руб.)

 

Срок окупаемости  мероприятия:

 

65000 / 17706 = 3,7 (года)

 

При переходе к рыночной экономике немаловажное значение имеет правильный учет материалов, а в частности их отпуска в  производство, т.к. они составляют большой  удельный вес в себестоимости  продукции, а значит, правильность их учета оказывает существенное влияние на формирование финансовых результатов работы предприятия. Основным направлением повышения эффективности использования материальных ресурсов является внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий. Рациональное использование материалов зависит также от полноты сбора и использования отходов и обоснованной их оценки. Данные мероприятия особенно актуальны в настоящее время в связи с ухудшением экологической ситуации.

Информация о работе Анализ производственных фондов