Анализ показателей доходности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ показателей доходности.
Объектом исследования является открытое акционерное общество «Феникс».
Предметом исследования в данной работе являются: изучение формирования, распределения, использования прибыли и методы и способы определения показателей доходности.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО КЭАХД.docx

— 141.40 Кб (Скачать)

Рентабельность чистых активов  показывает рациональность управления структурой капитала, способность организации  к наращиванию капитала через  отдачу каждого рубля, вложенного собственниками. В увеличении показателя рентабельности чистых активов прежде всего заинтересованы собственники компании, так как чистая прибыль, приходящаяся на единицу вкладов собственников, показывает общую прибыльность бизнеса, выбранного в качестве объекта инвестирования, а также уровень выплаты дивидендов и влияет на рост котировок акций на бирже.

Следующий, рассматриваемый  показатель, - рентабельность собственного капитала.

                                      (3)

Рентабельность прибыли  от продаж рассчитывается:

                                   (4)

При анализе рентабельности продаж прибыли в числителе формулы  можно рассмотреть несколько  видов прибыли. Так, когда берется  отношение прибыли от продаж к  объему выручки, то мы получаем "чистоту  аналитического эксперимента", которая  заключается в том, что на данный показатель не должны влиять элементы, не относящиеся к продажам, например, прочие доходы и расходы. Данный показатель позволяет оценить эффективность  управления продажами в процессе основной деятельности. При рассмотрении отношения валовой прибыли к  выручке мы оцениваем долю каждого рубля, полученного при реализации продукции, которая может быть направлена на покрытие коммерческих и управленческих расходов.

Не меньшую значимость при анализе рентабельности играют показатели рентабельности расходов. Так, целесообразно проанализировать отношения расходов от обычной деятельности к выручке от продажи:

 (5)

Под расходами от обычной  деятельности понимается совокупная величина себестоимости произведенных товаров, работ и услуг, управленческих и  коммерческих расходов. Для более  детального анализа рекомендуется  рассмотреть следующие показатели: отношение себестоимости к выручке, отношение управленческих расходов к выручке и отношение коммерческих расходов к выручке, на основе чего делаются выводы об эффективности управления расходами. Увеличение показателей  рентабельности расходов может сигнализировать  о проблемах с контролем расходов.

Желательной тенденцией в  изменении показателей рентабельности, которая выявляется в процессе оценки, является их стабильность и неуклонный рост. При этом приходится учитывать  этап жизненного цикла продукта и  предприятия. В конце ЖЦП только снижение затрат на производство одновременно с естественным снижением объемов  реализации может обеспечить рентабельность продукции и бизнеса в целом, иначе следует перейти к внедрению  нового продукта или переориентировать  фирму на иной вид бизнеса. Поэтому  важно не только сравнивать рентабельность в прошлом и отчетном периоде, но и определять тенденции в ее изменении за ряд месяцев или  даже лет.

Для диагностики работы фирмы  важно отслеживать влияние конкретных факторов на показатели рентабельности. Наиболее важные характеристики содержатся в факторных моделях показателей рентабельности активов и рентабельности собственного капитала. Первый отражает наиболее общие аспекты доходности бизнеса, а последний – эффективность инвестиций с позиции акционеров или учредителей. Эффективность основного вида деятельности характеризует рентабельность продаж.

Для рентабельности активов  факторная модель может иметь  вид:

Rак = Rпр · Оак,                                                                            (6)

где Rо – рентабельность продаж;

Оак – оборачиваемость активов (Оборот/Имущество по балансу).

В литературе эта модель получила название модели Дюпона:

1-й фактор модели характеризует  среднюю долю прибыли в цене  каждой единицы продукции

2-й фактор характеризует  количество единиц продукции,  производимое при имеющихся производственных  мощностях (при таком объеме  имущества) и установленной цене  продажи продукции.

Модель Дюпона показывает возможности роста рентабельность производства. К ним можно отнести: увеличение цены продукции, снижение себестоимости производства продукции, расширение объемов производства при имеющихся мощностях.

Реализация их одновременно маловероятная, но желательна, т. к. именно в этом и заключается задача управления. При выборе стратегии обычно применяют  вариационное моделирование, основанное на оценках производственных возможностей и предполагаемой реакции рынка  на изменение цен и объемов  производства.

 

Рентабельность собственного капитала имеет формулу:

Rск = Rак : Ка,                                                                               (7)

где Rак – рентабельность активов

Ка – коэффициент автономии (отношение собственного капитала к  совокупному).

Рентабельность собственного капитала является индикатором риска  собственников и фактором роста (или снижения) курса акций акционерного общества. Поэтому обеспечение ее высокого уровня является одной из важнейших задач менеджмента.

На основе этих двух моделей  можно сформировать модель, объединяющую 4 фактора:

,                                                                        (8)

где Н – коэффициент  использования внеоборотных активов (внеоборотные активы на 1 рубль выручки)

М – коэффициент использования  оборотных активов (ОА на 1 рубль  выручки).

При неглубоком изучении формулы  может сформироваться мнение, что  всегда следует занимать как можно  больше, так как коэффициент автономии  будет снижаться. Однако займы могут  привести к снижению прибыли и  убыткам, поэтому расчеты рентабельности собственного капитала также должны быть вариантными с учетом всех возможностей привлечения внешних источников финансирования или отказа от них. Границы  привлечения кредитных ресурсов будут определяться специальным  расчетом.

Показатели рентабельности продаж, активов и собственного капитала используются при прогнозировании  курса акций предприятия с  учетом изменений рыночной конъюнктуры.

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют  окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение  эффекта с вложенным капиталом  или потребленными ресурсами. Их используют и как инструмент в  инвестиционной политике и ценообразовании. Как результативный показатель она  характеризует эффективность использования  имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов  деятельности. Многообразность вариантов  решений, принимаемых при определении  прибыли, текущих издержек, авансированной стоимости для расчета рентабельности обусловливают наличие значительного  количества ее показателей.

Значимость коэффициента рентабельности в условиях ориентации на рыночные отношения определяется интересом к нему не только работников данного предприятия, но и интересом  государства, контрагентов, собственников, кредиторов и заемщиков. Повышение  уровня рентабельности для коллектива предприятия означает укрепление финансового  положения, а, следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев  это информация о результатах  применяемой тактики и стратегии  и о целесообразности ее корректировки.

 

 

 

 

 

 

1.3  Способы улучшения  показателей доходности

Изменения социально-экономического развития государства в период перехода к рыночным отношениям приводят к  качественным структурным сдвигам  в сторону интенсификации производства, что обуславливает неизменный рост денежных накоплений и, главным образом, прибыли предприятий различных  форм собственности.

В сложившейся сложной  ситуации, обусловленной экономическим  кризисом, самой главной задачей  для предприятий является нахождение путей повышения доходности и  избежание банкротства.

Основные пути повышения  доходности:9

1. Пути повышения прибыли:

1.1Увеличение выпуска продукции

1.2 Улучшение качества продукции

1.3Продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду

1.4 Снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;

1.5Диверсификация производства

1.6Расширение рынка продаж и др.

2. Пути повышения рентабельности:

1.2 Снижение затрат на производство и реализацию продукции

1.3 Наращивание объемов производства продукции;

1.4 Рост цен на продукцию в результате увеличения ее качества;

1.5 Улучшение использования производственных фондов;

1.6 Совершенствование структуры капитала и источников его формирования;

1.7 Повышение уровня организации производства и управления и др.

Одной из важнейших задач  при повышении доходности предприятия  является оптимизация затрат или  достижение такого их уровня, который  обеспечит требуемый финансовый результат при условии выполнения производственных планов предприятия. Среди существующих инструментов оптимизации  затрат основными являются инструменты  регулярного управления затратами, к которым относятся планирование, учет, контроль и программа мероприятий  по снижению затрат.

Подходы к организации  планирования, учета и контроля затрат: необходимо определить подразделения - центры ответственности за затраты - и выполнить стандартный набор  управленческих процедур: формировать  планы затрат, отчетность об их исполнении, проводить анализ затрат и принимать  меры, мотивирующие подразделения к  исполнению планов.

Существует два метода планирования затрат: планирование «от  достигнутого», при котором в  качестве базы для сравнения используются затраты прошлых периодов, и планирование «от производства», при котором  в качестве источника используются производственно-ресурсные потребности. Более совершенным является метод  планирования затрат «от производства», при котором за каждым показателем  затрат стоят объем производства, натуральный объем ресурсов и  перечень планируемых к выполнению мероприятий. Основанием для планирования «от производства» служат производственная программа, состав изделий, нормы потребления  ресурсов, календарно-плановые нормативы  и величина и комплектность фактического незавершенного производства на начало планового периода. На предприятии  необходимы не только расчет и анализ затрат на плановый месяц, но и прогноз их на последующий период. «Это обстоятельство требует соблюдения принципа «скольжения» в планировании затрат, что означает обеспечение возможности определения планового количества деталей не только на плановый, но и на последующие месяцы.» Предложенный в качестве инструмента планирования единый сквозной план-график дает такую возможность, так как строится на всей продолжительности производственного цикла изготовления изделия.

В результате такого подхода  решается главная проблема системы  планирования затрат - повышение прозрачности планов затрат путем обеспечения  взаимосвязи между производственно-ресурсными потребностями и планами затрат. Реализация подетально системы планирования производства стала возможной благодаря  внедрению автоматизированной системы  управления.

Автоматизированная система  управления предприятием позволяет  не только компьютеризировать процесс  формирования планов, но и готовить отчетность об их исполнении, анализировать  структуру и носители затрат, осуществлять сравнительный анализ. С помощью  нее выявляются затраты, которые  ежемесячно растут, а также затраты, занимающие основную долю в общих  затратах предприятия, проводится сравнение  значимых показателей предприятия  с показателями конкурентов и, наконец, выявляются носители затрат, влияющие на их величину. Следующий шаг - разработка комплексного плана мероприятий  по минимизации затрат.

Особенность современного этапа  экономического развития состоит в  том, что инновации становятся важнейшим  фактором поддержания конкурентоспособности  предприятия и роста его стоимости. Российские предприятия испытывают спад инвестиций, в первую очередь  в инновационное развитие предприятия. Спад инвестиций приводит к снижению финансовых результатов деятельности предприятий, а также к технической и технологической деградации. «Наблюдается так называемый «российский парадокс», «... парадокс экономической динамики последних лет состоит в том, что ручеек ресурсов на осуществление инноваций наблюдается на фоне избытка капитала в национальной экономике... Избыток капитала имеется в предпринимательском секторе... у государства... у населения». Этот парадокс объясняется формированием неэффективного финансового поведения инвесторов»

Конечный продукт в  своем физическом выражении содержит не только вещественную составляющую, но и интеллектуальную, и она тем  больше, чем более высокие характеристики и большую потребительную стоимость  имеет объект. «Тенденции, ускоряющие эрозию материальных преимуществ над  нематериальными, продолжают нарастать».

Таким образом, без инновационной  деятельности современное предприятие  существовать не может. Одна лишь производственная деятельность в условии частой сменяемости  продукции лишает его экономической  перспективы и приводит к банкротству  уже в течение 3-10 лет.

На доходность предприятия  самым существенным образом влияет НТП. Основой для материализации НТП являются капитальные вложения. Реальные инвестиции на предприятии  в основном направляются: на реконструкцию и техническое перевооружение производства; расширение действующего предприятия; модернизацию выпускаемой продукции и выпуск новой продукции; решение социальных проблем; освоение новых рынков сбыта и др.

Информация о работе Анализ показателей доходности