Анализ формирования прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 23:13, курсовая работа

Краткое описание

Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности организаций. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию организаций, материальное стимулирование работников за полученные результаты. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей организации, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 855.00 Кб (Скачать)

     Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов организации, обеспечивающих его развитие. В системе внутренних источников формирования ресурсов главенствующая роль принадлежит прибыли. Чем выше уровень генерирования прибыли в процессе хозяйственной деятельности, тем меньше потребность организации в привлечении финансовых средств из внешних источников. При прочих равных условиях - тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышения конкурентной позиции организации на рынке. При этом в отличие от некоторых других внутренних источников формирования финансовых ресурсов организации, прибыль является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется по расширенной основе.

     Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости организации. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной организацией прибыли, то есть ее направления на прирост его активов. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной организацией прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его чистых активов (активов, сформированных за счет собственного капитала), а соответственно и рыночная стоимость организации в целом, определяемая при его продаже, слиянии, поглощении и в других случаях.

     Прибыль предприятия является важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества. Социальная роль прибыли проявляется, прежде всего, в том, что средства, перечисляемые в бюджеты разных уровней в процессе ее налогообложения, служат источником реализации разнообразных общегосударственных и местных социальных программ, обеспечивающих «выживание» отдельных социально не защищенных (или недостаточно защищенных) членов общества. Кроме того, эта роль проявляется в удовлетворении за счет полученной прибыли части социальных потребностей персонала: социальные программы являются неотъемлемой составной частью коллективных или индивидуальных трудовых соглашений. Наконец, определенная социальная роль прибыли проявляется в том, что она служит источником внешней благотворительной деятельности организации, направленной на финансирование отдельных неприбыльных организаций, учреждений социальной сферы, оказания материальной помощи отдельным категориям граждан.

     Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим организацию от угрозы банкротства. За счет капитализации полученной прибыли может быть быстро увеличена доля высоко ликвидных активов (восстановлена платежеспособность), повышена доля собственного капитала при соответствующем снижении объема используемых заемных средств (повышена финансовая устойчивость), сформированы соответствующие резервные финансовые фонды.

     В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. С помощью прибыли и на ее базе приводятся в движение важнейшие рычаги коммерческого расчета.

       В экономической практике различают  большое количество видов прибыли: номинальная прибыль (характеризует фактический размер полученной прибыли); бухгалтерская прибыль (разность между полученной выручкой и бухгалтерскими издержками организации (явными). Её величина тождественна балансовой прибыли); экономическая прибыль (разность между выручкой (валовым доходом) и экономическими издержками (сумма явных и неявных издержек); консолидированная прибыль (сводная по бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних организаций. Выгодность применения консолидированной прибыли определяется экономией на налоговых платежах и снижении  отрицательных последствий от рисковых видов деятельности). 

       Прибыль как экономическая категория  отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности.

       Прибылью  оценивается эффективность хозяйствования, прибыль – главный источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений.

     Таким образом, прибыль организации является составным элементом рыночных отношений. Изучение социально-экономической сущности прибыли имеет первостепенное значение для рассмотрения источников ее формирования, влияния на нее различных производственных и внепроизводственных факторов, разработки системы распределения, формирования основных направлений деятельности предприятия.

 

      1.2 Современные подходы к анализу прибыли

 

      В условиях рыночных отношений, как свидетельствует  мировая практика, имеются три  основных источника получения прибыли:

      первый  источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску  той или иной продукции или  уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других организаций;

      второй  источник связан непосредственно с  производственной и предпринимательской  деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства;

      третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли [19, с. 265].

      В практическом плане прибыль представляет собой обобщающий показатель результатов хозяйственной деятельности организаций любой формы собственности.

      Конечным  финансовым результатом производственно-хозяйственной деятельности предприятия выступает общая прибыль, которая представляет собой алгебраическую сумму трех слагаемых: прибыль от реализации; прибыль от операционной деятельности (доходы - расходы); прибыль от внереализационных операций (доходы - расходы).

      Формализованный расчет общей прибыли представлен следующей формулой: 

      Робщ = Рр + (-) Рвп + (-) Ррп,                                              (1.1)

      где Рб – общая прибыль;

          Рр – прибыль или убыток от реализации;

          Рвп – прибыль или убыток от внереализационных операций;

          Рпр – прибыль или убыток от операционной деятельности.  

      Прибыль от реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов и затратами на производство и реализацию продукции, включаемыми в себестоимость.

      Прибыль от реализации продукции определяется следующим расчетом:  

      Рр = Np – Pндс – Ра – Рц - Sр,                                            (1.2)                             

      где Np – выручка от реализации продукции (работ, услуг);

          Sp – затраты на производство реализованной продукции, включаемые

           в себестоимость;

                 Рндс – налог на добавленную стоимость;

                 Ра – величина акцизов;

                 Рц – отчисления в целевые фонды. 

     Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) является преобладающей в составе общей прибыли.

     Финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов, отчислений в целевые фонды и затратами на производство и реализации этой продукции (работ, услуг), включаемыми в себестоимость продукции.

     Первое, что необходимо учесть при определении  финансового результата - это принятый учетной политикой организации метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.

     Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается организацией исходя из условий хозяйствования и заключаемых договоров:

     1) при безналичных расчетах - по  мере оплаты отгруженной продукции,  либо по мере поступления средств  на счета учреждения банков;

     2) при расчетах наличными деньгами - по поступлению средств в  кассу, либо по мере отгрузки  товаров (выполнение работ, услуг)  и предъявление покупателю (заказчику)  расчетных документов).

     Поскольку прибыль, полученная организацией за отчетный период, является объектом налогообложения для исчисления соответствующего налога, необходимо четко представлять себе механизм ее определения.

     Поскольку при формировании финансовых результатов  от реализации продукции (работ, услуг) существенное влияние оказывает  себестоимость, реальное определение прибыли связано с расчетом себестоимости продукции. 

     Цель  анализа прибыли состоит в  выяснении причин, обусловивших изменение прибыли, определении резервов ее роста и подготовке управленческих решений по мобилизации выявленных резервов.

     Для достижения данной цели в ходе проведения анализа решаются следующие задачи:

     оценка  выполнения плана (прогноза) и динамики финансовых результатов;

     изучение  состава и структуры прибыли;

     выявление и количественное изменение влияния  факторов формирования прибыли;

     анализ  и оценка качества прибыли;

     изучение  направлений, пропорций и тенденций  распределения прибыли;

     выявление резервов роста прибыли;

     разработка  рекомендаций по наиболее эффективному использованию прибыли с учетом перспектив развития организации.

     В процессе анализа необходимо изучить  факторы изменения величины налогооблагаемой прибыли, суммы выплаченных дивидендов, процентов, налогов из прибыли, размера чистой прибыли, отчислений в фонды организации, методика которого наиболее глубоко разработана Н.А.Русак.

      Таким образом, на формирование прибыли как финансового показателя работы, который отражается в бухгалтерском учете, официальной отчетности субъектов хозяйствования, влияет установленный государством порядок: формирования затрат на производство продукции (работ, услуг); учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг); определения внереализационных доходов и затрат; определения балансовой (валовой) прибыли. Следовательно, на формирование абсолютной величины прибыли организации оказывают влияние результаты, эффективность его финансово-хозяйственной деятельности, сфера деятельности, определенные законодательством условия учета финансовых результатов. 

 

      1.3 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли

 

      Выявление факторов, влияющих на прибыль, подразумевает под собой изучение экономических условий её формирования. Экономические условия могут быть как внутренними, так и внешними. Под их действием изменяется абсолютная величина  и относительный уровень прибыли. К внешним условиям можно отнести такие как: инфляция, изменения в законодательствах и нормативных документах в области ценообразования, кредитования, налогообложения предприятий, оплаты труда работников и другие. К внутренним условиям, влияющим на величину прибыли, можно отнести количество работников в организации, себестоимость продукции, объём реализации.

Информация о работе Анализ формирования прибыли предприятия