Анализ финансовой хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной работы - исследовать финансовое состояние предприятия ОАО "ЧТПЗ", выявить основные проблемы финансовой деятельности и дать рекомендации по управлению финансами..
Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:
предварительный обзор баланса и анализ его ликвидности;
характеристика имущества предприятия: основных и оборотных средств и их оборачиваемости, выявление проблем;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
1.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………3
1.1. Сущность финансового анализа. Основные понятия. Роль финансового анализа в процессе принятия управленческих решений……………………….3
1.2. Сравнительная оценка существующих методик анализа финансового состояния промышленного предприятия ……………………………………….7
1. 3. Методика анализа финансового состояния предприятия ……………21
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ………………………………….30
2. 1. Взаимосвязь бухгалтерского учета, аудита и анализа финансового состояния………………………………………………………………………..30
2. 1. 1. Экспресс-анализ финансового состояния. Бухгалтерская отчетность –информационная база для проведения финансового анализа………………..30
2.1.2. Детализированный анализ финансового состояния промышленного предприятия…………………………………………………………………….42
2. 3. Мировой опыт в области методов учета влияния изменения цен……..43
3. Анализ финансовой устойчивости предприятия………………...46
3.1 Абсолютные показатели финансовой устойчивости…………………….46
Заключение………………………………………………………………………56
Библиографический список……………………………………………………57
Приложения

Файлы: 1 файл

мой курсач.docx

— 171.52 Кб (Скачать)

Культура составления  отчета – немаловажный фактор успешного  ведения бизнеса как с позиции  самой компании, подготовивши отчет, так и с позиции ее внешних  контрагентов. Во-первых, хорошо структурированный  отчет позволяет руководству  предприятия и его владельцам по-новому взглянуть на состояние  дел на предприятии, достигнутые  результаты финансово-хозяйственной  деятельности, определиться с перспективами  ее развития. Во-вторых, для контрагентов предприятия бухгалтерский отчет  все в большей степени становится основным информационным документом, подтверждающим возможность и экономическую  целесообразность взаимодействия с  данным предприятием. В-третьих, отчет  – это своеобразный способ рекламы  деятельности (нередко первым шагом  фирмы-контрагента при установлении производственных контактов является запрос о возможности ознакомления с годовым бухгалтерским отчетом  потенциального партнера), поэтому  от того, насколько грамотно и привлекательно составлен отчет, может в значительной степени зависеть результат предстоящих  переговоров о сотрудничестве. Правило  – прежде чем подписывать контракт, ознакомься с годовым отчетом  контрагента – непреложная истина для любого бизнесмена.

В западной учетно-аналитической  практике накоплен значительный опыт в подготовке годового отчета, его  структурировании и оформлении. В  частности, типовая структура отчета может содержать следующие разделы:

  • краткая характеристика деятельности предприятия (основное содержание раздела составляют некоторые основные показатели, наиболее выгодно характеризующие предприятие, виды и географические сферы деятельности и др. )
  • обращение главы предприятия (президент, директор);
  • отчет администрации (характеристика производственной, коммерческой и инвестиционной деятельности, оценка финансового положения, характеристика научно-технического уровня предприятия, его природоохранная деятельность и др.);
  • бухгалтерская отчетность;
  • пояснения к бухгалтерской отчетности (характеристика Учетной политики, структуры и вида основных средств и нематериальных активов, финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженности, издержек производства и обращения, ликвидности и финансовой устойчивости и т. д.)
  • аудиторское заключение;
  • данные о котировке ценных бумаг предприятия;
  • прочая информация (состав высшего выборного органа управления, состав администрации, информация о наиболее существенных инвесторах и т. д.)

Амортизация представляет собой  процесс распределения на готовую  продукцию единовременных затрат в  основные средства. Поэтому коэффициент  износа, зависящий от принятой методики производства амортизационных отчислений, строго говоря, не отражает фактического износа основных средств, равно, как  коэффициент годности не дает точной оценки их текущей стоимости. Это  происходит по ряду причин. В частности, на законсервированные-, оборудование и транспортные -средства начисляется  амортизация на полное восстановление, т. е. физически эти средства не снашиваются, но общая оценка изношенности основных средств меняется. Что касается текущий стоимостной оценки технических средств и степени ее соответствия расчетной величине остаточной стоимости, то в принципе они зависят от таких факторов, как темп инфляции, состояние конъюнктуры и спроса, правильность определения полезного срока эксплуатации основных средств и т. п. Несмотря на всю условность показателя изношенности основных средств, он имеет определенное аналитическое значение. По некоторым оценкам, значение коэффициента износа более чем 50% считается нежелательным.

В рамках экспресс-анализа  в дополнение к приведенной выше системе показателей целесообразно  использовать следующую последовательность взаимосвязанных и несложных  по структуре и количеству показателей  таблиц:

хозяйственные средства предприятия  и их структура (содержит такие показатели, как величина хозяйственных средств  в оценке нетто, основные средства, нематериальные активы, оборотные средства, собственные оборотные средства);

основные средства предприятия (приводятся стоимостная оценка основных средств в том – числе активной их части по первоначальной и остаточной стоимости, доля арендованных основных средств,  коэффициенты износа и  обновления): структура и динамика оборотных средств предприятия (приводится укрупненная группировка статей второго и третьего разделов баланса, а также ряд специфических  показателей, таких,как величина собственных  оборотных средств, их доля в покрытии товарных запасов и др. )

основные результаты финансово-хозяйственной  деятельности предприятия (объем товарооборота, прибыль, рентабельность, уровень валового дохода, уровень издержек обращения, фондоотдача, выработка, показатели оборачиваемости);

эффективность использования  финансовых ресурсов (содержит показатели: всего финансовых ресурсов, в том числе собственных, привлеченных ресурсов, рентабельность авансированного капитала, рентабельность собственного капитала и др.).

Экспресс-анализ может завершаться  выводом о целесообразности или  необходимости более углубленного и детального анализа финансовых результатов и финансового положения.

 

2.1.2. Детализированный  анализ финансового состояния  промышленного предприятия

 

 

Его цель – более подробная  характеристика имущественного и финансового  положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности в  истекшем отчетном периоде, а также  возможностей развития субъекта на перспективу. Он конкретизирует, дополняет и расширяет  отдельные процедуры экспресс-анализа. При этом степень детализации  зависит от желания аналитика.

2.2. Влияние инфляции на состояние бухгалтерской отчетности

 

В условиях инфляции, т. е. снижения покупательной способности денег, финансовые отчеты предприятий о  результатах хозяйственной деятельности, финансовом состоянии и использовании  прибыли могут оказаться источником необъективной информации. В условиях инфляции различные элементы баланса  теряют свою ценность с различной  интенсивностью. Например, денежная наличность и дебиторская задолженность, представляющие собой требования о выплате фиксированной  суммы в будущем, в связи с  инфляцией приводят к убыткам  предприятия на сумму снижения покупательной  способности долговых денег. И наоборот, предприятия увеличивающие свою кредиторскую задолженность, т. е. придерживающие оплату счетов поставщиков и других обязательств (по оплате труда, с бюджетом, по соцстраху и пр.) извлекают  из этого выгоду, потому что могут расплатиться по своим обязательствам деньгами со сниженной покупательной способностью.

Инфляция ведет к развитию феномена <затухания> инвестиционной активности предприятий, к <проеданию> источников средств для расширенного воспроизводства. Высокая инфляция затрудняет процесс не только расширенного, но и простого воспроизводства капитала предприятия.

Основные средства предприятий (здания, сооружения, машины и оборудование), а также производственные запасы (сырье и материалы, малоценные предметы и т. п. ) приобретаются в предшествующие периоды, когда покупательная способность  денег была выше. Перенос стоимости  этих активов на готовый продукт (амортизация и текущие затраты  на производство) осуществляется в  текущем периоде, т. е. запаздывает  во времени и, таким образом, в  оценке и заведомо заниженной стоимости. Чем продолжительней длительность производственного цикла, тем ниже перенесенная стоимость, тем более  иссякает источник накоплений предприятия  на финансирование развития  производства (инвестиций) за счет амортизации. Наряду с этим текущие затраты и амортизация  основных средств, исчисленные в  оценке по более высокой покупательной  способности, для определения финансовых результатов вычитаются из поступлений (выручки от реализации) завышение  финансовых результатов деятельности, увеличение налогооблагаемой прибыли, а следовательно, увеличение уплачиваемых налогов и (опять) уменьшение источников финансирования развития производства. В качестве иллюстрации может  послужить переоценка основных средств, проведенная в Российской Федерации  в 1992 г. Результатом такой переоценки стали увеличенные от 3 до 46 раз  основные фонды и фонды специального назначения. В действительности таких  средств у предприятий не появилось, но при анализе такого предприятия  мы получаем картину абсолютной платежеспособности и высокой ликвидности.

 

 

2. 3. Мировой опыт  в области методов учета влияния  изменения цен

 

В условиях инфляции в связи  с искажением информации отчетов  пользователи могут принимать решения, неадекватные реальным процессам. Объективно оценить финансовое состояние и  финансовые результаты деятельности предприятия  без коррекции на инфляцию данных отчетности невозможно. Мировая учетная  практика накопила определенный опыт устранения искажающего влияния  инфляции на данные бухгалтерской отчетности. Существуют два основных метода учета  влияния изменения цен: оценка объекта  бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной  способности и переоценка объектов бухгалтерского учета в текущую  стоимость. Первый метод основан, на трактовке капитала как вложенных  в фирму денежных средств как  пассив), второй трактует капитал как  имущественную массу, т. е. набор  материальных и нематериальных ценностей (как актив).

Первый метод пропагандируется сторонниками концепции финансовой природы капитала, вложенного в тот  или иной вид бизнеса. Сторонники этой концепции абстрагируются от предметно-вещественной структуры активов предприятия. Упор делается на общую оценку капитала фирмы в целом с учетом покупательной  способности денежной единицы, ее колебаний  во времени, характеризующихся изменением индекса среднего уровня цен.

Смысл первого метода учета  влияния изменения цен заключается  в периодическом пересчете по индексу цен активов и обязательств предприятия с учетом изменения  покупательной способности денежной единицы. Все операции должны отражаться в текущем учете по ценам свершения, но при составлении отчетности данные корректируются с помощью индекса  общего уровня цен. В результате достигается  временная упорядоченность элементов  каждой статьи баланса или отчета о финансовых результатах. В итоге относящиеся к различным периодам времени затраты выражаются в одних и тех же сопоставимы ценах.

Второй метод пропагандируется сторонниками предметно-вещественной природы капитала, вложенного в тот  или иной вид бизнеса. Суть второго  метода заключается в пересчете  всех статей отчетности исходя из продажных  цен. Основная проблема состоит в  достаточной сложности и субъективности формирования текущих оценок статей, в связи с чем этот метод  подвергается наибольшей критике.

Вместе с тем, надо заметить, что первый метод основан на применении общего индекса цен, который не отражает динамику цен по отдельным товарам. В частности, цены на вычислительную технику, телевизионную аппаратуру, часы имеют тенденцию к понижению  даже в условиях инфляции.

Существует еще один метод  учета инфляции: переоценка активов, выраженных в национальной денежной единице, по курсу более стабильной валюты. Несмотря на то, что любая  денежная единица подвержена влиянию  инфляции, определяемой условиями экономики  в данном государстве, этот метод  эффективен при гиперинфляции, одним  из условий которой является темп инфляции на протяжении 3 лет не менее 100%. Преимущество метода заключается  в простоте пересчета. Единственная проблема – выбор твердой валюты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Анализ финансовой  устойчивости предприятия

 

Одной из основных задач  анализа финансово-экономического состояния является исследование показателей, характеризующих финансовую устойчивость предприятия. Финансовая устойчивость предприятия определяется степенью обеспечения запасов и затрат собственными и заемными источниками  их формирования, соотношением объемов  собственных и заемных средств  и характеризуется системой абсолютных и относительных показателей.

 

3.1 Абсолютные  показатели финансовой устойчивости

 

В ходе производственной деятельности на предприятии идет постоянное формирование (пополнение) запасов товарно-материальных ценностей. Для этого используются как собственные оборотные средства, так и заемные (долгосрочные и  краткосрочные кредиты и займы). Анализируя соответствие или несоответствие (излишек или недостаток) средств  для формирования запасов и затрат, определяют абсолютные показатели финансовой устойчивости.

Для полного отражения  разных видов источников (собственных  средств, долгосрочных и краткосрочных  кредитов и займов) в формировании запасов и затрат используются следующие  показатели.

    1. Наличие собственных оборотных средств.

Определяется как разница  величины источников собственных средств  и величины основных средств и  вложений (внеоборотных активов):

Ес = Ис – F=15023051-38996832=-23973781тыс.руб.(за 2009г.),

Ес = Ис – F=17683374-53520168=-35836794тыс.руб.(2010г.)

Ес = Ис – F=18918540-61804026=-42885486тыс.руб.(2011г.)

где Ес – наличие собственных оборотных средств;

       Ис – источники собственных средств (итог разд. III «Капитал и резервы»);

       F – основные средства и вложения (итог разд. I баланса «Внеоборотные активы»).

    1. Наличие собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников для формирования запасов и затрат.

Информация о работе Анализ финансовой хозяйственной деятельности предприятия