Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 17:57, курсовая работа
Экономический анализ является необходимым элементом выполнения каждой функцией управления в экономики. Для оптимизации управлении необходимо иметь четкое представление о тенденциях и характере изменений в экономике предприятий. Достижения данной информации возможно только на основе экономического анализа. Экономический анализ обосновывает управленческие решения, обеспечивает эффективность и объективность управления производства.
Введение.
Анализ - это разложение изучаемого объекта на элементы, присуще только этому объекту. Экономический анализ - специальная отрасль знаний, он комплексно и системно использует фактические данные, прибегая к приемам и способам исследования статистики, бухгалтерского учета, математики.
Предметом экономического анализа является исследование хозяйственной деятельности предприятия. То есть конечный результат его деятельности складывается под действием различных факторов. Особенностью изучения анализа хозяйственной деятельности субъекта является то, что экономические процессы и показатели характеризуют деятельность предприятия. Предметом экономического показателя является вся система, поэтому объектом анализа хозяйственной деятельности является предприятие, экономические результаты их деятельности, финансовые результаты, объем продаж и производства, себестоимость. Таким образом, предметом анализа является выявление причинно - следственных связей экономических явлений и процессов.
Бухгалтерский учет является основным поставщиком экономической информации о хозяйственной деятельности предприятия. Наряду с бухгалтерскими данными в аналитической работе используются статистическая отчетность. Экономический анализ также тесно связан с планированием и управлением производства. В аналитической работе широко используются плановые показатели. С помощью математических методов, возможно исследование большего количества объектов и изучение большего объема информации.
Анализ должен активно воздействовать на ход производства и его результаты общая цель экономического анализа заключается в оценке достигнутых результатов и выявлении резервов повышения эффективности производства предприятия. Важным моментом в анализе является выявление неиспользованных резервов производства и определение системы конкретных мероприятий по мобилизации выявленных резервов производства.
К числу важнейших задач относят:
Экономический анализ является
необходимым элементом выполнения каждой
функцией управления в экономики. Для
оптимизации управлении необходимо иметь
четкое представление о тенденциях и характере
изменений в экономике предприятий. Достижения
данной информации возможно только на
основе экономического анализа. Экономический
анализ обосновывает управленческие решения,
обеспечивает эффективность и объективность
управления производства. Роль анализа
в управлении производства возрастает
вследствие того, что меняются механизм
хозяйствования, принципы и методы управления.
Необходимость выбора заставляет руководителя
постоянно проводить исследования в области
рынка сбыта, источников сырья, изучение
спроса, что должно обеспечить повышение
эффективности производства.
1. Анализ производства и реализации
продукции.
Деятельность предприятия должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции.
Цель анализа состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства. Основной задачей анализа является:
Источниками информации для
Цех |
Объем валовой продукции, тыс. рублей |
Отклонение фактического объема валовой продукции |
Выполнение плана, % | |||||
Прошлый год |
Отчетный год |
От плана |
От прошлого года | |||||
план |
факт |
Абс., тыс. руб. |
Относ., % |
Абс., тыс. руб. |
Относ., % | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
14100,0 |
14200,0 |
17930,4 |
3730,4 |
26,3 |
3830,4 |
27,2 |
126,8 |
2 |
15700,6 |
15700,6 |
17928,3 |
2227,7 |
14,2 |
2227,7 |
14,2 |
114,2 |
3 |
12680,6 |
12684.6 |
17929,3 |
5244,7 |
41,3 |
5248,7 |
41,4 |
141,3 |
Итого |
42481,2 |
42585,2 |
53788,0 |
11202,8 |
26,3 |
11306,8 |
26,6 |
126,3 |
Таблица 1.
Цех № 1. 17930,4:14200,0 *100% =126,8 %
Цех №2. 17928,3:15700,6*100% = 114,2%
Цех №3. 17929,3:12684,6*100% = 141,3%
Итого: 53788,0:42585,2*100% = 126,3%
Абсолютное отклонение фактического объёма валовой продукции:
От плана - это разность между фактическим выпуском продукции и плановым:
Цех № 1. 17930,4-14200,0=3730,4тыс.руб.
Цех № 2. 17928,3-15700,6=2227,7тыс.руб.
Цех № 3. 17929,3-12684,6=5244,7тыс.руб.
Итого: 53788,0:42585,2=11202,8тыс.
От прошлого года – это разность между фактическим выпуском продукции и выпуском продукции за прошлый год:
Цех № 1. 17930,4–14100,0=3830,4тыс.руб.
Цех № 2. 17928,3–15700,6=2227,7тыс.руб.
Цех № 3. 17929,3–12680,6=5248,7тыс.руб.
Итого: 53788,0–42481,2=11306,8тыс.
Относительное отклонение фактического объёма валовой продукции:
От плана – это отношение абсолютного отклонения к объёму валовой продукции по плану выраженное в процентах:
Цех № 1. 17930,4:14100,0*100 %=27,2 %
Цех № 2. 17928,3:15700,6*100%=14,2%
Цех № 3. 17929,3:12680,6* 100 %=41,4%
Итого: 53788,0:42481,2*100%=26,3%
Относительное отклонение от прошлого года – это отношение абсолютного отклонения фактического объёма валовой продукции от прошлого года к объёму валовой продукции за прошлый год выраженное в процентах:
Цех № 1. 17930,4:14100,0*100%=27,2%
Цех № 2. 17928,3:15700,6*100%=14,2%
Цех № 3. 17929,3:12680,6*100%=41,4%
Итого: 53788,0:42481,2*100%=26,6%
Выполнив анализ выполнения плана по валовой продукции можно сделать вывод, что в отчётном году общий фактический объём валовой продукции составил 53788,0тыс. руб., это на 11202,8(26,3%) больше чем запланировано и на 11306,8тыс.руб.(26,6%) больше чем было произведено в предыдущем году. В общем, план по валовой продукции за отчётный год был перевыполнен и составил 126,3%.
Изучая работу каждого цеха отдельно можно отметить следующее: план по валовой продукции был перевыполнен всеми цехами. По сравнению с прошлым годом 1 цех произвёл на 3730,4тыс.руб. продукции больше, что в процентном выражении составило 26,3%.
2 цехом фактически было выпущено продукции на 17928,3тыс.руб., что на 2227,7тыс.руб.(14,2%) больше чем было запланировано. План по валовой продукции 2 цех перевыполнил на 14,2% т.к. процент выполнения плана составил 114,2%.
3 цех в отчётном году фактически произвёл валовой продукции на сумму 17929,3тыс. руб., что на 5244,7тыс. руб.(41,4%) меньше чем планировалось. Фактически объём валовой продукции по 3 цеху на 5248,7тыс. руб. больше чем был в прошлом году. План по продукции 3 цехом был перевыполнен на 41,4%, о чём свидетельствует процент выполнения плана в размере 141,3%.
1.1. Анализ ассортимента и структуры продукции.
Цель ассортимента структуры состоит в том, чтобы скорректировать предприятие на выпуск товара, который по своей структуре, потребительским свойствам и качеству наиболее полно соответствует потребностям покупателя. В процессе анализа необходимо выяснить, как предприятие выполняет план по ассортименту и какова динамика выпуска отдельных видов изделий. Выполнение задания по ассортименту означает выпуск изделия по заданной номенклатуре. Оценка выполнения плана по ассортименту выполняется с помощью среднего процента выполнения заданий по ассортименту. Средний процент выполнения задания по ассортименту выполняется по способу наименьшего числа в счет выпуска плана, принимается наименьшее число из двух величин планового и фактического выпуска продукции по каждому изделию. Продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не зачитывается в выполнение плана по ассортименту. Анализ ассортимента продукции выполним с помощью таблицы 1.1.
Изделие |
Объем валовой продукции, тыс. рублей |
Выполнение плана, % |
Валовая продукция, засчитанная в счет выполнения плана по ассортименту, тыс. руб. | |
план |
факт | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
А |
10650,3 |
9730,1 |
91,4 |
9730,1 |
В |
9778,1 |
13447,0 |
137,5 |
9778,1 |
С |
10646,3 |
19100,4 |
179,4 |
10646,3 |
Д |
11510,5 |
11510,5 |
100 |
11510,5 |
Итого |
42585,2 |
53788,0 |
97,8 |
41665,0 |
Таблица 1.1.
Выполнение плана - это отношение фактического объёма валовой продукции к плановому выраженное в процентах:
Изделие, А 9730,1: 10650,3*100%=91,4%
Изделие Б 13447,0:9778,1*100 %=137,5%
Изделие С 19100,4:10646,3*100%=179,4%
Изделие Д 11510,:11510,5*100%=100%
Итого: 41665,0:42585,2*100%=126,3%.
Процент ассортиментности определяется отношением выпуска продукции в счёт планового ассортимента к выпуску продукции по плану, в счёт планового ассортимента засчитывается меньшая величина между планом и фактом: а) если предприятие выполнило или перевыполнило план по каждому наименованию изделия, то в счёт выполнения плана по ассортименту засчитывается объём продукции в размере плана; б) если план по каким-либо наименованиям изделия не выполнен, то в счёт данного ассортимента засчитывается объём продукции выполнения фактически.
В счёт выполнения плана по ассортименту было засчитано:
По изделию А 9730,1т.р.
Б 9778,1т.р.
С 10646,3т.р.
Д 11510,5т.р.
Процент ассортиментности А 9730,1:10650,3*100=91,4%
Процент ассортиментности Б 9778,1:9778,1*100 %=100%
Процент ассортиментности С 10646,3:10646,3*100%=100 %
Процент ассортиментности Д 11510,5:11510,5*100%=100 %
Процент ассортиментности в целом 41665,0:42585,2*100%=97,8%
Проанализировав выполнение плана по ассортиментности продукции можно отметить, что предприятие планировало выпуск валовой продукции в объёме 42585,2т.р. Фактически план был перевыполнен на 26,3%. В счёт выполнения плана по ассортименту всего было засчитано валовой продукции на сумму 41665т.р. Наименьший процент ассортиментности на предприятии был по изделию А и составил 91,4% соответственно.
Увеличение объемов производства по отдельным видам продукции приводит к изменению ее структуры. Изменение структуры выпуска и реализации изменяет все показатели работы: при увеличении удельного веса дорогостоящей продукции увеличивается объем выпуска в стоимостном выражении; возрастание высоко рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Воспользуемся таблицей 1.2. для проведения анализа.
Виды продукции |
Объем валовой продукции , тыс. руб. |
% по структуре | ||
по плану |
фактически |
засчитывается в план по структуре | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
А |
10650,3 |
9730,1 |
9730,1 |
91,4 |
В |
9778,1 |
13447,0 |
12349,7 |
126,3 |
С |
10646,3 |
19100,4 |
13446,8 |
126,3 |
Д |
11510,5 |
11510,5 |
11510,5 |
100 |
Итого: |
42585,2 |
53788,0 |
47037,1 |
110,5 |
Таблица 1.2.
Анализ структуры
Определяются плановые и фактические показатели объемов выпуска. Затем необходимо найти отклонение по объему выпуска
Расчет коэффициента выполнения плана по производству в целом по предприятию.
Процент выполнения плана составляет отношение фактического выпуска продукции к плановому выраженное в процентах: 53788:42585,2*100%=126,3%
Далее следует произвести пересчет планового выпуска продукции по каждому виду на коэффициент выполнения плана производства в целом по предприятию. Это позволяет определить выпуск продукции при фактическом объеме выпуска по плановой структуре:
Изделие А 10650,3*126,3%:100%
Изделие Б 9778,1*126,3%:100%= 12349,7т. р.
Изделие С 10646,3*126,3%:100%=13446,8т. р.
Изделие Д 11510,5*126,3%:100%=14537,7т. р.
Изделие А: сравниваем 29 195,4 т.р. и 48 597, 8 т. р. Засчитываем в структуру 29 195,4 т.р.
Изделие Б: сравниваем 48 597,8 т.р. и 35 484 т.р. Засчитываем в структуру 35 484 т.р.
Изделие С: сравниваем 25 773,4 т.р. и 36 902 т.р. Засчитываем в структуру 25 773,4 т.р.
Изделие Д: сравниваем 52 019,8 т.р. и 47 824 т.р. Засчитываем в структуру 47 824 т.р.
Рассчитываем процент выполнения плана по структуре, как отношение объёма валовой продукции засчитанной в план по структуре к объёму валовой продукции по плану выраженное в процентах.
Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия