Анализ финансового состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 07:06, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является проведение анализа финансового
состояния ООО ФТЦ «НАРСПИ», изучение и устранение недостатков в финансовой
деятельности, поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия,
разработка рекомендаций по его улучшению.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (12).docx

— 147.27 Кб (Скачать)

абсолютных  показателей.  Данные  коэффициенты  используются  в  основном  в

предварительном анализе.

    Коэффициенты   координации   используются   для    выражения   отношений

разных по существу абсолютных показателей  финансового состояния.

    Анализ финансовых коэффициентов  заключается в сравнении их  значения  по

периодам.  В  качестве  базисных  величин  могут  использоваться  показатели

базисного периода данного хозяйствующего субъекта.

    Специальные  финансовые  коэффициенты,  расчет   которых   основан   на

существовании   определенных   соотношений   между   статьями    отчетности,

называются  финансово-оперативными  показателями.  Они   позволяют   реально

оценить положение данного хозяйствующего субъекта.

    Помимо финансовых коэффициентов  в анализе финансового состояния   важную

роль  играют  абсолютные  показатели,  которые  рассчитываются   на   основе

отчетности  (чистые  активы  —  реальный  собственный  капитал,  собственные

оборотные  средства,   показатели   оборачиваемости   запасов   собственными

оборотными  средствами).  С   помощью   данных   показателей   формулируются

критерии, позволяющие оценить  качество финансового состояния.

    Практика финансового  анализа позволяет выявить основные  методы  чтения

финансовой отчетности.

    Горизонтальный  (временный)  анализ  позволяет  осуществить   сравнение

каждой позиции с предыдущим периодом.

    Вертикальный  (структурный)  анализ  позволяет   определить   структуру

итоговых  финансовых  показателей  с  выявлением  влияния   каждой   позиции

отчетности на результат в целом.

    Трендовый  анализ  позволяет  осуществить  сравнение   позиции  с  рядом

предшествующих  периодов  и  определить  тренд,  т.е.   основную   тенденцию

динамики     показателей,     исключающей      случайные      влияния      и

индивидуальные   особенности   отдельных   периодов.   С   помощью    тренда

определяется возможное значение показателей в будущем.

    Анализ относительных  показателей (коэффициентов) позволяет   осуществить

расчет отношений данных отчетности,  определить взаимосвязи показателей.

    Факторный  анализ  позволяет  определить  влияние   отдельных   факторов

(причин)  на  результативный  показатель   с   помощью   различных   приемов

исследования.

    Сравнительный (пространственный) анализ может осуществляться  как внутри

предприятия  (сравнение   внутрихозяйственное   по   отдельным   показателям

хозяйствующего субъекта), так и  вне,  т.е.  сравнение  показателей   данного

хозяйствующего   субъекта   с    показателями   конкурирующих      субъектов

хозяйствования,    со    средними общеэкономическими данными.

    Финансово-экономический  анализ может осуществляться  разными методами. К

количественным  методам  относят  статистические   (наблюдение,   сравнение,

абсолютные и относительные  величины, средние величины, сводка,  группировка,

ряды   динамики,   индексы   и   т.д.),   экономико-математические   (методы

математического программирования, экономико-математического  моделирования  и

факторного анализа, исследование операции  и  т.д.).  Каждый  из  экономико-

математических методов делится  на отдельные приемы, способы, используемые  в

аналитической работе.

 

   1.3. ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  АНАЛИЗА

                      ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

    Главная цель анализа  – своевременно выявлять и  устранять  недостатки  в

финансовой деятельности и находить резервы улучшения  финансового  состояния

предприятия и его платежеспособности. При этом необходимо  решать  следующие

задачи:

    1.  На  основе  изучения   взаимосвязи   между   разными   показателями

производственной,  коммерческой  и  финансовой  деятельности   дать   оценку

выполнения плана по поступлению  финансовых ресурсов  и  их  использованию  с

позиции улучшения финансового  состояния предприятия.

    2.  Прогнозировать  возможные   финансовые   результаты,   экономическую

рентабельность  исходя  из  реальных  условий  хозяйственной   деятельности,

наличия собственных и заемных  ресурсов и разработанных  моделей  финансового

состояния при разнообразных вариантах  использования ресурсов.

    3.  Разрабатывать   конкретные  мероприятия,   направленные   на   более

эффективное  использование  финансовых  ресурсов  и  укрепление  финансового

состояния предприятия.

    Для оценки устойчивости  финансового состояния предприятия   используется

система показателей, характеризующих  изменения:

         . структуры  капитала предприятия по его   размещению  и  источникам

           образования;

         . эффективности  и интенсивности использования  капитала;

         . платежеспособности  и кредитоспособности предприятия;

         . запаса  финансовой устойчивости предприятия.

    Анализ финансового состояния  предприятия основывается  главным   образом

на относительных  показателях,  так  как  абсолютные  показатели  баланса  в

условиях  инфляции  сложно  привести  к  сопоставимому  виду.  Относительные

показатели   финансового   состояния    анализируемого   предприятия   можно

сравнить:

         .  с   общепринятыми  «нормами»   для   оценки   степени   риска   и

           прогнозирования  возможности банкротства;

         . с аналогичными  данными других предприятий, что  позволяет выявить

           сильные  и слабые стороны предприятия  и его возможности;

         . с аналогичными  данными за предыдущие годы  для изучения тенденции

           улучшения  или ухудшения финансового состояния  предприятия.

    Анализом финансового  состояния  занимаются  не  только  руководители  и

соответствующие службы предприятия, но  и  его  учредители,  инвесторы  –  с

целью изучения эффективности использования  ресурсов;  банки  –  для  оценки

условий  кредитования  и  определения  степени  риска;  поставщики   –   для

своевременного получения платежей;  налоговые  инспекции  –  для  выполнения

плана поступления средств в  бюджет и  т.д.  В  соответствии  с  этим  анализ

делится на внутренний и внешний (рис.1.3.1).

    Внутренний  анализ  проводится  службами  предприятия,  его   результаты

используются  для  планирования,  контроля  и  прогнозирования   финансового

состояния  предприятия.  Его  цель  –  обеспечить  планомерное   поступление

денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким  образом,

чтобы получить максимальную прибыль  и исключить банкротство.

 

 

 

|Анализ хозяйственной деятельности                |

 

 

 

|Финансовый            |                            |Управленческий      |

|анализ                |                            |анализ              |

 

 

|Внешний финансовый    | |Внутрихозяйственный    | |Внутрихозяйственный  |

|анализ по данным      | |финансовый анализ по   | |производственный     |

|публичной финансовой  | |данным  бухгалтерского  | |анализ по данным     |

|(бухгалтерской)       | |учета и отчетности     | |управленческого учета|

|отчетности            | |                       | |                     |

 

    Рис. 1.3.1. Направления анализа  хозяйственной деятельности

 

    Внешний анализ осуществляется  инвесторами, поставщиками материальных  и

финансовых  ресурсов,  контролирующими  органами   на   основе   публикуемой

отчетности. Его цель – установить возможность  выгодного  вложения  средств,

чтобы обеспечить максимум прибыли  и исключить потери. Внешний  анализ  имеет

следующие особенности:

         .  множество   субъектов  анализа,  пользователей   информацией   о

           деятельности  предприятия;

         . разнообразие  целей и интересов субъектов  анализа;

         . наличие  типовых методик, стандартов учета  и отчетности;

         . ориентация  анализа только на внешнюю  отчетность;

         . ограниченность  задач анализа при  использовании   только  внешней

           отчетности;

         . максимальная  открытость результатов  анализа   для  пользователей

           информации  о деятельности предприятия.

    Как  известно,  предприятие   –  сложное  формирование,   состоящее   из

партнерских групп, находящихся в  тесном взаимном общении. Среди  партнерских

групп можно выделить основные и  не основные.

    Перечень  основных  партнерских   групп,  их   вклад   в   хозяйственную

деятельность предприятия, требования в отношении компенсации своего  участия

и интересы,  которых  они  добиваются  в  предпринимательской  деятельности,

систематизированы в рис.1.3.1.

    Основные партнерские  группы заинтересованы в успехах   предприятия,  так

как от этого находится в прямой зависимости их благополучие.

    К не  основным  партнерским   группам  относятся  группы,  опосредованно

заинтересованные в успехах  предприятия – страховые компании,  аудиторские  и

юридические фирмы и т. д.

    Практика финансового  анализа уже выработала методику  анализа финансовых

отчетов. Можно выделить шесть основных видов анализа:

         . горизонтальный (временной) анализ  –  сравнение   каждой  позиции

           отчетности  с предыдущим периодом;

         .  вертикальный  (структурный)  анализ  –  определение   структуры

           финансовых  показателей;

         . трендовый  анализ – сравнение каждой  позиции отчетности  с  рядом

           предшествующих  периодов и определение тренда, то  есть  основной

           тенденции  динамики показателя, очищенного  от случайных влияний и

           индивидуальных  особенностей отдельных периодов;

         . анализ  относительных показателей  (финансовых  коэффициентов)  –

           расчет  числовых отношений различных  форм отчетности, определение

           взаимосвязей  показателей;

         . сравнительный  анализ, который делится на:

    внутрихозяйственный –   сравнение  основных  показателей   предприятия  и

дочерних предприятий, подразделений;

    межхозяйственный –  сравнение  показателей  предприятия   с  показателями

конкурентов, со среднеотраслевыми;

    факторный анализ  –   анализ  влияния  отдельных   факторов  (причин)  на

результативный показатель.

                   1.4. ОБЩИЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ

 

 

    Основными составляющими  финансового анализа предприятия  являются:

 

 

            Общий анализ.

 

 

            Анализ финансовой устойчивости.

 

 

            Анализ ликвидности баланса.

 

 

            Анализ коэффициентов финансового  состояния.

 

 

            Анализ коэффициентов финансовых  результатов.

 

    В условиях рыночных  отношений большую роль  играет  анализ  финансового

состояния предприятия.  Это  связано  с  тем,  что  предприятие,  приобретая

самостоятельность,  несет  полную  ответственность   за   результаты   своей

деятельности. Эта ответственность, прежде всего, перед  своими  акционерами,

работниками предприятия, банком, финансовыми  органами и кредиторами.

    Финансовое состояние   предприятия  определяется  способностью  погасить

свои долги и обязательства.

    Финансовое  состояние   предприятия  зависит  как   от   производственно-

коммерческой деятельности, так  и от финансовой деятельности.

    Производственно-коммерческая  деятельность  обеспечивает  своевременный

выпуск и реализацию продукции, и, соответственно, своевременное  поступление

денежных средств.

    Финансовая деятельность  охватывает  процессы  формирования,  движения,

обеспечения сохранности имущества  предприятия,  контроль  за  их  правильным

размещением и эффективностью использования.

    Задачи анализа финансового  состояния предприятия:

    -  изучение  платежеспособности  предприятия  и   ликвидности   активов

баланса;

    - оценка динамики состава  и структуры активов, изучение  их состояния  и

движения;

    - оценка динамики состава  и структуры источников средств,  изучение  их

состояния и движения;

    - изучение финансовой  устойчивости предприятия;

    - определение эффективности  использования оборотных средств.

    Результатом общего анализа  является предварительная оценка  финансового

состояния предприятия, исключающая  итоги анализа:

           . динамики  валюты баланса (суммы значений  показателей  актива  и

             пассива баланса). Нормой считается  увеличение валюты  баланса.

             Уменьшение, как  правило,  сигнализирует   о  снижении  объемов

             производства    и    может    служить    одной    из    причин

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия