Анализ финансово – хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в анализе финансового состояния предприятия и разработке рекомендаций по укреплению ее финансового состояния предприятия.
Объект исследования – предприятие.
Предметом исследования – финансовое состояние предприятия.

Оглавление

Введение ...………………………………………………………………………...4
1. Роль и значение финансового анализа в рыночной экономике………………..5
1.1 Предмет, содержание и задачи финансового анализа..…………………5
1.2 Анализ затрат на рубль товарной продукции...................……………....7
2. Анализ финансового состояния предприятия …………………………………16
2.1 Анализ структуры и ликвидности баланса………………………..……16
2.2 Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости……………21
2.3 Оценка деловой активности предприятия………………………………27
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованных источников …………………………………………….35
Приложения……………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 217.69 Кб (Скачать)

         Для анализа уровня себестоимости на различных предприятиях или ее динамики за разные периоды времени затраты на производство должны приводиться к одному объему. Себестоимость единицы продукции (калькуляция) показывает затраты предприятия на производство и реализацию конкретного вида продукции в расчете на одну натуральную единицу. Калькуляция себестоимости широко используется в ценообразовании и сравнительном анализе.

         Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции - наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам.

         Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности.

         Для учета динамики себестоимости продукции на предприятиях рассчитывается дополнительный показатель себестоимости всей товарной продукции - затраты на рубль товарной продукции (ТП). Полная себестоимость товарной продукции / стоимость товарной продукции в оптовых ценах предприятия = затраты на рубль товарной продукции

         Показатель затрат на рубль продукции является важным обобщающим показателем себестоимости продукции. Он который выгоден тем, что очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства и наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к себестоимости произведенной продукции в действующих ценах.

         При анализе стоимости произведенной продукции следует учитывать как изменение объема прироста произведенной и реализованной продукции, так и изменение цен на нее, а также изменение ассортимента выпускаемой продукции. В затратах (издержках производства) следует учитывать: изменение объемов производства, изменение цен на ресурсы, изменения норм расходования ресурсов на производство единицы продукта и изменение ассортимента выпускаемой продукции.

         В качестве основного показателя экономической эффективности текущих издержек (потребления ресурсов) можно использовать показатель затрат на 1 руб. товарной или реализованной продукции, тем более, что в качестве факторов, влияющих на уровень и динамику показателя издержек, могут быль выделены и частные показатели использования (применения) ресурсов живого труда и средств труда.

         В процессе такого комплексного анализа прежде всего определяют показатель затрат на 1 руб. стоимости продукции, причем числитель (общую сумму текущих издержек) представляют в виде суммы четырех слагаемых - издержек, связанных с использованием живого труда, издержек, связанных с использованием средств труда или основного капитала, издержек, связанных с использованием предметов труда, и прочих издержек, учитывающих затраты основных факторов производства.

         Снижение себестоимости продукции является важнейшим фактором развития экономики предприятия. Себестоимость продукции, представляя собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой измерения расходов и доходов, т.е. самоокупаемости - основополагающего признака хозяйственного рыночного расчета. Таким образом, себестоимость - один из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов.

         Эффективное управление затратами предприятия подразумевает снижение себестоимости, планирование и учет издержек, контроль за отклонениями с выявлением причин этих отклонений и организация информационной системы, которая позволила бы принимать управленческие решения и создать основу для стимулирования работников предприятия. Эта задача особенно актуальна для водоснабжающего предприятия, так как имеет место государственное регулирование цен.

         Важным является не только исследование фактического уровня и обоснованности затрат, образующих себестоимость, но и выработка предложений по усовершенствованию учета на предприятии, выявление основных факторов роста затрат, их причин, и системы управления затратами.

Для успешного функционирования предприятия на современном рынке  необходимо формирование совершенной  системы управления затратами на производство продукции, принятие на длительный период регламента управления, регулирующего  обязанности по разработке и утверждению  планов, доведению плановых заданий  до исполнителей, контролю, а также  распределению во времени плановой и контрольной деятельности. Поэтому  требуется структурная и процедурная  организация процессов планирования, учета и контроля за затратами  предприятия.

         Система управления затратами должна содействовать руководству в принятии решений, касающихся разработки изделия, назначения цены, маркетинга, ассортимента и способствовать внесению усовершенствований.

Таким образом, управление затратами  понимается как совокупность мер  по воздействию на них. Его объектами  являются уровень, формирование и структура  затрат. Отдельные методы управления затратами выдвигают различные  основные задачи, они не исключают  друг друга, а могут быть во многом параллельно или взаимодополняюще реализованы.

         В настоящее время многие промышленные предприятия сталкиваются с проблемами, связанными с высоким уровнем затрат на рубль производимой ими продукции, что сказывается на прибыльности деятельности предприятий, так как им приходится устанавливать цены на продукцию в несколько раз ниже ее себестоимости. Поэтому встает необходимость разработки целостной системы управления затратами на основе поиска резервов, способной решать проблемы эффективного использования внутрихозяйственных факторов снижения затрат с помощью методов их выявления, анализа и планирования.

         Наиболее обобщающим показателем  себестоимости продукции, выражающим  её прямую связь с прибылью, является уровень затрат на 1 рубль  товарной продукции:

(1)

 

         Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на 1 руб. товарной продукции оказывают факторы, которые находятся с ним в прямой функциональной связи: изменение объёма выпущенной продукции, её структуры, изменение уровня цен на продукцию, изменение уровня удельных переменных затрат, изменение суммы постоянных затрат. Схема факторной системы затрат на 1 руб. товарной продукции представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Взаимосвязь факторов, определяющих уровень затрат на рубль товарной продукции

         Влияние факторов первого уровня  на изменение затрат на 1 руб.  товарной продукции рассчитывается  способом цепных подстановок  по данным табл.19 и по данным  о выпуске товарной продукции:

         Товарная продукция:

         а) по плану:    ;

         б) фактически при плановой  структуре и плановых ценах:    ;

         в) фактически по ценам плана:    ;

         г) фактически:    ;

         Если затраты на 1 руб. товарной  продукции (У3) представить в виде

 ,

то анализ проводится методом  цепных подстановок и его алгоритм аналогичен алгоритму проведения факторного анализа материалоёмкости. (см. тему №4).

Чтобы установить, как эти  факторы повлияли на изменение суммы  прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на 1 руб. товарной продукции  за счёт каждого фактора умножить на фактический объём реализации продукции, выраженный в плановых ценах (табл.22).

         Таблица 2 - Порядок расчёта влияния факторов на изменение суммы прибыли

Фактор

Формула расчёта влияния фактора

Объём выпуска товарной продукции

Структура товарной продукции

Уровень переменных затрат на единицу продукции

Изменение суммы постоянных затрат

Изменение уровня отпускных  цен

Итого


 

         В процессе анализа проводят  также сравнение затрат на 1 руб.  товарной продукции в динамике  и, если есть возможность, сравнение  со среднеотраслевым показателем. [2]

 

 

 

 

 

 

         2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

 

         2.1 Анализ структуры и ликвидности баланса

 

         Экономический анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия начинается с оценки его финансового состояния по данным бухгалтерского баланса.

Анализ непосредственно  по бухгалтерскому балансу является трудоемким процессом, т.к. большое  количество расчетных показателей  не позволит выделить главные тенденции  в финансовом состоянии предприятия. Для более эффективного исследования составляется сравнительный аналитический  баланс. Он строится по специальной  форме и получается из исходного  баланса путем уплотнения отдельных  статей.

Схемой аналитического баланса  охвачено много важных показателей, характеризующих статистику  и  динамику финансового состояния  организации.

Горизонтальный анализ позволяет выявить изменения отдельных статей баланса, скорость изменения каждой статьи баланса и роль изменения каждой статьи в изменении общего итога баланса.

Вертикальный анализ баланса это представление финансового отчета в виде относительных показателей. Итог баланса принимается за 100% и определяется удельный вес каждой статьи баланса и изменение удельного веса за отчетный период. [1]

 

 

 

 

Таблица 1 - Схема построения сравнительного аналитического баланса

Наименова-ние статей

Абсолютные величины.руб.

Относительные величины, %

На начало года

На конец года

Изменения (+,-)

На начало года

На конец года

Изменения

(+,-)

В %к величине на начало года

В % к изменению итога  баланса

110

603

644

41

0,18

0,19

0,01

6,79

0,84

120

87731

97532

9801

27,53

30,14

2,61

11,17

201,66

130

28527

19830

-8697

8,95

6,13

-2,82

-30,48

-178,95

140

11399

11514

115

3,57

3,56

-0,01

1,01

2,36

190

128260

129520

1260

40,25

40,03

-0,22

0,98

2,36

210

115134

121277

6143

36,13

37,48

1,35

5,33

126,39

220

4042

789

-3253

1,26

0,24

-1,02

-80,48

-66,93

230

201

443

242

0,06

0,14

0,08

120,39

4,98

240

61151

62731

1580

19,19

19,39

0,2

2,58

32,51

250

2516

1334

-1182

0,79

0,41

-0,38

-46,97

-24,32

260

7365

7435

70

2,31

2,29

-0,02

0,95

1,44

290

190409

194009

3600

59,75

59,96

0,21

1,89

74,07

300

318669

323529

4860

100,00

100,00

0,00

1,52

100,00

Баланс

Б1=

318669

Б2=

323529

ΔБ=

4860

100 %

100 %

0

1,52

100 %

410

65000

65000

0

20,39

20,09

-0,3

0

0

420

23600

23600

0

7,41

7,29

-0,12

0

0

430

13869

14081

212

4,35

4,35

0

1,53

4,36

470

99329

103509

4180

31,17

31,99

0,82

4,21

86,01

490

201798

206190

4392

63,32

63,73

0,41

2,17

90,37

510

7822

7985

163

2,45

2,46

0,01

2,08

3,35

590

7822

7985

163

2,45

2,46

0,01

2,08

3,35

610

79462

59277

-20185

24,93

18,32

-6,61

-25,40

-415,33

620

25664

47210

21546

8,05

14,59

6,54

83,95

443,33

640

3923

2867

-1056

1,23

0,88

-0,35

-26,92

-21,73

690

109049

109354

305

34,22

33,80

-0,42

0,28

6,27

700

318669

323592

4860

100,00

100,00

0,00

1,52

100,00

Баланс

Б1=

318669

Б2=

323529

ΔБ=

4860

100 %

100 %

0

1,52

100 %


 

         По результатам расчета аналитического баланса, следует сделать выводы о финансовом состоянии предприятия за анализируемый период. Видим, что за отчетный период имущество предприятия увеличилось на 4860 рублей. Данное увеличение произошло в основном за счет увеличения в оборотных активах почти по всем статьям на 3600 рублей, в том числе материально – оборотные средства (запасы) увеличились на 6143 рублей, стоимость недвижимого имущества увеличилась на 9801 рублей, но возросла дебиторская задолженность на 242 рубля (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) и дебиторская задолженность на 1580 рублей (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), что существенно уменьшает оборачиваемость средств предприятия.

         Пассивная часть баланса увеличивается за счет собственных средств капитала на 4392 рубля, в том числе за счет нераспределенной прибыли 4180 рублей, величина заемного капитала увеличилась на 368 рублей. Наибольший вес кредиторской задолженности имеет задолженность поставщикам и подрядчикам 67% от суммы кредиторской задолженности по не обналиченным в срок расчетным документам и неотгруженной продукции в счет аванса. Это свидетельствует о финансовых затруднениях.

         Таким образом, на основании предварительного проведенного обзора за данный отчетный период, модно сделать вывод о неудовлетворенной работе предприятия и о росте «больших» статей за данный год. В связи с этим необходимо дать оценку кредитоспособности, которое произведено на основе анализа ликвидности баланса.

         Потребность в анализе ликвидности баланса возникает в условиях усиления финансовых ограничений и необходимости оценки кредитоспособности предприятия. Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. [4]

         Задача анализа ликвидности баланса возникает в связи с необходимостью давать оценку кредитоспособности предприятия, т.е. способности своевременно и полностью рассчитаться по всем своим обязательствам. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности с обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.

         Под ликвидностью какого-либо актива понимают способность его трансформироваться в денежные средства и степень ликвидности определяется продолжительностью временного  периода в течении которого эта трансформация может быть осуществлена. [1]

Информация о работе Анализ финансово – хозяйственной деятельности