Анализ дебиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

В условиях формирования рыночных отношений практически невозможно управлять сложным экономическим механизмом хозяйствующего субъекта без своевременной экономической информации, основную часть которой дает четко налаженная система бухгалтерского учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности. Данные бухгалтерского учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности используются для оперативного руководства работой хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений, для составления экономических прогнозов и текущих планов и, наконец, для изучения и исследования закономерностей развития экономики страны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ.……………………………….……….…5
1.1 Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности……………..….……5
1.2 Методика проведения анализа дебиторской задолженности………..…….....10
1.3 Управление дебиторской задолженностью ……………………………….…..20
2. АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРИМЕРЕ
«ОАО ШУЙСКАЯ ГАРМОНЬ»..……….……………….…………………………26
2.1Характеристика финансовой деятельности «ООО Премиум»…………..…....26
2.2 Методика проведения анализа дебиторской задолженности………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

КЭА-курсовая.doc

— 316.50 Кб (Скачать)
      1. Сущность и основные этапы управления дебиторской задолженностью

     Сущность любого процесса управления заключается в целенаправленном воздействии субъекта на объект управления. Объектом управления является дебиторская задолженность, субъектом управления - финансовый менеджер. Дебиторская задолженность - это элемент оборотного капитала. Дебиторской задолженностью называется задолженность организаций и отдельных лиц предприятию. Увеличение дебиторской задолженности означает отвлечение средств из оборота.

Основные  задачи управления дебиторской  задолженностью:

  • содействие росту объема продаж путем предоставления коммерческого кредита;
  • рост прибыли, вызываемый ростом объема продаж;
  • повышение конкурентоспособности с помощью отсрочки платежей;
  • определение степени риска неплатежеспособности покупателей;
  • расчет прогнозного размера резерва по сомнительным долгам;
  • предоставление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.

 Формирование  политики управления дебиторской задолженностью предприятия  осуществляется по следующим основным этапам:

  1. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде.

Основной  задачей этого анализа является оценка состояния дебиторской задолженности, ее состава и структуры, эффективности  инвестированных в нее финансовых средств, а также формирование аналитической информации, позволяющей контролировать дебиторскую задолженность.

  1. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции.

На этом этапе решаются два основных вопроса: а) в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее);

 б)  какой тип кредитной политики  следует избрать предприятию.

    Выбор форм реализации продукции  в кредит определяется отраслевой  принадлежностью предприятия и  характером реализуемой продукции  (товаров, услуг).

          Тип кредитной политики характеризует принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции – консервативный, умеренный и агрессивный.  

  • Консервативный - тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска, то есть предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.
  • Умеренный - тип кредитной политики предприятия характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.
  • Агрессивный - тип кредитной политики предприятия приоритетной целью ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.
  1. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту.

При расчете  этой суммы необходимо учитывать  планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде); коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.

  1. Формирование системы кредитных условий.

В состав этих условий входят следующие элементы:

- срок  предоставления кредита (кредитный период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции, однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла предприятия;

- размер  предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по представляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Его размер устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики, планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции, финансового состояния предприятия – кредитора и других факторов;

- стоимость  предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годовом исчислении;

- система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия – кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие).

  1. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.
  2. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности. В составе этой процедуры должны быть предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

 Наиболее  употребительными способами воздействия  на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, актов-сверок, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям.

  1. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.

Развитие  рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью – ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

В процессе управления дебиторской задолженностью предприятие в порядке прогноза должно разработать такую гибкую систему договоров, в которой предусматривались бы либо предоплата продукции (полная или частичная), либо выставление промежуточного счета, либо гибкое ценообразование в зависимости от индекса инфляции, и оценить влияние этих мер на финансовые результаты [ 6 ]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРИМЕРЕ

«ОАО  ШУЙСКАЯ ГАРМОНЬ» 

2.1 Характеристика финансовой деятельности «ОАО Шуйская гармонь» 

      Открытое  акционерное общество «Шуйская гармонь» образовано в соответствии с Гражданским Кодексом. Общество является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество действует в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом и учредительным договором.

   Место нахождения предприятия: 155900, Россия, Ивановская область, город Шуя, ул. Вихрева, дом 77.

      Общество  создано в целях производства и насыщения потребительского рынка музыкальными инструментами, а также извлечения прибыли в интересах участников.

   Основным видом  деятельности «ОАО Шуйская гармонь» является производство музыкальных инструментов.

      Прибыль общества определяется к концу каждого финансового года (квартала). Она формируется из выручки от хозяйственной, коммерческой деятельности после возмещения материальных и приравненных к ним затрат и расходов по оплате труда. Из балансовой прибыли общества уплачиваются предусмотренные законом налоги и другие платежи в бюджет.

        Общество реализует свою продукцию, работу, услуги по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством, по государственным расценкам.

      «ОАО Шуйская гармонь» зарегистрировано 28 января 1993 г. № 360 и за это время достаточно прочно закрепило свои позиции на рынке производство музыкальных инструментов. Уставный капитал составляет 1724400 рублей, количество акций 172440 штук, акции обыкновенные, номинальная стоимость 10 рублей.

      По  состоянию на 2.03.2007 г.зарегистрировано в реестре 492 акционера.

      Реестродержатель  ЗАО «Вестор Депо», расположенный  по адресу: г. Иваново, ул. К. Маркса, д. 44  

2.2 Методика проведения анализа дебиторской задолженности

2.2.1 Определение доли  дебиторской задолженности  в общем объеме

оборотных активов и стоимости имущества 

Доля  дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов определяется по формуле №1. Используя данные раздела II актива баланса (Приложение) рассчитаем долю дебиторской задолженности в отчетном и прошлом периодах.

Отчетный  год:

                          Д.З.акт (нач. года)  =   1942/4380 =44,337%

                         Д.З.акт (кон. года)  =   2089/4765 =43,84% 

Прошлый год:

                         Д.З.акт (нач. года)  =   1490/4414 =33,756%

                         Д.З.акт (кон. года)  =   1942/4380 =44,337% 

Доля  дебиторской задолженности в общей стоимости имущества:

Отчетный  год:

                          Д.З. им. (нач. года)  =   1942/9774 =19,869%

                         Д.З. им. (кон. года)  =   2089/18559 =11,256%

Прошлый год:

                          Д.З. им. (нач. года)  =   1490/9956 =14,966%

                          Д.З. им. (кон. года)  =   1942/9774 =19,869% 
 
 

 Полученные результаты для наглядности объединим в сводной таблице.

Анализ  доли Д.З в оборотных  активах и стоимости  имущества Таблица 1  

 
Период
Доля  в обор. активах %  
Изменение «+»; «-»
Доля  в общей стоим. им-ва %  
Изменение «+»; «-»
Выручка       тыс. руб.  
Изменение «+»; «-»
начало  года конец года начало года конец года отчетн. год прошл. год
Отчетный  год 44,337 43,84 - 0,497 19,869 11,256 - 8,613 17784 13957 + 3827
Прошлый год 33,756 44,337 + 10,581 14,996 19,869 + 4,873 13957 1478 - 721

Информация о работе Анализ дебиторской задолженности