Влияние телевидения на процесс социализации молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 01:57, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования средств массовой информации, в частности телевидения, как фактора социализации молодежи обусловлено тем, что проблема влияния телевидения на социализацию:
- затрагивает ценности всего общества;
касается многих;
в отношении этой проблемы в обществе существуют разные позиции;
на эту социальную проблему есть ответная реакция;
поведение членов общества относительно исследуемой проблемы ярко выражено.

Файлы: 1 файл

КР Социология.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

Такие телекомпании, как CNN, передающие свои программы на весь мир, можно рассматривать как почти мегафактор. «Останкино», Радио «Россия», некоторые центральные газеты, чьей аудиторией в той или иной мере является вся страна, можно отнести к макрофакторам. Стремительно «размножающиеся» местные студии кабельного телевидения, многочисленные сельские и районные радиостудии и газеты, «приход» видео в семью и т. п. позволяет рассматривать СМК как микрофактор социализации.

Но два обстоятельства позволяют  считать, что, по крайней мере, сегодня  и в ближайшем будущем, СМК  являются, главным образом, мезофактором социализации. Первое то, что общероссийские СМК имеют специфические аудитории, ибо те или иные из них предпочитают читать, слушать, смотреть определенные половозрастные и социально-культурные группы населения. Второе то, что, во всяком случае, в настоящее время в каждых области, крае, республике действуют радио и телестанции, аудитории которых так или иначе включают в себя большую часть населения, а местные газеты обогнали по числу подписчиков центральные. О том же косвенно свидетельствуют и материалы массового опроса, показывающие снижение общего уровня неизбирательного потребления информации. Телесмотрение, чтение газет и радиослушание становятся сферами все более тщательного выбора. А поскольку основную массу населения интересуют, в первую очередь, обстоятельства ее повседневной жизни, постольку этот выбор совершается чаще в пользу региональных СМК, по которым идет соответствующая информация.

СМК играют большую роль в жизни  человека любого возраста. Так, телепередачи смотрят каждый день 87% семей, а более 30% семей хотят иметь два телевизора из-за различий в предпочитаемых членами семьи передачах. Причем, видны явные половозрастные различия в жанрово-тематических предпочтениях. Мужчины предпочитают информационные, публицистические и спортивные программы радио и телевидения, а женщины — телесериалы, литературно-драматические и музыкальные программы.

Начиная с 12—13 лет подростки и  молодежь предпочитают рок-музыку, спортивные и развлекательные программы. В  целом среди передач телевидения 72% аудитории проявляет интерес к новостям, 63% — сериалам, 39% —к эстраде, 33% —лотереям и викторинам, 29%—к криминальной хронике. Среди книг наибольшим успехом пользуются детективы (чаще других читают — 36%), историческая литература (24 %), приключенческая (20%),любовные истории (19%).

Говоря о влиянии на человека средств массовой коммуникации, надо в первую очередь отметить их информационную и просветительскую роли, благодаря  которым не только «раздвигаются  стены квартир до границ планеты», но приобретаются весьма разно образные, противоречивые, несистематизированные сведения о типах поведения людей и образе жизни в различных социальных слоях, регионах, странах.

Иметь это в виду особенно важно  еще и потому, что средства массовой коммуникации фактически представляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения. Как источник ин формации и просвещения СМК наиболее интенсивно используют люди более старших возрастов.

Большую роль играют СМК в развитии человека. Хотя эта точка зрения далеко не бесспорна. Появление каждого кардинально нового вида коммуникации вызывало споры о том, во благо оно или во вред человеку. Так, еще в древности Платон связывал оскудение творческих способностей человека с появлением письменности, позволяющей усваивать знания «по посторонним знакам», в результате чего люди будут «казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами» и «станут мнимомудрыми вместо мудрых». С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео всегда связывали падение интереса к чтению.

Это действительно имело и имеет  место у многих людей, но при этом полезно иметь в виду, что слушают  радио, смотрят кинофильмы и телепередачи огромные массы людей, которые совсем необязательно стали бы читателями.

Некоторые исследования показывают, что влияние СМК на развитие человека, хотя и не однозначно, но в целом позитивно. Так, американские ученые Шрам, Лайл и Паркер в 1961 г. пришли к выводу о том, что телесмотрение ускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно к тому времени, когда он идет в школу, ибо учит его рассуждать, дает знания, расширяет кругозор. Исследования, проводимые во Франции, показали, что телесмотрение значительно влияет на представления и кругозор малообразованных слоев населения.

Средства трансляции информации создают  условия для развития человека, в частности обогащения словарного запаса, овладения широким кругом информации. Но в то же время объективно они формируют слушателя, зрителя, то есть потребителя (сегодня, например, даже словарь подростка, юноши формируется зачастую как словарь потребителя). Станет ли он активным субъектом культуры, зависит от многих дополнительных условий: подготовленности человека к взаимодействию с СМК (пока в наших школах его пытаются готовить лишь как читателя); включенности СМК в его реальную жизнедеятельность, от влияния семьи. Так, телевизор смотрят все дети, т. е. они могут получать одну и ту же информацию. Однако - это не решает проблемы выравнивания их интеллектуального развития. Получаемая по телевизионным и другим каналам информация многими не усваивается и тем более не «присваивается», ибо не пропущена через фильтр интеллекта взрослых членов семьи или групповое общение со сверстниками.

В принципе влияние СМК на развитие конкретного человека имеет опосредствованный  характер. Во-первых, оно опосредствовано феноменом «двуступепчатого потока информации»: идеи распространяются от СМК к «лидерам мнений», в большинстве своем неформальным, а от них — к их менее активным последователям. Во-вторых, оно опосредствовано тем, что, как отмечает американский ученый И. Клеппер, в массе своей люди имеют тенденцию пользоваться теми сообщениями массовых коммуникаций, которые согласуются с уже имеющимися у них интересами и установками. Сознательно или неосознанно они избегают противоположного настроя. Если же они и входят в соприкосновение с чуждыми этому настрою материалами, то часто их не воспринимают совсем, переделывают или истолковывают так, что они совпадают с их взглядами, или забывают с большей легкостью, чем то, что их интересует.

СМК весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование ценностных ориентации личности.

Это любопытным образом  проявляется, например, в формировании материальных и социальных потребностей у больших групп людей и конкретных индивидов. Раньше этот процесс определялся, как правило, условиями жизни, и обычно потребности либо соответствовали имеющимся у людей возможностям для их реализации или ненамного их превышали. Теперь кино, видео, теле видение показывают самые различные нормы и стандарты жизни. И большие группы, и конкретные люди далеко не всегда в состоянии трезво оценить возможности их реализации, имеющиеся в обществе, у конкретных людей. В результате в массовом порядке формируются потребности, которые слабо или совсем не соотносятся с возможностями их удовлетворения. Это ведет как к позитивным последствиям (росту жизненной активности), так и к негативным (активность может, приобретать антисоциальный характер).

СМК выполняют и рекреативную роль, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется по отношению ко всем людям постольку, поскольку отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.

С рекреативной тесно  связана релаксационная роль СМК. Она  приобретает специфический оттенок, когда речь идет о подростках и  юношах, у которых возникли осложнения в общении с окружающими или  в других сферах их жизни (что приводит, как правило, к напряженному эмоциональному состоянию и дискомфорту). Эти ребята могут, увеличив потребление продукции кино, радио, телевидения, печати, сократить тем самым контакты с людьми, найти отвлечение от неприятностей, заглушить или рассеять эмоциональную неудовлетворенность.

И здесь надо особо  сказать о видео. В России быстро растет число домашних кинотеатров  в семьях. Основные зрители —  подростки и юноши, а репертуар - фильмы ужасов, боевики, порнофильмы. Влияние подобной продукции на юных зрителей в наших условиях довольно эффективно, ибо у него практически нет конкуренции со стороны воспитательных структур.

В последнее время  набирает силу тенденция превращения  СМК в сферу самореализации личности. К давно существующей переписке  зрителей с газетами и журналами, добавились передачи радио и телевидения с прямым участием слушателей и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации — участие человека во взаимодействии с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними. Так, например, уже сегодня к сети Интернет подключено много миллионов абонентов — от ученых до кинофанатов. Среди них группы экологистов, фашистов и прочие электронные кланы, возникающие в новой электронной среде.

Космическое телевидение, видео, компьютеры становятся все более  массовыми, практически не контролируемыми  источниками влияния на человека. Мало того, долгое время они будут  доступны воспитателям в значительно меньшей мере, чем воспитуемым. Результатом будет нарастающее расхождение между картинами мира, существующими у старших и у младших — со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 

4. Последствия воздействия телевидения на молодеж

 

Сегодня, как говорилось, зависимость людей от телевидения стала всеобщей. У некоторых категорий (особенно у детей и подростков) эта зависимость развивается настолько, что наносит существенный ущерб даже физическому здоровью. Сначала врачи и педагоги, а теперь уже и политики рекомендуют родителям за дверями своих домов забывать о демократии и действовать авторитарно, заботясь прежде всего о благе детей. Можем считать, что наличие создаваемых ТВ цепей, пусть невидимых, является установленным фактом, и тезис о свободе ТВ от общественного контроля вытекает не из требований демократии, а из интереса некоторых социальных групп и является сугубо антидемократическим. Тем более, что этот интерес тщательно скрывается, следовательно, он противоречит интересам большинства. Мы пока не говорим о том, какое содержание вкладывает в свой театр теней контролирующая ТВ группа, какие доктрины вбивает она в головы прикованных цепями пленников. Проблема как раз в том, что вредоносны эти цепи сами по себе. Возникает заколдованный круг: наркотизирует, приковывает человека как раз то ТВ, которое хочется смотреть и смотреть - ТВ "высокого класса". Это как иностранная пища, насыщенная вкусовыми добавками: ее хочется жевать, но ты всем нутром чувствуешь, что это ядовитая дрянь. "Скучное" ТВ (каким и было оно в советское время) тем и хорошо, что человек потребляет его не больше, чем ему действительно надо для получения информации, знаний или развлечения.

Президент Американского  общества газетных редакторов Лорен  Гилионе, выступая в 1993 г., сказал: "Репортажи новостей по телевидению всегда порождали сомнение, реально ли то, что в них представлено. Природа визуальных средств информации - развлекать, драматизировать, создавать сны наяву для массового зрителя - влияет на содержание информации. Мир фантазии смешивается с миром факта. Для многих людей то, что появляется на экране телевизора, становится реальностью".

В последние годы теоретики  социальной педагогики (Л.В.Мардахаев  и др.) также отмечают значительное негативное влияние средств массовой информации на население, в том числе на детей и на молодежь. Формирование негативных идеалов, ценностей жизни, культа денег, возможности легко и беззаботно приобщаться к ним, агрессивности, активная пропаганда алкоголя, сексуальности. Благодаря деятельности современных СМИ происходит стихийная рационализация духовной жизни российской молодежи, в сознании которой благодаря СМИ на первое место выдвинуты ценности досуга, работы, учебы, природы, и лишь самое последнее занимают вера, религия.

Влияние СМИ в настоящее  время является неоднозначным: детские, юношеские и педагогические православные издания оказывают положительное образовательное и воспитательное влияние на читательскую аудиторию. Развлекательные рекламные СМИ негативно влияют на детей и молодежь, развивая потребительские инстинкты и приучая ее к сомнительным идеалам массовой культуры. В 2001-2003 году российские образовательные учреждения, стремясь к профилактике негативных воздействий СМИ, перешли в режим самообслуживания, создавая собственные СМИ (газеты, журналы, альманахи, школьные и институтские радио и телестудии). Выход из сложившейся ситуации можно увидеть в повсеместном внедрении в учебную программу образовательных учреждений спецкурсов и факультативов по специальности «Медиаобразование», создание методик по проведению конкретных мероприятий, обеспечивающих положительное влияние СМИ на детей и молодежь.

Определяя последствия  воздействия телевидения, мы должны также постоянно помнить о  совокупном (кумулятивном) эффекте. Большинство  сообщений или образов, появляющихся на телевидении, мы видим или слышим десятки, если не сотни и тысячи раз. Хотя такое продолжительное воздействие трудно имитировать в лабораторных условиях и проконтролировать в ходе полевых экспериментов, имеются методы, позволяющие его исследовать. Американский ученый Р. Харрис выделяет четыре основных класса поддающихся оценкам последствий поведенческие, установочные, когнитивные и физиологические .

Поведенческие последствия: В данном случае человек совершает некоторые действия, например проявляет насилие, покупает какой-то товар, голосует на выборах или смеется над комедийным эпизодом, после того как видит, что кто-то ведет себя аналогичным образом.

Установочные  последствия: Второй класс последствий воздействия телевидения связан с установками людей. Например, посмотрев рекламу, можно стать более высокого мнения о каком-то товаре или политическом кандидате; но приведет ли эта установка к фактической покупке или конкретным действиям во время голосования, уже другой вопрос.

Воздействие установок не ограничивается формированием нашего мнения о том или ином объекте. Под влиянием набора установок может сложиться образ мышления, который будет определять все наше мировоззрение. Такие установки накладывают отпечаток на наше восприятие мира и то, как мы его интерпретируем. Взаимодействие знаний, полученных из телвидения, с нашим жизненным опытом может привести к тому, что называют культивированием. Например, если мы принимаем на веру созданный в полицейском сериале образ большого города, таящего в себе множество опасностей, это представление не только накладывает отпечаток на наши установки по отношению к городам, но также может косвенно повлиять на наши когнитивные и поведенческие модели.

Информация о работе Влияние телевидения на процесс социализации молодежи