Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 01:57, дипломная работа
Актуальность исследования средств массовой информации, в частности телевидения, как фактора социализации молодежи обусловлено тем, что проблема влияния телевидения на социализацию:
- затрагивает ценности всего общества;
касается многих;
в отношении этой проблемы в обществе существуют разные позиции;
на эту социальную проблему есть ответная реакция;
поведение членов общества относительно исследуемой проблемы ярко выражено.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики»
Кафедра «Государственного и международного права»
Контрольная работа
по дисциплине: Социология
на тему: Влияние телевидения на процесс социализации молодежи
Выполнил: Васильев Ф.М.
Группа: 030900.62
Проверил: Коротков А.В.
Санкт-Петербург
2012
Введение
Процесс социализации - важнейшее, многоаспектное явление в жизни человечества, в ходе которого происходит формирование поколения будущего. Известно, что на становление личности подростка-старшеклассника, его жизненную позицию оказывают влияние многие социализирующие факторы, в том числе и средства массовой информации (сюда относят печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукозапись, систему Интернет), без которых современный мир немыслим. Поэтому особенно важно контролировать воспитание и развитие подростка в его взаимодействии с разного рода информационными потоками получаемыми через средства массовой информации.
Именно в подростковом возрасте, когда ребенок начинает активно пользоваться материалами СМИ, предназначенными не только для детей возрастает роль средств массовой информации в социализации личности. Кроме того, использование СМИ в школьном образовании и воспитании позволяет выводить подготовку подрастающего поколения на уровень современных общественных требований, привлекать ранее неизвестные резервы повышения эффективности деятельности школы.
На СМИ как фактор социализации возложен ряд функций, в том числе:
1) информационная (является
источником разнообразной
2) рекреативная (определяет
досуговое времяпрепровождение
как групповое, так и
3) релаксационная - снимает ощущение одиночества, служит средством отвлечения при осложнениях в общении[6].
Кроме того, СМИ существенно влияют на усвоение спектра социальных норм, формирование ценностных ориентаций; являются системой неформального образования и просвещения. Важно отметить, что современные условия жизни ребенка подразумевают такие ориентиры развития, которые основаны на все возрастающей роли так называемого "информационного образа жизни".
В связи с тем, что самоизменение человека в процессе социализации под воздействием СМИ имеет как положительный, так и отрицательный вектор, учеными и специалистами многих стран ставится вопрос о необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде, помогающей создать ориентиры воспитания для подростка. Так, международное право предусматривает возможность ограничения свободы слова в том случае, когда деятельность СМИ угрожает правам и законным интересам детей. Федеральный закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусматривает "защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от распространения печатной продукции, аудио- и видео продукции, пропагандирующей насилие и жестокость порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение".
Актуальность исследования средств массовой информации, в частности телевидения, как фактора социализации молодежи обусловлено тем, что проблема влияния телевидения на социализацию:
- затрагивает ценности всего общества;
Данная работа определяет противоречие между общественными потребностями и потребностями отдельной личности, что выражается в следующем:
с одной стороны обществу необходимо получать самую различную информацию, а с другой стороны, каждый человек воспринимает полученную информацию по-разному и подвержен её негативному влиянию.
Проблемой исследования является создание социально-педагогических условий для успешной социализации молодежи в процессе учебной деятельности и взаимодействия с современным телевидением. Для решения данной проблемы социальному педагогу требуется не только знание методик и технологий работы, но и общая грамотность, соответствие современной общественной формации, знание круга интересов своих учеников, в том числе и их предпочтения в телесмотрении. Социальный педагог должен знать особенности и законы средств массовой коммуникации, уметь использовать возможности телевидения в своих дидактических целях, чтобы направить свою деятельность на нравственное воспитание и социальное благополучие каждого учащегося.
1. Понятие «социализация» и её сущность
В гуманитарные науки термин «социализация» пришёл из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли или средств производства.
Автором термина применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887г. в книге «Теория социализации» употребил его в таком значении: «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни»
К середине ΧΧ в. социализация
превратилась в самостоятельную
междисциплинарную область
Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации.
Первый подход предполагает
пассивную позицию человека в
процессе социализации, а саму социализацию
рассматривает как процесс
Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя. Этот подход определить как субъект - субъектный.
Основываясь на субъект - субъектном подходе социализацию можно трактовать как «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» .
Американский социолог Нейл Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям». Польский социолог академик Ян Щепанский определил социализацию как «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей».
В различных словарях социализация определяется как:
1) «процесс усвоения
индивидом на протяжении его
жизни социальных норм и
2) «как процесс усвоения
и дальнейшего развития
3) «процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе».
На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Социализация – это процесс становления социального «Я».
Сущность социализации
состоит в сочетания
Приспособление (социальная адаптация) – процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку. Таким образом, адаптация – это процесс и результат становления индивида социальным существом.
Обособление – процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса – потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых, потребность иметь собственные привязанности, потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению. Таким образом, обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.
В рамках субъект – объектного подхода сущность социализации трактуется только как адаптация человека в обществе, как процесс и результат становления индивида социальным существом .
2. Содержание процесса социализации
В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный.
На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации.
Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта.
Институты социализации – это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.
Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, врачи, тренеры, няни, руководители внеклассных кружков и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности.
Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, милиции, армии, государства, а также сотрудники средств массовой информации и т.д.
Каждый агент социализации дает для личности то, чему в ее становлении может научить и воспитатель. Агенты первичной социализации взаимозаменяемы и универсальны. Агенты вторичной социализации действуют узко специализированно ибо каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями.
К числу агентов социализации относятся и средства массовой информации - телевидение, радио, печать, кино, видеозапись. Дети и взрослые в разных странах проводят перед экраном телевизора значительную часть своего времени. Дети знакомятся с тем, как выполняются социальные роли людьми, занятыми в той или иной профессии, обладающими определенным социальным статусом. Не только дети, но и взрослые воспринимают современный мир в значительной степени сквозь призму телевизионного изображения. По данным западных исследователей, в случае, если освещение событий газетой и телевидением различается, телевизионной версии верят вдвое больше людей, чем газетной. Имеется множество свидетельств, показывающих, что средства массовой информации оказывают глубокое воздействие на социальные установки и поведение детей и взрослых .
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, в разной степени влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы:
Мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
Макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определённых странах.
Мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, посёлок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации ( радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через микрофакторы.
Микрофакторы – семья и
3. Средства массовой информации как предмет современных исследований
Рассматривая СМК как фактор социализации, надо иметь в виду то, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не отдельный индивид, а сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации — читатели одной газеты, слушатели определенной радиостанции, зрители тех или иных телеканалов. В связи с этим вопрос о том, к какой группе факторов социализации относятся СМК не имеет однозначного ответа.
Информация о работе Влияние телевидения на процесс социализации молодежи