Влияние телевидения на процесс социализации молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 01:57, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования средств массовой информации, в частности телевидения, как фактора социализации молодежи обусловлено тем, что проблема влияния телевидения на социализацию:
- затрагивает ценности всего общества;
касается многих;
в отношении этой проблемы в обществе существуют разные позиции;
на эту социальную проблему есть ответная реакция;
поведение членов общества относительно исследуемой проблемы ярко выражено.

Файлы: 1 файл

КР Социология.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный университет

сервиса и экономики»

 

Кафедра «Государственного и международного права»

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Социология

на тему: Влияние телевидения на процесс социализации молодежи

 

 

 

 

Выполнил: Васильев Ф.М.

Группа: 030900.62

Проверил: Коротков А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

Введение

Процесс социализации - важнейшее, многоаспектное явление в жизни человечества, в ходе которого происходит формирование поколения будущего. Известно, что на становление личности подростка-старшеклассника, его жизненную позицию оказывают влияние многие социализирующие факторы, в том числе и средства массовой информации (сюда относят печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукозапись, систему Интернет), без которых современный мир немыслим. Поэтому особенно важно контролировать воспитание и развитие подростка в его взаимодействии с разного рода информационными потоками получаемыми через средства массовой информации.

Именно в подростковом возрасте, когда ребенок начинает активно пользоваться материалами  СМИ, предназначенными не только для  детей возрастает роль средств массовой информации в социализации личности. Кроме того, использование СМИ в школьном образовании и воспитании позволяет выводить подготовку подрастающего поколения на уровень современных общественных требований, привлекать ранее неизвестные резервы повышения эффективности деятельности школы.

На СМИ как фактор социализации возложен ряд функций, в том числе:

1) информационная (является  источником разнообразной информации);

2) рекреативная (определяет  досуговое времяпрепровождение  как групповое, так и индивидуальное);

3) релаксационная - снимает ощущение одиночества, служит средством отвлечения при осложнениях в общении[6].

Кроме того, СМИ существенно  влияют на усвоение спектра социальных норм, формирование ценностных ориентаций; являются системой неформального образования  и просвещения. Важно отметить, что современные условия жизни ребенка подразумевают такие ориентиры развития, которые основаны на все возрастающей роли так называемого "информационного образа жизни".

В связи с тем, что  самоизменение человека в процессе социализации под воздействием СМИ имеет как положительный, так и отрицательный вектор, учеными и специалистами многих стран ставится вопрос о необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде, помогающей создать ориентиры воспитания для подростка. Так, международное право предусматривает возможность ограничения свободы слова в том случае, когда деятельность СМИ угрожает правам и законным интересам детей. Федеральный закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусматривает "защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от распространения печатной продукции, аудио- и видео продукции, пропагандирующей насилие и жестокость порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение".

Актуальность исследования средств массовой информации, в частности телевидения, как фактора социализации молодежи обусловлено тем, что проблема влияния телевидения на социализацию:

- затрагивает  ценности всего общества;

  • касается многих;
  • в отношении этой проблемы в обществе существуют разные позиции;
  • на эту социальную проблему есть ответная реакция;
  • поведение членов общества относительно исследуемой проблемы ярко выражено.

Данная работа определяет противоречие между общественными  потребностями и потребностями  отдельной личности, что выражается в следующем:

с одной стороны  обществу необходимо получать самую  различную информацию, а с другой стороны, каждый человек воспринимает полученную информацию по-разному и подвержен её негативному влиянию.

Проблемой исследования является создание социально-педагогических условий для успешной социализации молодежи в процессе учебной деятельности и взаимодействия с современным телевидением. Для решения данной проблемы социальному педагогу требуется не только знание методик и технологий работы, но и общая грамотность, соответствие современной общественной формации, знание круга интересов своих учеников, в том числе и их предпочтения в телесмотрении. Социальный педагог должен знать особенности и законы средств массовой коммуникации, уметь использовать возможности телевидения в своих дидактических целях, чтобы направить свою деятельность на нравственное воспитание и социальное благополучие каждого учащегося.

 

1. Понятие «социализация» и её сущность

 

В гуманитарные науки  термин «социализация» пришёл из политэкономии, где его первоначальным значением  было «обобществление» земли или  средств производства.

Автором термина применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887г. в книге «Теория социализации» употребил его в таком значении: «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни»

К середине ΧΧ в. социализация превратилась в самостоятельную  междисциплинарную область исследований.

Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе  тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации.

Первый подход предполагает пассивную позицию человека в  процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс адаптации  человека к обществу, которое формирует  каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть определён как субъект - объектный (общество – субъект воздействия, а человек его объект).

Сторонники второго  подхода исходят из того, что человек  активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя. Этот подход определить как субъект - субъектный.

Основываясь на субъект - субъектном подходе социализацию можно трактовать как «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» .

Американский социолог Нейл Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям». Польский социолог академик Ян Щепанский определил социализацию как «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей».

В различных словарях социализация определяется как:

1) «процесс усвоения  индивидом на протяжении его  жизни социальных норм и культурных  ценностей того общества, к которому он принадлежит».

2) «как процесс усвоения  и дальнейшего развития индивидом  социально-культурного опыта».

3) «процесс усвоения  индивидом образцов поведения,  психологических механизмов, социальных  норм и ценностей, необходимых  для успешного функционирования индивида в данном обществе».

На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и  умений, благодаря которым человек  становится дееспособным участником социального  взаимодействия. Социализация – это процесс становления социального «Я».

Сущность социализации состоит в сочетания приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

Приспособление (социальная адаптация) – процесс и результат  встречной активности субъекта и социальной среды. Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку. Таким образом, адаптация – это процесс и результат становления индивида социальным существом.

Обособление – процесс  автономизации человека в обществе. Результат этого процесса – потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых, потребность иметь собственные привязанности, потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению. Таким образом, обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

В рамках субъект –  объектного подхода сущность социализации трактуется только как адаптация человека в обществе, как процесс и результат становления индивида социальным существом .

 

2. Содержание процесса социализации

 

В социологии выделяются два уровня социализации: первичный  и вторичный.

На каждом из этих уровней действуют различные  агенты и институты социализации.

Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные  за передачу культурного опыта.

Институты социализации – это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.

Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, врачи, тренеры, няни, руководители внеклассных кружков и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности.

Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные  агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители  администрации школы, милиции, армии, государства, а также сотрудники средств массовой информации и т.д.

Каждый агент  социализации дает для личности то, чему в ее становлении может научить  и воспитатель. Агенты первичной  социализации взаимозаменяемы и  универсальны. Агенты вторичной социализации действуют узко специализированно ибо каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями.

К числу агентов социализации относятся и средства массовой информации - телевидение, радио, печать, кино, видеозапись. Дети и взрослые в разных странах проводят перед экраном телевизора значительную часть своего времени. Дети знакомятся с тем, как выполняются социальные роли людьми, занятыми в той или иной профессии, обладающими определенным социальным статусом. Не только дети, но и взрослые воспринимают современный мир в значительной степени сквозь призму телевизионного изображения. По данным западных исследователей, в случае, если освещение событий газетой и телевидением различается, телевизионной версии верят вдвое больше людей, чем газетной. Имеется множество свидетельств, показывающих, что средства массовой информации оказывают глубокое воздействие на социальные установки и поведение детей и взрослых .

Социализация протекает  во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, в разной степени влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы:

Мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определённых странах.

Мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в  которых они живут (регион, село, город, посёлок); по принадлежности к  аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации ( радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через микрофакторы.

Микрофакторы – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, религиозные и частные организации, микросоциум .

3. Средства массовой информации как предмет современных исследований

 

Рассматривая СМК как фактор социализации, надо иметь в виду то, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не отдельный индивид, а сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации — читатели одной газеты, слушатели определенной радиостанции, зрители тех или иных телеканалов. В связи с этим вопрос о том, к какой группе факторов социализации относятся СМК не имеет однозначного ответа.

Информация о работе Влияние телевидения на процесс социализации молодежи