Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:12, реферат
Процесс социализации проходит фазы, которые называют еще стадиями жизненного цикла человека. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации, можно выделить начальную, или раннюю социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую социализацию, охватывающую два других периода.
Процесс социализации 
проходит фазы, которые называют еще 
стадиями жизненного цикла человека. 
Это детство, юность, зрелость и старость. 
По степени достижения результата или 
завершенности процесса социализации, 
можно выделить начальную, или раннюю 
социализацию, охватывающую периоды детства 
и юности, и продолженную, или зрелую социализацию, 
охватывающую два других периода.  
 
Прежде подготовка к взрослой жизни была 
непродолжительной: в 14—15 лет юноша переходил 
в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили 
замуж и образовывали самостоятельную 
семью. Так было в традиционном обществе. 
Даже сегодня в тех обществах, что сохранили 
традиционный уклад жизни, существует 
раннее прекращение детства. Детство получило 
признание в Европе в средние века, а отрочество 
— только в XX веке. Совсем недавно, да и 
то только в развитых индустриальных странах, 
самостоятельной стадией жизненного цикла 
была признана юность (молодость). В индустриальном 
и постиндустриальном обществе человек 
продолжает учебу иногда до 25 лет. В сравнении 
с нашими обезьяноподобными предками 
период подготовки к жизни увеличился 
минимум в 5 раз.  
 
Подготовка к самостоятельной жизни стала 
не только более продолжительной, но также 
более сложной и дорогостоящей. Дать полноценное 
образование всем желающим из любого социального 
слоя человеческое общество смогло только 
в XX веке. Десятки тысяч лет оно накапливало 
для этого ресурсы. Всеобщее среднее образование 
— серьезное достижение нашего времени. 
Если учитывать все расходы, то государство 
в развитых странах тратит на образование 
до 30% национального дохода.  
 
Однако школьное, университетское, производственное 
или какое-либо иное обучение — всего 
лишь техническое мероприятие, организованное 
для приобретения новых знаний. Это только 
один из этапов социализации. Обучение 
предмету и обучение жизни — вещи совершенно 
разные.  
 
Невозможно обучиться социальной роли 
по книжкам или методом деловой игры, хотя 
усовершенствовать себя в ней таким образом 
можно. Наследник трона готовится к роли 
монарха многие годы; его воспитывает 
окружение, практика принятия управленческих 
решений, которую приходится осваивать, 
реально став королем или вождем. Каждая 
социальная роль включает множество культурных 
норм, правил и стереотипов поведения, 
незримыми социальными нитями — правами, 
обязанностями, отношениями — она связана 
с другими ролями. И все это надо осваивать. 
Вот почему к социализации применимо не 
слово «обучение», а слово «освоение». 
Оно шире по содержанию и включает в себя 
обучение как одну из частей.  
 
Поскольку на протяжении жизни нам приходится 
осваивать не одну, а целое множество социальных 
ролей, продвигаясь по возрастной и служебной 
лесенке, процесс социализации продолжается 
всю жизнь. До глубокой старости человек 
меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, 
правила поведения, роли и т. п. Понятие 
«социализация» объясняет то, каким образом 
человек из существа биологического превращается 
в существо социальное.  
 
Социализация — такой процесс, который 
не поддается искусственному управлению 
либо манипулированию.  
 
К 14 годам из талантливого ребенка можно 
сделать вундеркинда, знающего в совершенстве 
тот или иной предмет. Примеров ускоренного 
обучения множество, но не существует 
примеров ускоренной социализации.  
 
Разумеется, возможно раннее взросление, 
особенно если жизнь была трудной: в детстве 
человек лишился родителей, рано пошел 
трудиться, познал все невзгоды. Но это 
еще не социализация. Можно сократить 
отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, 
но удлинить или сократить процесс социализации 
в целом нельзя. Как вы думаете, почему?  
 
Социализация должна начинаться в детстве, 
когда примерно на 70% формируется человеческая 
личность. Стоит запоздать, как начнутся 
необратимые процессы. В детстве закладывается 
фундамент социализации, и в то же время 
это самый незащищенный ее этап.  
 
Дети, изолированные от общества, в социальном 
плане погибают, хотя многие взрослые 
иногда сознательно ищут уединения и самоизоляции 
на некоторое время, предаются углубленным 
размышлениям и созерцанию.  
 
Даже в тех случаях, когда взрослые попадают 
в изоляцию помимо своей воли и на длительный 
срок, они вполне способны не погибнуть 
духовно и социально. А бывает, преодолевая 
трудности, они даже и развивают свою личность, 
открывают в себе новые грани.