Система управления общественным мнением на примере пресс-службы президента РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель моего проекта – предложить комплекс рекомендаций по совершенствованию деятельности пресс-службы Президента РФ.
Необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность и теоритические основы, принципы и методы системы управления общественным мнением.
2. Исследовать нормативно-правовую базу и организацию деятельности пресс-службы Президента РФ.
3. Разработать и обосновать предложения по совершенствованию деятельности пресс-службы Президента РФ.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Система управления общественным мнением в РФ…………...5
1.1 Сущность, структура и принципы управления общественным мнением.5
1.2 Способы и этапы управления общественным мнением…….....................11
1.3 Информационное оружие………………………………….……………....16
Глава 2. Деятельность пресс-службы президента РФ…………………..18
2.1 Структура и организационно-правовые основы пресс-службы Президента РФ………………………………………………………………………………..18
2.2 Практикуемые методы пресс-службы Президента РФ…………………….
2.3 Реакция общества на деятельность Пескова Д.С………………………….
Глава 3. Предложения по совершенствованию деятельности пресс-службы Президента РФ………………………………………………………
3.1 Улучшение нормативно-правовой базы пресс-службы…………………..
3.2 Совершенствование методов деятельности пресс-службы………………
Заключение……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

гиму курсач.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

 

Институт   Государственного управления и права

Кафедра   Государственного управления и политических технологий

 

 

 КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

 

по дисциплине «Основы государственного и муниципального управления» 

на тему: «Система управления общественным мнением на примере пресс-службы президента РФ»

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ

СТУДЕНТ        

 

очной формы обучения

 

3 курса, 1 группы                                                                             Свисткова В.С.                  

 

 

 РУКОВОДИТЕЛЬ                                             к.полит.н., доцент

 

                                                                                                           Гимазова Ю.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2015 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Система управления общественным мнением в РФ…………...5

    1. Сущность, структура и принципы управления общественным мнением.5
    2. Способы и этапы управления общественным мнением…….....................11
    3. Информационное оружие………………………………….……………....16

Глава 2.  Деятельность пресс-службы президента РФ…………………..18

2.1 Структура и организационно-правовые основы пресс-службы Президента РФ………………………………………………………………………………..18

    1. Практикуемые методы пресс-службы Президента РФ…………………….
    2. Реакция  общества на деятельность Пескова Д.С………………………….

Глава 3. Предложения по совершенствованию деятельности пресс-службы Президента РФ………………………………………………………

3.1 Улучшение нормативно-правовой  базы пресс-службы…………………..

3.2 Совершенствование методов  деятельности пресс-службы……………

Заключение……………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современный человек находится под ошеломляющим шквалом новостей и информационных поводов. Информационное поле за последние десятилетия коренным образом изменилось, уже практически невозможно самому вычленить наиболее важную новость и должным образом ее интерпретировать, все это навязывается массой всевозможных СМИ. Такой "шторм" породил множество новых явлений/технологий, которые используются в настоящее время.

Оранжевая революция - как раз одна из таких технологий. Возможность ценой минимальных усилий и затрат ресурсов, например, совершить в своих интересах государственный переворот в конкретной стране. Что такое несколько миллиардов долларов и тысяча-другая активистов в сравнении с результатом, который ранее мог быть достигнут только изнуряющей кровавой войной, и то с неочевидным успехом. Цветная революция позволяет захватить власть и ресурсы совершенно бескровно там, где военной силой сделать это невозможно. Но цветная революция - не единственный продукт прогресса.

Сила лидеров общественного мнения заключается в том, что практически любой информационный повод может быть преподнесен как в положительном, так и в отрицательном ключе. Все зависит от того, на чьей стороне находится данный лидер.

Потребность систематизации управления общественным мнением в политической сфере объяснима развитием политической системы, общественных отношений, гражданского общества, когда заметно возрастает значимость общественного мнения.

Теоретические наработки по связям с общественностью имеют столетнюю историю и впервые были представлены американскими, английскими, а позже немецкими и французскими учеными.

В целом появление концептуальных основ связей с общественностью было связано с появлением большого эмпирического материала и последовало после преимущественно успешных PR-кампаний в политической и экономической деятельности на государственном уровне.

Сегодня решить современные проблемы, полагаясь только на властные управленческие решения, инициированные сверху, невозможно. Без гражданского участия, изменения объектного статуса групп, слоев, отдельных личностей российского общества, в том числе Президента, преобразования их в активные субъекты трансформационных процессов невозможна модернизация государства.

Актуальность темы моего курсового проекта обусловлена, прежде всего, предпринимаемыми мерами Президентом по укреплению геополитических интересов нашего государства: деятельность в странах Карибского бассейна и Мексиканского залива, создание коалиции в Юго-Восточной Азии, и, безусловно, присоединение Крыма к Российской Федерации. Способы представления последних действий Президента формируют у граждан России позитивное мнение о нем, как о служителе, защитнике, России.

Объектом моего исследования является система управления общественным мнением в Российской Федерации.

Предметом является деятельность пресс-службы Президента РФ в сфере формирования позитивного мнения о главе государства.

Цель моего проекта – предложить комплекс рекомендаций по совершенствованию деятельности пресс-службы Президента РФ.

Необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить сущность и теоритические основы, принципы и методы системы управления общественным мнением.
  2. Исследовать нормативно-правовую базу и организацию деятельности пресс-службы Президента РФ.
  3. Разработать и обосновать предложения по совершенствованию деятельности пресс-службы Президента РФ.

 

 

Глава 1. Система управления общественным мнением в РФ

«Если мы не владеем умами миллионов людей, значит, это делают другие»

Наполеон Хилл

    1. Сущность и структура управления общественным мнением

Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Только в отечественной литературе можно встретить около двух десятков определений общественного мнения. Если попытаться суммировать их, то можно сказать следующее: общественное мнение - это специфическое проявление общественного сознания,  выражающееся в оценках (как в  устной,  так  и  в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства  народа) к  актуальным  проблемам действительности,  представляющим общественный интерес.

Словосочетание "общественное мнение" давно у нас на слуху. Оно относится к числу тех социальных явлений, которые не испытывают сегодня недостатка внимания к себе. Его изучают и анализируют специалисты практически всех областей обществознания, о нем размышляют и пишут журналисты, за его симпатиями ревниво следят политики, руководители различных рангов. Общественное мнение изучают, формируют, прогнозируют, стремятся учесть в практике социального управления, одним словом, прилагают немало усилий к тому, чтобы завоевать его расположение.

В системе государственного управления взаимосвязь государственной власти и общественного мнения имеет двустороннюю основу. С одной стороны, оно отражает отношение населения к государственной власти, с другой - отношение государственной власти к общественному мнению.

Изучая общественное мнение, государственные органы имеют дополнительную информацию о протекающих в общественном сознании процессах, что позволяет им проводить более взвешенную, поддерживаемую большинством населения политику, принимать управленческие решения и т. д. Здесь следует подчеркнуть важность познания природы общественного мнения, механизма его формирования.

Из множества характеристик общественного мнения принципиально важную роль играет его структура и стабильность.

Структуру общественного мнения принято описывать с помощью пяти элементов этого мнения: 

  1. Направленность общественного мнения на определенный предмет, его интенциональность. В фокусе общественного мнения всегда находится какой-то предмет, персона или событие, по отношению к которым и формируется это самое мнение. 
  2. Интенсивность общественного мнения, степень интереса, который проявляет социальная группа или общество в целом к предмету интереса. Другой стороной интенсивности выступает интенсивность информационного давления на группу или общество с целью формирования или изменения общественного мнения. Интенсивность определяется важностью события, привязанностью его к системе ценностей, а также его динамичностью - чем больше происходит изменений и событий, тем больше информационных поводов, тем сильнее к нему «привязано» общественное внимание. 
  3. Окрашенность общественного мнения отражает содержание отношения к предмету, формируемому общественным мнением. Оно может быть позитивным или негативным, выражать поддержку или социальное одобрение. Может выражаться определенными содержательными формулировками, тем, что О. Матвейчев называет «логики». К примеру, мнение о Жириновском формулируется как: «на то и щука, чтоб карась не дремал». Окрашенность того или иного отношения взаимосвязано с социальными установками. 
  4. Стабильность общественного мнения показывает насколько постоянно общественное мнение в своих оценках того или иного события, насколько устойчив интерес группы или общества к конкретному вопросу и т. п. Стабильность интереса определяется тем, насколько сильно событие затрагивает центральные (базовые, задающие систему жизненных ценностей) представления. Центральные представления наиболее стабильная и неизменная часть представлений. Можно даже сказать, что не их интерпретируют, а они интерпретируют все остальные представления. Именно они являются основой картины мира. 
  5. Информационная поддержка суждений общественного мнения, отражающая как внутренний багаж знаний по тому или иному предмету, так и информационные потоки в средствах массовой коммуникации, поддерживающие ту или иную тему (в данном аспекте нас интересует не информационное давление, а содержание знаний по предмету в информации). 

В структуру общественного мнения, как правило, входят массовые (групповые) настроения, эмоции, чувства, а также формализованные оценки и суждения. Эти элементы общественного мнения показывают определенную динамику развития: от абстрактных представлений, неясных и неопределившихся эмоций к более строгим и рациональным понятиям и оценкам. В то же время в условиях кризиса общества эта динамика отличается крайней противоречивостью, многократным возвращением от более-менее сформулированных оценок к неясным предчувствиям. 

К универсальным, постоянно проявляемым свойствам общественного мнения можно отнести:

    • внутреннюю противоречивость и несбалансированность, которые создают возможность переориентации общественного мнения с одной точки зрения на другую;   
    • ситуативность, зависимость от динамики политических изменений;   
    • относительную устойчивость сформулированных позиций, дающую возможность их тиражирования и распространения быстрее, чем они поменяют значения;   
    • упрощенность и поверхностность оценок.

Со стороны органов государственного управления общественное мнение формируется под действием различных методов, приемов, технологий, но при этом надо всегда избегать открытого манипулирования.

В связи с этим, органы государственного управления, регулярно представляют населению информацию о своей деятельности, о своих планах и целях, просвещают население в вопросах законодательства, права, государственной политики, продуцируют и распространяют информацию, имеющую всеобщее значение, средства массовой информации (СМИ).

Средства массовой информации оказывают свое воздействие на государственную политику, взаимоотношения между государством и гражданами, между самими гражданами и т. д. Через них граждане имеют возможность следить за деятельностью органов государственного управления и, наоборот, через разнообразные каналы средств массовой информации информация от граждан поступает в органы государственного управления. С помощью средств массовой информации обеспечивается защита интересов граждан в различных сферах жизнедеятельности общества.

В отечественной и зарубежной науке СМИ называют «великим арбитром» или «четвертой ветвью власти», а некоторые наблюдатели считают, что тот, кто контролирует СМИ, особенно телевидение, имеет возможность контролировать умонастроения большинства населения страны. Существует мнение, что СМИ, выступая в качестве основного средства регулирования и реализации политического процесса, могут заменить политические партии. Хотя такое утверждение, видимо, преждевременно. Сегодня СМИ выступают как инструмент социализации политического процесса, дополняя политические партии.

В силу этого вопросы выработки государственной стратегии в области информатики, взаимоотношений между гражданами, СМИ и государством приобретают особое значение. При этом нельзя недооценивать феномен Интернета.

В настоящее время теория отношений между государством и обществом в области информации выстраивается на следующих принципах:

Информация о работе Система управления общественным мнением на примере пресс-службы президента РФ