Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 19:52, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматриваются некоторые аксиомы создания эффективного радиосообщения на основе опыта российских и западных исследователей. Эти аксиомы подчас забываются создателями рекламы или же, наоборот, используются в чистом виде. И в том и в другом случае наблюдается конфликт между эффективностью и творчеством в радиорекламе. Как правило, что-то одно перевешивает, в результате радиоспот в целом теряет свою привлекательность. Не углубляясь в проблему творчества, рассмотрим более подробно проблему эффективности радиорекламы.
Наиболее эффективными для включения рекламы являются программы, содержащие интересную или важную информацию, например, сигналы точного времени, сводка погоды и т.д. График рекламного вещания впервые появился в США и выглядит приблизительно так:
утро и после полудня - "время домохозяек"
вечер - время молодежи
после полудня в выходные - спортсменов
воскресенье утром - туристов
около 8 вечера - время служащих
ночью -
работников транспорта
Конечно,
такая градация довольно относительна,
но в целом эта система "работает".
Время
- главный лимитирующий фактор в
радиорекламе. В сценарии должно быть
нужное количество слов - не слишком
много и не слишком мало. На Западе
принято 16 машинописных знаков считать
за секунду. Строка в 80 знаков занимает
в эфире при средней скорости
чтения 5 секунд. Беда многих российских
специалистов - принимать подобные
исследования за руководство к действию.
На самом деле необходимо учитывать
особенности языка: в русском
языке каждый символ (кроме мягкого
и твердого знаков) обозначает один
звук, а в английском, например, три-четыре
знака часто дают один звук. Видимо,
в русском языке за секунду
произносится не 16 написанных букв, а
меньше. Те же рекомендации можно применить
к следующим американским стандартам:
10 секунд для 25 слов
20 для 45
30 для 65
60
для 125
Использование шумовых эффектов ведет к сокращению текста. Поскольку оплачивается время, а не слова, необходимо искать оптимальные варианты сочетания всех трех элементов аудиоспота.
По рекомендациям психологов, продолжительность спота не должна превышать 60-70 секунд, иначе человек не дослушает его до конца.
4. "Обрамление" аудиоспота другой рекламой, музыкой или сообщением.
Этот
фактор тесно связан со временем выхода
спота в эфир. Несомненно, выгоднее
разместить рекламу, скажем, женских
колготок сразу после мелодичной,
"красивой" композиции популярного
исполнителя, а рекламу пейджеров
- после выпуска новостей. Эти
приемы опираются на возникновение
соответствующих ассоциаций. Здесь
мы видим применение психологии в
чистом виде. В случае с рекламным
блоком, когда соседствуют споты
совершенно разных видов товаров
или услуг, трудно вывести какие-либо
закономерности, в этом случае особенно
важен "эффект края".
5. Структура аудиоспота
В отношении структуры рекламного объявления нет строгих правил. Как правило, радиоспот содержит введение-интродукцию или элемент, привлекающий внимание, основную часть, посвященную преимуществам продукта или услуги, а также энергичный финал.
Интродукция может иметь форму шумового эффекта, утверждения, вопроса, обещания, заставляющего выслушать объявление до конца. Шумовой эффект может прозвучать еще раз для поддержания интереса.
В основной части акцент сосредотачивается на логическом развертывании аргументации в пользу рекламируемого товара. Сначала называется преимущество, затем оно развивается; объясняется способ достижения эффективности и, наконец, подчеркивается удовольствие от обладания вещью.
В радиоспоте, в отличие от книг, пьес и т.д., кульминация и развязка - это обращенный к аудитории призыв к действию, ударная фраза. В рекламном тексте композиция усечена, в ней отсутствует развязка как таковая, в результате того, что программа логического завершения заканчивается за пределами текста, в практической деятельности.
Призывы "Заходите - убедитесь сами", "приходите сегодня" и т.д. не означают, что от слушателя ждут немедленной реакции. Призыв придает жизненную энергию финалу, это заключительный удар по чувствам и мышлению слушателя.
Исследования психолингвистов по вопросам эффективности пропаганды указывают на необходимость исключения высказываний в виде приказаний. Поэтому окончательный призыв должен приглашать, обещать, но не приказывать, что часто происходит. Эта мысль особенна важна в российских условиях: какие чувства вызовет приказание купить стиральную машину за 1000 долларов у большинства наших слушателей?
Рассматривая
структуру аудиоспота, мы вплотную
подошли к проблемам текста, музыки,
шумов и их взаимосвязи. Целесообразно
законы текста рассматривать как
подпункты фактора ясности и
краткости сообщения, а музыку и
шумы и некоторые текстовые
6.Текст
В
ситуации неподготовленного восприятия
большое значение имеет синтаксическая
организация рекламного радиотекста.
Единство обеспечивается тесной синтаксической
спаянностью отдельных
Слушатель извлекает из фраз аудиотекста рекламный подтекст, ассоциативную рекламную информацию, получаемую из сочетания рациональной и эмоциональной информации.
Оценка
предложения с позиций "успешность-неуспешность"
учитывает обязательность жесткой
адресованности высказывания, то есть
соотношения интерпретации
Не
менее важная характеристика текста
- ритмико-интонационная
Одна
из важнейших характеристик
Оценочные слова выражают понятия, связанные с позитивными интересами людей из различных сфер общественной жизни - морали и этики, материального достатка, бытового комфорта - и представляющих на данном этапе общественного сознания повышенную ценность. Среди них можно назвать такие: известность, престижность, популярность, доброта, авторитет, надежность, практичность, гармония.
Позитивно-оценочные слова отражают положительные стереотипы.
При формировании установки на доверие со стороны аудитории рекламист сталкивается с проблемой действия стереотипов человека. Стереотип влияет на принятие решения клиентом и делает этот процесс нелогичным для внешнего наблюдателя. "По большей части, - писал У.Липпман, - вместо того, чтобы сначала увидеть (услышать), а потом определять, мы, напротив, сначала определяем, а потом видим (слышим), мы замечаем только то, что уже сформулировано для нас нашей культурой, причем воспринимаем это замеченное в форме стереотипов своей культуры".
Стереотип более конкретен, чем потребность. Это совершенно определенное, зримое, слышимое, представляемое предубеждение - отношение клиента к себе, каналу информации, продвигаемым объектам. Стереотипы относятся к миру мыслей, чувств, то есть к сфере идеального. Но их влияние на реальность, поступки людей огромно.
В
зависимости от стиля ролика автор
текста, сочетая синтаксические, ритмико-интонационные,
лексические и психологические
приемы, может дифференцированно
строить рекламные обращения. В
какой-то мере рекламный спот - это
произведение искусства, устный жанр литературы,
и к нему применимы те же способы
воздействия и украшения
Радиореклама черпает образы из тех же источников, что и журналистика: народное творчество, художественная литература, факты общественной жизни. Образы из этих сфер широко в ней представлены. Приемы их использования многообразны: от полного привлечения контекста произведения до применения всего одной фразы или имени сказочного героя, однако настолько емких и столь прочно укоренившихся в сознании слушателей, что это дает возможность лаконично и четко формулировать отношение к товару.
Созданию образа товара также способствует использование эпитетов. Подбираются они в соответствии с основной задачей - положительной оценкой продукта или услуги. Причем желательно подбирать конкретные эпитеты, характеризующие рекламируемый объект. Слова "красивый", "восхитительный" годятся скорее как междометья-восклицания. Эпитеты должны заставлять увидеть продукт, почувствовать его запах, они восполняют недостаток зрительного ряда в данном канале коммуникации, а так же отсутствие прямого контакта с покупателями.
Располагаются эпитеты по определенным стандартным схемам. Одна из них заключается в подборе эпитетов по контрасту. Антонимы позволяют подчеркивать положительные качества товара: "Холодный лимонад в жаркий день". Сильный эффект дают эпитеты в виде триад, дающих трехстороннюю оценку объекта: представление о внешнем виде, утилитарная ценность, социальная значимость: "классический, удобный, престижный пиджак".
Из литературы же пришли в рекламу сравнения, метафоры и фразеологизмы. Фразеологизмы и устойчивые сочетания слов широко применяются в радиорекламе, что объясняется следующими их свойствами:
-
они знакомы практически
-
общеизвестность
-
образность устойчивых
Использование
речевых оборотов, литературных приемов
в большой степени
7. Оригинальность ролика; эмоциональное воздействие.
Согласно принятой в США классификации, выделяют 4 типа аудиоспота. Это - прямая реклама, диалог, драматизация и музыкальная реклама.
Прямая реклама - обращение диктора к слушателю, посвященное достоинствам того или иного товара или услуги, рассказ без каких-либо приемов привлечения внимания. Весь текст начитывается диктором. В этом случае успех обращения зависит от того, с какой теплотой и искренностью зачитывается текст. Тут прежде всего, необходимо учитывать перечисленные выше рекомендации, относящиеся к лексике, ритму и синтаксису обращения. Преимущество такого вида радиорекламы в ее дешевизне, но из-за отсутствия дополнительных эффектов, усиляющих воздействие рекламы, многие заказчики стараются избегать таких решений. Творческих работников прямая реклама также не удовлетворяет.
Частная разновидность прямой рекламы - объявления на два голоса. Это придает сообщению некоторое подобие новостей и ускоряет темп.
Диалог - это беседа диктора с другим человеком (или людьми) или беседа двух и более человек без диктора. В первом случае диктор может разговаривать, например, с покупателем или экспертом - изготовителем товара, представителем фирмы. Такие беседы убедительны, если все ее участники ведут себя естественно. На практике эксперты сплошь и рядом говорят вымученно, фальшивят. Диалог второго типа также труден, ведь в реальной жизни два человека редко говорят о достоинствах товара целых 60 секунд.