Правовое регулирование деятельности средств массовой информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:57, реферат

Краткое описание

Вполне естественно, что возрастание роли СМИ в современном обществе приводит к расширению государственного вмешательства в эту сферу человеческой деятельности. Создаются и совершенствуются различные способы воздействия на СМИ, расширяется необходимая нормативная база. На сегодняшний день основным законодательным актом, регулирующим правовой статус массовой информации является федеральный закон «О средствах массовой информации» N 281-ФЗ. На основе в данной работе рассматриваются вопросы правового регулирования СМИ.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Понятие средств массовой информации ………………………………… 4
2. Организация деятельности средств массовой информации…………….. 7
3. Распространение массовой информации ……………………………..... 13
4. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации ……………………………………………………………….... 17
5. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями ………………………………………21

Файлы: 1 файл

реферат по информационному праву.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

- незаконного  изъятия, а равно уничтожения  тиража или его части;

- принуждения  журналиста к распространению  или отказу от распространения  информации;

- установления  ограничений на контакты с  журналистом и передачу ему  информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

- нарушения  прав журналиста, установленных  настоящим Законом, - влечет уголовную,  административную, дисциплинарную  или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи либо функции которых  входит осуществление цензуры массовой информации, - влечет немедленное прекращение  их финансирования и ликвидацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом  «О средствах массовой информации»  предусматривается уголовная, административная, дисциплинарная ответственность за злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований законодательства.

 Также в  этом законе содержится перечень  иных нарушений законодательства  о средствах массовой информации, которые предусматривают возникновение  административной, уголовной, дисциплинарной  ответственности:

Нарушение законодательства Российской Федерации о средствах  массовой информации, выразившееся:

- учреждение  средства массовой информации  через подставное лицо, получении  свидетельства о регистрации  либо лицензии на вещание обманным  путем, скрытой уступке лицензии или неправомерном получении льгот, установленных для специализированных средств массовой информации;

- незаконное  изготовление продукции средства  массовой информации без его  регистрации либо после решения  о прекращении или приостановлении  его деятельности, уклонении от перерегистрации, а также предъявлении при регистрации не предусмотренных настоящим Законом требований;

- воспрепятствование  осуществляемому на законном  основании распространению продукции  средства массовой информации, установлении незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания;

- нарушение  установленных законодательством  Российской Федерации о выборах  и референдумах правил проведения  предвыборной агитации, агитации  по вопросам референдума, порядка и условий распространения материалов предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума;

- незаконное  распространение продукции средства  массовой информации без его  регистрации либо после решения  о прекращении или приостановлении  его деятельности или без разрешения на выход в свет (в эфир), незаконное коммерческое распространение, осуществление вещания без лицензии либо с нарушением лицензионных условий;

- нарушение  правил распространения обязательных  сообщений, рекламы, эротических  изданий и программ;

- нарушение  порядка объявления выходных  данных, представления обязательных  экземпляров, хранения материалов  теле- и радиопередач;

- создание искусственных  помех, препятствующих уверенному  приему радио- и телепрограмм, - влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Моральный вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом.

 

5. Отношения средств  массовой информации с гражданами и организациями

 

За редакцией  закреплено право запрашивать информацию о деятельности государственных  органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Предоставлять запрашиваемую редакцией информацию обязаны руководители органов и организаций, их заместители, работники пресс-служб либо уполномоченные на это лица. Допускается устный и письменный запрос.

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен по основаниям, установленным законодательством, а именно, если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.

Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок.

Редакция обязана  соблюдать требование конфиденциальности информации, т.е. она не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и  материалах сведения, предоставленные  гражданином с условием сохранения их в тайне.

Редакция обязана  сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения  его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие  на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в  его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, признанного потерпевшим, без согласия самого несовершеннолетнего и (или) его законного представителя.

Правам и обязанностям редакций корреспондируют взаимные права и обязанности граждан  и организаций.

Важнейшим правом граждан является право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц, которые предоставляют указанные сведения средства массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочной и статистических материалов и в иных формах.

Также, гражданин либо его законный представитель, а также  организация имеют право требовать от редакции средства массовой информации опровержения опубликованных сведений, если те не соответствуют действительности или  порочат их честь и достоинство. Если редакция не докажет, что сведения соответствуют действительности, то она обязана опубликовать опровержение в этом же средстве массовой информации.

Если гражданин  или организация представили  текст опровержения, то распространению  подлежит данный текст. Редакция радио-, телепрограммы, обязанная распространить опровержение, может предоставить гражданину или представителю организации, потребовавшему этого, возможность зачитать собственный текст и передать его в записи.

В опровержении должно быть указано, какие именно сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным средством массовой информации.

Опровержение  в периодическом печатном издании  должно быть набрано тем же шрифтом  и помещено под заголовком «Опровержение», как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал.

Объем опровержения не может более чем вдвое превышать  объем опровергаемого фрагмента  распространенного сообщения или материала. Нельзя требовать, чтобы текст опровержения был короче одной стандартной страницы машинописного текста. Опровержение по радио и телевидению не должно занимать меньше эфирного времени, чем требуется для прочтения диктором стандартной страницы машинописного текста.

В течение месяца со дня получения требования об опровержении либо его текста редакция обязана  в письменной форме уведомить  заинтересованных гражданина или организацию  о предполагаемом сроке распространения  опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа.

Гражданин или  организация, в отношении которых, в средстве массовой информации, распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации. Таким образом, достигается принцип восстановления репутации в глазах того же круга лиц, которые ознакомились с лживыми и порочащими измышлениями.

Однако в  опровержении должно быть отказано, если данное требование либо представленный текст опровержения:

1) является злоупотреблением  свободой массовой информации;

2) противоречит  вступившему в законную силу  решению суда;

3) является анонимным.


Информация о работе Правовое регулирование деятельности средств массовой информации