Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:57, реферат
Вполне естественно, что возрастание роли СМИ в современном обществе приводит к расширению государственного вмешательства в эту сферу человеческой деятельности. Создаются и совершенствуются различные способы воздействия на СМИ, расширяется необходимая нормативная база. На сегодняшний день основным законодательным актом, регулирующим правовой статус массовой информации является федеральный закон «О средствах массовой информации» N 281-ФЗ. На основе в данной работе рассматриваются вопросы правового регулирования СМИ.
Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Понятие средств массовой информации ………………………………… 4
2. Организация деятельности средств массовой информации…………….. 7
3. Распространение массовой информации ……………………………..... 13
4. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации ……………………………………………………………….... 17
5. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями ………………………………………21
- незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части;
- принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения информации;
- установления ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
- нарушения прав журналиста, установленных настоящим Законом, - влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - влечет немедленное прекращение их финансирования и ликвидацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом «О средствах массовой информации» предусматривается уголовная, административная, дисциплинарная ответственность за злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований законодательства.
Также в
этом законе содержится
Нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, выразившееся:
- учреждение
средства массовой информации
через подставное лицо, получении
свидетельства о регистрации
либо лицензии на вещание
- незаконное
изготовление продукции
- воспрепятствование
осуществляемому на законном
основании распространению
- нарушение
установленных
- незаконное
распространение продукции
- нарушение
правил распространения
- нарушение
порядка объявления выходных
данных, представления обязательных
экземпляров, хранения
- создание искусственных
помех, препятствующих
Моральный вред,
причиненный гражданину в результате
распространения средством
5. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
За редакцией закреплено право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Предоставлять запрашиваемую редакцией информацию обязаны руководители органов и организаций, их заместители, работники пресс-служб либо уполномоченные на это лица. Допускается устный и письменный запрос.
Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен по основаниям, установленным законодательством, а именно, если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.
Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок.
Редакция обязана соблюдать требование конфиденциальности информации, т.е. она не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне.
Редакция обязана
сохранять в тайне источник информации
и не вправе называть лицо, предоставившее
сведения с условием неразглашения
его имени, за исключением случая,
когда соответствующее
Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.
Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, признанного потерпевшим, без согласия самого несовершеннолетнего и (или) его законного представителя.
Правам и обязанностям редакций корреспондируют взаимные права и обязанности граждан и организаций.
Важнейшим правом граждан является право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц, которые предоставляют указанные сведения средства массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочной и статистических материалов и в иных формах.
Также, гражданин либо
его законный представитель, а также
организация имеют право
Если гражданин или организация представили текст опровержения, то распространению подлежит данный текст. Редакция радио-, телепрограммы, обязанная распространить опровержение, может предоставить гражданину или представителю организации, потребовавшему этого, возможность зачитать собственный текст и передать его в записи.
В опровержении
должно быть указано, какие именно сведения
не соответствуют
Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опровержение», как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал.
Объем опровержения
не может более чем вдвое
В течение месяца со дня получения требования об опровержении либо его текста редакция обязана в письменной форме уведомить заинтересованных гражданина или организацию о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа.
Гражданин или организация, в отношении которых, в средстве массовой информации, распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации. Таким образом, достигается принцип восстановления репутации в глазах того же круга лиц, которые ознакомились с лживыми и порочащими измышлениями.
Однако в опровержении должно быть отказано, если данное требование либо представленный текст опровержения:
1) является злоупотреблением свободой массовой информации;
2) противоречит вступившему в законную силу решению суда;
3) является анонимным.
Информация о работе Правовое регулирование деятельности средств массовой информации