Правовое регулирование деятельности средств массовой информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:57, реферат

Краткое описание

Вполне естественно, что возрастание роли СМИ в современном обществе приводит к расширению государственного вмешательства в эту сферу человеческой деятельности. Создаются и совершенствуются различные способы воздействия на СМИ, расширяется необходимая нормативная база. На сегодняшний день основным законодательным актом, регулирующим правовой статус массовой информации является федеральный закон «О средствах массовой информации» N 281-ФЗ. На основе в данной работе рассматриваются вопросы правового регулирования СМИ.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Понятие средств массовой информации ………………………………… 4
2. Организация деятельности средств массовой информации…………….. 7
3. Распространение массовой информации ……………………………..... 13
4. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации ……………………………………………………………….... 17
5. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями ………………………………………21

Файлы: 1 файл

реферат по информационному праву.doc

— 104.50 Кб (Скачать)


 

  

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему

 

«Правовое регулирование  деятельности 
средств массовой информации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………… 3

1. Понятие средств  массовой информации ………………………………… 4

2. Организация деятельности  средств массовой информации…………….. 7

3. Распространение массовой  информации ……………………………..... 13

4. Ответственность за  нарушение законодательства о  средствах массовой информации ……………………………………………………………….... 17

5. Отношения средств  массовой информации с гражданами  и организациями …………………………………………………………...…. 21

 

Введение

 

Для современного человека средства массовой информации являются одним из основных и наиболее значимых источников информации. Они выступают  одновременно сферой досуга и бизнеса, средством ориентации в окружающей действительности и поддержании профессиональной квалификации. Как институт гражданского общества средства массовой информации являются одним из краеугольных камней современного демократического государства. На этот последний факт неоднократно обращалось внимание со стороны руководящих органов Совета Европы и других международных организаций. В частности, в Декларации о средствах массовой информации в демократическом обществе, принятой 4-й Европейской конференции министров в области средств массовой коммуникации было заявлено, что «плюрализм и разнообразие СМИ являются основополагающими для демократии и что гласность в СМИ - важное условие, чтобы помочь компетентным национальным властям оценить воздействие концентрации СМИ на эти ценности, а также, чтобы предоставить индивидуумам возможность сформировать свое мнение об информации, поставляемой СМИ».

Вполне естественно, что  возрастание роли СМИ в современном  обществе приводит к расширению государственного вмешательства в эту сферу  человеческой деятельности. Создаются и совершенствуются различные способы воздействия на СМИ, расширяется необходимая нормативная база. На сегодняшний день основным законодательным актом, регулирующим правовой статус массовой информации является федеральный закон «О средствах массовой информации» N 281-ФЗ. На основе в данной работе рассматриваются вопросы правового регулирования СМИ.

 

1. Понятие средств массовой информации

 

В настоящее время  средства массовой информации рассматриваются  как своеобразный выразитель мнений и инструмент получения и распространения общественно значимых сведений.

Средство массовой информации (далее СМИ) – форма периодического распространения массовой информации, а именно периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации (например глобальная компьютерная сеть интернет).

Формы распространения  информации:

1. Печатное средство  массовой информации – газета, журнал, альманах, бюллетень, иное  издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

2. радио-, теле-, видео-, кинохроникальной  программа - совокупность периодических  аудио-, аудиовизуальных сообщений  и материалов (передач), имеющая постоянное  название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

В основу использования  средств массовой информации положен  принцип свободы массовой информации. Данный принцип позволяет свободно:

- осуществлять поиск,  получение, производство и распространение  массовой информации;

- учреждать средства  массовой информации, владеть, пользоваться  и распоряжаться ими;

- изготавливать, приобретать,  хранить и эксплуатировать технические  устройства и оборудование, сырье  и материалы, предназначенные  для производства и распространения продукции средств массовой информации.

При этом законодатель счел необходимым провозгласить тезис  о недопустимости злоупотребления  свободой массовой информации. Запрещается  использование средств массовой информации в целях:

- совершения уголовно  наказуемых деяний;

- раскрытия сведений, составляющих государственную либо  иную специально охраняемую законом  тайну;

- призыва к осуществлению  террористической деятельности  или публично оправдывающих терроризм,  других экстремистских материалов,

- пропаганды порнографию, культ насилия и жестокости.

Также запрещается использование  в СМИ скрытых вставок и  иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей или оказывающих  вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.

Запрещаются распространение  в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях  сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

При освещении контртеррористической  операции запрещается распространение  в средствах массовой информации сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении такой операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей указанных лиц могут быть преданы огласке в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о государственной тайне и персональных данных.

Важнейшей гарантией  свободы массовой информации выступает  правило о недопустимости цензуры  массовой информации. Цензура массовой информации – требование от редакции средства массовой информации со стороны  должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.. Не допускается создание и финансирование организаций, учреждений, органов либо должностей, в задачи или функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.

 

2 Организация деятельности  средств массовой информации

 

Прежде чем начать деятельность по распространению своей продукции, средство массовой информации согласно законодательству РФ должно пройти стадии учреждения и регистрации, а в необходимых случаях и процедуру лицензирования.

Для осуществления деятельности в области СМИ редакция средства массовой информации должна зарегистрировать свою деятельность, подав заявление в соответствующий уполномоченный орган, которым на сегодняшний день является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Заявление о регистрации  средства массовой информации, продукция  которого предназначена для распространения  преимущественно на всей территории Российской Федерации, на территориях  нескольких субъектов Российской Федерации, а также, за ее пределами, подается учредителем в Федеральную службу  по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Если продукция средства массовой информации предназначена  для распространения на территории субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования, то заявление подается учредителем в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредителю либо лицу, действующему по его уполномочию, высылается уведомление о приеме заявления с указанием даты поступления. Заявление о регистрации подлежит рассмотрению регистрирующим органом в месячный срок с указанной даты.

Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня  выдачи свидетельства о регистрации, с этого же дня оно может осуществлять свою деятельность.

Учредитель СМИ сохраняет  за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. В  случае пропуска этого срока свидетельство о регистрации средства массовой информации признается недействительным.

Однако ряд СМИ в  связи с небольшой потенциальной  аудиторией не требует регистрации:

- средства массовой  информации, учреждаемые органами  государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;

- периодические печатные  издания тиражом менее одной  тысячи экземпляров;

- радио- и телепрограммы,  распространяемые по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;

- аудио- и видеопрограммы, распространяемые в записи тиражом  не более десяти экземпляров.

Отказ в регистрации  средства массовой информации возможен только по исчерпывающему перечню оснований, предусмотренному законодательством:

1) заявление подано  от имени гражданина, объединения  граждан, предприятия, учреждения, организации, не обладающих правом на учреждение средств массовой информации в соответствии с Законом «О средствах массовой информации»;

2) указанные в заявлении  сведения не соответствуют действительности;

3) название, примерная  тематика и (или) специализация  средства массовой информации представляют собой злоупотребление свободой массовой информации;

4) данным регистрирующим  органом либо Министерством РФ  по делам печати, телерадиовещания  и средств массовых коммуникаций  ранее зарегистрировано средство  массовой информации с теми же названием и формой распространения массовой информации.

Извещение об отказе в  регистрации направляется заявителю  в письменной форме с указанием  оснований отказа.

В федеральном законе «О средствах массовой информации»  прямо указано кто может быть учредителем средства массовой информации и представлен исчерпывающий список лиц и их объединений, не имеющих право учреждать СМИ.

Так, правом на учреждение средств массовой информации обладают граждане, объединения граждан, организации, государственные органы. Также учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" может быть орган местного самоуправления.

Не может выступать  учредителем:

- гражданин, не достигший  восемнадцатилетнего возраста, либо  отбывающий наказание в местах  лишения свободы по приговору  суда, либо душевнобольной, признанный  судом недееспособным;

- объединение граждан,  предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;

- гражданин другого  государства или лицо без гражданства,  не проживающее постоянно в  Российской Федерации.

Права и обязанности  учредителя и редакции возникают  с момента регистрации средства массовой информации, а те, которые предусмотрены уставом редакции, — с момента его утверждения. Положения устава и договоров не должны противоречить актам законодательства РФ.

Учредитель утверждает устав редакции и заключает договор  с редакцией средства массовой информации (главным редактором). Однако, учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

Учредитель может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей. В случае ликвидации или реорганизации  учредителя — объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, государственного органа его права и обязанности и полном объеме переходят к редакции, если иное не предусмотрено уставом редакции.

Учредитель может выступать  в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

Редакция СМИ осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности и может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с законодательством РФ о предприятиях и предпринимательской деятельности и помимо производства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную законом деятельность.

Информация о работе Правовое регулирование деятельности средств массовой информации