Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:57, реферат
Вполне естественно, что возрастание роли СМИ в современном обществе приводит к расширению государственного вмешательства в эту сферу человеческой деятельности. Создаются и совершенствуются различные способы воздействия на СМИ, расширяется необходимая нормативная база. На сегодняшний день основным законодательным актом, регулирующим правовой статус массовой информации является федеральный закон «О средствах массовой информации» N 281-ФЗ. На основе в данной работе рассматриваются вопросы правового регулирования СМИ.
Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Понятие средств массовой информации ………………………………… 4
2. Организация деятельности средств массовой информации…………….. 7
3. Распространение массовой информации ……………………………..... 13
4. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации ……………………………………………………………….... 17
5. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями ………………………………………21
Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.
Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе Закона РФ «О средствах массовой информации», устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами РФ.
Устав редакции средства массовой информации принимается на общем собрании коллектива журналистов — штатных сотрудников реакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.
Устав редакции, организуемой в качестве предприятия, может быть одновременно уставом данного предприятия. В этом случае устав редакции должен соответствовать также законодательству о предприятиях и предпринимательской деятельности.
Издатель осуществляет свои права и несет обязанности на основе закона РФ «О средствах массовой информации», федерального закона 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», законодательства об издательском деле, предприятиях и предпринимательской деятельности.
Издатель может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, редакции, распространителя, собственника имущества редакции.
Договором между соучредителями средства массовой информации определяются их взаимные права, обязанности, ответственность, порядок, условия и юридические последствия изменения состава соучредителей, процедура разрешения споров между ними. Договором между учредителем и редакцией (главным редактором) определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между ними: порядок выделения и использования средств на создание редакции, распределения прибыли, образования фондов и замещения убытков, обязательства учредителя по обеспечению надлежащих производственных и социально-бытовых условий жизни и труда сотрудников редакции. Стороной в договоре с редакцией может быть каждый соучредитель в отдельности либо все соучредители вместе. Договором между редакцией и издателем определяются произведенные, имущественные и финансовые отношения между ними, взаимное распределение издательских прав, обязательства издателя по материально-техническому обеспечению производства продукции средства массовой информации и ответственность сторон.
Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только только в двух случаях:
по решению учредителя;
2) судом в порядке
гражданского судопроизводства
по иску регистрирующего
Учредитель имеет право
Основанием для прекращения судом деятельности средства массовой информации являются неоднократные в течение двенадцати месяцев нарушения редакцией требований ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации» (недопустимость злоупотребления свободой массовой информации), по поводу которых регистрирующим органом или Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации делались письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору), а равно неисполнение постановления суда о приостановлении деятельности средства массовой информации.
Прекращение деятельности средства массовой информации влечет недействительность свидетельства о его регистрации и устава редакции.
3. Распространение массовой информации
Распространение массовой информации законодатель связывает с распространением продукции средства массовой информации. Распространением продукции средства массовой информации – это продажа, подписка, доставка, раздача периодических печатных изданий, аудио- либо видеозаписей программ, трансляция и ретрансляция радио-, телепрограмм, демонстрация кинохроникальных программ.
Распространение продукции
средства массовой информации может
быть коммереским, если за нее взимается
плата. Продукция, предназначенная
для некоммерческого
Демонстрация видеозаписей программ в жилых помещениях, а равно снятие единичных копий с них, если при этом не взимается плата прямо или косвенно, не считается распространением продукции средства массовой информации.
Розничная продажа, в том числе с рук, тиража периодических печатных изданий не подлежит ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством. Розничная продажа тиража периодических печатных изданий в местах, не являющихся общедоступными, - помещениях и иных объектах, в отношении которых собственником или лицом, уполномоченным управлять его имуществом, установлен особый режим пользования, - допускается не иначе как с согласия указанных лиц.
В случае нарушения
редакцией, издателем или
Законодательством определен обширный перечень требований в отношении распространения массовой информации, прежде всего требования касающиеся выходных данных и тиража. Отдельные требования предъявляются к печатным изданиям и к аудио-, видео- или кинохроникальным программам.
Под выходными данными понимается перечень установленных законом обязательных сведений, которые должен содержать каждый выпуск периодического печатного издания, аудио-, видео- программа (название издания (программы), учредитель, главный редактор, тираж, адрес редакции и др.).
Тираж периодического печатного издания, аудио-, видео-, кинохроникальной программы определяется главным редактором по согласованию с издателем. Изъятие, а равно уничтожение тиража или его части допускается не иначе как по вступившему в силу решению суда.
Отдельное требование предъявляется к аудио- видео- программам, для их выпуска необходимо получение лицензии на вещание, которая выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Лицензия на вещание дает ее держателю право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение продукции средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с настоящим законодательством РФ.
В выдаче лицензии на вещание
должно быть отказано, если отсутствует
техническая возможность
Законодательством предусмотрена уступка лицензии на вещание другому лицу, однако она допускается только с согласия органа, ее выдавшего, с соответствующим переоформлением лицензии.
В целях обеспечения доказательств, имеющих значение для правильного разрешения споров, на редакцию радио-, телепрограмм возложены обязанности:
1)сохранять материалы собственных передач, вышедших в эфир в записи;
2) фиксировать в регистрационном журнале передачи, вышедшие в эфир.
В регистрационном журнале указываются дата и время выхода в эфир, тема передачи, ее автор, ведущий и участники.
Сроки хранения материалов передач - не менее одного месяца со дня выхода в эфир, а регистрационного журнала - не менее одного года с даты последней записи в нем.
Аудио- и видеозаписи вышедших в эфир радио- и телепрограмм, содержащих предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, хранятся в соответствующей организации, осуществляющей теле- или радиовещание, не менее 12 месяцев со дня выхода указанных программ в эфир. Организации, осуществляющие теле- и или радиовещание, обязаны бесплатно предоставлять копии указанных радио- и телепрограмм по требованию избирательных комиссий, комиссий референдума.
Помимо всего
Редакции средств массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, обязаны публиковать по требованию этих органов их официальные сообщения в порядке, регулируемом уставом редакции или заменяющим его договором, а равно иные материалы, публикация которых в данных средствах массовой информации предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Государственные средства
массовой информации обязаны публиковать
сообщения и материалы
Редакции государственных средств массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе выпускать в свет (в эфир) по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Президентом Российской Федерации, оперативную информацию по вопросам пожарной безопасности.
4. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
Ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации несут учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов.
Однако вредя случаев редакция, главный редактор и журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста:
1) если эти
сведения присутствуют в
2) если они
получены от информационных
3) если они
содержатся в ответе на запрос
информации либо в материалах
пресс-служб государственных
4) если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;
5) если они
содержатся в авторских
6) если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.
Дословное воспроизведение в средстве массовой информации в период соответствующей избирательной кампании, кампании референдума агитационного материала, распространенного в другом средстве массовой информации, не является основанием для освобождения журналиста, главного редактора, редакции, иной организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, от ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, если при дословном воспроизведении такого материала не соблюдены требования указанного законодательства, предъявляемые к опубликованию (обнародованию) агитационных материалов.
Законодательством установлена ответственность за ущемление свободы массовой информации. Т.е. запрещается воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов посредством:
- осуществления цензуры;
- вмешательства
в деятельность и нарушения
профессиональной
- незаконного
прекращения либо
- нарушения права редакции на запрос и получение информации;
Информация о работе Правовое регулирование деятельности средств массовой информации