Невербальные средства в деловой разговорной практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Человек ведет социальный образ жизни, т.е. его невозможно представить вне общества. Для каждого важно наладить контакт с собеседником, ведь назначение любого акта коммуникации состоит в достижении какой-либо цели (получение информации, удовлетворение психической потребности в общении, побуждение собеседника к действию и т.д.).
Коммуникация - в широком смысле - обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Без сомнения знание законов эффективного общения облегчает взаимодействие между людьми. Но не следует забывать, что на долю общения посредством слов приходится всего лишь 35% передаваемой информации. Остальные 65% составляют т.н. невербальные сообщения, то есть происходящие без использования слов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты невербальной коммуникации…………………...5
1.1 Определение понятия делового общения……………………………………….5
1.2 Сущность невербальной коммуникации………………………………………..9
1.3 Структура невербальной коммуникации………………………………………13
Глава 2. Анализ невербальных средств в деловой разговорной практике на примере президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева…………………………………………………………………………....26
Заключение…………………………………………………………………………..28
Использованная литература………………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

Различают четыре зоны коммуникации:

      1. Интимной является расстояние, на которое могут подходить друг к другу друзья, родственники, близкие люди. В среднем это расстояние между собеседниками составляет не более полуметра.

      2. Личная зона - в среднем, от  полуметра до метра. На таком  расстоянии общаются хорошо знакомые  друг с другом люди, а также люди, находящиеся в неформальных служебных отношениях.

      3. Социальная зона – это расстояние  между собеседниками, равное от  метра до трех. На таком расстоянии  могут общаться между собой  коллеги, не находящиеся в дружеских  отношениях, и малознакомые люди.

      4. Общественная зона - расстояние между  собеседниками, превышающее три  метра. Это расстояние, достаточное  для того, чтобы поздороваться  и либо подойти друг к другу  ближе, либо разойтись. Обычно  именно на таком расстоянии  друг от друга предпочитают находиться незнакомые люди, особенно в помещении.

      Хронемика - это использование времени в невербальном коммуникационном процессе. Для общения время является не менее важным фактором, чем слова, жесты, позы и дистанции. Восприятие и использование времени является частью невербального общения. Исследования хронемики различных культур позволяют выделить две основные модели использования времени: монохронную и полихронную. При монохронной модели время представляется в виде дороги или длинной ленты, разделенной на сегменты. Это разделение времени на части приводит к тому, что человек в данной культуре предпочитает одновременно заниматься только одним делом, а также разделяет время для дела и для эмоциональных контактов. В полихронной модели нет такого строгого расписания, человек там может заниматься несколькими делами сразу. Время здесь воспринимается в виде пересекающихся спиральных траекторий или в виде круга.

      Таким образом, эффективность любых коммуникационных контактов определяется не только тем, насколько понятны собеседнику слова, но и умением правильно интерпретировать его взгляд, мимику и жесты, телодвижения, позу, дистанцию, темп и тембр речи. Ведь даже если язык является самым эффективным и продуктивным инструментом человеческого общения, все же он не является единственным инструментом.  Люди используют невербальное общение для того, чтобы полнее, точнее и понятнее выразить свои мысли, чувства, эмоции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Анализ  невербальных средств  в деловой разговорной  практике на примере президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева

      Мы  провели анализ невербального поведения президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева. Изучив фото- и видеоматериалы с его выступлениями, был сделан вывод, что в основном мимика российского президенты сконцентрирована в верхней зоне - область лба и брови. Часто мы можем наблюдать сведенные брови, что означает сосредоточенность и решительность, а также приподнятые брови, что можно интерпретировать как удивление либо возмущение, как, например, в видеообращении к российским гражданам во время событий в Южной Осетии в августе 2008 года.

      Улыбается президент России в публичных  выступлениях крайне редко. Обычно это  натянутая улыбка с прищуренным  левым глазом означает смущение, смесь беспокойства и извинения.

      Если  сравнить выступления Дмитрия Анатольевича в начале его правления, следует  отметить сухость и скудность  жестов и мимики. По прошествии двух лет мы можем наблюдать заметное изменение невербального поведения  президента в выступлениях. Например, на Всемирной Политической Конференции, Дмитрию Медведеву удалось раскрыть проблему сотрудничества стран в условиях кризиса и донести важную информацию с помощью выразительных жестов-иллюстраторов, например движения руками, соединяющие воображаемые предметы (видеоматериалы интервью с белорусскими журналистами 23 ноября 2009 года).

      У Д.А. Медведева есть свой характерный  жест – указательный палец, направленный вверх, который может быть интерпретирован  как акцент на важной информации. Чрезмерное же использование такого жеста может быть воспринято публикой как нравоучение, однако российский президент им не злоупотребляет.

      Что касается походки, то для него характерен широкий и уверенный шаг, сопровождаемый размахиванием правой руки, что является культурной особенностью российских политиков. Положение корпуса тела и прямая осанка президента подчеркивает  его высокую должность, однако слегка запрокинутая назад голова говорит о некой заносчивости: «я тут сверху, вы там внизу». Например, такую позу можно пронаблюдать на фотоматериалах, сделанных на съезде президентов стран СНГ.

      Речь  президента монотонна, лишена индивидуальности, с тщательно выверенными и  подобранными фразами, оригинальность мыслей и речевых приемов незначительна. Также она характеризуется присутствием канцеляризмов и жаргона, уместным использованием пауз  и недостаточным интонированием.

      Таким образом, российскому президенту присущ скудный набор мимических приемов. Парадоксальные движения, которые привлекают внимание, отсутствуют. Кроме того, мы пришли к выводу, что освоение языка тела Медведевым прошло не без участия специалистов, занятых созданием имиджа, поэтому его манера поведения на публике лишена индивидуальности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Итак, деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Под деловым общением понимается общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Оно содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнёрства между коллегами по работе, руководителями и подчинёнными, партнёрами, соперниками и конкурентами, предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение лично значимых целей, удовлетворение личных интересов. Участники делового общения — это, как правило, официальные должностные лица, исполняющие свои служебные обязанности.

      Деловое общение, прежде всего, является коммуникацией, то есть представляет собой это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию. Коммуникации делятся на вербальные и невербальные.

       Невербальная  коммуникация играет важную роль деловой разговорной практике. Деловой человек должен иметь поставленный голос владеть ораторским искусством, позволяющим без затруднений общаться с людьми, и самое главное, управлять мимикой и жестами.  Следует отметить, что невербальная коммуникация играет далеко не последнюю роль в процессе взаимодействия людей. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов. Среди таких средств выделяют внешность, мимику, взгляды, позы, жесты, прикосновения, поведение человека в окружающем его пространстве, запахи и др. Все эти виды невербальных сообщений находятся во взаимодействии, иногда дополняя друг друга, иногда противореча друг другу.

      Таким образом, невербальная коммуникация представляет собой обмен      невербальными сообщениями между людьми. Она возможна потому, что за всеми этими знаками и символами в каждой культуре закреплено определенное значение, понятное окружающим. Правда, в случае необходимости им легко придать смысл, понятный лишь нескольким посвященным (обычный кашель может легко стать сигналом, предупреждающим о появлении начальства).

      Проанализировав фото- и видеоматериалы с выступлениями  президента России Дмитрия Анатольевича Медведева  мы пришли к выводу, что  невербальные средства общения способны передавать обширную информацию о деловом человеке.

      Однако  не следует забывать об индивидуальных особенностях характера и темперамента, так как они также играют значительную роль в невербальном поведении.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Аминов И.И. Психология делового общения.- М.: Омега-Л, 2006. – 304 с.
  2. Бирах А. Психология мимики. – М.: “Маркетинг”, 2004. – 152 с.
  3. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. - С.-П.: «Питер», 1997. – 176 c.
  4. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 295 с.
  5. В.В.Шпалинский "Психология менеджмента": Учебное пособие. 2-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 2003. -184 с.
  6. Василик М.А. Основы теории коммуникации: Учебник/ Под ред. проф. М.А. Василика.- М.: Гардарики, 2003.- 615 с.
  7. Г.В.Щёкин "Как читать людей по их внешнему облику" – К. 1992. -236 с.
  8. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: «Наука», 1980. – 238 с.
  9. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. —М.: Знание, 1988. – 157с.
  10. Кнапп М.Л. Невербальные коммуникации. – М.: «Наука», 1978. – 308 с.
  11. Ковальчук А.С. Основы делового общения: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2007. – 300 с.
  12. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения: Учебное пособие для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2004. – 256 с.
  13. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие для бизнесменов. - М.: Осв-89, 2000. – 253 с.
  14. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. – М.: Ось-89, 2002. – 512 с.
  15. Кукушин В.С. Психология делового общения: Учебное пособие. – М.: ИКЦ “МарТ”; Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2003. – 368 с.
  16. Лабунская В. А. Невербальное поведение. – Ростов н/Д: «Феникс», 1988. – 246 с.
  17. М.А. Поваляева, О.А. Рутер "Невербальные средства общения " /Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. -352 с.
  18. М.Л. Бутовская "Язык тела: природа и культура" - М.: Научный мир, 2004. – 440 с
  19. Масюкевич Н.В. Психология эффективного общения/ Н.В. Масюкевич, Л.С. Кожуховская. – Минск : Соврем. шк., 2007. – 384 с.
  20. Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. – М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. – 189 с.
  21. Почепцов Г.Г. «Теория коммуникации».- М.,2001. – 432 с.
  22. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века.- М.: «Рефл-бук», К.: «Валкер» - 2001.- 352 с.
  23. Сорокина А.В. Основы делового общения. Конспект лекций.- Ростов н/Д: «Феникс», 2004.- 224 с.
  24. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Серия «Учебники XXI века».- Ростов н/Д: «Феникс», 2001.- 401с.
  25. Сухарев В.А. Быть деловым человеком. — Симферополь: БИЗНЕС-ИНФОРМ, 1996. – 356 с.

Информация о работе Невербальные средства в деловой разговорной практике