Невербальные средства в деловой разговорной практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Человек ведет социальный образ жизни, т.е. его невозможно представить вне общества. Для каждого важно наладить контакт с собеседником, ведь назначение любого акта коммуникации состоит в достижении какой-либо цели (получение информации, удовлетворение психической потребности в общении, побуждение собеседника к действию и т.д.).
Коммуникация - в широком смысле - обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Без сомнения знание законов эффективного общения облегчает взаимодействие между людьми. Но не следует забывать, что на долю общения посредством слов приходится всего лишь 35% передаваемой информации. Остальные 65% составляют т.н. невербальные сообщения, то есть происходящие без использования слов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты невербальной коммуникации…………………...5
1.1 Определение понятия делового общения……………………………………….5
1.2 Сущность невербальной коммуникации………………………………………..9
1.3 Структура невербальной коммуникации………………………………………13
Глава 2. Анализ невербальных средств в деловой разговорной практике на примере президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева…………………………………………………………………………....26
Заключение…………………………………………………………………………..28
Использованная литература………………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 163.00 Кб (Скачать)
 

                    

Министерство  образования и науки Российской Федерации 
 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Чувашский  государственный педагогический

университет им. И.Я. Яковлева» 

Факультет русской  филологии 

Кафедра коммуникационных технологий 
 
 
 

Курсовая  работа

 

     невербальные  средства в деловой  разговорной практике 
 

                                                               

                                                   

              Выполнила:  Петрова К.В.,
                 Группа СО-1-09
               
              Научный        руководитель:
               
              Степанова С.Е 

                                    

                                            
 

                                                                                                          
 
 

Чебоксары

2011

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты невербальной коммуникации…………………...5

1.1 Определение  понятия делового общения……………………………………….5

1.2 Сущность невербальной  коммуникации………………………………………..9

1.3 Структура невербальной коммуникации………………………………………13

Глава 2. Анализ невербальных средств в деловой разговорной практике на примере президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева…………………………………………………………………………....26

Заключение…………………………………………………………………………..28

Использованная  литература………………………………………………………...30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Человек ведет социальный образ жизни, т.е. его невозможно представить вне  общества. Для каждого важно наладить контакт с собеседником, ведь назначение любого акта коммуникации состоит в достижении какой-либо цели (получение информации, удовлетворение психической потребности в общении, побуждение собеседника к действию и т.д.).

      Коммуникация - в широком смысле - обмен информацией  между индивидами через посредство общей системы символов.  Без сомнения знание законов эффективного общения облегчает взаимодействие между людьми. Но не следует забывать, что на долю общения посредством слов приходится всего лишь 35% передаваемой информации. Остальные 65% составляют т.н. невербальные сообщения, то есть происходящие без использования слов.

      Невербальная  коммуникация - поведение, сигнализирующее  о характере взаимодействия и  эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Это  жесты, мимика, поза, одежда, прическа, окружающие предметы. Любая коммуникация, осуществляемая без слов, считается невербальной коммуникацией. Чувства, также как информация, могут быть переданы при помощи одного или нескольких невербальных способов. Это именно та часть коммуникации, которую мы не осознаем, но которая является главной в любом общении.

      Невербальное общение может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться. Это наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов. Невербальная коммуникация – не так сильно структурирована, как вербальная. Не существуют общепринятые словари и правила компоновки жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства. Такая передача зависит от очень многих факторов и часто происходит неоднозначно.

      Невербальное общение также имеет место в деловой разговорной практике, ведь продуманный образ, поставленный голос и предварительно подготовленная речь не могут стопроцентно гарантировать успешных переговоров и плодотворной деловой беседы. Эффективность делового взаимодействия определяются не только тем, как понятны слова собеседника, но и умением правильно интерпретировать визуальную информацию, т.е. мимику партнера, или жесты. Невербальная коммуникация является значимой составляющей делового общения.

      Цель  курсовой работы:  выявить значение невербальных средств общения в  деловой разговорной практике.

      Задачи  курсовой:

    1. раскрыть понятие делового общения;
    2. дать характеристику невербальным средствам общения;
    3. проанализировать особенности невербальной коммуникации на примере президента Российской федерации Дмитрия Анатольевича Медведева.

      Объектом  курсовой работы является процесс невербального  общения, а предметом – основные элементы, специфика невербальной коммуникации.

      Разработанность проблемы заключается в том, что  невербальная коммуникация в прошлом  столетии привлекла внимание, прежде всего, ученых в области социальной и общей психологии (В.А. Лабунская, К.В. Судаков). Позднее к изучению проблем невербальной коммуникации обращаются психолингвисты и лингвисты (Г.В. Колшанский, И.Н. Горелов, СВ. Воронин и др.).

      Актуальность  выбранной темы данной курсовой работы обусловливается  тем, что она  направлена на пополнение знаний о невербальном взаимодействии в деловой коммуникации.

Глава 1. Теоретические  аспекты невербальной коммуникации

1.1 Определение понятия  делового общения

        Деловое общение — это самый массовый вид социального общения. Оно представляет сферу коммерческих и административно-правовых отношений, экономико-правовых и дипломатических отношений. Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере.  Оно представляет собой особую форму взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнёрства между руководителями и подчинёнными, между коллегами, создаёт условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела [12].  То есть главной целью делового общения является организация плодотворного сотрудничества, а также создание оптимальных условий для успешного решения задач, стоящих перед организацией и её отдельными сотрудниками.

      Однако, помимо общей цели, в нём также  можно выделить и личные цели, в  той или иной степени реализуемые  непосредственным участниками общения: стремление к личной безопасности в  процессе социальной деятельности, в  ходе выполнения своих профессиональных обязанностей, что часто проявляется в уходе от ответственности, возложенной на работника; стремление к повышению своего жизненного уровня, улучшению своего материального положения; стремление к власти, то есть стремление расширить круг имеющихся полномочий, продвигаться только вверх по служебной лестнице, стремление повысить свой престиж, что часто сочетается со стремление укрепить престиж занимаемой должности и самой организации.

      Но  для того чтобы цель делового общения  была успешно реализована, в современной психологической науке выделяют два основных этико-психологических принципа делового общения, к которым относятся: принцип создания условий для выявления творческого потенциала и профессиональных знаний личности, на основе которого можно согласовать личные цели сотрудника с общими целями организации; принцип полномочий и ответственности, регламентирующий деловое общение в рамках служебных прав и обязанностей в соответствии со служебным статусом сотрудника, оценку его деловых качеств и использование его прямой квалификации и полученного опыта.

        Умение успешно вести деловые  переговоры, грамотно составить  текст документа, умение работать  с документами — важнейшие  составляющие профессиональной  культуры человека, принимающего  решения [17].

         Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности, информативным сопровождением его, предполагает регулирование производственных и непроизводственных отношений в условиях трудовой деятельности.

        Специфика делового общения заключается  в том, что столкновение, взаимодействие  экономических интересов и социальное  регулирование осуществляются в  правовых рамках. Чаще всего люди  вступают в деловые отношения, чтобы юридически оформить взаимодействия в той или иной сфере. Идеальным результатом взаимодействия и правового оформления отношений становятся партнерские отношения, построенные на основах взаимного уважения и доверия.

        Другой специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т. е. подчиненность установленным правилам и ограничениям [18].

        Эти правила определяются типом  делового общения, его формой, степенью официальности и теми  конкретными целями и задачами, которые стоят перед общающимися. Эти правила определяются национальными культурными традициями и общественными нормами поведения. Они фиксируются, оформляются в виде протокола (делового, дипломатического), существуют в виде общепринятых норм социального поведения, в виде этикетных требований, ограничений времен ной рамки общения.

       Важная особенность делового  общения — это строгое соблюдение  его участниками ролевого амплуа. В жизни мы постоянно исполняем,  играем различные роли: жены, мужа, сына, дочери, гражданина, начальника, продавца, покупателя и т.д. В течение дня наши роли могут несколько раз меняться. То же происходит и в деловом общении. В процессе взаимодействия деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и участником какого-либо мероприятия и т. п. Необходимо учитывать это и вести себя в соответствии с требованиями, предъявленными конкретной обстановкой и принятой ролью. Соблюдение ролевого амплуа в деловом общении упорядочивает, стабилизирует рабочий процесс и тем самым обеспечивает его эффективность [21].

        К особенностям делового общения  относится и повышенная ответственность  участников за его результат.  Ведь успешное деловое взаимодействие  во многом определяется выбранной  стратегией и тактикой общения, т. е. умением правильно сформулировать цели разговора, определить интересы партнеров, выстроить обоснование собственной позиции и т. д. Если деловое общение проходит неэффективно, это может привести к провалу самого дела.

       Поэтому в деловом общении особую значимость приобретают такие важные качества деловых людей, как обязательность, организованность, верность слову, а также соблюдение нравственно-этических норм и принципов.

        Деловое общение требует и  более строгого отношения к использованию его участниками речевых средств. В деловом общении не допускаются бранные слова и нецензурные выражения, просторечие, нежелательным является использование слов ограниченной сферы употребления (жаргонизмов, диалектизмов, архаизмов и др.) По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение. Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.

      К монологическим видам относятся:

    - Приветственная речь;

    - Торговая речь (реклама);

    - Информационная речь;

    - Доклад (на заседании, собрании).

      Диалогические виды:

       - Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.

        - Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.

      - Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.

      - Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.

    - Дискуссия;

        - Совещание (собрание);

    - Пресс-конференция.

    - Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.   

     -Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.

    В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.

    Беседа  или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными  формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое  разнообразие способов общения, что  позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения. Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

Информация о работе Невербальные средства в деловой разговорной практике