Лоббирование как инструмент PR: цели и задачи, содержание, эффективность (на примере нефтегазовой отрасли)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить лоббирование как инструмент PR, а именно выявить его цели, задачи, содержание и эффективность, обозначить основные виды и технологии лоббирования, используемые для продвижения нефтяной промышленности в России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1 Суть и специфика лоббирования
1.1 Определение понятия…………………………………………………… 5
1.2 Правовые основы лоббирования
и содержание работы лоббистов ……………………………………….14
Глава 2. Актуальные направления отраслевого лоббизма. Нефтегазовая отрасль………………………………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………….25
Библиографический список…………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

Курсовая по PR.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

     Расклад сил в Госдуме нового созыва сложился в пользу «Газпрома», сумевшего расставить своих людей на значимых должностях. На посту председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии сохранила позиции Наталья Комарова. В Комитете по энергетике председателем избран Юрий Липатов, а Валерий Язев получил пост вице-спикера Госдумы. Все это должно позволить активнее продвигать нерешенные вопросы, среди которых важное место занимает газификация регионов России. «Газпром» направляет все больше денег на эту программу. Только в 2007 г. на программу газификации «Газпром» израсходовал 20,2 млрд. рублей, построив 7 тыс. км сетей и подведя газ к 545 населенным пунктам.

     Инициативы, затрагивающие интересы «Газпрома» будут оформляться в законодательные  акты в максимально сжатые сроки. Единственное место, где гипотетически у газовой монополии могут возникнуть проблемы – Правительство, возглавляемое Владимиром Путиным. Другие производители газа, как, например, «Нортгаз», «Роспан» и «НОВАТЭК», так или иначе зависят от газового монополиста. Так, контрольный пакет акций «Нортагаза» и блокирующий «НОВАТЭКа» (лоббист в Госдуме – заместитель председателя Комитета ГД по энергетике Леонид Симановский) принадлежит «Газпрому», который диктует свою политику компаниям. «Роспан» (дочерняя компания ТНК-BP, 100% акций которой принадлежит материнской корпорации) также находится под косвенным контролем газового монополиста, который в качестве владельца контролирует доступ к Единой системе газоснабжения.

     Сейчас  приоритетным направлением в работе российского парламента станет принятие одобренных Президентом и Правительством законов, обеспечивающих интересы контролируемых государством компаний. Вслед за ним будут рассматриваться законопроекты, учитывающие интересы частных компаний и, наконец, иностранных игроков. Вместе с тем в ближайшее время ожидается коррекция политического и экономического курса руководства страны, что может принести определенные дивиденды и иностранным нефтегазовым корпорациям. Следует также учитывать и то обстоятельство, что центр добычи углеводородов постепенно смещается в труднодоступные регионы Восточной Сибири, Дальнего Востока и шельфа северных морей, где практически полностью отсутствует необходимая инфраструктура. Все эти факторы, а также необходимость внедрения новых технологий разработки месторождений, в т.ч. на шельфе, и производства сжиженного природного газа (СПГ), должно ускорить процесс допуска иностранных инвесторов к российским недрам. Параметры партнерства российских и зарубежных компаний должны быть закреплены законодательно.

     В настоящее время большинство  крупных нефтяных компаний осуществляют инвестиции в модернизацию своих  нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и в скором времени смогут выпускать  продукцию, соответствующую техническому регламенту «О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам», по которому будут планомерно ужесточаться стандарты качества топлива. Таким способом с рынка производства нефтепродуктов вытесняются мини-НПЗ, в большинстве случаев не способные производить топливо требуемого качества. Можно ожидать, что в качестве увеличения конкурентного преимущества крупными компаниями может быть пролоббирована пониженная ставка акцизов на производство качественных нефтепродуктов, разработана система понижающего коэффициента к действующей ставке НДПИ для нефти, направляемой на переработку на российские НПЗ.

     В сфере интересов нефтяных компаний находится и введение в текст  закона механизма расчета экспортной пошлины на нефтепродукты, заменившего  бы действующую практику выпуска  постановлений Правительства. Стоит также ожидать лоббирования подконтрольными государству компаниями нерыночных форм погашения корпоративных долгов. Не исключено, что деньги будут выделяться из средств госкорпораций, профицита федерального бюджета и фонда национального благосостояния. Подобные идеи озвучили 30 января 2008 года на сессии экономического форума «Россия» президент Сбербанка Герман Греф и главный финансист «Роснефти» Антон Кожинов.

     В нефтяной отрасли сложилась неоднозначная  ситуация. Государственная (по структуре акционерного капитала) компания «Роснефть» обладает сопоставимым с «Газпромом» административным ресурсом. Однако «Роснефть» имеет огромные долги, возникшие в результате получения ею займов для покупки активов «ЮКОСа», что сдерживает компанию от крупных покупок и делает ее лоббистскую активность в Государственной Думе менее агрессивной. Первоочередная задача «Роснефти» в настоящий момент - не изменение законодательства, а встраивание приобретенных активов в общую технологическую цепочку компании и лоббирование реструктуризации задолженности. Решение данных вопросов находится в ведении Правительства РФ. Поэтому можно сделать вывод, что госкомпания будет поддерживать лишь те законопроекты, которые выгодны ей в средне- и долгосрочной перспективе или не потребуют дополнительных затрат в текущий период времени.

     Иначе складывается положение «Газпром нефти». Находясь под покровительством материнской  компании и обладая достаточным  количеством свободных финансовых средств, она вполне может сосредоточить  усилия как на экономико-технологической, так и на политической деятельности. И если с политическим покровительством компания проблем не испытывает, то технологическая составляющая бизнеса находится не в лучшем состоянии. Лишь в этом году «Газпром нефть» смогла остановить падение добычи нефти и удержать его на прошлогоднем уровне. Это связано, по мнению экспертов, с политикой предыдущих собственников компании (до этого она принадлежала Роману Абрамовичу), которые использовали агрессивные методы добычи, приведшие к ускоренной выработке месторождений. Благодаря огромному опыту международной лоббистской деятельности «Газпрома», нефтяному подразделению газового монополиста оказывается поддержка в приобретении активов за рубежом. Впрочем, как видно чуть дальше, не только за рубежом.

     Достаточно  ограниченные возможности для самостоятельного лоббирования своих интересов имеет  «ЛУКОЙЛ», хотя компания и имеет  в Госдуме нового созыва несколько  представителей1. Частную нефтяную компанию (20% которой к тому же принадлежит американской корпорации ConocoPhillips) вынуждают заключить альянс с одной из государственных, чтобы в будущем обеспечить политическое прикрытие ее экономическим инициативам. Такое соглашение было заключено между «ЛУКОЙЛом» и «Газпром нефтью» в конце 2007 года. Компании создали совместное предприятие ООО «Нефтегазовая компания «Развитие регионов», которое будет заниматься реализацией различных нефтегазовых проектов. В частности, в сферу деятельности СП будут входить приобретение прав пользования недрами, геологическое изучение участков недр, разведка и добыча углеводородов, обустройство месторождений, реализация инфраструктурных проектов, а также транспортировка и реализация добытого углеводородного сырья.

     Нефтяная  компания «Сургутнефтегаз» всегда отличалась осторожной стратегией развития своего бизнеса. Имея значительный запас свободных денежных средств, компания не участвует в громких сделках слияний и поглощений: либо из соображений политкорректности, либо попросту из-за недостаточно высокой экономической привлекательности активов. То же самое можно сказать и о лоббистской деятельности в Государственной Думе. В большинстве случаев компания придерживается оборонительной тактики при давлении со стороны других игроков нефтегазового комплекса. Сейчас ей будет труднее это делать, так как в новую Госдуму не попал влиятельный лоббист Геннадий Селезнев, отстаивавший интересы «Сургутнефтегаза» в прошлые четыре года. Впрочем, имея в составе акционеров личного друга Владимира Путина Геннадия Тимченко, компания может существовать достаточно спокойно и без своих представителей в Госдуме.

     ТНК-BP обладает одной из самых развитых систем профессионального продвижения  интересов. Лоббирование организовано на уровне федеральной исполнительной и законодательной власти (этим занимаются около 15 человек в центральном офисе компании), а также в регионах. Особый интерес компании представляют субъекты, в которых находятся основные производственные активы. В них активную лоббистскую деятельность ведут благотворительные фонды, оставшиеся от компании «СИДАНКО», купленной ТНК в 2001 году. В Госдуме компания также имеет большое количество лояльных депутатов, деятельность которых координирует специальное подразделение по законодательной работе. К ним относятся Вячеслав Тимченко, Евгений Богомольный, Александр Фурман, Виктор Плескачевский, Александр Шибалкин. Все перечисленные лица, за исключением последнего, вновь стали депутатами в Госдуме пятого созыва. Однако довольно независимая позиция компании не вписывается в текущие тенденции формирования отношений с иностранными инвесторами в стратегических отраслях российской экономики, а ее экономические интересы часто противоречат интересам «Газпрома». Например, монополии уже год не удается согласовать стоимость Ковыктинского газового месторождения, которое согласились продать нефтяники. Все этим факторы порождают известные претензии органов исполнительной власти к ТНК-BP.

     Касаясь остальных крупных компаний, следует  отметить, что региональные вертикально  интегрированные компании (Татнефть, Башнефть) в своей деятельности замкнуты на уровень администраций субъектов Федерации, поэтому их лоббистская деятельность в Центре практически незаметна. Славнефть и Русснефть также сосредоточены на решении других задач. К этой же группе можно отнести иностранные компании, не имеющие в настоящий момент действенных рычагов воздействия на принятие политических и экономических решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       В данной курсовой работе были поставлены цель и задачи, которые были успешно  раскрыты в каждой главе.

       Подводя итоги, было выявлено, что  лоббизм (лоббирование) жестко связан с политической властью. Очевидно, что его больше там, где больше реальной власти. Лоббирование хорошо организованная, налаженная деятельность, имеющая в своей основе определенные методы, средства и цели.

     Целью лоббирования является представительство  и продвижение интересов какого-либо частного субъекта в государственных  кругах с целью принятия последними ряда документов и законодательств, имеющих пользу лоббируемому субъекту. Данная цель достигается различными средствами и методами, которые имеют характерные отличия в разных странах из-за отношения к самому процессу лоббирования и законодательной базы, регулирующей данную деятельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список 

  1. Алексеев  С. А. Лоббирование в современном  российском обществе : региональный аспект.  М. :  Мир, 2000. С. 4
  2. Губернаторов В. Н. Деловые люди лоббируют во власти // Советник. 1997.  № 12.  С. 9.
  3. Королько В. Г. Основы паблик рилейшнз. М. : Рефл-бук Ваклер,  2001. С. 128
  4. Любимов А. Институт лоббирования требует правового регулирования// Российская юстиция. – 2007г. - №5. – С. 25.
  5. Макаренко П. В. Социальные технологии. Воронеж. : Нужная Книга,  2002. С 56.
  6. Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. Учебное пособие //  под ред. Г.А. Васильева. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 287с.
  7. Шевелькова О. И. Чужими устами // SmartMoney. 2007. №14. С. 28

       Интернет  источники 

  1. www.pr-lecture.narod.ru. Раздел лоббирование
  2. «LOBBYING.RU» - журнал о лоббировании  и GR

Информация о работе Лоббирование как инструмент PR: цели и задачи, содержание, эффективность (на примере нефтегазовой отрасли)