Лоббирование как инструмент PR: цели и задачи, содержание, эффективность (на примере нефтегазовой отрасли)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить лоббирование как инструмент PR, а именно выявить его цели, задачи, содержание и эффективность, обозначить основные виды и технологии лоббирования, используемые для продвижения нефтяной промышленности в России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1 Суть и специфика лоббирования
1.1 Определение понятия…………………………………………………… 5
1.2 Правовые основы лоббирования
и содержание работы лоббистов ……………………………………….14
Глава 2. Актуальные направления отраслевого лоббизма. Нефтегазовая отрасль………………………………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………….25
Библиографический список…………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

Курсовая по PR.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

     Лоббисты в своей деятельности применяют различные средства, методы и механизмы продвижения интересов групп давления. Зарубежные исследователи выделяют следующие основные методы и направления лоббизма: личное представление аргументов соответствующему государственному органу; предоставление результатов исследований; выступление на слушаниях в комиссиях парламента; организация компании в прессе; воздействие на законодателя через контакты с его близким личным другом или лицом, пользующимся особым доверием; приглашение законодателя на вечеринки и развлечения; взносы денег на избирательные компании; участие в ведении политических кампаний; организация кампаний писем и телеграмм от избирателей; прямые взятки. Проанализировав данные методы, представляется возможным понять, что лоббизм в представлении западных исследователей является далеко не «чистой» деятельности, так как предполагает существование коррупции и взяточничества.

     Российские  специалисты перечисляют следующие  средства «цивилизованного лоббизма»[2]

     – персональные контакты с представителями власти,

     – участие в заседаниях комитетов и комиссий парламента и министерств,

     – работа в экспертных группах по подготовке проектов документов парламента и правительства,

     – съезды и совещания предпринимателей с участием представителей власти,

     – участие в общественных слушания законопроектов в парламенте,

     – воздействие через общественное мнение и средства массовой информации,

     – доклады, послания со стороны бизнеса в сторону власти,

     – встречи с высшими руководителями государства.

     Здесь лоббирование выступают уже как  хорошо организованная, налаженная деятельность профессионалов своего дела, имеющих  в основе своей деятельности определенные методы, средства и цели. В труде  А. Серебряного «Научный метод и ошибки» говорится, что метод – (от греч. μέθοδος – «путь сквозь») это систематизированная совокупность шагов, которые необходимо предпринять, чтобы выполнить определенную задачу или достичь определенной цели, способ постижения истины. Основная цель лоббистов – продвижение интересов группы давления в государственные структуры с целью достижения принятия последними определенных документов и законодательств, играющих в пользу первых[7]. Для достижения этой цели лоббисты, по мнению В. Королько, используют следующие методы:

  1. Глубокое знание обсуждаемых вопросов. Лоббист должен быть экспертом в области политики и той сферы деятельности, в которой находится субъект, чьи интересы он продвигает. Если лоббист не является экспертов в данной области, то ему приходится получать недостающую информацию, в связи с чем его работа будет заключаться еще и в:

     – формировании и постоянной поддержке связей со специалистами, профессионально занимающимися определенной проблемой;

     – сборе информации о тех, кто поддерживает то или иное решение обсуждаемой проблемы или выступает против;

     – изучении всех обстоятельств, связанных с данной проблемой в определенном регионе (избирательном округе);

     – сборе в отдельное досье публикаций, затрагивающих обсуждаемую проблему;  
– исследовании позиций, занимаемых по данной проблеме разными законодателями; 
– создании коалиций людей, организаций, работающих над данной проблемой.

     2. Личное знакомство с депутатами. Лицо, выполняющее функции лоббиста на пользу какой-либо организации, расположенной на территории того или иного избирательного округа, само тоже является избирателем. Как избирателю ему прежде всего нужно установить личный контакт с народным депутатом, представляющим именно этот округ, поскольку в число обязанностей депутата входим защита интересов своих избирателей. Через «своего» депутата можно быстрее повлиять на законотворческий процесс.

     3. Общение с депутатами. Лоббист  должен постоянно поддерживать  доверительные коммуникации с  депутатами, используя знания и  умения из области психологии  и этики общения.

     Суть  лоббирования также раскрывает понимание его технологий и форм. Технология (от греч. téchne – «искусство, мастерство, умение» и греч. логия – «изучение») – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; способ преобразования данного в необходимое. Существует также понятие «социальной технологии», определяемой как совокупность методов и приемов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми.

     Более широко социальную технологию можно  определить как последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность[5].

     Принято выделять следующие социальные технологии лоббирования:

     – через мобилизацию общественного мнения (использование массовых акций, организация массовых обращений к власти и кампаний в СМИ, а также судебных процессов)

     – использование избирательных кампаний (личное участие в выборах или выдвижение «своих» кандидатов, финансирование избирательных кампаний)

     – использование формальных контактов (разработка проектов нормативно-правовых актов и организация их обсуждений, консультирование представителей власти и экспертиза принимаемых решений, предоставление информации, участие в работе органов государственной власти)

     – использование неформальных контактов (организация и проведение конференций, круглых столов, использование личных связей, организация неформальных встреч). 
 
 

1.2 Правовые основы лоббирования, содержание работы лоббистов

     Чтобы упорядочить работу лоббистов, предупредить их противоправные действия, необходимо разработать четкое законодательство, регламентирующее систему лоббирования. В США с 1946 года функционирует  федеральный закон о регламентации лоббистской деятельности. Будучи первым законом подобного толка, он может стать примером того, как нужно и как не нужно регламентировать деятельность лобби. Закон не идеален, но дает представление о тех требованиях, которые необходимо предъявлять к таким специалистам. По закону, любая лоббистская структура (лицо) обязана зарегистрироваться в Конгрессе, в письменной форме и под присягой предоставить сведения о себе и лице, которое оно представляет (в чьих интересах работает или выступает); указать срок выполнения этих обязательств, ежеквартальные подробные расходы и источники финансирования лоббистских действий.

     Зарегистрированные  лоббисты обязаны отчитываться обо  всех поступивших взносах на сумму  от 500 долларов и более и указывать при этом фамилию лица, сделавшего такой взнос; о расходах в размере, превышающем 10 долларов, с указанием конкретного лица, получившего эти деньги, а также цели расходов. Лоббисты обязаны сообщать, на какие законодательные акты они планируют влиять, какие новые статьи были внесены благодаря их усилиям. закон постоянно совершенствуется, что связано с обеспокоенностью общественности сохраняющимися нарушениями в этой сфере деятельности.

     Лоббисты  в первую очередь отслеживают  и взвешивают то влияние, какое способны оказать обсуждаемые законопроекты в случае их утверждения на жизнедеятельность этой организации. Они преследуют несколько общих целей:

     1. Улучшают отношения с ответственными  работниками государственных учреждений  и организаций.

     2. Следят за работой законодательных и исполнительных органов, министерств и ведомств в тех сферах и по тем вопросам, которые оказывают влияние на жизнь людей определенного избирательного округа.

     3. Активизируют участие избирателей  в делах государственного управления  на всех уровнях.

     4. Влияют на законодательство, затрагивающее  экономические интересы избирателей  определенной местности и расположенных  там предприятий.

     5. Заблаговременно информируют законодателей  об особенностях работы организаций,  действующих в определенном избирательном округе с целью достичь понимания их проблем.

     Таким образом, лоббисты выполняют роль:

    • доверенного защитника интересов организаций и групп общественности;
    • надежного источника сведений по определенному кругу вопросов;
    • информатора иных людей (в данном случае имеется в виду общественность государственных органов) с целью убедить их занять правильную позицию и принять нужное ему решение.

     Успешность  работы зависит от владения общими методами науки и искусства public relations – способностями налаживать личные отношения с объектами влияния и подавать убедительную информацию – как законодателям и государственным чиновникам, так и – рядовым избирателям и заинтересованным гражданам. Лоббистам нужны еще и всесторонние знания по вопросам государственного управления, законотворческого процесса, социальной политики, формирования общественного мнения. Чаще всего успешный профессиональный лобби – это юрист по профессии, пользующийся авторитетом и имеющий хорошо налаженные личные связи на столичном уровне.

     Суть  работы лоббиста заключается фактически в том, чтобы информировать и переубеждать других (законодателей, лиц, принимающих решения). Вопросы своевременности и полноты информации – наиболее важные в процессе законотворчества и влияния на него. Всем лоббистам приходится делать следующие виды работ:

    • Собирать факты. В бесконечном количестве конкретных фактов, статистических данных, экономических показателей, мнений и решений нужно уметь разбираться.
    • Интерпретировать управленческие акции. Важная функция лоббиста состоит в том, чтобы объяснять руководству организации значение последствий законодательных актов, которые должны быть приняты. Лоббисты прогнозируют, что может произойти в сфере законодательства, и предлагают меры по предотвращению вероятных нежелательных последствий.
    • Интерпретировать действия организации. Во время ежедневных контактов с членами парламента и их помощниками лоббист сообщает им мнение организаций и конкретных групп общественности относительно законодательства. Лоббист должен хорошо разбираться в делах и отношении организации к акциям государственного управления.
    • Защищать позиции организации. Помимо предоставления отдельных фактов, лоббист от имени организации (клиента) отстаивает ее интересы, то есть убеждает законодателя в необходимости поддержки определенного законопроекта или противодействия ему.
    • Служить посредником для паблисити. Большинство новостей в стране рождается в столице. В них нуждаются сотни журналистов и репортеров из различных СМИ. Это создает идеальные условия для развертывания кампании паблисити в пользу организации, которую представляет лоббист.
    • Способствовать сбыту продукции. Государство является одним из крупнейших заказчиков продукции или услуг. Лоббист зачастую служит соединительным звеном, через посредство которого заключаются государственные заказы.[8].

     Таким образом, лоббирование представляет собой  – процесс влияния заинтересованных сторон на официальные (формальные) институты управления с целью достижения своих целей с использованием определённых приёмов лоббирования, которые зависят от распределения реальной власти между управляющей и управляемой системами в государстве. Лоббирование имеет свои субъекты: группу давления, группу интересов, непосредственно самого лобби, в роли которого может выступать как отдельное лицо так и организация, и властные структуры. Целью лоббирования является представительство и продвижение интересов какого-либо частного субъекта в государственных кругах с целью принятия последними ряда документов и законодательств, имеющих пользу лоббируемому субъекту. Данная цель достигается различными средствами и методами, которые имеют характерные отличия в разных странах из-за отношения к самому процессу лоббирования и законодательной базы, регулирующей данную деятельность. 

 

     Глава 2. Актуальные направления отраслевого лоббизма

 

     Отраслевое  лоббирование в любой стране мира является наиболее развитым и эффективным. Это можно объяснить тем, что экономический интерес является одним из наиболее сплачивающих для отстаивания своих позиций в органах государственной власти. Отраслевое лобби может позволить себе привлекать самых высококлассных специалистов для подготовки аргументации, а также самых влиятельных лоббистов, способных повлиять на чиновников и депутатов.

Нефтегазовая  отрасль

     Топливно-энергетическому  лобби удалось сохранить и усилить свои позиции в Думе V созыва. Интересы крупных компаний по-прежнему будут лоббировать сохранившие должности глав комитетов Павел Крашенинников (Комитет по гражданскому и уголовному законодательству), Виктор Плескачевский (Комитет по собственности), Владислав Резник (Комитет по финансовому рынку), Владимир Плигин (Комитет по госстроительству) и другие. Обращает на себя внимание выделение Комитета по энергетике. Еще ранее прежний Комитет по энергетике, транспорту и связи был, в свою очередь, выделен из Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике (из него вышли Комитет по энергетике, транспорту и связи и Комитет по промышленности). С одной стороны, это связано с ростом значения энергетического сектора в экономике России – каждый год энергопотребление в стране прибавляет 5% и главному регулированию подлежит именно электроэнергетика. Развитие энергетики не должно тормозить рост промышленности и реализацию жилищных программ. С другой стороны, деление комитетов вызвано столкновением интересов лоббистских компаний отечественного энергорынка. Не исключено, что в дальнейшем Комитет по энергетике может распасться еще на несколько комитетов – в соответствии с источником энергосырья.

Информация о работе Лоббирование как инструмент PR: цели и задачи, содержание, эффективность (на примере нефтегазовой отрасли)