Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:48, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить лоббирование как инструмент PR, а именно выявить его цели, задачи, содержание и эффективность, обозначить основные виды и технологии лоббирования, используемые для продвижения нефтяной промышленности в России.
Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1 Суть и специфика лоббирования
1.1 Определение понятия…………………………………………………… 5
1.2 Правовые основы лоббирования
и содержание работы лоббистов ……………………………………….14
Глава 2. Актуальные направления отраслевого лоббизма. Нефтегазовая отрасль………………………………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………….25
Библиографический список…………………………………………………...26
Лоббисты в своей деятельности применяют различные средства, методы и механизмы продвижения интересов групп давления. Зарубежные исследователи выделяют следующие основные методы и направления лоббизма: личное представление аргументов соответствующему государственному органу; предоставление результатов исследований; выступление на слушаниях в комиссиях парламента; организация компании в прессе; воздействие на законодателя через контакты с его близким личным другом или лицом, пользующимся особым доверием; приглашение законодателя на вечеринки и развлечения; взносы денег на избирательные компании; участие в ведении политических кампаний; организация кампаний писем и телеграмм от избирателей; прямые взятки. Проанализировав данные методы, представляется возможным понять, что лоббизм в представлении западных исследователей является далеко не «чистой» деятельности, так как предполагает существование коррупции и взяточничества.
Российские
специалисты перечисляют
– персональные контакты с представителями власти,
– участие в заседаниях комитетов и комиссий парламента и министерств,
– работа в экспертных группах по подготовке проектов документов парламента и правительства,
– съезды и совещания предпринимателей с участием представителей власти,
– участие в общественных слушания законопроектов в парламенте,
– воздействие через общественное мнение и средства массовой информации,
– доклады, послания со стороны бизнеса в сторону власти,
– встречи с высшими руководителями государства.
Здесь лоббирование выступают уже как хорошо организованная, налаженная деятельность профессионалов своего дела, имеющих в основе своей деятельности определенные методы, средства и цели. В труде А. Серебряного «Научный метод и ошибки» говорится, что метод – (от греч. μέθοδος – «путь сквозь») это систематизированная совокупность шагов, которые необходимо предпринять, чтобы выполнить определенную задачу или достичь определенной цели, способ постижения истины. Основная цель лоббистов – продвижение интересов группы давления в государственные структуры с целью достижения принятия последними определенных документов и законодательств, играющих в пользу первых[7]. Для достижения этой цели лоббисты, по мнению В. Королько, используют следующие методы:
– формировании и постоянной поддержке связей со специалистами, профессионально занимающимися определенной проблемой;
– сборе информации о тех, кто поддерживает то или иное решение обсуждаемой проблемы или выступает против;
– изучении всех обстоятельств, связанных с данной проблемой в определенном регионе (избирательном округе);
– сборе
в отдельное досье публикаций, затрагивающих
обсуждаемую проблему;
– исследовании позиций, занимаемых по
данной проблеме разными законодателями;
– создании коалиций людей, организаций,
работающих над данной проблемой.
2. Личное знакомство с депутатами. Лицо, выполняющее функции лоббиста на пользу какой-либо организации, расположенной на территории того или иного избирательного округа, само тоже является избирателем. Как избирателю ему прежде всего нужно установить личный контакт с народным депутатом, представляющим именно этот округ, поскольку в число обязанностей депутата входим защита интересов своих избирателей. Через «своего» депутата можно быстрее повлиять на законотворческий процесс.
3. Общение с депутатами. Лоббист должен постоянно поддерживать доверительные коммуникации с депутатами, используя знания и умения из области психологии и этики общения.
Суть лоббирования также раскрывает понимание его технологий и форм. Технология (от греч. téchne – «искусство, мастерство, умение» и греч. логия – «изучение») – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; способ преобразования данного в необходимое. Существует также понятие «социальной технологии», определяемой как совокупность методов и приемов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми.
Более широко социальную технологию можно определить как последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность[5].
Принято выделять следующие социальные технологии лоббирования:
– через мобилизацию общественного мнения (использование массовых акций, организация массовых обращений к власти и кампаний в СМИ, а также судебных процессов)
– использование избирательных кампаний (личное участие в выборах или выдвижение «своих» кандидатов, финансирование избирательных кампаний)
– использование формальных контактов (разработка проектов нормативно-правовых актов и организация их обсуждений, консультирование представителей власти и экспертиза принимаемых решений, предоставление информации, участие в работе органов государственной власти)
– использование
неформальных контактов (организация
и проведение конференций, круглых столов,
использование личных связей, организация
неформальных встреч).
Чтобы упорядочить работу лоббистов, предупредить их противоправные действия, необходимо разработать четкое законодательство, регламентирующее систему лоббирования. В США с 1946 года функционирует федеральный закон о регламентации лоббистской деятельности. Будучи первым законом подобного толка, он может стать примером того, как нужно и как не нужно регламентировать деятельность лобби. Закон не идеален, но дает представление о тех требованиях, которые необходимо предъявлять к таким специалистам. По закону, любая лоббистская структура (лицо) обязана зарегистрироваться в Конгрессе, в письменной форме и под присягой предоставить сведения о себе и лице, которое оно представляет (в чьих интересах работает или выступает); указать срок выполнения этих обязательств, ежеквартальные подробные расходы и источники финансирования лоббистских действий.
Зарегистрированные лоббисты обязаны отчитываться обо всех поступивших взносах на сумму от 500 долларов и более и указывать при этом фамилию лица, сделавшего такой взнос; о расходах в размере, превышающем 10 долларов, с указанием конкретного лица, получившего эти деньги, а также цели расходов. Лоббисты обязаны сообщать, на какие законодательные акты они планируют влиять, какие новые статьи были внесены благодаря их усилиям. закон постоянно совершенствуется, что связано с обеспокоенностью общественности сохраняющимися нарушениями в этой сфере деятельности.
Лоббисты в первую очередь отслеживают и взвешивают то влияние, какое способны оказать обсуждаемые законопроекты в случае их утверждения на жизнедеятельность этой организации. Они преследуют несколько общих целей:
1.
Улучшают отношения с
2. Следят за работой законодательных и исполнительных органов, министерств и ведомств в тех сферах и по тем вопросам, которые оказывают влияние на жизнь людей определенного избирательного округа.
3.
Активизируют участие
4.
Влияют на законодательство, затрагивающее
экономические интересы
5.
Заблаговременно информируют
Таким образом, лоббисты выполняют роль:
Успешность работы зависит от владения общими методами науки и искусства public relations – способностями налаживать личные отношения с объектами влияния и подавать убедительную информацию – как законодателям и государственным чиновникам, так и – рядовым избирателям и заинтересованным гражданам. Лоббистам нужны еще и всесторонние знания по вопросам государственного управления, законотворческого процесса, социальной политики, формирования общественного мнения. Чаще всего успешный профессиональный лобби – это юрист по профессии, пользующийся авторитетом и имеющий хорошо налаженные личные связи на столичном уровне.
Суть работы лоббиста заключается фактически в том, чтобы информировать и переубеждать других (законодателей, лиц, принимающих решения). Вопросы своевременности и полноты информации – наиболее важные в процессе законотворчества и влияния на него. Всем лоббистам приходится делать следующие виды работ:
Таким
образом, лоббирование представляет собой
– процесс влияния заинтересованных сторон
на официальные (формальные) институты
управления с целью достижения своих целей
с использованием определённых приёмов
лоббирования, которые зависят от распределения
реальной власти между управляющей и управляемой
системами в государстве. Лоббирование
имеет свои субъекты: группу давления,
группу интересов, непосредственно самого
лобби, в роли которого может выступать
как отдельное лицо так и организация,
и властные структуры. Целью лоббирования
является представительство и продвижение
интересов какого-либо частного субъекта
в государственных кругах с целью принятия
последними ряда документов и законодательств,
имеющих пользу лоббируемому субъекту.
Данная цель достигается различными средствами
и методами, которые имеют характерные
отличия в разных странах из-за отношения
к самому процессу лоббирования и законодательной
базы, регулирующей данную деятельность.
Отраслевое лоббирование в любой стране мира является наиболее развитым и эффективным. Это можно объяснить тем, что экономический интерес является одним из наиболее сплачивающих для отстаивания своих позиций в органах государственной власти. Отраслевое лобби может позволить себе привлекать самых высококлассных специалистов для подготовки аргументации, а также самых влиятельных лоббистов, способных повлиять на чиновников и депутатов.
Топливно-энергетическому лобби удалось сохранить и усилить свои позиции в Думе V созыва. Интересы крупных компаний по-прежнему будут лоббировать сохранившие должности глав комитетов Павел Крашенинников (Комитет по гражданскому и уголовному законодательству), Виктор Плескачевский (Комитет по собственности), Владислав Резник (Комитет по финансовому рынку), Владимир Плигин (Комитет по госстроительству) и другие. Обращает на себя внимание выделение Комитета по энергетике. Еще ранее прежний Комитет по энергетике, транспорту и связи был, в свою очередь, выделен из Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике (из него вышли Комитет по энергетике, транспорту и связи и Комитет по промышленности). С одной стороны, это связано с ростом значения энергетического сектора в экономике России – каждый год энергопотребление в стране прибавляет 5% и главному регулированию подлежит именно электроэнергетика. Развитие энергетики не должно тормозить рост промышленности и реализацию жилищных программ. С другой стороны, деление комитетов вызвано столкновением интересов лоббистских компаний отечественного энергорынка. Не исключено, что в дальнейшем Комитет по энергетике может распасться еще на несколько комитетов – в соответствии с источником энергосырья.