Лоббирование как инструмент PR: цели и задачи, содержание, эффективность (на примере нефтегазовой отрасли)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить лоббирование как инструмент PR, а именно выявить его цели, задачи, содержание и эффективность, обозначить основные виды и технологии лоббирования, используемые для продвижения нефтяной промышленности в России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1 Суть и специфика лоббирования
1.1 Определение понятия…………………………………………………… 5
1.2 Правовые основы лоббирования
и содержание работы лоббистов ……………………………………….14
Глава 2. Актуальные направления отраслевого лоббизма. Нефтегазовая отрасль………………………………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………….25
Библиографический список…………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

Курсовая по PR.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра «Связи с общественностью» 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

по дисциплине:

ПАБЛИК  РИЛЕЙШНЗ 

на тему:

    Лоббирование  как инструмент PR: цели и задачи, содержание, эффективность (на примере нефтегазовой отрасли). 
     
     

Специальность – Реклама 
 
 
 

Автор работы Берест Е.В.     Код   032401             Группа ГРМ 41 
 

Руководитель работы __________________         Л.Г.Орехова   

Работа  защищена       __________________              ____________ 
 
 
 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону

2010 

Содержание 
 
 

  1. Введение………………………………………………………………………....3
  2. Глава 1 Суть и специфика лоббирования

    1.1 Определение  понятия…………………………………………………… 5

    1.2 Правовые  основы лоббирования

          и содержание работы лоббистов ……………………………………….14

  1. Глава 2. Актуальные направления отраслевого лоббизма. Нефтегазовая отрасль………………………………………………………………………….18
  2. Заключение…………………………………………………………………….25
  3. Библиографический список…………………………………………………...26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Вместе  с реформами российского общества все больше и больше входят в нашу политическую жизнь явления, объективно присущие демократическим процессам, выступающие их характерным признаком. Среди таких явлений можно выделить и лоббизм, являющийся неотъемлемой составной частью политической и правовой жизни России.

     Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два  необходимых условия: большое многообразие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения; расширение доступа к власти на основе политического плюрализма, что характерно, прежде всего, для демократических режимов.

     В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для себя управленческие решения.

     Исследование лоббистской деятельности в настоящее время является актуальным, данное направление широко используется в политическом PR, оно так же находит свое отражение и в других отраслях данной науки, например, в отраслях отечественной промышленности.

     Цель данной курсовой работы – изучить лоббирование как инструмент PR, а именно выявить его цели,  задачи, содержание и эффективность, обозначить основные виды и технологии лоббирования, используемые для продвижения нефтяной промышленности в России.

     В связи с заявленной целью были поставлены следующие задачи:

  1. Суть и специфика лоббирования;
  2. Актуальные направления отраслевого лоббизма на примере нефтегазовой отрасли.

     На  общетеоретическом уровне были использованы следующие источники

  1. «Основы паблик рилейшнз» Королько В. Г. , «Деловые люди лоббируют во власти»  Губернаторов В. Н., «Чужими устами»   Шевелькова О. И. «Социальные технологии» Макаренко П. В., « Лоббирование в современном российском обществе»  Алексеев С. А., «Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности» Синяева И.М, « Институт лоббирования требует правового регулирования»  Любимов А. Для подраздела: «Правовые основы лоббирования и содержание работы лоббистов»  был использован сайт: www.pr-lecture.narod.ru. Раздел лоббирование,  «LOBBYING.RU» - журнал о лоббировании  и GR помог разобраться в отраслевом лоббизме на примере нефтегазовой отрасли.

     Данная курсовая работа состоит из двух глав и подразделов. Первая глава посвящена сути и специфики лоббирования. Вторая – Актуальным направлениям отраслевого лоббизма на примере нефтегазовой отрасли. 

 

      Глава 1 Суть и специфика лоббирования

     1.1 Определение понятия

     Понятие «лоббирование» появилось в правительственных кругах США в 1830-ом году. По словам историков, представители различных заинтересованных групп проводили многие часы в кулуарах («lobby» – в переводе с латинского «кулуар», «холл», «вестибюль») залов заседаний законодательных органов Соединенных Штатов, надеясь провести переговоры с законодателями и, тем самым, попытаться повлиять на их решения. Постепенно термин вошел в политический жаргон и приобрел более широкий смысл, став относиться ко всем, кто так или иначе пытается повлиять на правительственные решения. Термин нередко используется неадекватно для обозначения всех видов политического влияния. Поскольку широко распространена точка зрения, что лоббисты часто используют неподходящие, предосудительные методы для достижения своих целей, понятие «лоббизм» содержит в себе негативный смысловой оттенок.

     Лоббирование  – «это процесс влияния заинтересованных групп на принятие решений властными  структурами», – и дополняет, что  это «один из основных приёмов» влияния со стороны различных заинтересованных сторон на полномочные структуры[6]. Вышеназванные определения дают приблизительно одинаковое толкование понятия лоббирование. Лоббирование (лоббизм) – это, прежде всего давление на власть, - определение неверное, или точнее – неполное. Та власть, на которую оказывается давление, всего лишь власть «формальная» (политических институтов в их традиционном понимании – как лиц, принимающих решения), а реальной властью являются те самые силы, которые осуществляют процесс лоббирования[4].

     Лоббизм – не просто артикуляция (представление) интересов тех или иных групп (социальных, политических, экономических) в структурах власти, а процесс  привидения формальной власти в соответствие с властью фактической.[4]

     И действительно, лоббизм (лоббирование) жестко связан с политической властью. Очевидно, что лоббизма больше там, где больше реальной власти. Иными словами, лоббизм - своего рода признак власти, ее специфическая «отметина». И наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует или где она выступает лишь в качестве номинальной силы. Трудно не согласиться с тем, что субъект, не обладающий реальной силой (влиянием), смог бы осуществлять лоббирование. Следовательно, это определение, очевидно, более близко к реальному положению вещей. Перечисленные выше определения понятия лоббирование не исчерпывают всё многообразие данных формулировок. Но всё же остановимся на рассмотренных, так как в них представлены в той или иной степени разные позиции. Постараемся из данных определений вывести какое-то своё, попытаемся учесть особенности названных определений. Очевидно одно (и встречается во всех определениях): лоббирование – это процесс влияния. Из вышеназванных определений следует, что это может быть влияние управляемой составляющей общества (граждане, юридические лица, их объединения), т.е. заинтересованных сторон на управляющую систему. Но мы узнаём также, что значимость управляющей системы может быть и не столь весомой, что управляемая и управляющая системы по своему содержанию могут меняться местами. Таким образом, это напрямую влияет на приёмы лоббирования. В данном случае речь уже не может идти о прошениях, убеждениях и прочих подобных приёмах заинтересованных сторон, а речь идёт об «управлении» в той или иной сфере. Но стоит признать также, что влияние в любом случае оказывается на официальные (в зависимости от тех или иных обстоятельств формальные) институты управления. Из определений видно также, что влияние обусловлено стремлением к достижению определённых целей.

     Несмотря на явную неточность современного использования термина, можно очертить некоторые строгие границы этого понятия [ 1].

     1) Лоббирование связано лишь с  принятием государственных решений.  Решения, принимаемые частными  лицами, организациями или корпорациями, могут также быть подвержены влиянию интересов определенных заинтересованных групп, однако такое влияние не принято называть лоббизмом.

     2) Все виды лоббизма мотивированы  желанием оказать влияние. Многие  действия или события могут  воздействовать на процесс принятия правительственных решений, но если они не вызваны желанием оказать влияние, то это не лоббизм.

     3) Лоббирование подразумевает наличие  посредника или представителя  как связующего звена между  группой граждан страны и государственными  официальными лицами. Гражданин, который по своей собственной воле и пользуясь доступными ему средствами, стремиться повлиять на правительственного чиновника, не может считаться лоббистом.

     4) Всякое лоббирование неизменно  связано с установлением контактов  для передачи сообщений, поскольку это единственный путь, по которому можно осуществлять влияние.

     Таким образом, в широком смысле, лоббизм  – это установление контактов и передача сообщений (лицами, не являющимися гражданами, действующими от своего собственного имени), адресованных представителям власти с намерением воздействовать на их решения. В «Кратком политическом словаре» 1983 г. сказано: «Лобби, лоббисты – система контор и агентов крупных монополий или организованных групп при законодательных органах США, оказывающих давление (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников с целью принятия решений (определенных законопроектов, получения правительственных заказов, субсидий в интересах представляемых ими организаций)». В данном определении лоббизма очерчены цели и основное поле лоббистской деятельности, но ничего не сказано о политическом смысле лоббизма, его роли в политической системе, о его конкретных формах. Сегодня под лоббированием понимается процесс влияния заинтересованных сторон на официальные (формальные) институты управления с целью достижения своих целей с использованием определённых приёмов лоббирования, которые зависят от распределения реальной власти между управляющей и управляемой системами в государстве. Несмотря на то, что работа лоббистов часто ведется на грани допустимого, лоббизм сам по себе – это высококвалифицированная деятельность, имеющая политический смысл, Правовые обоснования и являющаяся важным элементом демократической политической системы. Современные исследователи подчеркивают широкий политический смысл лоббизма, приводя следующие аргументы. Во-первых, лоббистские группы выполняют функцию посредничества между гражданами и государством. Группы давления добиваются выгод для себя, но, в свою очередь, обеспечивают благоприятные условия восприятия обществом и конкретными группами населения принимаемых государством законов и предпринимаемых им административных акций. Во-вторых, лоббизм способствует развитию плюрализма общественных интересов. Каждый человек, а тем более группы лиц, объединенные в организации и союзы, имеют свои специфические интересы. Они стремятся отстаивать свои интересы любыми доступными им средствами. Естественно, эти интересы начинают сталкиваться, и нужны механизмы их сопоставления и определения приоритетов. Это достигается, в частности, в процессе лоббирования. Положительные стороны лоббизма не только в том, что кто-то, действуя в своих интересах, «проталкивает» нужное для общества дело. Лоббизм полезен также потому, что сопоставление групповых интересов образует сложную систему баланса экономических интересов. В-третьих, лоббизм дополняет конституционную систему демократического представительства, позволяя участвовать в принятии и реализации политических решений тем группам, которые не имеют для этого другой возможности.

     Лоббизм, как и любая другая более-менее  организованная деятельность, имеет  свои цели, субъекты, средства, методы и механизмы.

     Говоря  о субъектах лоббирования, стоит  ввести понятие «группы интереса». Группа интереса – это организация, группа организаций (предпринимательских, общественных, политических, религиозных) или граждан, имеющих общий, требующий удовлетворения интерес: экономический, социальный и т.п. Группа интереса не всегда является организационно оформленной структурой и может быть нефиксированным объединением или общностью.

     Группу  интереса могут составить:

     – предприниматели (в целом или группа предпринимателей, объединенных по какому-либо признаку: банкиры, промышленники, аграрии; предприятия среднего и мелкого бизнеса; иностранные инвесторы);

     – общественные организации: молодежные, женские, общества потребителей, общества обманутых вкладчиков;

     – неформальные общности, скажем группа людей нетрадиционной сексуальной ориентации и т.д.

     В книге В. Королько «Паблик рилейшнз для профессионалов» говорится о содержании работы лоббиста. Автор пишет, что лобби[3]. 

     1. Улучшают отношения с ответственными  работниками государственных учреждений  и организаций.

     2. Следят за работой законодательных  и исполнительных органов, министерств  и ведомств в тех сферах и по тем вопросам, которые оказывают влияние на жизнь людей определенного избирательного округа.

     3. Активизируют участие избирателей  в делах государственного управления  на всех уровнях.

     4. Влияют на законодательство, затрагивающее  экономические интересы избирателей определенной местности и расположенных там предприятий.

     5. Заблаговременно информируют законодателей  и достигают понимания с их  стороны особенностей работы  организаций, действующих в определенном  избирательном округе.

     По  сути, выполняя роль доверенного защитника интересов организаций и групп общественности и надежного источника сведений по определенному кругу вопросов, лоббист имеет дело с информированием иных людей с целью убедить их занять правильную позицию, принять требуемое ему решение.

Информация о работе Лоббирование как инструмент PR: цели и задачи, содержание, эффективность (на примере нефтегазовой отрасли)