Характеристика некоторых СМИ и их влияния на воспитание школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель своей работы я решила поставить изучение позитивных и негативных сторон влияния современных СМИ на учащихся.

Практической значимостью курсовой работы является изучение влияния СМИ на школьников, что позволяет предугадать и скорректировать негативные последствия влияния и учесть его положительные последствия в процессе обучения.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . 2

Глава 1. Современные средства массовой информации . . . . 3

§1.1 Виды средств массовой информации (СМИ)

§1.2 Функции СМИ и методы их влияния на человеческое сознание

Глава 2. Влияние на сознание и интеллектуальное развитие школьников через СМИ 7

§2.1 Влияние СМИ на психо-эмоциональное состояние школьников

§2.2 Возможности влияния на воспитание и социализацию школьника СМИ

Глава 3. Характеристика некоторых СМИ и их влияния на воспитание школьника 12

§3.1 Телевидение как основной источник информации

§3.2 Интернет и его влияние на молодежь

§4. Практическая часть . . . . . . . . . 15

Заключение . . . . . . . . . . 20

Список литературы . . . . . . . . . . 22

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

Заключение

Говоря о влиянии  на человека средств массовой коммуникации, надо в первую очередь отметить их информационную и просветительскую роли, благодаря которым не только «раздвигаются стены квартир до границ планеты», но приобретаются весьма разно образные, противоречивые, несистематизированные сведения о типах поведения людей и образе жизни в различных социальных слоях, регионах, странах.

СМИ фактически представляют собой систему неформального  образования, просвещения различных  слоев населения. Как источник информации и просвещения СМИ наиболее интенсивно используют люди более старших возрастов.

Большую роль играют СМИ в развитии человека. Хотя эта  точка зрения далеко не бесспорна. Появление  каждого кардинально нового источника  информации вызывало споры о том, во благо он или во вред человеку.

Некоторые исследования показывают, что влияние СМИ на развитие человека, хотя и не однозначно, но в целом позитивно. Так, американские ученые Шрам, Лайл и Паркер в 1961 г. пришли к выводу о том, что телесмотрение ускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно к тому времени, когда он идет в школу, ибо учит его рассуждать, дает знания, расширяет кругозор. Исследования, проводимые во Франции, показали, что телесмотрение значительно влияет на представления и кругозор малообразованных слоев населения.

Средства трансляции информации создают условия для развития человека, в частности обогащения словарного запаса, овладения широким кругом информации. Но в то же время объективно они формируют слушателя, зрителя, то есть потребителя (сегодня, например, даже словарь подростка, юноши формируется зачастую как словарь потребителя).

Влияние СМИ  на развитие конкретного человека имеет  опосредствованный характер. Во-первых, оно опосредствовано феноменом  «двуступепчатого потока информации»: идеи распространяются от СМИ к «лидерам мнений», в большинстве своем неформальным, а от них - к их менее активным последователям. Во-вторых, оно опосредствовано тем, что, как отмечает американский ученый И. Клеппер, в массе своей люди имеют тенденцию пользоваться теми сообщениями массовых коммуникаций, которые согласуются с уже имеющимися у них интересами и установками. Сознательно или неосознанно они избегают противоположного настроя.

СМИ весьма существенно  влияют на усвоение людьми всех возрастов  широкого спектра социальных норм и  на формирование ценностных ориентации личности.

СМИ выполняют  и рекреативную роль, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение  людей, как групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется по отношению  ко всем людям постольку, поскольку  отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.[10, с.59]

И здесь надо особо сказать о видео. В России быстро растет число домашних кинотеатров в семьях. Основные зрители - подростки и юноши, а репертуар - фильмы ужасов, боевики, порнофильмы. Влияние подобной продукции на юных зрителей в наших условиях довольно эффективно, ибо у него практически нет конкуренции со стороны воспитательных структур.

В последнее  время набирает силу тенденция превращения  СМИ и СМК в сферу самореализации личности. К давно существующей переписке зрителей с газетами и журналами, добавились передачи радио и телевидения с прямым участием слушателей и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации - участие человека во взаимодействии с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними. Так, например, уже сегодня к сети Интернет подключено много миллионов абонентов - от ученых до кинофанатов. Среди них группы экологистов, фашистов и прочие электронные кланы, возникающие в новой электронной среде.

Новая картина  мира, складывающаяся у подрастающих поколений, приводит к определенным изменениям в психологии. Уже сегодня  вошел в оборот термин «компьютерная психология».

С другой стороны, сегодня зависимость людей от телевидения стала всеобщей. У  некоторых категорий (особенно у  детей и подростков) эта зависимость  развивается настолько, что наносит  существенный ущерб даже физическому здоровью. Но негативное влияние средств массовой информации на школьную аудиторию было бы неправильно приписывать самой их природе. Это скорей объясняется неумелым и ошибочным использованием их богатейших возможностей. СМИ способны стать как рычагом величайшего социального и духовного прогресса, так и источником пассивности, апатии, бездуховности. Все зависит от того, какую информацию предлагают потребителю, и какую он выбирает.

После многолетних  исследований с использованием самых  разнообразных методов и приемов еще не выяснена точная степень влияния СМИ на агрессивное поведение. Несомненно, масс-медиа оказывает влияние на школьников, но сила его остается пока до конца неизвестной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Артюхова И.  С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4.;

2. Асмолов А.Г.  Психология личности. - М., 1998.

3. Бакштановский  В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и 

решения. М., 1983.

4. Бондаренко  Е.А. Экскурсия в мир экрана. Учебное пособие для среднего  и старшего школьного возраста. - М.: SVR-Аргус, 1994. - 64 с.

5. Бориснев С.В.  Социология коммуникации. - М., 2003.

6. Буданцев Ю.П.  Социология массовой коммуникации.- М., 1995.

7. Венгеров А.Б.  Информационная ситуация может  способствовать как прогрессу,  так и деградации общества // Компьютер и право, № 1, июнь 1994.

8. Влияние средств  массовой коммуникации на интересы  детей. - М.: Изд-во Академии педагогических  наук СССР, 1989. - 116 с.

9. Воспитательные  функции средств массовой коммуникации: Сб.научн.тр./Отв.ред. В.С. Хелемендик, Л.С. Школьник. - М.:изд. АПНСССР, 1990. - 90 с.

10. Глинская М.  «Информатизация образования - путь  к построению информационного  общества»/ Глинская М. // Человек  и труд. - 2003г. - №12. - С. 79 - 81.

11. Грачев Г.В.  Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты М.: Изд-во РАГС, 1998 - 125 с.

12. Домозетов  Х. Компьютеризация и проблемы  здоровья, свободы и развития  личности // Философская и социологическая  мысль, 2000, № 4, с.93-99;

13. Жданов В.С., Кортуков Е.В., Саксонов Е.А., Джугели Т.П. Гуничев В.Н., Шапкин Ю.А. К концепции информатизации образования // Социальная информатика. М. 1998, с.92;

14. Зазнобина  Л. С. Медиаобразование в школе, 1, 1999: Как же выжить в мире  СМИ

15. Здравомыслов  А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.

16. Ильенков Э.В.  Что такое личность?-М.,1991

17. Интернет в  гуманитарном образовании/ Под.  ред. Е.С.Полат. - М.: Владос, 2001. - 272 с.

18. Козырева А.  «СМИ: манипуляция или управление  общественным мнением?» / Козырева А. // Обозреватель. - 2003г. - №5. - С. 101 - 107.

19. Кон И.С.  Социология личности. - М., 1997.

20. Прокофьев  В. Ф. «Тайное оружие информационной  войны». - М., 1999г.

21. Судаков В.Н.  Мифология воспитания: Очерки теории  развития и воспитания личности. М., 1991.

22. Ульянов Б.В.  Эффективность информационных систем  обучения за рубежом. М. 1999.

23. Фельдштейн  Д.И. Психология воспитания подростка. - 1978.

24. Фельдштейн  Д.И. Формирование личности ребенка  в подростковом возрасте. - 1972

25. Хьелл Д.  Зиглер Д. Теории личности- М.1997 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Характеристика некоторых СМИ и их влияния на воспитание школьника