Характеристика некоторых СМИ и их влияния на воспитание школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель своей работы я решила поставить изучение позитивных и негативных сторон влияния современных СМИ на учащихся.

Практической значимостью курсовой работы является изучение влияния СМИ на школьников, что позволяет предугадать и скорректировать негативные последствия влияния и учесть его положительные последствия в процессе обучения.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . 2

Глава 1. Современные средства массовой информации . . . . 3

§1.1 Виды средств массовой информации (СМИ)

§1.2 Функции СМИ и методы их влияния на человеческое сознание

Глава 2. Влияние на сознание и интеллектуальное развитие школьников через СМИ 7

§2.1 Влияние СМИ на психо-эмоциональное состояние школьников

§2.2 Возможности влияния на воспитание и социализацию школьника СМИ

Глава 3. Характеристика некоторых СМИ и их влияния на воспитание школьника 12

§3.1 Телевидение как основной источник информации

§3.2 Интернет и его влияние на молодежь

§4. Практическая часть . . . . . . . . . 15

Заключение . . . . . . . . . . 20

Список литературы . . . . . . . . . . 22

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение  . . . . . . . . . . . 2

Глава 1. Современные  средства массовой информации  . . . . 3

§1.1 Виды средств  массовой информации (СМИ)

§1.2 Функции СМИ  и методы их влияния на человеческое сознание  

Глава 2. Влияние  на сознание и интеллектуальное развитие школьников через СМИ         7

§2.1 Влияние СМИ  на психо-эмоциональное состояние  школьников

§2.2 Возможности  влияния на воспитание и социализацию школьника СМИ

Глава 3. Характеристика некоторых СМИ и их влияния  на воспитание школьника           12

§3.1 Телевидение  как основной источник информации

§3.2 Интернет и  его влияние на молодежь

§4. Практическая часть . . . . . . . . .         15

Заключение  . . . . . . . . . .         20

Список литературы . . . . . . . . . .         22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

«Влияние средств  массовой информации на школьников» - так звучит тема, которую я выбрала. Я решила заняться изучением этого вопроса, потому что считаю его очень актуальным в наше время. Информационная система в целом и особенно новые источники приобретают огромное значение в двадцать первом веке. С одной стороны, с их влиянием процесс социализации становится более мобильным. Повышается общий уровень информированности, а значит, появляются и новые возможности. С другой стороны, сегодня возникает удобная возможность манипулирования общественным мнением, использования средств массовой информации в неблаговидных целях. Хотя СМИ нейтральны сами по себе, результаты, последствия их использования во многом зависят от того кем, как и в каких целях они используются. Сегодня почти у каждого третьего школьника дома есть персональный компьютер, технологии развиваются с сумасшедшей скоростью, изобретаются все новые и новые «гаджеты», которые облегчают и разнообразят нашу жизнь. Но действительно ли они помогают нам освободиться от лишних забот? Или же у новинок есть и темная сторона?

В связи с  тем, что ребенок с первых лет  жизни попадает в информационное поле, создаваемое сетью СМИ и  при помощи новых технологий, возникает  проблема взаимовлияния этой среды  и структуры ценностных ориентаций детей как социального агента. С одной стороны, коммерциализация СМИ приводит к преобладанию насилия, агрессии, рекламы. С другой стороны, СМИ являются существенной поддержкой в воспитании и образовании.

Цель своей работы я решила поставить изучение позитивных и негативных сторон влияния современных СМИ на учащихся.

Практической  значимостью курсовой работы является изучение влияния СМИ на школьников, что позволяет предугадать и скорректировать негативные последствия влияния и учесть его положительные последствия в процессе обучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Современные средства массовой информации

§1.1 Виды средств массовой информации (СМИ)

Средства  массовой информации (СМИ) - представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве) [21, с.7].

Тысячу лет  назад человек владел четырьмя видами коммуникации - устной речью, музыкой, живописью и письменностью. Затем, нарастая по темпам, происходят процесс «размножения» средств получения информации. В XV веке появляется печатная книга, в XVII - газеты и журналы. В XIX веке начинается новый революционный этап - изобретены фотография, радио, телефон, кино, грамзапись. В XX веке темпы «размножения» нарастают лавинообразно - широко распространяются телевидение, магнитозапись, видео, факсимильная связь, компьютерные системы, оперативная полиграфия (ксерокс и т. д.), космическая связь. Причем, к концу нашего века на первое место вышли электронные средства массовой информации, значительно потеснив письменные.

Дальнейшие тенденции  развития СМИ можно проследить в  постиндустриальных обществах, где  формируется совершенно новая структура  СМИ. Так, в США создается телевидение, которое предлагает каждой семье  по 500 каналов и создает возможности  взаимодействия зрителей с телестанциями и между собой. Это телевидение, получившее название интерактивного (т. е. телевидение взаимодействия) дает телезрителям, в первую очередь, обратную связь с передающей станцией.

К СМИ также  относятся: [11, с.12]

1) печатные издания: газеты, журналы, бюллетени, справочники, листовки и рекламные щиты;

2) электронные  (радио, телевидение, Интернет, видео  - и аудиозаписи, кинематограф

3) информационные  агентства.

К отличительным  чертам СМИ можно отнести:

1) публичность,  т.е. неограниченный круг пользователей;

2) наличие специальных  технических приборов, аппаратуры;

3) непостоянный  объем аудитории, меняющейся в  зависимости от проявленного  интереса к той или иной  передаче, сообщению или статье [8, с.79]. 

§1.2 Функции СМИ и  методы их влияния на человеческое сознание

Рассмотрим функции, которые выполняют средства массовой коммуникации в обществе, какие его  потребности и потребности личности они удовлетворяют и каким  образом. Рассмотрение этих функций  и сравнение их провозглашаемой  направленности и целей с теми, которые реализуются в повседневной жизни, поможет в понимании возможностей их воздействия на психику человека. [9, с.21]

Функции СМИ  можно разделить на три основные группы:

- удовлетворяющие  потребности человека как индивида, как личности;

- удовлетворяющие  потребности определенных социальных  групп и человека как члена  группы;

- удовлетворяющие  потребности общества в целом  как целостной социальной системы  и соответственно человека как  члена общества.

В связи с  тем, что средства массовой информации имеют публичный и массовый характер, они должны, удовлетворяя потребности общества в целом и различных социальных групп, вызывать интерес и у значительных массовых аудиторий, состоящих из вполне конкретных людей, которые обладают собственными желаниями, потребностями, интересами. Иными словами для того, чтобы реализовать свои социальные функции по обслуживанию интересов общества в целом и различных социальных групп, массовая коммуникация должна учитывать потребности и психологические особенности людей. В противном случае сообщения, передаваемые средствами массовой информации, будут не поняты или не приняты аудиторией. На основе имеющихся в настоящее время данных и их обобщения, возможно, выделить три основные потребности человека, заставляющие его обращаться к СМИ:

- потребность в  информационной связи  с окружающим миром и, соответственно, в постоянном притоке информации,

- потребность в  развлечениях и, в некоторой мере похожая на не, но не совпадающая полностью с ней,

- потребность в  отвлечении (уходе от повседневных дел и обыденности окружающей жизни).

При реализации потребности в отвлечении человек может смотреть телепрограммы, слушать радиопередачи или читать газеты, которые не вызывают у него интереса, а помогают уйти, психологически изолироваться от окружающей обстановки (например, в очереди, в длительных поездках, в ситуациях психоэмоциональной напряженности и т.д.).

Удовлетворение  потребности в развлечении помогает иногда эмоционально разрядиться, преодолеть психоэмоциональную напряженность (психические состояния негативного характера), получить определенную психоэмоциональную "стимуляцию" для последующей активной повседневной деятельности при условии, что удовлетворение данной потребности не становится доминирующей целью и смыслом деятельности человека и, соответственно, основной и подавляющей функцией времяпровождения.

Потребность в постоянной информационной связи и постоянном притоке информации из различных средств массовой коммуникации необходима человеку для реализации следующих целей:

- ориентировки  в современной ситуации и социальной  среде, а в более широком  плане - социализации в обществе (усвоения индивидом ценностей,  норм, установок, образцов поведения,  присущих данному обществу);

- развития общего  кругозора, по сути, заменяющего процесс систематического обучения и получения общего образования, повышающего интеллектуальный уровень личности в целом;

- решения повседневных  практических проблем (где купить  необходимое, куда поехать отдыхать, как починить автомобиль, как  ухаживать за садовыми растениями и т.п.).

- повышения профессионального  уровня (за счет специализированных  периодических изданий и других  средств массовой коммуникации). [6, с.54]

Таким образом, можно выделить следующие функции  СМИ: [42, с.37]

1) коммуникативная  - функция общения, налаживания контакта, которая называется исходной функцией;

2) непосредственно  - организаторская (в которой наиболее  наглядно проявляется роль СМИ  как т.н. "четвертой власти" в обществе);

3) идеологическая (социально - ориентирующая), связанная со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

4) культурно-образовательная,  заключающаяся, в том, чтобы,  будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;

5) рекламно - справочная, связанная с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.);

6) рекреативная (развлечения, досуга, снятия напряжения, получение удовольствия).

Существуют приемы, удерживающие зрителей у экранов телевизоров, компьютеров и т.д. Вот некоторые из них, часто используемые в зарубежных мультфильмах (в особенности японского и американского производства) способные ввести зрителя в состояние гипноза:

а) создание яркого видеоряда с целью образования определенного светового ощущения, и чем оно сильнее, тем сильнее к нему приковывается и внимание, а за вниманием и психика школьника;

б) такое же замечание  следуете отнести и к звуковым эффектам;

в) новизна и  необычность также привлекает к экрану ребёнка, потому что по закону движения и устремления психических процессов монотонность вызывает отвращение;

г) показ крупным  планом лица героя является особо  действенным фактором гипнотизации, потому что, смотря на человеческое лицо, телезритель сразу проникается к нему симпатией или отвращением, и, следовательно, глядя на симпатичное, располагающее лицо, он невольно остановит свое внимание на телеэкране.

д) эффекты быстрой  вспышки, громкого звука, после которых  резкое возбуждение нервной системы быстро сменяется торможением. Этот метод можно наблюдать как в детских мультфильмах, так и в различных рекламных и программных заставках, а также в теле- и кинофильмах.

е) Прерывание программ на самом трагическом месте побуждает  зрителя с нетерпением ждать следующей серии, что делает его заинтересованным и, вследствие этого, открытым для нового сеанса внушения.

ж) Видео - компьютерные спецэффекты мгновенно вторгаются в психику, вызывая ее частичное  разрушение с целью внушения или  изменения психических процессов.

з) Еще в начале XX века ученый В. М. Бехтерев открыл определенный набор сигналов и мелодий, которые  открывают вход в подсознание  человека. Следует сообщение, которое  независимо от человека хорошо откладывается  в его памяти. А после - снова мелодия, которая уже закрывает вход в подсознание нежелательной внешней информации.

и) Телевизионная  съемка и последующий монтаж могут  создать идеальное событие, идеального человека, идеальное государство, и  наоборот, т.е. можно обратить правду в ложь, ложь в правду.

Информация о работе Характеристика некоторых СМИ и их влияния на воспитание школьника