Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 20:17, курсовая работа
Цель своей работы я решила поставить изучение позитивных и негативных сторон влияния современных СМИ на учащихся.
Практической значимостью курсовой работы является изучение влияния СМИ на школьников, что позволяет предугадать и скорректировать негативные последствия влияния и учесть его положительные последствия в процессе обучения.
Введение . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Современные средства массовой информации . . . . 3
§1.1 Виды средств массовой информации (СМИ)
§1.2 Функции СМИ и методы их влияния на человеческое сознание
Глава 2. Влияние на сознание и интеллектуальное развитие школьников через СМИ 7
§2.1 Влияние СМИ на психо-эмоциональное состояние школьников
§2.2 Возможности влияния на воспитание и социализацию школьника СМИ
Глава 3. Характеристика некоторых СМИ и их влияния на воспитание школьника 12
§3.1 Телевидение как основной источник информации
§3.2 Интернет и его влияние на молодежь
§4. Практическая часть . . . . . . . . . 15
Заключение . . . . . . . . . . 20
Список литературы . . . . . . . . . . 22
Главная цель развития
личности - возможно более полная реализация
человеком самого себя, своих способностей
и возможностей, возможно более полное
самовыражение и самораскрытие. Но эти
качества невозможны без участия других
людей, они невозможны в изоляции и противопоставлении
себя обществу, без обращения к другим
людям, предполагающего их активное соучастие
в этом процессе.
Глава 3. Характеристика СМИ и их влияния на воспитание школьника
§3.1 Телевидение как основной источник информации
Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место.
Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния - этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.
Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач, как из студии, так и с места событий (хотя прямое включение имеет ряд трудностей технического порядка, преодолеваемых с развитием видеотехники и каналов связи). Преимущества же такой оперативной «живой» передачи, идущей прямо в эфир с места события, в значительно большем, чем у радио, «эффекте присутствия», поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией. [21, с.38]
На телевидении “аудио” и “видео” могут выступать и на равных, но в необходимых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд либо на видеоряд (как, например, передача из картинной галереи). Специфика телевидения определяет особенности всех типов программ -- и публицистических, и художественных, и научно-популярных.
Такая же (как и у радио) «принудительность» телепрограмм, т.е. невозможность для зрителя изменить время просмотра передач, их порядок и структуру, требует особенно тщательного подхода к составлению программ.
Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный “триумвират” средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в виде и способах донесения информации до аудитории. Однако при наличии специфичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее - это способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную информацию. Но есть и своеобразные черты, принадлежащие только какому-либо одному средству (кинематографическое изображение на телевидении, словесно-буквенная информация в прессе, вневизуальное звуковое сообщение на радио).[20, с.85]
Результаты социологического опроса показывают, что телевидение имеет большое преимущество - визуальность, т.е. эмоционально-образная информация вызывает наибольший уровень доверия, поскольку это дает возможность человеку самому прочувствовать ситуацию, которой он не был свидетелем. Телевидение популярно среди молодежи, поскольку в настоящее время многие передачи несут в себе некие популярные идеи и темы, актуальные в молодежной среде. К тому же, возможно, тут играет роль и бесплатность телевидения - ведь далеко не каждый будет покупать газету или журнал для того, чтобы прочесть новости.
§3.2 Интернет и его влияние на молодежь
Сложно переоценить всю важность исследований Интернета в настоящее время, так как, безусловно, сегодня Интернет оказывает все более возрастающее влияние на природу коммуникаций и социального взаимодействия. Без сомнения, всемирная глобальная сеть стала одной из наиболее существенных форм сжатия времени пространства связанной с развитием глобальных коммуникационных систем. Фостер утверждает, что Интернет как ничто, способствовал раздвижению границ и сокращению времени социального взаимодействия, а также открытию новых, почти мгновенных каналов транс-локальной и транс-временной коммуникации. Вместе с тем, очевидно, что возникшие в Интернете «виртуальные пространства» становятся территорией для создания новых онлайновых идентичностей. И вполне понятно, почему новые формы коммуникации, культурный обмен и создание идентичностей, возможные в Интернете в первую очередь осваиваются именно молодежью. Бетус, Миллер и Слейтер замечают, что новые виды медиа оказывают более сильное влияние на молодежь чем на другие социальные группы.[14, с.89]
Компьютер становится значимым фактором жизни молодого поколения, он начинает формировать его мировоззрение. Формирующийся "компьютерный человек" моделирует игровую ситуацию снова и снова, легко разрушает и воссоздает виртуальный мир и при этом начинает переносить его принципы на реальную действительность. Эта оторванность от реального мира во всех его противоречиях усиливается под влиянием другого фактора современной эпохи - электронных СМИ, которые посредством рекламы, многочасовых, часто низкопробных развлекательных шоу и через навязывание культа силы в современных фильмах переориентируют зрителя с одних ценностей на другие.
С другой стороны, ученик, желающий узнать что-то новое о предмете, прочитает, изучит исследования, просмотрит фото и видеоматериалы. Такими возможностями образовательное учреждение при всем своем желании вряд ли обладает. В этом большой плюс интернета - изучение интересующего вопроса во всех его аспектах, в доступной и наглядной форме. Другим преимуществом является то, что интернет является источником безграничного общения с широким кругом людей, близких по взглядам и идейным соображениям, одного вероисповедания и прочее. В наш век, когда растёт число замкнутой, а то и наоборот чрезмерно раскрепощенной молодежи - это качество сети существенно. Тебя поймут, примут, поддержат в трудную минуту не один, два, а сотни тысяч, таких же особенных как ты лиц. И жизнь будет казаться не такой уж серой, скучной. Что тебе казалось нерешенной проблемой, оказалось под силу решить «сетевому товарищу».[7, с.115]
Одной из главных
негативных составляющих Интернета
являются компьютерные игры. Тяга реализовать
себя как личность толкает молодежь
участвовать в ролевых компьютерных
играх. Сюжет таких игр содержит одну и
ту же схему: кого-то поймать, что-то найти,
по дороге уничтожая все препятствия.
Препятствия иногда шевелятся, дышат,
и, несомненно, представляют для твоего
героя угрозу. Здесь часто срабатывает
принцип «либо ты, либо тебя». И конечно
играющий изловчается, борется за игрушечную
жизнь, получая некий всплеск, и выброс
адреналина. Игра может длиться годами.
И очень скоро у играющего стираются грани
между игрой и реальным миром, особенно
если играющий подросток с неокрепшей
психикой. Существующее положение дел,
как Вы понимаете, то же изменить вряд
ли можно. Поэтому из всего вышесказанного
можно сделать вывод, что интернет, безусловно,
важное, но вместе с тем имеющее много
опасностей изобретение человечества.
По моему мнению, снижением влияния отрицательных
сторон интернета может являться формирование
культуры поведения в интернете.
§4 Практическая часть
В своей практической работе я решила выяснить влияние Интернета на школьников. Я рассмотрела 4 аспекта: время работы в сети Интернет, зависимость от Интернета, психологические симптомы, влияние компьютера на развитие интеллекта.
Анкета
Время работы в сети Интернет.
1.Сколько часов в день вы проводите в Интернете?
а) от 1 – до 2 часов; б) от 2 – до 4 часов; в) от 4 – до 10 часов
2.Соскольки лет вы работаете на компьютере?
а) с 4 лет; б) с 10 лет; б) свой вариант ответа ___________________
Зависимость от Интернета.
1.Есть ли постоянное желание играть в он-лайн игры?
а) да; б) нет; в) не знаю
2.С лёгкостью можете оторваться от он-лайн игры?
а) да; б) нет; в) не знаю
3.Какое общение вы предпочитаете?
а) общение по электронной почте; б) с другом на яву; в) не важно как
4.Может ли заменить вам компьютер лыжную прогулку?
а) не может; б) да; в) не знаю
5.Вы кушаете, пьете чай, готовите уроки у компьютера?
а) да; б) нет; в) когда как
6.Проводили вы хоть одну ночь за компьютером?.
а) нет; б) да;
7.Придя, домой вы сразу включаете Интернет?
а) да; б) нет;
8.Вы забывали чистить зубы и кушать, заигравшись за компьютером?
а) да; б) нет; в) не придаю значения
9. Что вас больше всего интересует?
а) интернет; б) чтение книг; в) разгадывание логических игр
Психологические симптомы
1. Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер (не было интернета)?
а) да; б) нет;
2. Конфликтовали вы, угрожали, шантажировали в ответ на запрет сидеть в интернете?
а) нет; б) да
Влияние компьютера на развитие интеллекта.
1.В какие игры вы предпочитаете играть.
а) брадилки; б) стратегии; в) логические
2.С приобретением компьютера твой интеллект:
а) повысился; б) остался на том же уровне; в) не замечаю
Анализ результатов
Я провела анкетирование среди учащихся 7-9 классов, всего было опрошено 40 человек. Вопросы анкеты разбиты на 5 групп:
Время работы в сети Интернет.
Анализ полученных результатов по этому блоку показал, что 83% учащихся имеют дома компьютер с выходом в интернет; 12% учащихся начали работать на компьютере с раннего возраста - 4 лет; 30% - с 10 лет; 29% - с 13 лет; 29% - с 14 лет.
Зависимость от компьютера
Я
выяснила, что 36% респондентов ответили,
что у них есть постоянное желание играть
в игры. Вероятно, эти ученики склонны
к игромании. 74% ответили, что у них нет
тяги к компьютерным играм.
Я поставила перед выбором ребят: компьютер или лыжная прогулка - 24% выбрали компьютер, а 76% - лыжная прогулка.
Общение по электронной почте или общение с другом на яву - 0% выбрали общение по электронной почте, а 100% общение с другом на яву
На вопрос: что больше всего интересует: интернет, чтение книг или решение логических задач - 72% учащихся выбрали интернет, 20% опрошенных чтение книг, 8% решение логических задач.
В ходе анкетирования я постаралась выяснить, пребывают ли в плохом, раздраженном настроении школьники, если их отлучили от интернета?
20%
детей пребывают в
На вопрос конфликтовали ли вы с родителями, угрожали им, шантажировали их в ответ на запрет сидеть в интернете?
96%
ответили, что, не конфликтовали
и не угрожали., а 4% ответили , что
вступают с родителями в
Влияние компьютера на развитие интеллекта
На заданный вопрос: в какие компьютерные игры вы предпочитаете играть? 42% ответили, что предпочитают играть в бродилки, 36% предпочитают стратегии, 22% предпочитают логические игры.
Информация о работе Характеристика некоторых СМИ и их влияния на воспитание школьника