Характеристика некоторых СМИ и их влияния на воспитание школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель своей работы я решила поставить изучение позитивных и негативных сторон влияния современных СМИ на учащихся.

Практической значимостью курсовой работы является изучение влияния СМИ на школьников, что позволяет предугадать и скорректировать негативные последствия влияния и учесть его положительные последствия в процессе обучения.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . 2

Глава 1. Современные средства массовой информации . . . . 3

§1.1 Виды средств массовой информации (СМИ)

§1.2 Функции СМИ и методы их влияния на человеческое сознание

Глава 2. Влияние на сознание и интеллектуальное развитие школьников через СМИ 7

§2.1 Влияние СМИ на психо-эмоциональное состояние школьников

§2.2 Возможности влияния на воспитание и социализацию школьника СМИ

Глава 3. Характеристика некоторых СМИ и их влияния на воспитание школьника 12

§3.1 Телевидение как основной источник информации

§3.2 Интернет и его влияние на молодежь

§4. Практическая часть . . . . . . . . . 15

Заключение . . . . . . . . . . 20

Список литературы . . . . . . . . . . 22

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Характеристика СМИ  и их влияния на воспитание школьника

§3.1 Телевидение как  основной источник информации

Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место.

Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении  возможностей радио и кино. От радио  телевидение взяло возможность  передавать сигнал с помощью радиоволн  на далекие расстояния - этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.

Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач, как из студии, так и с места событий (хотя прямое включение имеет ряд трудностей технического порядка, преодолеваемых с развитием видеотехники и каналов связи). Преимущества же такой оперативной «живой» передачи, идущей прямо в эфир с места события, в значительно большем, чем у радио, «эффекте присутствия», поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией. [21, с.38]

На телевидении  “аудио” и “видео” могут  выступать и на равных, но в необходимых  случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд либо на видеоряд (как, например, передача из картинной  галереи). Специфика телевидения определяет особенности всех типов программ -- и публицистических, и художественных, и научно-популярных.

Такая же (как  и у радио) «принудительность» телепрограмм, т.е. невозможность для зрителя  изменить время просмотра передач, их порядок и структуру, требует особенно тщательного подхода к составлению программ.

Печать, радио  и телевидение представляют собой  своеобразный “триумвират” средств  массовой информации, каждое из которых  обладает рядом особенностей, проявляющихся  в виде и способах донесения информации до аудитории. Однако при наличии специфичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее - это способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную информацию. Но есть и своеобразные черты, принадлежащие только какому-либо одному средству (кинематографическое изображение на телевидении, словесно-буквенная информация в прессе, вневизуальное звуковое сообщение на радио).[20, с.85]

Результаты социологического опроса показывают, что телевидение имеет большое преимущество - визуальность, т.е. эмоционально-образная информация вызывает наибольший уровень доверия, поскольку это дает возможность человеку самому прочувствовать ситуацию, которой он не был свидетелем. Телевидение популярно среди молодежи, поскольку в настоящее время многие передачи несут в себе некие популярные идеи и темы, актуальные в молодежной среде. К тому же, возможно, тут играет роль и бесплатность телевидения - ведь далеко не каждый будет покупать газету или журнал для того, чтобы прочесть новости.

§3.2 Интернет и его  влияние на молодежь

Сложно переоценить  всю важность исследований Интернета  в настоящее время, так как, безусловно, сегодня Интернет оказывает все  более возрастающее влияние на природу  коммуникаций и социального взаимодействия. Без сомнения, всемирная глобальная сеть стала одной из наиболее существенных форм сжатия времени пространства связанной с развитием глобальных коммуникационных систем. Фостер утверждает, что Интернет как ничто, способствовал раздвижению границ и сокращению времени социального взаимодействия, а также открытию новых, почти мгновенных каналов транс-локальной и транс-временной коммуникации. Вместе с тем, очевидно, что возникшие в Интернете «виртуальные пространства» становятся территорией для создания новых онлайновых идентичностей. И вполне понятно, почему новые формы коммуникации, культурный обмен и создание идентичностей, возможные в Интернете в первую очередь осваиваются именно молодежью. Бетус, Миллер и Слейтер замечают, что новые виды медиа оказывают более сильное влияние на молодежь чем на другие социальные группы.[14, с.89]

Компьютер становится значимым фактором жизни молодого поколения, он начинает формировать его мировоззрение. Формирующийся "компьютерный человек" моделирует игровую ситуацию снова и снова, легко разрушает и воссоздает виртуальный мир и при этом начинает переносить его принципы на реальную действительность. Эта оторванность от реального мира во всех его противоречиях усиливается под влиянием другого фактора современной эпохи - электронных СМИ, которые посредством рекламы, многочасовых, часто низкопробных развлекательных шоу и через навязывание культа силы в современных фильмах переориентируют зрителя с одних ценностей на другие.

С другой стороны, ученик, желающий узнать что-то новое о предмете, прочитает, изучит исследования, просмотрит фото и видеоматериалы. Такими возможностями образовательное учреждение при всем своем желании вряд ли обладает. В этом большой плюс интернета - изучение интересующего вопроса во всех его аспектах, в доступной и наглядной форме. Другим преимуществом является то, что интернет является источником безграничного общения с широким кругом людей, близких по взглядам и идейным соображениям, одного вероисповедания и прочее. В наш век, когда растёт число замкнутой, а то и наоборот чрезмерно раскрепощенной молодежи - это качество сети существенно. Тебя поймут, примут, поддержат в трудную минуту не один, два, а сотни тысяч, таких же особенных как ты лиц. И жизнь будет казаться не такой уж серой, скучной. Что тебе казалось нерешенной проблемой, оказалось под силу решить «сетевому товарищу».[7, с.115]

Одной из главных  негативных составляющих Интернета  являются компьютерные игры. Тяга реализовать  себя как личность толкает молодежь участвовать в ролевых компьютерных играх. Сюжет таких игр содержит одну и ту же схему: кого-то поймать, что-то найти, по дороге уничтожая все препятствия. Препятствия иногда шевелятся, дышат, и, несомненно, представляют для твоего героя угрозу. Здесь часто срабатывает принцип «либо ты, либо тебя». И конечно играющий изловчается, борется за игрушечную жизнь, получая некий всплеск, и выброс адреналина. Игра может длиться годами. И очень скоро у играющего стираются грани между игрой и реальным миром, особенно если играющий подросток с неокрепшей психикой. Существующее положение дел, как Вы понимаете, то же изменить вряд ли можно. Поэтому из всего вышесказанного можно сделать вывод, что интернет, безусловно, важное, но вместе с тем имеющее много опасностей изобретение человечества. По моему мнению, снижением влияния отрицательных сторон интернета может являться формирование культуры поведения в интернете. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§4 Практическая часть

    В своей практической работе я решила выяснить влияние Интернета на школьников. Я рассмотрела 4 аспекта: время работы в сети Интернет, зависимость от Интернета, психологические симптомы, влияние компьютера на развитие  интеллекта.

Анкета

    Время работы в сети Интернет.

    1.Сколько  часов в день вы проводите в Интернете?

    а) от 1 – до 2 часов; б) от 2 – до 4 часов; в) от 4 – до 10 часов

    2.Соскольки лет вы работаете на компьютере?

    а) с 4 лет; б) с 10 лет; б) свой вариант ответа ___________________

    Зависимость от Интернета.

    1.Есть ли постоянное желание играть в он-лайн игры?

    а) да; б) нет; в) не знаю

    2.С лёгкостью можете оторваться от он-лайн игры?

    а) да; б) нет; в) не знаю

    3.Какое общение вы предпочитаете?

    а) общение по электронной почте; б) с другом на яву; в) не важно как

    4.Может ли заменить вам компьютер лыжную прогулку?

    а) не может; б) да; в) не знаю

    5.Вы кушаете, пьете  чай, готовите  уроки у компьютера?

    а) да; б) нет; в) когда как

    6.Проводили вы хоть одну ночь за компьютером?.

    а) нет; б) да;

    7.Придя, домой вы сразу включаете Интернет?

    а) да; б) нет;

    8.Вы забывали чистить зубы и кушать, заигравшись за компьютером?

    а) да; б) нет; в) не придаю значения

    9. Что вас больше всего интересует?

    а) интернет; б) чтение книг; в) разгадывание логических игр

    Психологические симптомы

    1. Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер (не было интернета)?

    а) да; б) нет;

    2. Конфликтовали вы, угрожали, шантажировали в ответ на запрет сидеть в интернете?

    а) нет; б) да

    Влияние компьютера на развитие  интеллекта.

    1.В какие игры вы предпочитаете играть.

    а) брадилки; б) стратегии; в) логические

    2.С приобретением компьютера твой интеллект:

    а) повысился; б) остался на том же уровне; в) не замечаю 

    Анализ  результатов

    Я провела анкетирование среди учащихся 7-9 классов, всего было опрошено  40 человек. Вопросы анкеты разбиты на 5 групп:

    Время работы в сети Интернет.

    Анализ  полученных результатов по этому  блоку показал,  что 83% учащихся имеют дома компьютер с выходом в интернет; 12% учащихся  начали работать   на   компьютере  с  раннего возраста - 4  лет;   30% - с 10 лет;  29% - с 13 лет;  29% - с 14 лет.

    

    Зависимость от компьютера

    Я выяснила, что 36% респондентов ответили, что у них есть постоянное желание играть в игры. Вероятно, эти ученики склонны к игромании. 74% ответили, что у них нет тяги к компьютерным играм.  

    Я поставила перед выбором ребят: компьютер или лыжная прогулка -  24% выбрали компьютер, а 76% - лыжная прогулка. 

    

    Общение по электронной почте или  общение  с другом на яву - 0% выбрали общение по электронной почте, а 100% общение с другом на яву

    

    На  вопрос: что больше всего интересует: интернет, чтение книг или решение логических задач - 72% учащихся выбрали интернет, 20%  опрошенных чтение книг, 8%  решение логических задач.

    

Психологические симптомы

    В ходе анкетирования я постаралась  выяснить, пребывают ли в плохом, раздраженном настроении школьники,  если их отлучили от интернета? 

    20% детей пребывают в раздраженном  настроении, не могут ничем заняться, 80% - не испытывают зависимости.

              На вопрос конфликтовали ли вы с родителями, угрожали им, шантажировали их в ответ на запрет сидеть в интернете?

    96% ответили, что, не конфликтовали  и не угрожали., а 4% ответили , что  вступают с родителями в конфликтные  ситуации из-за запрета.

    

    Влияние компьютера на развитие  интеллекта

    На  заданный вопрос: в какие компьютерные игры вы предпочитаете играть?  42% ответили, что предпочитают играть в бродилки, 36% предпочитают стратегии, 22% предпочитают логические игры.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Характеристика некоторых СМИ и их влияния на воспитание школьника