Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 20:07, реферат
Доминирующей тенденцией политического развития современных демократических государств является становление общественно-политической модели правления(“social-political governance”). Данная модель правления основывается на идеях ведущих ученых (Р. Даль, А. Этциони, Ф. Кауфман, Г. Мэйджон, В. Остром, Дж. Куман и др.) (см.: Dahl, Lindblom, 1953; Etzioni, 1986; Kaufmann, 1986; Kooiman, 1993) и представляет собой новую форму взаимодействия государства и гражданского общества в процессе выработки и реализации государственной политики, в рамках которой происходит переплетение государственного и частного секторов, сотрудничество, со-регуляция, со-производство и со-руководство представителей государственных и частных организаций на национальном, региональном и местном уровнях.
Указанная проблема была характерна и для коммунистических режимов, где политические решения принимались в рамках системы бюрократического корпоративизма в результате согласования («торга») между представителями организованных интересов (частями бюрократического аппарата) и центральной партийно-государственной властью (Перегудов, Лапина, Семененко, 1999, с. 44–53, 60–69; Перегудов, 2003, с. 37–38).
На практике для отстаивания групповых интересов применяются самые разнообразные сочетания форм и методов лоббизма. Так, наиболее распространенными методами лоббирования в США являются: выступление на слушаниях в комитетах Конгресса с изложением позиций заинтересованных сторон; предоставление информации по обсуждаемому вопросу с акцентом на ожидаемых последствиях принятого или отклоненного законопроекта; составление и предложение проектов законов; организация пропагандистских кампаний в пользу или против готовящегося решения и кампаний «давления с мест» (потоки писем, телеграмм, телефонных звонков в адрес законодателей, личные визиты влиятельных местных избирателей к своим депутатам); финансирование избирательных кампаний кандидатов в Конгресс; предоставление возможности нужным конгрессменам выступить с публичной лекцией и получить взамен щедрый гонорар; организация для должностных лиц органов государственной власти различного рода развлечений за счет заинтересованной организации, и т. д. (Современные США, 1988, с. 84).
В Великобритании используются преимущественно следующие методы лоббирования: представление петиции правительству; выявление отдельных влиятельных представителей или официальных лиц и организация неформальных встреч с ними для обсуждения интересующего вопроса; привлечение членов своей организации и организаций союзников к написанию писем представителям власти на местном и общенациональном уровнях, чтобы заявить о своей точке зрения; организация дебатов на уровне парламента по интересующему вопросу через представителя или члена правительства; выражение ответной реакции на документы, законопроекты и предложения, представляемые правительством на обсуждение общественности; лоббирование с целью вынесения предлагаемого законодательства или политической линии на обсуждение общественности; лоббирование партийных съездов и конференций; лоббирование заседаний местных советов, на которых обсуждаются интересующие вопросы (путем их посещения, организации демонстраций и т. д.); подготовка вопроса, который может быть задан представителям правительства (в Великобритании парламентские заседания проводятся регулярно по графику, на данных заседаниях министры, включая премьер-министра раз в неделю, отвечают на вопросы выборных представителей); лоббирование частных лиц, членов Парламента (в Великобритании ограниченное количество времени, предназначенное для рассмотрения законодательных актов, отводится для предложений, исходящих от отдельных членов Парламента) и др. (Лоббирование правительства, 1997, с. 2–4).
Анализ средств и методов воздействия представителей групп интересов на процессы выработки и осуществления государственной политики привел многих исследователей к формулированию принципов эффективного лоббизма. Так, в статье немецких ученых «Союзы и группы интересов» предлагаются следующие двадцать правил для лоббистов (Союзы и группы интересов, 1995, с. 53–55).
1.
Отдавать и брать. Лоббист
2.
Восполнять недостаток
3. Опережать других в получении информации.
4. Сокращать пути получения информации.
5.
Всегда быть «под рукой». Лоббист
всегда должен быть в
6. Начинать раньше, чем все остальные. Лоббисты не должны терять время. Они должны своевременно узнавать о происходящем и незамедлительно действовать.
7.
Совершенство и осторожность. Лобби
можно назвать сложившимся
8.
Требования должны быть
9.
Внушать доверие. Прежде всего
лоббист, начинающий свою
10.
Достоверность. Представители
11.
Действовать открыто, без
12.
Ясность и открытость. Группа
интересов должна открыто
13.
Уверенность в себе, самосознание.
Чтобы играть роль
14. Компетентность. Тот, у кого лучшие аргументы, кто обладает компетентностью, творческим подходом и по возможности особыми талантами, тот показывает себя на деле как лоббист.
15.
Точность и четкость. Все высказывания
представителей групп
16.
Нейтральное отношение к
17.
Гласность. Если представители
групп интересов не найдут
поддержки среди
18.
Объединить нужных людей.
19. Работать, не привлекая к себе внимания.
20.
Не злоупотреблять знаками
Американские исследователи предлагают следующие восемь рекомендаций для эффективного лоббирования (см: Сайтэл, 2002, с. 508).
1. Независимость. Те, кто формирует политику, ценят независимый подход.
2.
Знания. Информация — залог
3. Беспристрастность. Вы скорее добьетесь успеха, если будете представлять суть своего дела, не отдавая предпочтения ни одной партии. Хотя необходимо различать политические оттенки, но в целом лучше оставить политику политикам.
4. Публикации. Ясное и здравое мышление, изложенное в статьях и комментариях, произведет впечатление.
5.
Широкий кругозор и терпимость.
Не старайтесь сосредоточиться
на мелких корыстных интересах.
6. Настойчивость. Настойчивая долговременная работа необходима при взаимодействии с законодателями.
7. Практическое применение. Политики ценят практические советы, суть которых они могут с успехом разъяснить своим избирателям.
8.
Честность. Политики и
Мы
считаем, что в современных обществах
организация эффективных связей
с правительством играет ключевую роль
в системе социально-