GR как политический институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 20:07, реферат

Краткое описание

Доминирующей тенденцией политического развития современных демократических государств является становление общественно-политической модели правления(“social-political governance”). Данная модель правления основывается на идеях ведущих ученых (Р. Даль, А. Этциони, Ф. Кауфман, Г. Мэйджон, В. Остром, Дж. Куман и др.) (см.: Dahl, Lindblom, 1953; Etzioni, 1986; Kaufmann, 1986; Kooiman, 1993) и представляет собой новую форму взаимодействия государства и гражданского общества в процессе выработки и реализации государственной политики, в рамках которой происходит переплетение государственного и частного секторов, сотрудничество, со-регуляция, со-производство и со-руководство представителей государственных и частных организаций на национальном, региональном и местном уровнях.

Файлы: 1 файл

как политический институт).doc

— 102.00 Кб (Скачать)

Указанная проблема была характерна и для коммунистических режимов, где политические решения принимались в рамках системы бюрократического корпоративизма в результате согласования («торга») между представителями организованных интересов (частями бюрократического аппарата) и центральной партийно-государственной властью (Перегудов, Лапина, Семененко, 1999, с. 44–53, 60–69; Перегудов, 2003, с. 37–38).

На  практике для отстаивания групповых  интересов применяются самые  разнообразные сочетания форм и  методов лоббизма. Так, наиболее распространенными  методами лоббирования в США являются: выступление на слушаниях в комитетах Конгресса с изложением позиций заинтересованных сторон; предоставление информации по обсуждаемому вопросу с акцентом на ожидаемых последствиях принятого или отклоненного законопроекта; составление и предложение проектов законов; организация пропагандистских кампаний в пользу или против готовящегося решения и кампаний «давления с мест» (потоки писем, телеграмм, телефонных звонков в адрес законодателей, личные визиты влиятельных местных избирателей к своим депутатам); финансирование избирательных кампаний кандидатов в Конгресс; предоставление возможности нужным конгрессменам выступить с публичной лекцией и получить взамен щедрый гонорар; организация для должностных лиц органов государственной власти различного рода развлечений за счет заинтересованной организации, и т. д. (Современные США, 1988, с. 84).

В Великобритании используются преимущественно следующие методы лоббирования: представление петиции правительству; выявление отдельных влиятельных представителей или официальных лиц и организация неформальных встреч с ними для обсуждения интересующего вопроса; привлечение членов своей организации и организаций союзников к написанию писем представителям власти на местном и общенациональном уровнях, чтобы заявить о своей точке зрения; организация дебатов на уровне парламента по интересующему вопросу через представителя или члена правительства; выражение ответной реакции на документы, законопроекты и предложения, представляемые правительством на обсуждение общественности; лоббирование с целью вынесения предлагаемого законодательства или политической линии на обсуждение общественности; лоббирование партийных съездов и конференций; лоббирование заседаний местных советов, на которых обсуждаются интересующие вопросы (путем их посещения, организации демонстраций и т. д.); подготовка вопроса, который может быть задан представителям правительства (в Великобритании парламентские заседания проводятся регулярно по графику, на данных заседаниях министры, включая премьер-министра раз в неделю, отвечают на вопросы выборных представителей); лоббирование частных лиц, членов Парламента (в Великобритании ограниченное количество времени, предназначенное для рассмотрения законодательных актов, отводится для предложений, исходящих от отдельных членов Парламента) и др. (Лоббирование правительства, 1997, с. 2–4).

Анализ  средств и методов воздействия  представителей групп интересов  на процессы выработки и осуществления  государственной политики привел многих исследователей к формулированию принципов эффективного лоббизма. Так, в статье немецких ученых «Союзы и группы интересов» предлагаются следующие двадцать правил для лоббистов (Союзы и группы интересов, 1995, с. 53–55).

1. Отдавать и брать. Лоббист должен  не только просить и требовать,  но и демонстрировать свои знания.

2. Восполнять недостаток информации. Если представитель группы интересов  дает чиновникам и парламентариям  устную или письменную информацию, то эта информация должна пополнять  их багаж знаний.

3. Опережать других в получении  информации.

4. Сокращать пути получения информации.

5. Всегда быть «под рукой». Лоббист  всегда должен быть в распоряжении  своих партнеров в правительстве  и парламенте, чтобы они могли  в любое время востребовать  необходимую им информацию.

6. Начинать раньше, чем все остальные. Лоббисты не должны терять время. Они должны своевременно узнавать о происходящем и незамедлительно действовать.

7. Совершенство и осторожность. Лобби  можно назвать сложившимся только  в том случае, если лоббисты  учитывают свое влияние на  общество в целом и отдельные его группы и если они проявляют при защите интересов политическую осмотрительность.

8. Требования должны быть умеренными. Представитель групп интересов  должен сдерживать стремление  требовать и выражать желания.  Он не должен только требовать  и тем более требовать слишком много.

9. Внушать доверие. Прежде всего  лоббист, начинающий свою деятельность  в парламенте, должен вызывать  к себе доверие, чтобы к его  словам прислушивались.

10. Достоверность. Представители групп  интересов должны быть достоверными и убедительными, не говорить «на двух языках».

11. Действовать открыто, без обмана. Ничто не представляет для  лоббиста большей угрозы, чем  попытки действовать обманом,  с помощью махинаций.

12. Ясность и открытость. Группа  интересов должна открыто заявить о том, каковы ее цели, что для нее важно, в каком направлении она действует.

13. Уверенность в себе, самосознание. Чтобы играть роль представителя  определенных интересов, необходима  большая уверенность в себе  и самосознание.

14. Компетентность. Тот, у кого лучшие аргументы, кто обладает компетентностью, творческим подходом и по возможности особыми талантами, тот показывает себя на деле как лоббист.

15. Точность и четкость. Все высказывания  представителей групп интересов  — письменные или устные —  должны быть сформулированы точно и четко.

16. Нейтральное отношение к политике  партий. Заверения групп интересов  в том, что они стремятся  предложить конкретную деловую  помощь, разумные решения проблем,  будут несостоятельными, если их  отношение к политике партий  не будет как можно более нейтральным.

17. Гласность. Если представители  групп интересов не найдут  поддержки среди общественности, то им трудно будет найти  свое место в решении политических  проблем.

18. Объединить нужных людей. Успех  лоббиста в большой степени зависит от того, знает ли он людей, компетентных в определенных вопросах, и может ли объединить их в нужный момент.

19. Работать, не привлекая к себе  внимания.

20. Не злоупотреблять знаками внимания. Нелегко делать подарки и оказывать  различные одолжения. Нужно знать, что разрешено, а что запрещено. Профессия лоббиста предполагает «накладные расходы», но вести себя при этом он должен чрезвычайно осмотрительно.

Американские  исследователи предлагают следующие восемь рекомендаций для эффективного лоббирования (см: Сайтэл, 2002, с. 508).

1. Независимость. Те, кто формирует  политику, ценят независимый подход.

2. Знания. Информация — залог процветания  правительства. Вовремя предоставленные  факты, глубокое знание предмета  и конкретные примеры не имеют  цены.

3. Беспристрастность. Вы скорее добьетесь успеха, если будете представлять суть своего дела, не отдавая предпочтения ни одной партии. Хотя необходимо различать политические оттенки, но в целом лучше оставить политику политикам.

4. Публикации. Ясное и здравое мышление, изложенное в статьях и комментариях, произведет впечатление.

5. Широкий кругозор и терпимость. Не старайтесь сосредоточиться  на мелких корыстных интересах.  Обращайте внимание на серьезные  вопросы, и к вашему совету  будут прислушиваться.

6. Настойчивость. Настойчивая долговременная работа необходима при взаимодействии с законодателями.

7. Практическое применение. Политики  ценят практические советы, суть  которых они могут с успехом  разъяснить своим избирателям.

8. Честность. Политики и журналисты  хорошо научились распознавать подделки. Честность — на самом деле лучшая политика.

Мы  считаем, что в современных обществах  организация эффективных связей с правительством играет ключевую роль в системе социально-политического  взаимодействия и является жизненно необходимым условием для достижения целей любой организации или общественной группы.

Информация о работе GR как политический институт