Виды административно-правовых норм

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе исследуется суть понятия государства, сущности а также типологии государства.
Первичными элементами административного права, на базе которых стро¬ится система отрасли, являются административно-правовые нор¬мы. Их можно понимать как установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения в сфе¬ре деятельности исполнительной власти, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принужде¬нием. Норма содержит правило, модель должного поведения при наличии определенных условий.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 43.12 Кб (Скачать)

 

Введение

Сущность  и социальное назначение административного  права, специфика административно-правового  регулирования общественных отношений  раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание данной правовой отрасли, и позволяют определить ее место в правовой системе Республики Беларусь. Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением  в отношении тех, кто его не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность). Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам.

Нормы этой отрасли права несут на себе отпечаток  общественных отношений, составляющих ее предмет. Соответственно проявляются  определенные особенности, характерные  для административно- правовых норм. Изложенные исходные позиции позволяют  определить административно-правовую норму в качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью  которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма  исполнительной власти или (в широком  смысле) государственного управления. Указанные общественные отношения  принято называть управленческими.

 

  1. Виды норм права.

Административно-правовые нормы являются необходимым и  очень важным правовым инструментом в руках государства. Административно-правовое регулирование распространяется на широкий круг отношений, связанных  с организацией управления экономикой, социально-культурной и административно-политической деятельностью. Без регулирующей роли административно-правовых норм невозможно представить четкий и объективно правильный процесс управления.

Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по юридическому содержанию.

Существуют  различные критерии их классификации. Наиболее общий характер имеет выделение  двух основных видов этих норм: материальные и процессуальные.

1. Материальные  административно-правовые нормы  юридически закрепляют комплекс  обязанностей и прав, а также  ответственность участников регулируемых  административным правом управленческих  отношений, т.е. фактически их  административно-правовой статус.

2. Процессуальные  административно-правовые нормы  регламентируют динамику государственного  управления и связанных с ним  управленческих отношений. Их  назначение – определить порядок  (процедуру) реализации юридических  обязанностей и прав, установленных  нормами материального административного  права в рамках регулируемых управленческих отношений.

Видовая группировка правовых норм способствует теоретически осмысленной правотворческой  деятельности и более эффективной  реализации норм права во всех ее формах.

Существует  достаточно много оснований для  классификации норм права по видам.

Их можно  классифицировать в зависимости  от видов общественных отношений, которые  они регулируют, т.е. по предмету правового  регулирования. Как известно, предмет  регулирования является основным критерием  образования отраслей права, поэтому  по данному признаку различают виды норм, соответствующие отдельным  отраслям права – нормы конституционного права, нормы трудового права, гражданско-правовые нормы, административно-правовые нормы, уголовно-правовые нормы и т.д. этот вид классификации облегчает  выбор юридических норм и их толкование. Он ценен при проведении систематизации законодательства.

По назначению правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные.

К регулятивным относятся нормы, предназначенные  для регулирования общественных отношений путем предоставления их участникам прав и возложения на них обязанностей. Они рассчитаны на правомерное поведение субъектов  и составляют большинство юридических  норм.

Охранительные нормы направлены на регламентацию  мер юридической ответственности, а также специфических мер  защиты субъективных прав. Они специально создаются для обеспечения действия регулятивных норм, охраны регулируемых ими общественных отношений.

По форме  предписания или способам воздействия  на общественные отношения нормы  подразделяются на обязывающие, управомочивающие, запрещающие, стимулирующие. Различие основано на том, на что делается акцент: на возложении обязанности, управлении запрета или на предоставление права.

Существенным  признаком обязывающей нормы  является установление конкретных обязанностей субъекта. Так, норма, содержащаяся в  ч. 2 ст. 234 Гражданского кодекса Республики Беларусь, предписывает обязанность  лиц, обнаруживших клад, содержащий вещи, относящиеся к памятникам истории  или культуры, передать их в государственную  собственность. Такой же характер имеет  норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 580 Гражданского кодекса, устанавливающая обязанность  письменного заключения договора аренды.

Управомочивающие  нормы предписывают определённый вид  и меру возможного поведения субъектов  в регулируемом общественном отношении, т.е. это нормы, которыми предоставляется  соответствующее право. Так, например, в соответствие с нормой, сформулированной в ст. 282 Гражданского кодекса Республики Беларусь, собственник вправе истребовать  своё имущество из чужого незаконного  владения, т.е. возбудить виндикационный иск.

Следует иметь в виду, что нередко норма  права, являясь управомочивающей для  одних субъектов, может быть обязывающей  для других.

Административно-правовые нормы дозволительного характера  получают все более широкое распространение  в практике реализации задач и  функций исполнительной власти.

 

Стимулирующие, т.е. обеспечивающие с помощью соответствующих средств материального и морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений. Обычно их связывают с использованием в процессе реализации исполнительной власти экономических рычагов, стимулов.

Это, например, применение льготного кредитования, налоговых льгот, освобождение от налогообложения  и т.д.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность  субъектов воздерживаться от определённых действий.

Так, норма, изложенная в ст. 215 Уголовного кодекса  Республики Беларусь, запрещает присвоение найденного заведомо чужого имущества  в особо крупном размере и  устанавливает уголовную ответственность  за совершение этого деяния.

В соответствие с этим критерием классификации  выделяются поощрительные нормы, т.е. нормы, в которых устанавливаются  меры поощрения за совершение действий, особо полезных для общества. Так, в трудовом, гражданском праве, в  других отраслях права имеются нормы, устанавливающие меры поощрения  за добросовестный труд.

В качестве одного из оснований классификации  норм может быть взят характер предписания, содержащегося в норме, который  обусловлен используемым методом правового  регулирования. Поскольку существуют два основных метода правового регулирования  – авторитарный и автономный, то и нормы подразделяются на императивные и диспозитивные.

Императивные  нормы носят характер категоричного  предписания, которое не может быть реализовано как-то иначе участниками  правоотношений. Императивными являются нормы уголовного, административного  права, некоторые нормы трудового  права и др. Например, норма, запрещающая  привлечение работников моложе 18 лет  к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники  и праздничные дни, работам в  выходные дни.

Диспозитивные нормы допускают значительную свободу  поведения субъектов определенного  отношения. Иногда они называются восполнительными. Диспозитивные нормы рассчитаны на отсутствие соглашения между участниками  правоотношений по определённым вопросам. Их диспозиции распознаются обычно по таким формулировкам, как «при отсутствии иного соглашения», «если иное не установлено в договоре». Таким  образом, например, сформулированы нормы  ст. 581 Гражданского кодекса Республики Беларусь, предусматривающие сроки договора аренды. В ней говорится: «Договор аренды заключается на срок, определенный договором

Если  срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным  на неопределенный срок.

В этом случае каждая из сторон вправе в любое  время отказаться от договора, предупредив  о этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества  – за три месяца. Законодательством  или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении  договора аренды, заключенного на неопределенный срок».

В данном случае сторонам предоставляется право  определить самим срок действия договора. В случае, если они такой срок сами не установили, действует правило  диспозитивной нормы.

Выделяются  также рекомендательные нормы, которые  носят характер советов, предложений  компетентных органов о путях  решения определенных вопросов, которым  в случаях их принятия придается  юридическое значение.

Правовые  нормы можно классифицировать и  по юридической силе, т.е. в зависимости  от видов нормативных правовых актов, в которых эти нормы содержатся. В этом случае они могут быть нормами  закона, если содержатся в законах, и подзаконными нормами, если изложены в подзаконных актах. Данная классификация  указывает на соподчиненность юридических  норм, на их юридическую силу, что  имеет важное практическое значение в процессе их применения.

По времени  действия нормы могут подразделяться на нормы с определенным сроком действия, т.е. временные, и нормы с неопределенным сроком действия, т.е. постоянные, действующие  до их официальной отмены.

По месту  действия можно выделить нормы, действующие  на всей территории государства, нормы, действующие на определенной его  территории, а также локальные  нормы, т.е. нормы, действующие только на определенном предприятии, в организации.

По кругу  лиц, на которых распространяется действие нормы, они подразделяются на общие  и специальные. Общие нормы распространяются на всех граждан независимо от их профессиональной деятельности, принадлежности к их социальной группе и т.п. Специальные  нормы распространяются только на определенный круг лиц в связи со специальными условиями их деятельности, по принадлежности к определенной социальной группе, по возрасту, состоянию здоровья и  т.п. (пенсионеры, несовершеннолетние, военнослужащие, государственные служащие и др.). например, общей нормой устанавливается полная норма продолжительности рабочего времени в неделю для всех работников не более 40 часов, а специальной нормой – сокращенная продолжительность рабочей недели для отдельных категорий работников.

В зависимости  от способа изложения юридических  норм в статьях нормативных правовых актов различают также нормы  прямого изложения, отсылочные нормы  и бланкетные нормы.

Прямой  способ изложения состоит в том, что все элементы правовой нормы  изложены в статье нормативного правового  акта. В этом случае структура юридической  нормы совпадает о структурой соответствующей статьи акта.

Отсылочные  нормы отличаются тем, что их структурные  элементы не располагаются в одной  статье нормативного акта, в связи  с чем делается ссылка на другие статьи нормативного правового акта. Например, в ст. 176 Гражданского кодекса  Республики Беларусь, предусматривающей  недействительность сделки, совершенной  несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, указывается, что в случае признания сделки недействительной применяются последствия, предусмотренные  ч. 2 и 3 п. 1 ст. 172 этого же Кодекса. Статься 176 ГК, таким образом, отсылает нас  к ст. 172, в связи с чем она  и формулированная в ней норма  называются отсылочными.

В бланкетных нормах недостающие части содержатся не в других статьях того же акта, а в других нормативных правовых актах. К такому виду можно отнести  нормы ст. 317 Уголовного кодекса Республики Беларусь, устанавливающей уголовную  ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. Сами же эти правила  в статье не излагаются, а содержатся в специальном отдельном акте, к которому следует обратиться при  применении норм, изложенных в ст. 317.

В юридической  литературе встречается и иная классификация  правовых норм. В частности, В. К. Бабаев классифицирует все нормы в зависимости  от их функциональной роли в механизме  правового регулирования на исходные правовые нормы и нормы-правила  поведения. Ко второму виду он относит  типичные нормы, непосредственно регулирующие общественные отношения. Что касается норм первого вида, то он выделяет в  их составе нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции.

Эти виды норм определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, пределы, направления, методы, закрепляют правовые категории и понятия. Они  не регулируют конкретные общественные отношения, но создают базу, основы такого регулирования и получают логическое развитие и конкретизацию  в нормах-правилах поведения.

Классификация юридических норм в зависимости  от их различных видовых признаков  имеет важное теоретическое и  практическое значение. Следует, однако, отметить известную условность различных  подходов к группировке норм. Не случайно возникает немало теоретических  споров по поводу отрицания одних  подходов к классификации и обоснования  других. Как резонно замечает Л. И  Спиридонов, условность любого основания  объединения норм выражается, в частности, в том, что нельзя признать достаточно чистыми признаки, по которым производится их группировка.

Информация о работе Виды административно-правовых норм