Виды административно-правовых норм

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе исследуется суть понятия государства, сущности а также типологии государства.
Первичными элементами административного права, на базе которых стро¬ится система отрасли, являются административно-правовые нор¬мы. Их можно понимать как установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения в сфе¬ре деятельности исполнительной власти, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принужде¬нием. Норма содержит правило, модель должного поведения при наличии определенных условий.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 43.12 Кб (Скачать)

Однако при  всех условностях классификации  правовых норм на виды юридическая  наука преследует единую цель –  всестороннее познание и совершенствование  этого исходного элемента, первичной  клеточки права, усиление его регулирующего  потенциала.

 

 

 

 

  1. Действие административно-правовых норм во времени и пространстве

Вопросы, связанные с действием  правовой нормы во времени, имеют не только теоретическое, но и практическое значение. От их правильного уяснения часто зависит судьба конкретного производственно-хозяйственного, управленческого, судебного и иного решения. В связи с этим в курсе административного права этому вопросу уделяется значительное внимание.

Определение временных рамок действия нормы связывается, прежде всего, с началом и прекращением действия определенного правового акта. Однако при этом следует учитывать и такие обстоятельства, как:

 а) дата вступления нормы в силу;

б) пределы ее действия.

Вступление нормы в силу, по мнению М.С. Студеникиной, неразрывно связано  и с обязательным доведением ее до всеобщего сведения через официальное  опубликование. В основе этого правила  лежит презумпция о том, что объективная невозможность узнать содержание закона логически должна освобождать от обязанности его выполнения. Правовой основой этого положения в Республике Беларусь можно считать пункт 4 статьи 7 Конституции, в котором указано, что «нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным, предусмотренным законом способом».

Отражением этого конституционного положения является Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах». В соответствии с его статьей 65, декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь вступают в силу через десять дней после их официального опубликования, если этими актами не установлен иной срок. Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики

 

Беларусь вступают в силу со дня  включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если этими актами не установлен иной срок. Постановления палат Парламента — Национального собрания Республики Беларусь — вступают в силу с момента принятия, если иное не предусмотрено самими постановлениями.

Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом, как правило, нормативные правовые акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Официальным опубликованием, т. е. доведением правовых актов до всеобщего сведения путем воспроизведения их текстов в полном соответствии с подписанными подлинниками, считается размещение их в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь; в газете «Советская Белоруссия» (декреты, указы, распоряжения Президента Республики Беларусь, международные договоры, которые не подлежат ратификации и вступили в силу для Республики Беларусь; постановления пленумов Верховного суда и Высшего хозяйственного суда); в газете «Звязда» (законы Республики Беларусь, постановления Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, ратифицированные международные договоры, решения Конституционного суда — на белорусском языке); «Народной газете» (законы Республики Беларусь, постановления Палаты представителей и Совета Республики, Национального собрания Республики Беларусь, ратифицированные международные договоры, решения Конституционного суда — на русском языке); в газете «Рэспублiка» (постановления Совета Министров Республики Беларусь, распоряжения премьер-министра Республики Беларусь, правовые акты республиканских органов государственного управления); периодических печатных изданиях, определяемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь областными и Минским городским Советами депутатов, областными и Минским городским исполнительными комитетами, — правовые акты этих органов.

Таким образом, норма административного  права, как и иная правовая норма, начинает действовать:

а) через 10 дней после официального ее опубликования;

б) со дня включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь после специально названного срока.

В юридической литературе выделяют три типа действия административно-правовых норм:

  1. перспективное — направленное на факты, отношения, возникшие после вступления ее в силу (например, нормы, усиливающие наказание);
  2. немедленное — на вновь возникшие и ранее возникшие правоотношения, но с даты вступления ее в силу (например, норма, увеличивающая срок военной службы, может быть распространена и на военнослужащих, которые были призваны ранее, но не были демобилизованы до вступления нормы в силу);
  3. с обратной силой — на вновь возникшие отношения и на правоотношения, которые возникли до вступления нормы в силу (например, нормы, устраняющие или смягчающие ответственность) .

В соответствии со статьей 67 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», нормативный правовой акт не имеет обратной силы, т. е. не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Прекращение действия административно-правовой нормы определяется датой ее отмены, а также тем фактом, полностью ли она прекратила свое действие.

Норма может быть отменена и прямо, и косвенно. При прямой отмене определяется дата, когда норма перестает действовать. Под косвенной отменой понимается принятие новой нормы, что означает прекращение действия аналогичной старой нормы со дня вступления в силу новой. Если норма была срочной, т. е. заранее установлено время ее действия, то 58 по его истечении она утрачивает силу. Кроме того, в соответствии со статьей 69 Закона «О нормативных актах Республики Беларусь», нормативный правовой акт прекращает свое действие в случае признания его неконституционным.

Д.Н. Бахрах выделяет три варианта прекращения действия старой нормы:

 

  1. норма «переживает» себя, продолжая регулировать отношения, которые возникли на ее основе и после вступления в силу новой нормы;
  2. немедленно прекращает регулировать все отношения с даты утраты ее силы;
  3. досрочно прекращает регулировать правоотношения, которые стали регулироваться новой нормой с обратной силой.

В этом случае обратная сила нормы  — это ее ревизионная сила, которая  предполагает пересмотр (ревизию) урегулированных в соответствии с действовавшей ранее нормой прав и обязанностей. Норма обратного действия обязывает пересмотреть правоприменительные акты о размере выплат, наложении административного взыскания, признании права собственности и т. д. Когда речь идет о выплатах, обратная сила означает перерасчет за прошлое время. Если же акт о размере выплат (пенсии, зарплаты, стипендии и т. д.) действителен лишь со дня вступления в силу новой нормы, речь идет о его немедленном действии.

В качестве примера, когда старая норма  «переживает себя», можно назвать  сохранение прежнего размера заработной платы после вступления в силу новой нормы, которая уменьшила должностной оклад.

Основным принципом действия любой  нормы во времени является немедленное  действие. Если норма ухудшает правовое положение граждан (устанавливает или усиливает ответственность, увеличивает возраст, стаж для получения какого-либо права и т. д.), она должна иметь перспективное действие, а старая норма должна «переживать себя». И наоборот — норме, благоприятной для граждан, на которых она распространяется, может быть придана обратная сила. Примером этому может служить статья 8 КоАП Республики Беларусь 1984 г. и статья 1.5 КоАП Республики Беларусь 2003 г. Согласно последней:

  • закон, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность физического лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу. Со дня вступления в силу закона, устраняющего противоправность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается административным правонарушением;

закон, устанавливающий противоправность деяния, усиливающий ответственность или иным образом ухудшающий

  • положение физического или юридического лица, обратной силы не имеет.

В части 2 данной статьи приведен типичный случай «переживания» старой нормы.

Во всех остальных случаях следует  руководствоваться следующим принципом: немедленное действие нормы —  это общее правило, а «переживание»  старой нормы, придание обратной силы новой норме должно быть специально оговорено компетентным органом.

Важным условием правовой оценки нормы  является уяснение пределов ее действия. Анализ административно-правового законодательства Беларуси позволяет говорить о существовании следующих территориальных пределов действия норм: республика, ее административные единицы, территории иных объектов (в том числе и предусмотренных международно-правовым законодательством).

В качестве примера сводов республиканских  норм можно привести Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», декрет Президента Республики Беларусь № 1 от 5 февраля 1997 г. «О мерах по обеспечению порядка при осуществлении валютных операций», постановление Совета Министров № 1239 от 11 сентября 2002 г. «Об утверждении положения о порядке проведения государственной аккредитации учреждений образования Республики Беларусь».

Основу норм, действующих в пределах административно-территориальных единиц, составляют многочисленные решения, принимаемые исполнительными

комитетами местных советов, и распоряжения их председателей. Среди актов, распространяющихся в пределах различного рода объектов (предприятий, их объединений, организаций и учреждений), наиболее распространенными являются приказы их руководителей.

Законодательство Республики Беларусь позволяет выделять и иные территориальные пределы действия нормы административного права. Это, например, территории не одной, а нескольких административно-территориальных единиц, в пределах которых могут действовать нормы, имеющие межтерриториальный характер распространения; то же касается и норм, принимаемых в рамках сотрудничества несколькими руководителями. В качестве критериев территориальной оценки норм административного права могут служить ведомственная подчиненность объектов, их специализация.

Территориальные пределы действия норм учитываются и в сфере  законодательства об административных правонарушениях. Об этом можно судить исходя из содержания статьи 1.4 КоАП Республики Беларусь 2003 г. Согласно положениям, закрепленным в ней:

  1. Физическое или юридическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения на территории Республики Беларусь, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП Республики Беларусь.
  2. Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные юридические лица подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами и юридическими лицами Республики Беларусь, если иное не установлено настоящей статьей.
  3. Подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом физическое лицо, совершившее административное правонарушение на судне под флагом Республики Беларусь, находящемся вне пределов внутренних вод Республики Беларусь, или на воздушном судне, зарегистрированном в Республике Беларусь, находящемся в воздушном пространстве вне пределов Республики Беларусь, на военном корабле или военном воздушном судне Республики Беларусь, независимо от места их нахождения, а также на территории официального представительства Республики Беларусь, на которую распространяется административная юрисдикция Республики Беларусь.

4. Гражданин Республики Беларусь  и лицо без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, совершившие административные правонарушения вне пределов Республики Беларусь, подлежат административной ответственности, если совершенные ими деяния признаны в Республике Беларусь административными правонарушениями и наказуемы в государстве, на территории которого они были совершены, и если эти лица не были привлечены к административной ответственности в этом государстве и др.

 

 

  1. Реализация административно-правовых норм.

Реализация  норм административного права означает практическое претворение в жизнь  и предписаний, претворение в  жизнь выраженной в нормах воли государственного органа. Она проявляется в поведении  людей (организации), в практической их деятельности, в их поступках.

Реализация норм служит одним из важнейших условий успешного  решения государственных задач.

Нормы административного права  реализуются посредством:

    1. Соблюдения;
    2. Осуществления;
    3. Использования;
    4. Применения.

Информация о работе Виды административно-правовых норм