Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:26, курсовая работа
В курсовой работе исследуется суть понятия государства, сущности а также типологии государства.
Первичными элементами административного права, на базе которых стро¬ится система отрасли, являются административно-правовые нор¬мы. Их можно понимать как установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения в сфе¬ре деятельности исполнительной власти, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принужде¬нием. Норма содержит правило, модель должного поведения при наличии определенных условий.
Однако при всех условностях классификации правовых норм на виды юридическая наука преследует единую цель – всестороннее познание и совершенствование этого исходного элемента, первичной клеточки права, усиление его регулирующего потенциала.
Вопросы, связанные с действием
правовой нормы во времени, имеют не
только теоретическое, но и практическое
значение. От их правильного уяснения
часто зависит судьба конкретного производственно-
Определение временных рамок действия нормы связывается, прежде всего, с началом и прекращением действия определенного правового акта. Однако при этом следует учитывать и такие обстоятельства, как:
а) дата вступления нормы в силу;
б) пределы ее действия.
Вступление нормы в силу, по мнению М.С. Студеникиной, неразрывно связано и с обязательным доведением ее до всеобщего сведения через официальное опубликование. В основе этого правила лежит презумпция о том, что объективная невозможность узнать содержание закона логически должна освобождать от обязанности его выполнения. Правовой основой этого положения в Республике Беларусь можно считать пункт 4 статьи 7 Конституции, в котором указано, что «нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным, предусмотренным законом способом».
Отражением этого
Беларусь вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если этими актами не установлен иной срок. Постановления палат Парламента — Национального собрания Республики Беларусь — вступают в силу с момента принятия, если иное не предусмотрено самими постановлениями.
Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом, как правило, нормативные правовые акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
Официальным опубликованием, т. е. доведением правовых актов до всеобщего сведения путем воспроизведения их текстов в полном соответствии с подписанными подлинниками, считается размещение их в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь; в газете «Советская Белоруссия» (декреты, указы, распоряжения Президента Республики Беларусь, международные договоры, которые не подлежат ратификации и вступили в силу для Республики Беларусь; постановления пленумов Верховного суда и Высшего хозяйственного суда); в газете «Звязда» (законы Республики Беларусь, постановления Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, ратифицированные международные договоры, решения Конституционного суда — на белорусском языке); «Народной газете» (законы Республики Беларусь, постановления Палаты представителей и Совета Республики, Национального собрания Республики Беларусь, ратифицированные международные договоры, решения Конституционного суда — на русском языке); в газете «Рэспублiка» (постановления Совета Министров Республики Беларусь, распоряжения премьер-министра Республики Беларусь, правовые акты республиканских органов государственного управления); периодических печатных изданиях, определяемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь областными и Минским городским Советами депутатов, областными и Минским городским исполнительными комитетами, — правовые акты этих органов.
Таким образом, норма административного права, как и иная правовая норма, начинает действовать:
а) через 10 дней после официального ее опубликования;
б) со дня включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь после специально названного срока.
В юридической литературе выделяют три типа действия административно-правовых норм:
В соответствии со статьей 67 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», нормативный правовой акт не имеет обратной силы, т. е. не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.
Прекращение действия административно-правовой нормы определяется датой ее отмены, а также тем фактом, полностью ли она прекратила свое действие.
Норма может быть отменена и прямо,
и косвенно. При прямой отмене определяется
дата, когда норма перестает
Д.Н. Бахрах выделяет три варианта прекращения действия старой нормы:
В этом случае обратная сила нормы — это ее ревизионная сила, которая предполагает пересмотр (ревизию) урегулированных в соответствии с действовавшей ранее нормой прав и обязанностей. Норма обратного действия обязывает пересмотреть правоприменительные акты о размере выплат, наложении административного взыскания, признании права собственности и т. д. Когда речь идет о выплатах, обратная сила означает перерасчет за прошлое время. Если же акт о размере выплат (пенсии, зарплаты, стипендии и т. д.) действителен лишь со дня вступления в силу новой нормы, речь идет о его немедленном действии.
В качестве примера, когда старая норма «переживает себя», можно назвать сохранение прежнего размера заработной платы после вступления в силу новой нормы, которая уменьшила должностной оклад.
Основным принципом действия любой нормы во времени является немедленное действие. Если норма ухудшает правовое положение граждан (устанавливает или усиливает ответственность, увеличивает возраст, стаж для получения какого-либо права и т. д.), она должна иметь перспективное действие, а старая норма должна «переживать себя». И наоборот — норме, благоприятной для граждан, на которых она распространяется, может быть придана обратная сила. Примером этому может служить статья 8 КоАП Республики Беларусь 1984 г. и статья 1.5 КоАП Республики Беларусь 2003 г. Согласно последней:
закон, устанавливающий
В части 2 данной статьи приведен типичный случай «переживания» старой нормы.
Во всех остальных случаях следует
руководствоваться следующим
Важным условием правовой оценки нормы является уяснение пределов ее действия. Анализ административно-правового законодательства Беларуси позволяет говорить о существовании следующих территориальных пределов действия норм: республика, ее административные единицы, территории иных объектов (в том числе и предусмотренных международно-правовым законодательством).
В качестве примера сводов республиканских норм можно привести Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», декрет Президента Республики Беларусь № 1 от 5 февраля 1997 г. «О мерах по обеспечению порядка при осуществлении валютных операций», постановление Совета Министров № 1239 от 11 сентября 2002 г. «Об утверждении положения о порядке проведения государственной аккредитации учреждений образования Республики Беларусь».
Основу норм, действующих в пределах
административно-
комитетами местных советов, и распоряжения их председателей. Среди актов, распространяющихся в пределах различного рода объектов (предприятий, их объединений, организаций и учреждений), наиболее распространенными являются приказы их руководителей.
Законодательство Республики Беларусь
позволяет выделять и иные территориальные
пределы действия нормы административного
права. Это, например, территории не одной,
а нескольких административно-
Территориальные пределы действия норм учитываются и в сфере законодательства об административных правонарушениях. Об этом можно судить исходя из содержания статьи 1.4 КоАП Республики Беларусь 2003 г. Согласно положениям, закрепленным в ней:
4. Гражданин Республики Беларусь и лицо без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, совершившие административные правонарушения вне пределов Республики Беларусь, подлежат административной ответственности, если совершенные ими деяния признаны в Республике Беларусь административными правонарушениями и наказуемы в государстве, на территории которого они были совершены, и если эти лица не были привлечены к административной ответственности в этом государстве и др.
Реализация
норм административного права
Реализация норм служит одним из важнейших условий успешного решения государственных задач.
Нормы административного права реализуются посредством: