Виды административно-правовых норм

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе исследуется суть понятия государства, сущности а также типологии государства.
Первичными элементами административного права, на базе которых стро¬ится система отрасли, являются административно-правовые нор¬мы. Их можно понимать как установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения в сфе¬ре деятельности исполнительной власти, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принужде¬нием. Норма содержит правило, модель должного поведения при наличии определенных условий.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 43.12 Кб (Скачать)

В научной литературе деление форм реализации различно. Например, одни ученые высказывают мнение о существовании  четырех форм, но вместо осуществления  предлагают исполнение, другие рассматривают  две формы, права, не однозначные. Так, А.С. Пиголкин полагает, что имеет  место существование реализации вне правоотношений и посредством  создания (изменения или прекращения) правоотношений. Большинство же ученых-административистов называют в качестве форм реализации админитстративно-правовых норм исполнение и реализацию.

На наш взгляд, не совсем правильным является выделение в качестве отдельной  формы реализации исполнение, ибо  оно и есть сама реализация и поглощает  все иные формы — соблюдение, использование и др.

Соблюдение норм — это воздержание от совершения поступков, запрещенных нормами. Соблюдает нормы тот, кто строго придерживается их предписаний, не нарушает их. Например, соблюдение подпункта 1.5 пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 9 сентября 1999 г. «О некоторых мерах по предупреждению чрезвычайных происшествий при проведении массовых мероприятий», которым запрещается реализация алкогольных напитков и пива в местах проведения массовых мероприятий и в радиусе 500 м от прилегающих к ним территорий, будет иметь место тогда, когда соответствующие субъекты права не станут нарушать указанных запретов. Тех, кто не будет считаться с этими запретами, могут привлечь к административной ответственности.

Особенностью соблюдения норм является то, что оно носит пассивный  характер. Субъекты не совершают каких-либо действий, противоречащих нормам права, ведут себя по отношению к ним бездеятельно, воздерживаются от совершения запрещенных действий. Таким образом происходит реализация запрещающих норм.

проведения  таких мероприятий запрещено, как  это было предписано пунктом 3 указанного выше Декрета. Или гражданин оплатил проезд, перешел улицу в положенном месте либо на зеленый свет светофора.

При осуществлении (воплощении) норм административного права от субъектов  требуются действия, а не бездействие, как при соблюдении. Они обязаны  действовать в целях выполнения предписаний правовых норм независимо от внутреннего к ним отношения. Например, пассажиры обязаны оплачивать проезд в общественном транспорте, пешеходы должны двигаться по тротуару или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочине, независимо от своего желания следовать иным путем. Как видно, посредством осуществления (воплощения) реализуются обязывающие нормы.

Использование норм заключается в осуществлении участниками управленческих общественных отношений своих прав, осуществлении действий по своему усмотрению в пределах, предусмотренных нормой права.

Использование норм связано с совершением  разрешенных (дозволенных) действий управомоченными  субъектами и по своему желанию. Например, участие в демонстрации, передвижение по территории Республики Беларусь, подача жалобы, заявления в соответствующий орган, издание Президентом Республики Беларусь Указа «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений», принятие Советом Министров Республики Беларусь постановления об утверждении «Положения о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью организаций». Следовательно, осуществляется использование уполномочивающих правовых норм.

Все три названные формы реализации норм административного права взаимосвязаны и взаимодействуют. В юридической литературе некоторые ученые определили их как формы непосредственной реализации правовых норм. Обосновывается это тем, что соблюдение, воплощение и использование административно-правовых норм осуществляется различными субъектами управленческих общественных отношений (государственные и негосударственные органы, государственные служащие, граждане) на основе равенства в процессе своей деятельности.

 

Однако вышеназванных форм не всегда достаточно для реализации административно-правовой нормы. В ряде случаев реализация возможна лишь при участии соответствующих компетентных, обладающих властными полномочиями органов. Такую реализацию называют применением норм административного права.

Применение административно-правовых норм — это деятельность компетентных органов по изданию индивидуальных правовых актов в рамках, предусмотренных нормами. Конечно, применение — это своего рода исполнение и использование, но оно реализуется в иной форме и может осуществляться лишь субъектами, обладающими специальными властными полномочиями, т.е. соответствующими государственными органами, должностными лицами, представителями власти или иными уполномоченными субъектами. Такими органами могут быть не только органы государственного управления, но и суды, прокуратура. К иным субъектам относятся, например, товарищеские суды, общественные инспекторы, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях и др.

Применение норм административного  права может осуществляться в двух формах: оперативной (условное название) и правоохранительной деятельности.

Оперативная деятельность проявляется в издании индивидуальных правовых актов, например, акта о приеме на работу или увольнении с работы, о поощрении конкретных работников, о создании предприятия. Некоторые ученые полагают, что к этой форме относится и организационная работа.

Правоохранительная деятельность направлена на охрану норм права от каких бы то ни было нарушений. Она может выражаться в применении мер административного и дисциплинарного принуждения к правонарушителям, в исполнении административных и дисциплинарных взысканий, а также в принятии мер по предупреждению правонарушений в будущем. Рассматриваемая деятельность характерна в первую очередь для правоохранительных органов (суда, прокуратуры, внутренних дел, инспекций). Не исключается она в тех или иных пределах из правомочий иных органов государственного управления, администрации предприятий, учреждений и некоторых общественных органов.

 

Заключение

Первичными  элементами административного права, на базе которых строится система отрасли, являются административно-правовые нормы. Их можно понимать как установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения в сфере деятельности исполнительной власти, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принуждением. Норма содержит правило, модель должного поведения при наличии определенных условий.

Огромное  множество административно-правовых норм можно поделить на виды по самым  разным критериям. Наиболее важными для понимания этих норм являются критерии их сущности, содержания и формы.

По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на регулятивные, содержащие правила созидательной, нормальной деятельности, и охранительные, призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений. И, соответственно, административное право можно рассматривать как комплекс, состоящий из норм, регламентирующих созидательную деятельность исполнительной власти и ее охранительную деятельность.

Используя в качестве критерия группировки  метод воздействия на поведение субъектов, можно выделить нормы обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, поощрительные.

Критерий  предела действия норм (по территории, кругу лиц) позволяет отделить общеобязательные нормы от внутриаппаратных. В числе общеобязательных — республиканские, субъектов республики, городские, районные, поселковые, сельские. Среди внутриаппаратных можно выделить общеаппаратные, межведомственные, ведомственные, локальные (действующие в пределах отдельной организации).

Юридическая сила норм зависит от положения тех  органов, которые приняли акты, содержащие нормы. Иными словами, иерархия норм отражает иерархию органов, их принявших. Различаются нормы законодательные и подзаконные. Последние могут содержаться в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах и постановлениях ведомственных органов, постановлениях глав администраций.

 

Список использованных источников.

  1. Административное право: учебное пособие/Д. А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко; под общ. ред. Доктора юр. наук, проф.  Д. А. Гавриленко. – Минск: Амалфея, 2002. – 416 с.
  2. Административное право: История. Наука. Предмет. Нормы. В 2-х частях. Ч. 1 / Старилов Ю.Н. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1998. – 392 с.
  3. Административное право и процесс: курс интенсивной подготовки/ Д. Е. Тагунов, П. С. Забелов. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 208 с.
  4. Административное право Республики Беларусь: курс лекций/ И.И. Мах. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2006. – 543 с.
  5. Административное право: учебное пособие/ Л.М. Рябцев [и др.]; под общ. ред. Л.М. Рябцева – Минск: Амалфея, 2009. – 432 с.
  6. А.Л. Бачило , Н.Е Сокол. Сравнительное административное право(краткий курс лекций). – Минск, 2003.
  7. Административное право: ответы на экзаменац. вопр. / Т.В. Телятицкая. – 3-е изд., перераб. и доп. – Минск: Тетрасистемс, 2009. –208 с.
  8. Д.К. Бахрах «Административное право», учебник для вузов, Москва,2004 г.
  9. Забелов С.М., Забелов П.С. Административное право.: Курс лекций - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003.
  10. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. -М.,1978.
  11. Курс административного права Республики Беларусь/ А.Н. Крамник. 2-е изд., исправ. и дополн. – Минск: Тесей, 2006. – 616 с.
  12. Общая теория права/под ред. А.С. Пиголкина. М.,1996.
  13. Слободчиков Н.А. Нормы права: Виды правовых норм, регулирующих деятельность органов внутренних дел: Учеб. Пособие. – Мн., 1992.
  14. Теория государства и права: Курс лекций/ под. ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько., 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000.
  15. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993.

 


Информация о работе Виды административно-правовых норм