Понятие и виды административно-правовых норм

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 04:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы является раскрытие и изучение понятия и видов административно-правовых норм.
Задачами представленной работы является: раскрыть понятие административно-правовой норме; выявить особенности ее содержания и структуры; изучить классификацию норм административного права; определить действие административно-правовых норм во времени, в пространстве и по круга лиц.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Природа административно-правовой нормы 5
Понятие административно-правовой нормы 5
1.2 Особенности содержания и структуры
административно-правовой нормы 7
2. Виды норм административного права 11
3. Действие административно-правовых норм во времени, в пространстве и по круга лиц 17
3.1Действие административно-правовой нормы во времени 18
3.2 Действие административно-правовых норм в пространстве 22
3.3 Действие административно-правовых норм по кругу лиц 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Административное право!!!.docx

— 119.58 Кб (Скачать)

 

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет

путей  сообщения»

ИИФО

 

 

Кафедра «Уголовно-правовые дисциплины»

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по предмету «Административное право»

на тему «Понятие и виды административно-правовых норм»

ВАРИАНТ № 3

 

      

           Выполнил (а): Бердникова О.Н.

           Специальность: Юриспруденция

           Зачетная книжка № Кп10-Ю-003

           Проверил (а): Туркулец С.Е.

 

Дата сдачи: 20.02.2012

 

 

 

 

Хабаровск,2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Природа административно-правовой нормы                                                    5

    1. Понятие административно-правовой нормы                                                   5

1.2 Особенности содержания и структуры

административно-правовой нормы                                                                       7

2. Виды норм административного права 11

3. Действие административно-правовых норм во времени, в пространстве и по круга лиц                                                                                                           17

3.1Действие административно-правовой нормы во времени                           18

3.2 Действие административно-правовых  норм в пространстве                      22

3.3 Действие административно-правовых норм по кругу лиц                          27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сущность и социальное назначение административного права, специфика административно-правового  регулирования общеcтвенных отношений  раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание данной правовой отрасли, и позволяют определить ее место в правовой системе Российской Федерации, устанавливают правовой режим взаимоотношений субъектов  государственного управления и местного самоуправления, определяют права, свободы  и обязанности граждан в сфере  исполнительной власти и гарантии их реализации.

Нормы административного  права не только упорядочивают, закрепляют и защищают новые общественные отношения, возникающие при переходе крыночной  экономике, но и вытесняют из сферы  исполнительной власти (государственного управления) общественные отношения, не отвечающие современным условиям. Во многих его нормах определяется механизм исполнения, претворения в жизнь, применения требований законов к  конкретным обстоятельствам и объектам управления. В этом и заключается актуальность выбранной темы.

Целью представленной работы является раскрытие и изучение понятия и видов административно-правовых норм.

 Задачами представленной  работы является:

- раскрыть понятие административно-правовой норме;

-выявить особенности  ее содержания и структуры;

-изучить классификацию  норм административного права;

-определить действие административно-правовых норм во времени, в пространстве и по круга лиц;

Первая глава посвящается  вопросам понятия административно-правовой нормы и особенностям ее содержания и структуры. Для их раскрытия в основном использовалась такая литература как: Кодекс об административных правонарушениях, (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001), (действующая редакция)

печатные издания таких  авторов, как Алехин А.П..  Кармолицкий  А.А., Козлов  Ю.М.,  Попова. Л.Л., Птров О.В., Овсянко  Д.М.

Во второй главе, в которой  раскрывается  классификация норм административного права, основными источниками выступают печатные издания таких авторов, как Бахрах, Д.Н.; Кикот, В.Я., Алехин А.П..  Кармолицкий  А.А., Козлов  Ю.М., Тихомиров, Ю.А., Анисимов П.В. 

Третья глава, в которой  освещены вопросы действия административно-правовых норм во времени, в пространстве и по круга лиц, основывается на мнении таких авторов как Габричидзе  Б.Н., Тихомиров  Ю.А., Овсянко  Д.М., Кикот  В.Я.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Природа административно-правовой нормы

1.1Понятие административно-правовой нормы

 

Любая отрасль права состоит  из юридических норм, является их организованной совокупностью. Первичными «кирпичиками»  административного права, «клеточками», на базе которых формируется система  отрасли, являются административно-правовые нормы. Их можно понимать как установленные  или санкционированные государством правила, регулирующие отношения, возникающие  при формировании и деятельности исполнительной власти. Норма содержит правило, модель должного поведения (диспозицию) при наличии определенных условий (гипотезы). Она регулирует общественные отношения. Ее реализация обеспечивается разнообразными средствами, включая  государственное принуждение. 
Каждая норма органично включена в отраслевую систему, вне которой она действовать не может. Например, норма, устанавливающая ответственность за мелкое хулиганство, действует только «в связке» с нормой, в которой сказано, что к административной ответственности привлекаются лица, достигшие к моменту совершения проступка 16-летнего возраста; а также нормами, определяющими, кто рассматривает такие дела, обязывающими составить протокол о проступке, и многими другими. Административно-правовая норма представляет собой разновидность правовых норм. Она отражает сущность урегулированных ею общественных отношений, является необходимым элементом конкретного административно-правового акта.

Административно-правовая норма  — это правило поведения, установленное  государством с целью регулирования  общественных отношений в сфере  государственного управления. 1

Нормы административного  права определяют границы надлежащего, допустимого и рекомендованного поведения людей, деятельности органов  исполнительной власти, их должностных лиц, а также предприятий, учреждений, организаций и трудовых коллективов в сфере исполнительной власти.

Нормы административного  права устанавливают правовой режим  взаимоотношений субъектов государственного управления и местного самоуправления, порядок осуществления организационно-управленческой деятельности, определяют права и  обязанности граждан в сфере  исполнительной власти и гарантии их реализации. Среди норм административного  права значительное место занимают нормы об ответственности (административной, дисциплинарной, материальной).

Большая часть норм административного  права носит императивный (приказной) характер, их реализация подкрепляется  возможностью применения принудительной силы государства

Административно-правовая норма - это нормативно-правовые, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения  управленческого характера, возникающие  в процессе осуществления государственной  деятельности.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности содержания и структуры административно-правовой нормы

 

Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило  поведения, соблюдение которого гарантируется  различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также  применением в отношении тех, кто его не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность). Подобные качества в полной мере присущи  административно-правовым нормам, воздержаться (запреты), какие совершать необходимо (предписания). В этом и выражается по существу управляющее воздействие  на поведение; Нормы этой отрасли права несут на себе отпечаток общественных отношений, составляющих ее предмет. Соответственно проявляются определенные особенности, характерные для административно- правовых норм.

К особенностям административно-правовых норм относятся:

а) административно-правовые нормы преследуют цель обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования, как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;

б) административно-правовые нормы определяют тот или иной вариант должного, то есть, соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления и выполняющих тот или ; иной объем его функций (например, администрация края, области), либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения, граждане). Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совершать необходимо (предписания). В этом и выражается по существу управляющее воздействие на поведение;

в) административно-правовые нормы, действуя в сфере государственного управления, прежде всего и главным образом предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований законов Российской Федерации. Тем самым они выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти;

г) административно-правовые нормы, определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;

д) административно-правовые нормы в отличие от многих других отраслей российского права имеют  свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросовестное выполнение их требований и т.п.). Имеется в виду административная ответственность, как правило, наступающая  во внесудебном порядке. В таком  же аспекте можно говорить и о  дисциплинарной ответственности, рамки применения которой несравненно уже, чем у административной ответственности (исключительно служебные отношения). Административные средства правозащиты не являются чисто административно-правовой прерогативой. С их помощью практически осуществляется защита не только административно-правовых норм и регулируемых ими управленческих отношений, но и норм многих других отраслей права (например, трудового, финансового, земельного и т.п.);

е) административно-правовые нормы во многих случаях могут  выступать в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника. Так, с их помощью обеспечивается урегулирование финансовых, земельных, трудовых и иных отношений; именно на их основе определяется порядок взимания налогов, сборов, осуществляется государственный  контроль за соблюдением налогового, природоохранного, трудового законодательства, устанавливаются основные организационные начала предпринимательской деятельности и т.п.;

ж) административно-правовые нормы достаточно часто устанавливаются  непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно  ее субъектами.

Давая общую характеристику административно-правовым нормам, необходимо обратить внимание на некоторые их особенности. Прежде всего, следует  решить вопрос о соотношении правоисполнения (правоприменения) и правоустановления (правотворчества).

Любая правовая норма есть акт правотворчества и административно-правовые нормы не представляют собой какого-либо исключения. За соответствующими субъектами исполнительной власти действующим  законодательством закреплены полномочия по самостоятельному установлению правовых норм. Налицо административное законотворчество.

Об этом, в частности, свидетельствует  тот факт, что действующим законодательством  установлено, что нормативные акты субъектов исполнительной власти издаются «во исполнение» законов.3

Административно-правовая норма  состоит из таких составляющих как:

1) гипотеза - условие действия  административно-правовых норм 

2) диспозиция - правило поведения,  предписываемое, дозволенное или  рекомендуемое данной нормой права

3) санкция - меры административного  и дисциплинарного воздействия. 

Однако и здесь имеются  определенные особенности. Так, не во всех случаях четко выражается гипотеза. Она нередко обнаруживает себя в виде юридических фактов (например, достижение определенного возраста, совершение административного правонарушения и т.п.). При регламентации деятельности аппарата управления она прямо не выражена, а предполагается в качестве условия соответствия этой деятельности установленной компетенции того или иного субъекта исполнительной власти.

Гипотеза содержит указание на фактические условия реализации нормы, обстоятельства, при наличии  которых надо или можно действовать  определенным образом. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы  административного права, являются юридическими фактами, порождающими, изменяющими  или прекращающими административные правоотношения.

Диспозиция - центральная  часть административно-правовой нормы - определяет само правило поведения, предписываемое, дозволяемое или  рекомендуемое данной нормой права. 4

В санкции административно-правовой нормы указываются неблагоприятные  последствия, наступающие для нарушителей  установленного данной нормой правила. Санкция предусматривается, как  правило, в виде конкретных мер дисциплинарного  или административного воздействия, причем далеко не все нормы имеют  таковые. Например, нормы, регулирующие управленческую деятельность, исходят  из того, что взаимоотношения между, вышестоящими и нижестоящими административно-управленческими  работниками строятся на началах  государственного управления, либо так  или иначе затрагивающими ее интересы.5

Информация о работе Понятие и виды административно-правовых норм