Понятие и виды административно-правовых норм

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 04:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы является раскрытие и изучение понятия и видов административно-правовых норм.
Задачами представленной работы является: раскрыть понятие административно-правовой норме; выявить особенности ее содержания и структуры; изучить классификацию норм административного права; определить действие административно-правовых норм во времени, в пространстве и по круга лиц.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Природа административно-правовой нормы 5
Понятие административно-правовой нормы 5
1.2 Особенности содержания и структуры
административно-правовой нормы 7
2. Виды норм административного права 11
3. Действие административно-правовых норм во времени, в пространстве и по круга лиц 17
3.1Действие административно-правовой нормы во времени 18
3.2 Действие административно-правовых норм в пространстве 22
3.3 Действие административно-правовых норм по кругу лиц 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Административное право!!!.docx

— 119.58 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

  1. Виды норм административного права

 

Существуют различные  виды административно-правовых норм. Основаниями их подразделения на виды являются: содержание; форма выражения установленных правил; круг лиц, на которых они распространяются; порядок действия норм в пространстве и другие признаки.

Рис.1. Классификация административно-правовых норм6

Существуют различные  критерии классификации административно-правовых форм. Наиболее общий характер имеет  выделение двух основных видов этих норм: материальные и процессуальные.

Материальные  административно-правовые нормы характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина; нормы, определяющие основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти и т.п. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и различного рода объектов управления, их взаимные юридические возможности.

Процессуальные  административно-правовые нормы регламентируют динамику государственного управления и связанных с ним управленческих отношений. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок производства по делам об административных правонарушениях и т.п. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.7

Важное значение имеет  классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного  юридического содержания. В ее основе тот или иной вариант метода административно-правового  регулирования управленческих общественных отношении. С этих позиций выделяются следующие виды административно-правовых норм:

а) обязывающие, то есть, предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия. Содержащиеся втакого рода нормах веления могут быть выражены как обязательное предписание. Например, при приеме на работу в государственное учреждение администрация обязана издать приказ; при получении жалобы гражданина орган управления (должностное лицо) обязан рассмотреть ее в течение тридцати дней; возникающее общественное или коммерческое объединение обязано пройти регистрацию в органах юстиции; при проникновении в жилище против воли проживающих в нем граждан полиция обязана в течение 24 часов уведомить об этом прокурора и т.п.

В настоящее время управленческая практика исходит из необходимости резкого сокращения прямых предписаний. Обойтись же без них реальный механизм государственного управления объективно нее может. Нельзя забывать и о том, что само правовое регулирование в своем ведущем проявлении сводится именно к правовым предписаниям, характер которых может быть различным.

В частности это выражается в том, что многие обязывающие (или  предписывающие) административно-правовые нормы формулируются не в виде прямых обязательных предписаний, а  лишь как определение общих или  специальных обязанностей участников регулируемых управленческих отношений. По существу, такого рода нормами определяются основы компетенции субъекта государственно-управленческой деятельности. Применительно к гражданам закрепляемые нормой административного права их общие обязанности являются элементом их административно-правового статуса;

б) запрещающие, то есть, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Запреты могут носить общий либо специальный характер. Например, общим является запрещение действий (бездействий), подпадающих под признаки административного правонарушения. Полиции запрещено применение специальных средств и огнестрельного оружия в отношении женщин (с явными признаками беременности), лиц с явными признаками инвалидности и малолетних (несовершеннолетних) и т.п. Это — специальный запрет;

в) уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные) нормы. Объединяет эти разнообразные по наименованию нормы то, что в них выражается предусматриваемая административно-правовой нормой возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Главное состоит в том, что отсутствуют прямые предписания, равно как и запреты. Но норма создает определенный правовой режим, в рамках которого участники регулируемых управленческих отношений действуют не произвольно, а подчиняясь указанному режиму. Отсутствие предписаний и запретов свидетельствует о наличии иного «рычага» юридического воздействия, а именно — разрешения. Фактически дозволение суть разрешение данной нормой в данных условиях совершать либо не совершать данные действия; дозволительные нормы, соответственно, могут характеризоваться как разрешительные.

г) стимулирующие – обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должного поведения участников регулируемых управленческих отношений. Например: установление налоговых льгот.

д) рекомендательные – носят рекомендательный характер. Например, регулирование взаимоотношения субъектов исполнительной власти и негосударственных образований. Природа их отличается своеобразием, ибо рекомендации, как правило, не имеют юридически-обязательного характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований.8

Административно-правовые нормы  классифицируются и по иным критериям. Так, по адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:

а) организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. различных звеньев аппарата государственного управления;

б) административно-правовой статус государственных служащих —  работников управленческого аппарата;

в) ключевые вопросы организации  и деятельности и государственных  предприятий и учреждений;

г)административно-правовой статус общественных объединений;

д) отдельные стороны функционирования различного рода коммерческих структур, включая частные;

е) административно-правовой статус граждан,

По содержанию административно-правовые нормы группируются в правовые институты – совокупности определенных правовых норм, родственных по содержанию регулируемых ими общественных отношений. Соответственно весьма многочисленные административно-правовые нормы подразделяются на следующие виды норм:

1. закрепляющие права,  обязанности и ответственность  (статус) субъектов административного  права: граждан, органов исполнительной  власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций;

2. определяющие формы  и методы реализации исполнительной  власти;

3. устанавливающие административную  ответственность за правонарушения, не являющиеся преступлениями;

4. регулирующие административно-процессуальную  деятельность;

5. обеспечивающие законность  в деятельности органов исполнительной  власти;

6. определяющие основные  положения по организации государственного  управления в экономической, социально-культурной  и административно-политической  сферах.

По содержанию административно-правовые нормы делятся на

а) общие – регулирующие общие отношения общего характера  для всех отраслей и сфер;

б) особенные – регулирующие общие отношения в конкретной сфере управления. Например: в экономике, культуре, общественной безопасности.9

С учетом федеративного устройства России административно правовые нормы  по своему масштабу подразделяются на:

- общефедеральные,

- устанавливаемые субъектами  федерации (республиканские, территориальные или региональные и т.п.).

- По объему регулирования  административно-правовые нормы  могут быть: - общи ми,

- межотраслевыми,

- отраслевыми,

- местными.

Наконец, административно-правовые нормы могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма  исполнительной власти), либо общеобязательный характер. В последнем случае их действие охватывает все виды участников регулируемых управленческих отношений.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Действие административно-правовых норм во времени, в пространстве и по круга лиц

 

Административно-правовые нормы  можно подразделить на виды, избрав в качестве критерия порядок их действия во времени, пространстве и по кругу  лиц. Согласно общему правилу административные нормы вступают в силу с момента  их доведения до сведения исполнителей. В отдельных случаях они вступают в силу в срок, указанный в нормативном  акте.

Действие норм права рассчитано, как правило, на неопределенное время. Акт, содержащий административно-правовые нормы, не имеет обратной силы, а  если будут исключения, то об их наличии  указывается в самом акте.

Действие административно-правовых норм в пространстве связано с  положением органа, издавшего акт. Поэтому  различают нормы, которые действуют  на территории России, и нормы местного характера, нормы общего и отраслевого  характера, а также нормы локального характера.

По кругу лиц административно-правовые нормы действуют с учетом того, распространяются устанавливаемые  ими правила на всех граждан или  на отдельные их группы (военнослужащие и др.).

В зависимости от порядка  реализации прав и обязанностей участников административно-правовых отношений  различают: материальные нормы; уставные нормы, определяющие систему, компетенцию, права и обязанности органов  управления и должностных лиц; процессуальные нормы, определяющие способы, порядок, процедуры деятельности по реализации прав и обязанностей.11

 

 

 

3.1Действие административно-правовой нормы во времени

 

Вопрос о действии правовой нормы во времени имеет очень  большое практическое значение. От его правильного решения довольно часто зависит, какой закон — новый или старый — будет применяться к конкретным отношениям, как будут осуществляться его предписания. 
Чтобы определить временные рамки действия нормы, нужно выяснить, когда она начала действовать и когда ее действие прекратилось. А для решения вопроса о вступлении нормы в силу следует знать два обстоятельства:

1) дату ее вступления  в силу;

2) пределы ее действия  после вступления в силу.

По общему правилу, федеральный  конституционный закон, федеральный  закон, а значит, и содержащаяся в  нем норма вступает в силу через 10 дней после официального опубликования, если законодатель не установит иной срок.

Нередко в постановлении  о вступлении закона в силу оговаривается  разное время начала действия разных норм (статей, пунктов), содержащихся в  одном законе.

Нормы, содержащиеся в актах  Президента и Правительства России, вступают в силу по истечении семи дней после опубликования в Собрании законодательства Российской Федерации, Российской газете, если в акте не установлен иной срок.

Нормативные акты федеральных  министерств и ведомств, затрагивающие  права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, прошедшие государственную  регистрацию в Министерстве юстиции  Российской Федерации, подлежат официальному опубликованию в Российской газете, если иное не предусмотрено законодательством. Они вступают в силу со дня опубликования  или с указанной в акте даты после дня опубликования (а акты, расширяющие права, и ранее).

Акты иных органов исполнительной власти, по общему правилу, вступают в  силу немедленно, если не назван иной срок. 
Значит, норма административного права начинает действовать на основе общего правила (через 10, 7 дней после опубликования, немедленно) или со специально названного срока.

Как решается вопрос о пределах действия новой нормы? Можно различать  три варианта пределов действия:

• перспективное — на факты, отношения, возникшие после  вступления ее в силу (например, норма, усиливающая наказание);

• немедленное — на вновь  возникшие и ранее возникшие  правоотношения, но с даты вступления ее в силу;

• с обратной силой —  на вновь возникшие отношения  и на правоотношения, которые возникли до ее вступления в силу, но с более  ранней даты (например, норма, которая  устраняет, смягчает ответственность).

А когда прекращается действие нормы? Здесь тоже нужно знать  дату ее отмены и также то, полностью  она прекратила действие или нет. Иными словами, установив дату отмены, следует еще уточнить, полностью  или частично она перестала действовать.

Норма может быть отменена прямо, в этих случаях четко определяется дата, когда она перестает действовать. Под косвенной отменой понимается принятие новой нормы, что означает прекращение действия старой нормы  со дня вступления в силу новой. Возможен и такой вариант: норма была срочной, то есть заранее было установлено  время ее действия, по истечении которого она утрачивает силу.

Информация о работе Понятие и виды административно-правовых норм