Понятие и виды административно-правовых норм

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 04:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы является раскрытие и изучение понятия и видов административно-правовых норм.
Задачами представленной работы является: раскрыть понятие административно-правовой норме; выявить особенности ее содержания и структуры; изучить классификацию норм административного права; определить действие административно-правовых норм во времени, в пространстве и по круга лиц.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Природа административно-правовой нормы 5
Понятие административно-правовой нормы 5
1.2 Особенности содержания и структуры
административно-правовой нормы 7
2. Виды норм административного права 11
3. Действие административно-правовых норм во времени, в пространстве и по круга лиц 17
3.1Действие административно-правовой нормы во времени 18
3.2 Действие административно-правовых норм в пространстве 22
3.3 Действие административно-правовых норм по кругу лиц 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Административное право!!!.docx

— 119.58 Кб (Скачать)

В свою очередь, статус религиозных  организаций регулируется Федеральным  законом "О свободе совести  и о религиозных объединениях". В качестве других примеров можно  привести Правила аккредитации и  пребывания корреспондентов иностранных  средств массовой информации на территории Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1055, в ред. от 7 июня 2002 г.) и Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. № 941). 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Любая отрасль права состоит  из юридических норм, является их организованной совокупностью. Первичными элементами административного права, «кирпичиками», на базе которых строится система  отрасли, являются административно-правовые нормы. Их можно понимать как установленные  или санкционированные государством правила.

Административно-правовая норма  — это правило поведения, установленное  государством с целью регулирования  общественных отношений в сфере  государственного управления.

Административно-правовая норма  состоит из таких составляющих как:

1) гипотеза - условие действия  административно-правовых норм 2) диспозиция - правило поведения, предписываемое, дозволенное или рекомендуемое  данной нормой права 

3) санкция - меры административного  и дисциплинарного воздействия. 

Однако и здесь имеются  определенные особенности. Так, не во всех случаях четко выражается гипотеза. Она нередко обнаруживает себя в виде юридических фактов (например, достижение определенного возраста, совершение административного правонарушения и т.п.).

Существуют различные  виды административно-правовых норм. Основаниями их подразделения на виды являются: содержание; форма выражения установленных правил; круг лиц, на которых они распространяются; порядок действия норм в пространстве и другие признаки.

Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов  этих норм: материальные и процессуальные.

Важное значение имеет  классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного  юридического содержания. В ее основе тот или иной вариант метода административно-правового  регулирования управленческих общественных отношении. С этих позиций выделяются следующие виды административно-правовых норм:

а) обязывающие,

б) запрещающие,

в) уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные) нормы,

г) стимулирующие,

д) рекомендательные,

Административно-правовые нормы  классифицируются и по иным критериям. Так, по адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:

а) организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. различных звеньев аппарата государственного управления;

б) административно-правовой статус государственных служащих —  работников управленческого аппарата;

в) ключевые вопросы организации  и деятельности и государственных  предприятий и учреждений;

г)административно-правовой статус общественных объединений;

д) отдельные стороны функционирования различного рода коммерческих структур, включая частные;

е) административно-правовой статус граждан,

По содержанию административно-правовые нормы группируются в правовые институты

Соответственно весьма многочисленные административно-правовые нормы подразделяются на следующие виды норм:

1. закрепляющие права,  обязанности и ответственность  (статус) субъектов административного  права: граждан, органов исполнительной  власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций;

2. определяющие формы  и методы реализации исполнительной  власти;

3. устанавливающие административную  ответственность за правонарушения, не являющиеся преступлениями;

4. регулирующие административно-процессуальную  деятельность;

5. обеспечивающие законность  в деятельности органов исполнительной  власти;

6. определяющие основные  положения по организации государственного  управления в экономической, социально-культурной  и административно-политической  сферах.

По содержанию административно-правовые нормы делятся на

а) общие – регулирующие общие отношения общего характера  для всех отраслей и сфер;

б) особенные – регулирующие общие отношения в конкретной сфере управления. Например: в экономике, культуре, общественной безопасности

С учетом федеративного устройства России административно правовые нормы  по своему масштабу подразделяются на:

- общефедеральные,

- устанавливаемые субъектами  федерации (республиканские, территориальные или региональные и т.п.).

- По объему регулирования  административно-правовые нормы  могут быть: - общи ми,

- межотраслевыми,

- отраслевыми,

- местными.

Наконец, административно-правовые нормы могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма  исполнительной власти), либо общеобязательный характер. В последнем случае их действие охватывает все виды участников регулируемых управленческих отношений.

Административно-правовые нормы  можно подразделить на виды, избрав в качестве критерия порядок их действия во времени, пространстве и по кругу лиц. Согласно общему правилу административные нормы вступают в силу с момента их доведения до сведения исполнителей. В отдельных случаях они вступают в силу в срок, указанный в нормативном акте.

Действие норм права рассчитано, как правило, на неопределенное время. Акт, содержащий административно-правовые нормы, не имеет обратной силы, а  если будут исключения, то об их наличии  указывается в самом акте.

Действие административно-правовых норм в пространстве связано с  положением органа, издавшего акт. Поэтому  различают нормы, которые действуют  на территории России, и нормы местного характера, нормы общего и отраслевого  характера, а также нормы локального характера.

По кругу лиц административно-правовые нормы действуют с учетом того, распространяются устанавливаемые  ими правила на всех граждан или  на отдельные их группы (военнослужащие и др.).

В зависимости от порядка  реализации прав и обязанностей участников административно-правовых отношений  различают: материальные нормы; уставные нормы, определяющие систему, компетенцию, права и обязанности органов  управления и должностных лиц; процессуальные нормы, определяющие способы, порядок, процедуры деятельности по реализации прав и обязанностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1.Конституция Российской Федерации.  Принята всенародным голосованием 12.12.1993 [Текст] // Российская газета. –  25.12.1993. – № 237.

2.Кодекс об административных правонарушениях, (КоАП РФ) [Электронный ресурс]6 федеральный закон от  30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от  20.12.2001) // Справочно-правовая система «Гарант».

3.Алехин, А.П. Административное право Российской Федерации [Электронный ресурс]: Учебник /Под ред. А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. - М.: «ЗЕРЦАЛО ТЕИС», 2009. - 317с.

4.Анисимов, П.В. Административное  право [Электронный ресурс]: Учебное  пособие /Под ред. в.д. Симухин,  П.В. Анисимов – М.: Ось-89,2009. –  329 с.

5. Бахрах, Д.Н. Административное право [Электронный ресурс]: Учебник/ под ред. Д.Н. Бахрах - М.: БЕК, 2010. – 241с.

6.Габричидзе, Б.Н. Административное право [Электронный ресурс]: Учебник / под ред. Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. - М.: Проспект, 2009. -423с.

8.Гиреев, В.Н. Административное право [Электронный ресурс]: Учебник / под ред. В.Н.Гиреева. М.: Инфра – Норма,2008. – 253с.

9. Козлова, Ю.М.  Административное Право [Электронный ресурс]: Учебник для вузов./ под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л.Попова. - М.:ЮРИСТЪ, 2009. – 215с.

10. Кикот, В.Я. Административное право [Электронный ресурс]: методическое пособие/под ред. В.Я. Кикот - М: Юнити-Дана, 2009.- 185с.

11. Овсянко Д.М. Административное право: [Электронный ресурс]: Учебное пособие/под ред. Д,М,Овсянко. -   3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2009. - 468 с.

12.Петров, О.В. Административное право России с учетом КоАП. Конспект лекций [Электронный ресурс]: методическое пособие/под ред. О,В, Петрова -М.: НОРМА, 2009. – 126с.

13.Попов, Л.Л. Административное право [Электронный ресурс]: учебник /под ред  Л.Л. Попова. М.: ЮРИСТ,2009. - 425с.

 

14. Стахов, А.И. Административное право [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов /под ред А.И.Стахова. М.: ЮНИТИ – Дана, Закон и право,2008. – 169с.

15. Тихомиров, Ю.А. Курс административного права и процесса [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Ю.А. Тихомиров - М.: НОРД, 2008. – 329с.

 

1 Алехин, А.П. Административное право Российской Федерации [Электронный ресурс]: Учебник /Под ред.  А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. - М.: «ЗЕРЦАЛО ТЕИС», 2009. - 317с.

2 Козлова, Ю.М.  Административное Право [Электронный ресурс]: Учебник для вузов./ под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л.Попова. - М.:ЮРИСТЪ, 2009. – 215с.

3 Овсянко Д.М. Административное право: [Электронный ресурс]: Учебное пособие/под ред. Д,М,Овсянко. -   3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2009. - 468 с.

4 Кодекс об административных правонарушениях, (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001), (действующая редакция)

5 Петров, О.В. Административное право России с учетом КоАП. Конспект лекций. [Электронный ресурс]: методическое пособие/под ред. О,В, Петрова -М.: НОРМА, 2009. – 126с.

6 Тихомиров, Ю.А. Курс административного права и процесса [Электронный ресурс]: учебник  / под ред. Ю.А. Тихомиров - М.: НОРД, 2008. – 329с.

7 Кикот, В.Я. Административное право [Электронный ресурс]: методическое пособие/под ред. В.Я. Кикот - М: Юнити-Дана, 2009.- 185с.

8 Алехин, А.П. Административное право Российской Федерации [Электронный ресурс]: Учебник /Под ред.  А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. - М.: «ЗЕРЦАЛО ТЕИС», 2009. - 317с.

9 Анисимов, П.В. Административное право [Электронный ресурс]: Учебное пособие /Под ред. в.д. Симухин, П.В. Анисимов – М.: Ось-89,2009. – 329 с

10 Бахрах, Д.Н. Административное право [Электронный ресурс]: Учебник/ под ред. Д.Н. Бахрах - М.: БЕК, 2010. – 241с.

11 Габричидзе, Б.Н. Административное право [Электронный ресурс]: Учебник / под ред. Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. - М.: Проспект, 2009. -423с.

12 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 [Текст] // Российская газета. – 25.12.1993. – № 237.

13 Тихомиров, Ю.А. Курс административного права и процесса [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Ю.А. Тихомиров - М.: НОРД, 2008. – 329с.

14 Овсянко Д.М. Административное право: [Электронный ресурс]: Учебное пособие/под ред. Д,М,Овсянко. -   3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2009. - 468 с.

15 Кикот, В.Я. Административное право [Электронный ресурс]: методическое пособие/под ред. В.Я. Кикот - М: Юнити-Дана, 2009.- 185с.

16 Козлова, Ю.М.  Административное Право [Электронный ресурс]: Учебник для вузов./ под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л.Попова. - М.:ЮРИСТЪ, 2009. – 215с.


Информация о работе Понятие и виды административно-правовых норм