Тактика взаимоотношений сотрудников органов внутренних дел с правонарушителями, посягающими на общественный порядок и нравственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях коренного обновления всех сфер жизни нашего общества особенно актуальны вопросы обеспечения защиты прав и законных интересов граждан. Положение, сложившееся в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности от противоправных посягательств обусловлено обстоятельствами, связанными с совершенствованием правоохранительных систем государства и формируется под воздействием различных факторов, среди которых особое место занимают такие как недостаточность правового регулирования, неукомплектованность подразделений органов внутренних дел силами и средствами, коррумпированность отдельных представителей государственных органов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и сущность административной тактики 5
2. Тактика общения сотрудников ОВД с правонарушителями, посягающими на общественный порядок и нравственность 12
3. Тактика применения мер административного принуждения и процессуальных действий в отношении нарушителей общественного порядка. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 61.63 Кб (Скачать)

Все меры административно-правового  принуждения, являясь результатом  реализации государственно-властных полномочий, имеют своей целью побудить лицо к исполнению юридических обязанностей и запретов. Таким образом, объектом принудительного воздействия в  конечном итоге оказывается не сама личность, а ее поведение.

Меры административно-правового  принуждения могут устанавливаться  только правовыми актами. Применение этих мер допускается лишь на основе законов и других нормативных  предписаний и только в пределах и формах, предусмотренных нормами  права. В противном случае административное принуждение принимает обличие  административного произвола. Следовательно, административное принуждение является правовым принуждением, направленным на реализацию правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере  государственного управления [4, c. 73].

Административно-правовое принуждение  применяется лишь уполномоченными  на то органами и должностными лицами, круг которых строго определен правовыми  актами. Как правило, к ним относятся  исполнительные органы и их должностные лица, уполномоченные на осуществление правоохранительных функций в сфере государственного управления (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы и др.). Таким образом, административное принуждение характеризуется множественностью органов и должностных лиц, полномочных применять меры данного принуждения.

Специфика управленческих отношений  объективно определяет необходимость  самостоятельной и быстрой реакции  соответствующих должностных лиц  на правонарушения, оперативного использования  ими дозволенных правом мер. В  этой связи очевидной становится особенность административного  принуждения, которое должно заключаться в немедленном его применении с целью предупредить, пресечь противоправное посягательство, безотлагательном следовании за совершенным правонарушением. Именно в этом и состоит эффект административного принуждения.

Реализация административно-правового  принуждения возможна без предварительной  судебной оценки, устанавливающей законность того или иного управленческого  решения. Таким  образом, административно-правовое принуждение характеризуется  внесудебным порядком его применения соответствующими органами и должностными лицами в процессе реализации своей компетенции без обращения в суд. Однако правом административной юрисдикции наделены суды и единолично судьи, которые рассматривают значительную категорию дел об административных правонарушениях и применяют к виновным меры административного наказания (административные взыскания, например, за мелкое хулиганство) [5, c. 84].

Административно-правовое принуждение  осуществляется в рамках особых охранительных  правоотношений, складывающихся в сфере  государственного управления и направленных на защиту общественного порядка  и общественной безопасности.

Административно-правовое принуждение  характеризует и то обстоятельство, что компетентный государственный  орган и лица, к которым оно  применяется, не связаны отношениями  организационного соподчинения, в отличие  от дисциплинарного принуждения, реализуемого в рамках государственно-служебных  отношений. Таким  образом находит свое объяснение то обстоятельство, что административно-правовое принуждение может использоваться в отношении широкого круга субъектов административного права.

Применение мер административно-правового  принуждения опосредуется регламентированным процессуальным порядком их реализации, причем процессуальный порядок применения мер административно-правового принуждения  по сравнению с процессуальным регламентом  уголовного и гражданского судопроизводства элементарен, прост, экономичен и лишен  относительно громоздкой процедуры [2, c. 64].

Административно-правовое принуждение  применяется не только к физическим лицам (гражданам РБ, иностранным гражданам и лицам без гражданства), но и в отношении юридических лиц. В связи с переходом к рыночной экономике и появлением частных, акционерных и других негосударственных предприятий, учреждений и организаций расширяется сфера применения административно-правового принуждения в виде достаточно крупных штрафных санкций за нарушение юридическими лицами общеобязательных правил, установленных законодательными актами в области строительства, за нарушение земельного, налогового и таможенного законодательства, нарушения правил пожарной безопасности, законодательства о рекламе. Посредством применения мер административно-правового принуждения вызывается особый юридический правоохранительный режим, для которого характерно неравенство органа исполнительной власти или должностного лица, применяющего ту либо иную меру административно-правового принуждения, и физического или юридического лица, к которому данные меры применяются.

Практическое применение административно-правового принуждения  способствует профилактике правонарушений. Прежде всего, это обусловлено тем, что органы внутренних дел, государственные  инспекции и другие субъекты исполнительной власти систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил и могут своевременно реагировать на их нарушение. Административно-правовое принуждение включает в себя большое количество средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), использование которых прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий. Во многих случаях административно-принудительные средства применяются к людям, в сознании которых еще не укрепились антиобщественные привычки, которые впервые, случайно совершили правонарушения. Поэтому нередко они оказывают большое воспитательное воздействие, являются важным звеном в системе профилактики преступлений. Практика убедительно свидетельствует о том, что безнаказанность мелких нарушений (пьянства, мелких хищений и т.д.), непринятие мер административно-правового принуждения к виновным увеличивает вероятность совершения новых правонарушений и даже преступлений [18, c. 84].

Одним из важнейших признаков  административно-правового принуждения  является специфическая юридическая  природа оснований его применения. Основанием административно-правового  принуждения являются, как правило, административные проступки. В отличии от авторов, связывающих реализацию данных мер лишь с административными правонарушениями, а также в строго определенных случаях и с преступлениями, не представляющими большой общественной опасности, ряд авторов в качестве основания применения административно-правового принуждения, помимо названных выше обстоятельств, называют:

1)  экстремальные социальные условия, предусмотренные правовой нормой, например, эпидемий, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, при которых меры административно-правового принуждения используются при отсутствии правонарушения и вины человека в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий, их локализации;

2)  преступления любой степени общественной опасности;

3)  объективно противоправные деяния [13, c. 79].

Административно-правовое принуждение  включает в себя различные по своему характеру и назначению принудительные меры. Эти меры могут быть объединены в различные группы в зависимости  от конкретных целей. Классификация  мер административного принуждения  имеет не только важное теоретическое, но и практическое значение, так  как позволяет определить место  каждой такой меры в системе административно-принудительных средств воздействия и, следовательно, установить основания и порядок  ее применения.

Административно-принудительные меры являются средством охраны общественных отношений от возможных нарушений, наступления вредных последствий. Реальные правонарушения ставят под  непосредственную угрозу охраняемые общественные отношения и причиняют им вред. Интересы их защиты требуют неотложной помощи со стороны государства, которое  оказывает ее в виде пресечения действий, нарушающих правовые предписания. Таковы административное задержание нарушителя, изъятие у браконьера орудий лова или охоты, запрещение эксплуатации неисправных машин и механизмов и т.п. Суть подобных мер административного  принуждения, несмотря на их многообразие, состоит в «принудительном прекращении  противоправных действий, нарушающих установленный порядок». Целевое  назначение названных средств определило и их наименование – меры административного  пресечения.

Меры административного  принуждения весьма разнообразны и  многочисленны.

В зависимости от целей  и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправным посягательством на эти отношения, все меры административного принуждения могут быть разделены на три группы:

1.  административно –  предупредительные;

2. административного пресечения (административно-пресекательные);

3. административной ответственности.

В последнее время выделяют также меры процессуального обеспечения  производства по делам об административных правонарушениях [4, c. 83].

Административно-предупредительные меры  принудительного характера применяются, как это видно из их названия, с целью предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, предотвращения иных, вредных для режима общественной безопасности явлений.  Например, они применяются при стихийных бедствиях, несчастных случаях, массовых беспорядках, сопровождающихся  насилием, и других чрезвычайных ситуациях, представляющих опасность для жизни и здоровья населения и требующих проведения аварийно – спасательных работ.

Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений. Они их предотвращают и в этом смысле предшествуют применению иных мер принуждения, направленных против виновных в совершении административных правонарушений.

Административно-предупредительные меры многофункциональны, но главная их цель – предупредить вредные, опасные для жизнедеятельности общества явления, в том числе и правонарушения.  Эти меры отличаются чрезвычайным многообразием и применяются в различных сферах общественной жизни, осуществляются различными субъектами с компетенцией контрольного и надзорного характера (специальные государственные инспекции и т.п.).  В основном они имеют отраслевой (ведомственный) профиль, но могут проводиться и органами с общей управленческой компетенцией. Административно – предупредительные меры  выступают либо в виде административных ограничений, либо как определенные административные действия в отношении той или иной категории лиц и организаций [9, c. 137].

Таким образом, под мерами административного предупреждения понимают способы и средства, направленные на предупреждение правонарушений и  недопущение их отрицательных, вредных  последствий, а также на предотвращение наступления обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан  или нормальной деятельности государственных  органов, предприятий, учреждений и  организаций.

Административно-предупредительные меры могут быть классифицированы по сходным признакам, по разным основаниям и целям применения.

На основании классификации  мер по целям применения выделяют две группы мер, административного  принуждения.

К первой группе относятся  меры, которые применяются в целях  предупреждения угрозы общественной и  личной безопасности граждан, предотвращения наступления возможных нежелательных  или вредных последствий, в частности:

1. введение карантина , т.е. специального режима въезда и выезда в местности, пораженной эпидемией или эпизоотией;

2. таможенный досмотр,  т.е. проверка вещей при переезде  через государственную границу  с целью предупреждения контрабанды;

В соответствии с Таможенным Кодексом Республики Беларусь, а именно:

ст. 10.  Таможенные органы Республики Беларусь выполняют следующие  основные функции:

п.3. принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при  осуществлении таможенного дела;

п.9. обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу Республики Беларусь;

п.10.  ведут борьбу с  контрабандой, административными таможенными  правонарушениями, пресекают незаконный оборот через таможенную границу  Республики Беларусь наркотических  средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния Республики Беларусь и  зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и  растений, находящихся под угрозой  исчезновения, их частей, других товаров, а также оказывают содействие специальным органам в борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью и в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Республики Беларусь в деятельность международной гражданской авиации;

3.  закрытие участков  государственной границы, участков  дороги или улицы в случае  аварии, происшествия, проведения массовых  мероприятий;

4. досмотр транспортных  средств;

5. принудительное медицинское  освидетельствование физического  состояния лиц, санитарного состояния  предприятий торговли и общественного  питания;

6. принудительное выселение  из домов, находящихся в аварийном  состоянии; реквизиция имущества,  т.е. временное возмездное изъятие  ( например, личного транспорта ) в силу государственной необходимости при наступлении стихийных бедствий;

7. досмотр ручной клади,  багажа и личный досмотр пассажиров  гражданских воздушных судов  в целях обеспечения безопасности  полетов, охраны жизни и здоровья  пассажиров и членов экипажа  этих судов;

Информация о работе Тактика взаимоотношений сотрудников органов внутренних дел с правонарушителями, посягающими на общественный порядок и нравственность