Все меры административно-правового
принуждения, являясь результатом
реализации государственно-властных полномочий,
имеют своей целью побудить лицо
к исполнению юридических обязанностей
и запретов. Таким образом, объектом
принудительного воздействия в
конечном итоге оказывается не сама
личность, а ее поведение.
Меры административно-правового
принуждения могут устанавливаться
только правовыми актами. Применение
этих мер допускается лишь на основе
законов и других нормативных
предписаний и только в пределах
и формах, предусмотренных нормами
права. В противном случае административное
принуждение принимает обличие
административного произвола. Следовательно,
административное принуждение является
правовым принуждением, направленным
на реализацию правовых актов, регулирующих
общественные отношения в сфере
государственного управления [4, c. 73].
Административно-правовое принуждение
применяется лишь уполномоченными
на то органами и должностными лицами,
круг которых строго определен правовыми
актами. Как правило, к ним относятся
исполнительные органы и их должностные
лица, уполномоченные на осуществление
правоохранительных функций в сфере государственного
управления (например, органы внутренних
дел, контрольно-надзорные органы и др.).
Таким образом, административное принуждение
характеризуется множественностью органов
и должностных лиц, полномочных применять
меры данного принуждения.
Специфика управленческих отношений
объективно определяет необходимость
самостоятельной и быстрой реакции
соответствующих должностных лиц
на правонарушения, оперативного использования
ими дозволенных правом мер. В
этой связи очевидной становится
особенность административного
принуждения, которое должно заключаться
в немедленном его применении с целью
предупредить, пресечь противоправное
посягательство, безотлагательном следовании
за совершенным правонарушением. Именно
в этом и состоит эффект административного
принуждения.
Реализация административно-правового
принуждения возможна без предварительной
судебной оценки, устанавливающей законность
того или иного управленческого
решения. Таким образом, административно-правовое
принуждение характеризуется внесудебным
порядком его применения соответствующими
органами и должностными лицами в процессе
реализации своей компетенции без обращения
в суд. Однако правом административной
юрисдикции наделены суды и единолично
судьи, которые рассматривают значительную
категорию дел об административных правонарушениях
и применяют к виновным меры административного
наказания (административные взыскания,
например, за мелкое хулиганство) [5, c. 84].
Административно-правовое принуждение
осуществляется в рамках особых охранительных
правоотношений, складывающихся в сфере
государственного управления и направленных
на защиту общественного порядка
и общественной безопасности.
Административно-правовое принуждение
характеризует и то обстоятельство,
что компетентный государственный
орган и лица, к которым оно
применяется, не связаны отношениями
организационного соподчинения, в отличие
от дисциплинарного принуждения, реализуемого
в рамках государственно-служебных
отношений. Таким образом находит свое
объяснение то обстоятельство, что административно-правовое
принуждение может использоваться в отношении
широкого круга субъектов административного
права.
Применение мер административно-правового
принуждения опосредуется регламентированным
процессуальным порядком их реализации,
причем процессуальный порядок применения
мер административно-правового принуждения
по сравнению с процессуальным регламентом
уголовного и гражданского судопроизводства
элементарен, прост, экономичен и лишен
относительно громоздкой процедуры [2,
c. 64].
Административно-правовое принуждение
применяется не только к физическим
лицам (гражданам РБ, иностранным гражданам
и лицам без гражданства), но и в отношении
юридических лиц. В связи с переходом к
рыночной экономике и появлением частных,
акционерных и других негосударственных
предприятий, учреждений и организаций
расширяется сфера применения административно-правового
принуждения в виде достаточно крупных
штрафных санкций за нарушение юридическими
лицами общеобязательных правил, установленных
законодательными актами в области строительства,
за нарушение земельного, налогового и
таможенного законодательства, нарушения
правил пожарной безопасности, законодательства
о рекламе. Посредством применения мер
административно-правового принуждения
вызывается особый юридический правоохранительный
режим, для которого характерно неравенство
органа исполнительной власти или должностного
лица, применяющего ту либо иную меру административно-правового
принуждения, и физического или юридического
лица, к которому данные меры применяются.
Практическое применение
административно-правового принуждения
способствует профилактике правонарушений.
Прежде всего, это обусловлено тем,
что органы внутренних дел, государственные
инспекции и другие субъекты исполнительной
власти систематически осуществляют контроль
за соблюдением соответствующих правил
и могут своевременно реагировать на их
нарушение. Административно-правовое
принуждение включает в себя большое количество
средств пресечения (задержание граждан,
запрещение эксплуатации механизмов и
т.д.), использование которых прекращает
антиобщественные действия, предотвращает
наступление общественно вредных последствий.
Во многих случаях административно-принудительные
средства применяются к людям, в сознании
которых еще не укрепились антиобщественные
привычки, которые впервые, случайно совершили
правонарушения. Поэтому нередко они оказывают
большое воспитательное воздействие,
являются важным звеном в системе профилактики
преступлений. Практика убедительно свидетельствует
о том, что безнаказанность мелких нарушений
(пьянства, мелких хищений и т.д.), непринятие
мер административно-правового принуждения
к виновным увеличивает вероятность совершения
новых правонарушений и даже преступлений
[18, c. 84].
Одним из важнейших признаков
административно-правового принуждения
является специфическая юридическая
природа оснований его применения.
Основанием административно-правового
принуждения являются, как правило,
административные проступки. В отличии
от авторов, связывающих реализацию данных
мер лишь с административными правонарушениями,
а также в строго определенных случаях
и с преступлениями, не представляющими
большой общественной опасности, ряд авторов
в качестве основания применения административно-правового
принуждения, помимо названных выше обстоятельств,
называют:
1) экстремальные социальные
условия, предусмотренные правовой нормой,
например, эпидемий, стихийных бедствий
и других чрезвычайных обстоятельств,
при которых меры административно-правового
принуждения используются при отсутствии
правонарушения и вины человека в целях
предупреждения возникновения тех или
иных опасных последствий, их локализации;
2) преступления любой степени
общественной опасности;
3) объективно противоправные
деяния [13, c. 79].
Административно-правовое принуждение
включает в себя различные по своему
характеру и назначению принудительные
меры. Эти меры могут быть объединены
в различные группы в зависимости
от конкретных целей. Классификация
мер административного принуждения
имеет не только важное теоретическое,
но и практическое значение, так
как позволяет определить место
каждой такой меры в системе административно-принудительных
средств воздействия и, следовательно,
установить основания и порядок
ее применения.
Административно-принудительные
меры являются средством охраны общественных
отношений от возможных нарушений,
наступления вредных последствий.
Реальные правонарушения ставят под
непосредственную угрозу охраняемые общественные
отношения и причиняют им вред.
Интересы их защиты требуют неотложной
помощи со стороны государства, которое
оказывает ее в виде пресечения действий,
нарушающих правовые предписания. Таковы
административное задержание нарушителя,
изъятие у браконьера орудий лова
или охоты, запрещение эксплуатации
неисправных машин и механизмов
и т.п. Суть подобных мер административного
принуждения, несмотря на их многообразие,
состоит в «принудительном прекращении
противоправных действий, нарушающих
установленный порядок». Целевое
назначение названных средств определило
и их наименование – меры административного
пресечения.
Меры административного
принуждения весьма разнообразны и
многочисленны.
В зависимости от целей
и способа обеспечения правопорядка,
определяемых объективным характером
общественных отношений и противоправным
посягательством на эти отношения, все
меры административного принуждения могут
быть разделены на три группы:
1. административно –
предупредительные;
2. административного пресечения
(административно-пресекательные);
3. административной ответственности.
В последнее время выделяют
также меры процессуального обеспечения
производства по делам об административных
правонарушениях [4, c. 83].
Административно-предупредительные
меры принудительного характера применяются,
как это видно из их названия, с целью предупреждения
возможных правонарушений в сфере государственного
управления, предотвращения иных, вредных
для режима общественной безопасности
явлений. Например, они применяются
при стихийных бедствиях, несчастных случаях,
массовых беспорядках, сопровождающихся
насилием, и других чрезвычайных ситуациях,
представляющих опасность для жизни и
здоровья населения и требующих проведения
аварийно – спасательных работ.
Административно-предупредительные
меры не связаны с совершением правонарушений.
Они их предотвращают и в этом смысле предшествуют
применению иных мер принуждения, направленных
против виновных в совершении административных
правонарушений.
Административно-предупредительные
меры многофункциональны, но главная их
цель – предупредить вредные, опасные
для жизнедеятельности общества явления,
в том числе и правонарушения. Эти меры
отличаются чрезвычайным многообразием
и применяются в различных сферах общественной
жизни, осуществляются различными субъектами
с компетенцией контрольного и надзорного
характера (специальные государственные
инспекции и т.п.). В основном они имеют
отраслевой (ведомственный) профиль, но
могут проводиться и органами с общей
управленческой компетенцией. Административно
– предупредительные меры выступают
либо в виде административных ограничений,
либо как определенные административные
действия в отношении той или иной категории
лиц и организаций [9, c. 137].
Таким образом, под мерами
административного предупреждения
понимают способы и средства, направленные
на предупреждение правонарушений и
недопущение их отрицательных, вредных
последствий, а также на предотвращение
наступления обстоятельств, угрожающих
жизни и безопасности граждан
или нормальной деятельности государственных
органов, предприятий, учреждений и
организаций.
Административно-предупредительные
меры могут быть классифицированы по сходным
признакам, по разным основаниям и целям
применения.
На основании классификации
мер по целям применения выделяют
две группы мер, административного
принуждения.
К первой группе относятся
меры, которые применяются в целях
предупреждения угрозы общественной и
личной безопасности граждан, предотвращения
наступления возможных нежелательных
или вредных последствий, в частности:
1. введение карантина , т.е.
специального режима въезда и выезда в
местности, пораженной эпидемией или эпизоотией;
2. таможенный досмотр,
т.е. проверка вещей при переезде
через государственную границу
с целью предупреждения контрабанды;
В соответствии с Таможенным
Кодексом Республики Беларусь, а именно:
ст. 10. Таможенные органы
Республики Беларусь выполняют следующие
основные функции:
п.3. принимают меры по защите
прав и интересов граждан, предприятий,
учреждений и организаций при
осуществлении таможенного дела;
п.9. обеспечивают соблюдение
разрешительного порядка перемещения
товаров и транспортных средств
через таможенную границу Республики
Беларусь;
п.10. ведут борьбу с
контрабандой, административными таможенными
правонарушениями, пресекают незаконный
оборот через таможенную границу
Республики Беларусь наркотических
средств, оружия, предметов художественного,
исторического и археологического
достояния Республики Беларусь и
зарубежных стран, объектов интеллектуальной
собственности, видов животных и
растений, находящихся под угрозой
исчезновения, их частей, других товаров,
а также оказывают содействие
специальным органам в борьбе
с международным терроризмом, организованной
преступностью и в пресечении незаконного
вмешательства в аэропортах Республики
Беларусь в деятельность международной
гражданской авиации;
3. закрытие участков
государственной границы, участков
дороги или улицы в случае
аварии, происшествия, проведения массовых
мероприятий;
4. досмотр транспортных
средств;
5. принудительное медицинское
освидетельствование физического
состояния лиц, санитарного состояния
предприятий торговли и общественного
питания;
6. принудительное выселение
из домов, находящихся в аварийном
состоянии; реквизиция имущества,
т.е. временное возмездное изъятие
( например, личного транспорта ) в силу
государственной необходимости при наступлении
стихийных бедствий;
7. досмотр ручной клади,
багажа и личный досмотр пассажиров
гражданских воздушных судов
в целях обеспечения безопасности
полетов, охраны жизни и здоровья
пассажиров и членов экипажа
этих судов;