Тактика взаимоотношений сотрудников органов внутренних дел с правонарушителями, посягающими на общественный порядок и нравственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях коренного обновления всех сфер жизни нашего общества особенно актуальны вопросы обеспечения защиты прав и законных интересов граждан. Положение, сложившееся в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности от противоправных посягательств обусловлено обстоятельствами, связанными с совершенствованием правоохранительных систем государства и формируется под воздействием различных факторов, среди которых особое место занимают такие как недостаточность правового регулирования, неукомплектованность подразделений органов внутренних дел силами и средствами, коррумпированность отдельных представителей государственных органов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и сущность административной тактики 5
2. Тактика общения сотрудников ОВД с правонарушителями, посягающими на общественный порядок и нравственность 12
3. Тактика применения мер административного принуждения и процессуальных действий в отношении нарушителей общественного порядка. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 61.63 Кб (Скачать)

В рассматриваемой деятельности милиции наиболее важное значение имеют административные методы. Они характеризуются подчинением воли управляемого воле управляющего, т.е. «властью-подчинением», в них наиболее ярко выражается управленческо-распорядительная природа административной деятельности милиции. Использование административных методов позволяет субъекту этой деятельности прямо воздействовать на объект деятельности, добиваться необходимого подчинения. Однако это не исключает при использовании административных методов воздействия. По способу воздействия административные методы подразделяются: на обязывающие к совершению определенных действий; уполномочивающие совершать определенные действия; поощряющие совершение социально полезных действий; запрещающие совершение тех или иных действий [10, c. 62].

Административные методы, обладающие волевым, обязывающим характером, нельзя отождествлять с волюнтаризмом, произволом, администрированием, которые, в сущности, являются антиподами административных методов.

Выбор и использование  методов административной деятельности милиции. Избрание конкретных методов  административной деятельности и их практическое применение обусловливаются  рядом факторов субъективного и  объективного характера

Большое значение в использовании  методов имеет субъективный фактор. Так, авторитарный подход к избранию и применению методов недостаточно квалифицированным работником милиции  может привести к отрицательным  последствиям, к искажению целей  административной деятельности. Ввиду  этого важно, чтобы субъект деятельности обладал высоким уровнем квалификации, чувством ответственности за избрание того или иного метода воздействия.

Методы используются в  реальном процессе административной деятельности. В связи с этим должны учитываться актуальные задачи, стоящие перед административной деятельностью, особенности и состояние субъекта и объекта деятельности, характер и специфика конкретной жизненной ситуации, возможности эффективного использования имеющегося арсенала методов, внутренние и внешние условия, в которых осуществляется административная деятельность, и другие объективные факторы, не зависящие от воли субъекта административной деятельности. Субъект должен учитывать объективные факторы и условия, а также принимать во внимание факт существования внутренней и внешней административной деятельности и ее видов (направлений).

 

2. Тактика общения  сотрудников ОВД с правонарушителями, посягающими на общественный порядок и нравственность

 

Для лучшего понимания  сущности общения традиционно выделяют три основных компонента: коммуникация (обмен информацией между общающимися), перцепция (восприятие и познание людьми друг друга в процессе общения), а  также взаимодействие между людьми в процессе общения (обмен знаниями, идеями, действиями, эмоциями и т.п.).

Коммуникативной стороне  общения (передаче и получению информации) в деятельности сотрудников ОВД  придается особое значение, поскольку  общение всегда является коммуникацией, несмотря на то, что содержание конкретной информации может быть различным (приказ начальника, допрос обвиняемого, беседа со свидетелями, потерпевшими и т.п.).

Трудно переоценить значимость оперативной информации для сотрудников  любого подразделения ОВД, которые  в процессе служебной деятельности устанавливают причины и обстоятельства правонарушений, мотивы преступной деятельности, решают практические, воспитательные и многие другие задачи.

Другой компонент общения - перцептивный - представляет собой  восприятие внешних признаков другого  человека, соотнесение их с личностными  характеристиками воспринимаемого  индивида и интерпретацию на этой основе его поступков [20, c. 55].

Социально-психологические  аспекты взаимоотношений сотрудников  ОВД и граждан можно рассматривать  с двух противоположных сторон: с  позиции самого сотрудника милиции (отношение к гражданину, как к  «модели» партнера по общению) и с  точки зрения гражданина (его восприятие сотрудника, т.е. «образа» представителя  правоохранительных органов).

Так, во взаимоотношениях разных лиц (потерпевшего, свидетеля, подозреваемого) с сотрудниками ОВД образ сотрудника в представлениях граждан может быть различным (положительным, нейтральным, отрицательным). То же можно сказать и о формировании образа гражданина, с которым сотрудник милиции вступает в общение при выполнении профессиональных задач.

На формирование модели партнера по общению влияют различные факторы:

-объективные: все то, что  воспринимается в партнере непосредственно  (внешность, речь, особенности мимики, жесты, позы и т.п.);

- субъективные: все то, что  определяет отношение к партнеру  в зависимости от различных  обстоятельств (цель общения,  ролевые и статусные позиции,  установки, условия общения и  т.п.).

Благодаря объективным параметрам сотрудник ОВД может получить информацию о возрасте партнера по общению, его географическом происхождении, культурной среде, образе жизни и  состоянии здоровья, частично о профессиональных признаках, степени потенциальной  опасности, эмоциональном состоянии, значимости для партнера процесса общения, статусных притязаниях, степени  связанности с криминальной средой и др.

Важную роль во взаимоотношениях сотрудников ОВД с гражданами играют невербальные средства общения (мимика, жесты, психологическая дистанция, поза и др.), поскольку они сообщают о партнере по общению гораздо больше информации, чем его слова [13, c. 47].

Особое внимание во время  общения привлекает лицо человека. Мимика (динамическое выражение лица в момент общения: движение губ, бровей, глаз, лицевых мышц) передает более 70% информации. Например, если человек  «отводит» глаза, считается, что  он пытается скрыть какую-то информацию (в среднем взгляды партнеров  встречаются примерно в течение 1/3 времени разговора).

Жестикуляция (социально  отработанные движения головы и других частей тела, передающие психическое  состояние) тесно связана с эмоциональными реакциями и речью, иногда жесты  даже могут заменять речь.

В процессе общения с гражданами сотрудникам ОВД важно учитывать  количество жестов. Диагностическая  ценность жестов заключается в их спонтанности и непосредственности. Например, подозреваемый на допросе  не осознает, что жестикулирует, и  его непроизвольные реакции выражают истинные состояния и отношения. В случае расхождении между вербальными  и невербальными средствами выражения, приоритет отдается невербальным. Для достижения целей общения сотруднику ОВД во взаимодействии с гражданами крайне важно контролировать собственную жестикуляцию.

Немаловажную роль в получении  информации во время общения играет поза человека (положение частей его  тела - головы, корпуса, рук, ног и  т.д.), она может передавать межличностные  отношения, указывать на социальное положение, а также может изменяться в зависимости от эмоционального состояния [7, c. 94].

На первоначальном этапе  взаимодействия сотрудника ОВД с гражданами любой категории рекомендуется устанавливать психологический контакт в личной зоне общения, а затем определять отношение собеседника по мере наблюдения за выбором определенного расстояния. Сотрудникам ОВД следует помнить, что при нарушении границ зон общения собеседник испытывает определенный психологический дискомфорт и это, безусловно, отражается на эффективности общения.

Для достижения психологического контакта сотрудникам ОВД стоит  учитывать ориентацию в пространстве - угол, под которым люди стоят  или сидят по отношению друг к  другу, а также повороты, изменения  угла общения (скажем, близкие друзья сидят рядом – 0°, в то время  как люди, настроенные враждебно, стремятся занять положение напротив собеседника - 180°). Так, во время опроса потерпевшего или свидетеля сотруднику милиции лучше всего расположиться  по диагонали. При конфликтном взаимодействии (например, допрос агрессивно настроенного обвиняемого), если в данной ситуации более сильной личностью оказывается  сотрудник ОВД, наиболее продуктивное расположение напротив собеседника.

Общение с правонарушителем — диалог с целью достижения соглашений, компромиссов, как любое состязательное действие, имеют свою стратегию и тактику. Линия общения со стороны сил правопорядка ориентируется на установление психологического контакта, достижение конструктивных взаимоотношений, оказание психологического влияния с целью изменения поведения правонарушителей. В упорной психологической борьбе приходится преодолевать их сопротивление, склоняя к отказу от совершения противоправных действий [7, c. 95].

Среди различных способов организации общения с правонарушителями выделяют следующие:

1) Переговоры в условиях  личного контакта (в ситуации  контакта «лицом к лицу»).

2) Переговоры с использованием  технических средств связи.

3)  Переговоры голосом при отсутствии визуального контакта.

Переговоры оцениваются  положительно, если: 

·  категоричность и резкость выдвигаемых требований снижается; 

·  количество угроз уменьшается; 

·  продолжительность контактов, диалога увеличивается, а в разговорах со стороны правонарушителей появляются личные темы; 

· правонарушители отказываются от реализации своих замыслов. Указанные критерии применимы как в совокупности так и по отдельности.

Общение предполагает взаимный поиск компромисса сторон и включают всевозможные процедуры:

- признание наличия конфликта;

- утверждение процедуры,  правил и норм;

- выявление основных спорных  вопросов;

- исследование возможных  вариантов решения проблемы;

- поиск соглашения по  каждому спорному вопросу и  урегулирование конфликта в целом;

- выполнение всех принятых  взаимных обязательств.

В основу общения с правонарушителем может быть положен метод компромисса, основанный на взаимных уступках сторон, или метод консенсуса, ориентированный на совместное решение существующих проблем [7, c. 98].

Методы общения и их результат зависит не только от отношений между противоборствующими сторонами, но и от внутреннего положения каждой из сторон, отношения с союзниками и другие внеконфликтные факторы.

Арсенал психологических  методов и приемов, характеризующих  мастерство общения и учитывающих особенности конкретной ситуации криминального характера, должен быть велик и гибок.

Здесь имеют большое значение наработанные психологической наукой и педагогикой методы убеждения, внушения (вербального и невербального), стимулирования, психологического давления. Убеждение как главный метод  психолого-педагогического воздействия  предполагает использование возможностей разъяснения, опровержения, приведения доказательств. Логическая аргументация позволяет показать лицам, совершающим  преступления, бессмысленность их противостояния силам правопорядка. Обращение к  эмоционально-волевой сфере нередко  бывает весьма действенным приемом  психологического воздействия и  весьма успешно используется во многих случаях общения с правонарушителями. Вызов альтруистических эмоций, чувства страха позволяет преодолеть психологические барьеры, удерживать правонарушителей от достижения преступных целей.

 

3. Тактика применения  мер административного принуждения  и процессуальных действий в  отношении нарушителей общественного  порядка.

 

Среди  различных методов  административного воздействия  принуждение представляет собой  крайнюю меру, которой располагает  исполнительная власть для реализации распоряжения: «Принуждением называется та деятельность администрации, посредством  которой устраняется и подавляется  встречаемое администрацией сопротивление  при исполнении ее законных задач».

Применению административного  принуждения должны предшествовать превентивные меры, одна из них –  приказание с угрозой физического  принуждения. По преимуществу такие  меры необходимы для пресечения или  предупреждения наиболее тяжких административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и установленный порядок  управления.

Меры административного  принуждения, сопряженные с физическим или моральным воздействием, неизбежно  ограничивают права и интересы подозреваемого в совершении проступка, поэтому  их применение невозможно без надлежащих правовых гарантий. Процессуальные гарантии подозреваемого, полномочия органов  исполнительной, судебной власти, их должностных  лиц определяются правом принуждения  или правом принудительной власти. Право принудительной власти базируется на следующих основополагающих принципах:

1) меры физического и  морального воздействия должны быть соразмерны методам противоправного действия нарушителя, размеру вреда, причиняемого проступком;

2) применению карательных санкций должно предшествовать противодействие нарушителя, прекращение противоправных действий и прекращение принудительных мер;

3) законность применения мер физического и морального воздействия может быть подтверждена или отвергнута при обжаловании подозреваемыми лицами или в процессе судебного контроля. Подозреваемый в совершении административного проступка может обжаловать применение принудительных мер до начала производства по делу или после завершения административного производства [21, c. 113].

Внешние формы проявления административно-правового принуждения  весьма различны. Данное обстоятельство обуславливается громадным разнообразием  обеспечиваемых с их помощью общественных отношений, содержанием компетенции  органов и должностных лиц, которые  наделены правом использования этих мер, и рядом других обстоятельств. Личные ограничения могут выражаться, например, в административном аресте за мелкое хулиганство, задержании и  доставлении нарушителя в милицию. К организационным ограничениям относятся, например, закрытие предприятий  общественного питания ввиду  их антисанитарного состояния. К  имущественным ограничениям относятся, в частности, штраф, конфискация, реквизиция.

Информация о работе Тактика взаимоотношений сотрудников органов внутренних дел с правонарушителями, посягающими на общественный порядок и нравственность