Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:09, курсовая работа
В России традиционно 99 из 100 всех надежд и ожиданий возлагается на госаппарат, который 99 из 100 всех отступлений от закона и совершает, нарушая гражданские права и свободы. Государство, по природе своей (в демократическом, гражданском обществе) обязанное печься прежде всего о свободе и праве гражданина, подчиняя им свои, т.е. чиновничества, интересы, в России исстари действует наоборот.
Под административно-правовыми гарантиями прав граждан понимаются закрепленные в законодательстве средства и способы, которые признаны обеспечить реализацию и защиту прав граждан в сфере деятельности исполнительной власти (государственного управления). При анализе административно-правовых гарантий необходимо отметить, что они непосредственно связаны с государственным управлением и с деятельностью органов исполнительной власти, их должностных лиц. Именно на эти органы и этих лиц соответствующие административно-правовые нормы возлагают юридические обязанности по реализации прав и свобод граждан и по созданию необходимых для этого условий.
Можно
выделить следующие административно-
Одной из важнейших юридических гарантий реализации прав и свобод личности являются механизмы деятельности главы государства – Президента РФ, который, согласно статье 80 Конституции РФ, является гарантом прав и свобод граждан. Эту функцию Президент РФ реализует путем издания нормативных правовых актов, направленных на защиту личности, а также путем участия в законотворческом процессе.
Указом Президента РФ от 06.11.2004 г. № 1417 ранее действовавшая Комиссия по правам человека при Президенте РФ была преобразована в Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Названным Указом президента РФ было утверждено Положение о данном Совете.
Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека является консультативным органом при Президенте РФ. Он образован в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента РФ о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета.
Основными задачами Совета являются:
-
оказание содействия
-
подготовка предложений
-
систематическое
-
организация экспертиз
-
подготовка предложений
В
состав Совета входят председатель Совета,
ответственный секретарь и
Решения Совета носят рекомендательный характер. Вместе с тем федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и их должностные лица, получившие рекомендации Совета, в установленные сроки рассматривают их и уведомляют Совет о принятых решениях. В необходимых случаях информация о рекомендациях Совета доводится до сведения Президента РФ.
В соответствии со статьей 114 Конституции РФ меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан осуществляет Правительство РФ. Согласно Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации» оно обеспечивает проведение единой социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности, а также осуществляет иные функции в данной сфере.
Одним из важнейших институтов защиты прав и свобод человека в сфере деятельности исполнительной власти в РФ, предусмотренным Конституцией РФ, является институт Уполномоченного по правам человека. Его деятельность более демократична и менее формализована по сравнению с деятельностью других институтов, осуществляющих защиту прав граждан. Деятельность Уполномоченного по правам человека регламентирована Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 г. «Об уполномоченном по правам человека в РФ».
Согласно данному Федеральному конституционному закону должность Уполномоченного по правам человека в РФ утверждается в соответствии с Конституцией РФ. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным. На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.
Уполномоченный
способствует восстановлению нарушенных
прав, совершенствованию
Уполномоченный рассматривает поданные гражданами РФ и находящимися на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном или административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе, а также жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти РФ.
О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина, или обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи.
В
сфере исполнительной власти важным
являются и процессуальные механизмы
защиты прав и свобод граждан. Осуществление
такой защиты происходит в определенном
процессуально-процедурном
Важнейшей
процессуально-процедурной
Особое место в деле защиты прав и свобод человека и гражданина отводится Конституционному Суду, деятельность которого определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 г. «О Конституционном Суде РФ». В соответствии с указанным Федеральным конституционным законом одной из важнейших функций Конституционного Суда является проверка по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, а также проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
Преимущества судебного порядка рассмотрения состоят в том, что судебному рассмотрению свойственны объективность, гласность, публичность, профессионализм, высокий авторитет принятого решения. Отсюда – эффективность защиты прав граждан, реальность их восстановления.
Прокуратура РФ признана охранять права, обязанности и законные интересы личности. В этих целях прокурор опротестовывает незаконные правовые акты государственных органов, нарушающие права личности, активно участвует в охране прав в гражданском судопроизводстве, привлекает виновных в нарушении прав к юридической ответственности.
В административном порядке жалобы рассматриваются, как правило, вышестоящими государственными органами и должностными лицами тех органов и должностных лиц, действия которых обжалуются. Основания и порядок разрешения таких жалоб регламентируются в каждом случае отдельными нормативно-правовыми актами – Кодексом РФ об административных правонарушениях, Налоговым кодексом РФ, дисциплинарными уставами и другими.
Создание правовой основы российского общества было и остается одной из сложнейших проблем. Это определяется рядом причин.4
Доктор юридических наук Е.А. Лукашева отмечает, что положение человека в обществе, защита его прав и свобод еще крайне несовершенны. Она говорит о дефектах правоприменительной практики, правовом нигилизме, недоверии граждан к органам государственной власти, недоступности судебной системы.
Е.А. Лукашева остановилась на том, всегда ли новое законодательство улучшает положение человека, какие проблемы остаются нерешенными, насколько эффективно регулирование положения личности при наличии противоречий в различных отраслевых законодательных актов, насколько правильно и доступно сформулированы цели и назначение таких важнейших нормативно-правовых актов, как кодексы с позиций защиты прав человека.
Первая
серьезная проблема – противоречия
между кодексами. Кодекс – это
не элитарная литература, доступная
избранным, это ориентир поведения
для миллионов людей в
Вторая проблема – несовершенство законодательной техники, огромное количество отсылочных норм, затрудняющих пользование такими законодательными актами не только рядовому гражданину, но и юристу. Статьи Трудового и Земельного кодексов РФ содержат огромное количество отсылок к федеральным законам. Более того, в Трудовом кодексе РФ содержатся отсылки не только к федеральным законам, но и указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ. Такие размытые отсылочные нормы создают неопределенность правового статуса личности, открывают путь к произволу работодателя.
По мнению Е.А. Лукашевой, Кодекс – это акт самодостаточный, признанный укреплять системность нормативных актов, их единство и согласованность, своеобразный укрупненный блок законодательства, обеспечивающий более четкое построение системы нормативных предписаний, а также удобство их пользования. О каком удобстве можно говорить, если Кодексы содержат такое количество загадочных отсылочных норм? На какого субъекта правоотношений они рассчитаны?
Важно установить, по каким позициям правовой статус человека и гражданина следовало бы улучшить, усовершенствовать. К сожалению, в некоторых положениях Кодексах этого нет.
Законодательство в ряде случаев не обеспечивает защиту интересов социально уязвимых слоев населения.
Представляется важным то, как в Кодексах обозначены цели, задачи, назначение этих законодательных актов. Любой законодательный акт в правовом государстве ставит задачу защиты прав и свобод человека и гражданина. Однако это задача неразрывно сопрягается с той функцией, на которую направлено регулирующее действие законодательного акта.