Субъекты административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

В России традиционно 99 из 100 всех надежд и ожиданий возлагается на госаппарат, который 99 из 100 всех отступлений от закона и совершает, нарушая гражданские права и свободы. Государство, по природе своей (в демократическом, гражданском обществе) обязанное печься прежде всего о свободе и праве гражданина, подчиняя им свои, т.е. чиновничества, интересы, в России исстари действует наоборот.

Файлы: 1 файл

Курсовая по административному праву.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

     Под административно-правовыми гарантиями прав граждан понимаются закрепленные в законодательстве средства и способы, которые признаны обеспечить реализацию и защиту прав граждан в сфере деятельности исполнительной власти (государственного управления). При анализе административно-правовых гарантий необходимо отметить, что они непосредственно связаны с государственным управлением и с деятельностью органов исполнительной власти, их должностных лиц. Именно на эти органы и этих лиц соответствующие административно-правовые нормы возлагают юридические обязанности по реализации прав и свобод граждан и по созданию необходимых для этого условий.

     Можно выделить следующие административно-правовые гарантии прав и свобод граждан.

     Одной из важнейших юридических гарантий реализации прав и свобод личности являются механизмы деятельности главы государства – Президента РФ, который, согласно статье 80 Конституции РФ, является гарантом прав и свобод граждан. Эту функцию Президент РФ реализует путем издания нормативных правовых актов, направленных на защиту личности, а также путем участия в законотворческом процессе.

     Указом  Президента РФ от 06.11.2004 г. № 1417 ранее  действовавшая Комиссия по правам человека при Президенте РФ была преобразована в Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Названным Указом президента РФ было утверждено Положение о данном Совете.

     Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и  правам человека является консультативным органом при Президенте РФ. Он образован в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента РФ о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета.

     Основными задачами Совета являются:

     - оказание содействия Президенту  РФ в реализации его конституционных  полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

     - подготовка предложений Президенту  РФ по совершенствованию механизмов  обеспечения и защиты прав  и свобод человека и гражданина  в РФ, а также граждан РФ, находящихся  за ее пределами;

     - систематическое информирование  Президента РФ о положении  дел в области соблюдения прав  и свобод человека и гражданина  в РФ и за рубежом;

     - организация экспертиз проектов  федеральных законов и иных  нормативных правовых актов, предусматривающих  регулирование вопросов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка соответствующих предложений Президенту РФ;

     - подготовка предложений Президенту  РФ по вопросам взаимодействия  с правозащитными общественными  объединениями и их представителями,  а также ряд других.

     В состав Совета входят председатель Совета, ответственный секретарь и члены  Совета, которые принимают участие  в его работе на общественных началах. Совет имеет право формировать  комиссии по различным направлениям своей деятельности из числа членов Совета, ученых, специалистов, представителей общественных объединений, а также постоянные и временные рабочие группы, руководство деятельностью которых осуществляют члены Совета. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в два месяца. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета.

     Решения Совета носят рекомендательный характер. Вместе с тем федеральные органы государственной власти, органы государственной  власти субъектов РФ и их должностные  лица, получившие рекомендации Совета, в установленные сроки рассматривают их и уведомляют Совет о принятых решениях. В необходимых случаях информация о рекомендациях Совета доводится до сведения Президента РФ.

     В соответствии со статьей 114 Конституции  РФ меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан осуществляет Правительство РФ. Согласно Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации» оно обеспечивает проведение единой социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности, а также осуществляет иные функции в данной сфере.

     Одним из важнейших институтов защиты прав и свобод человека в сфере деятельности исполнительной власти в РФ, предусмотренным Конституцией РФ, является институт Уполномоченного по правам человека. Его деятельность более демократична и менее формализована по сравнению с деятельностью других институтов, осуществляющих защиту прав граждан. Деятельность Уполномоченного по правам человека регламентирована Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 г. «Об уполномоченном по правам человека в РФ».

     Согласно  данному Федеральному конституционному закону должность Уполномоченного по правам человека в РФ утверждается в соответствии с Конституцией РФ. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным. На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

     Уполномоченный  способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, форм и методов их защиты, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека.

     Уполномоченный  рассматривает поданные гражданами РФ и находящимися на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном или административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе, а также жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти РФ.

     О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина, или обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи.

     В сфере исполнительной власти важным являются и процессуальные механизмы  защиты прав и свобод граждан. Осуществление  такой защиты происходит в определенном процессуально-процедурном порядке, как правило, с вынесением акта применения. В соответствии с законодательством РФ защита прав и свобод граждан осуществляется соответствующими государственными органами, для деятельности которых характерны свои процессуальные особенности, в том числе свои механизмы защиты прав и свобод.

     Важнейшей процессуально-процедурной формой защиты прав и свобод личности, в  том числе в сфере  исполнительной власти, является судебная защита, которая  определена Конституцией РФ и гарантируется  каждому гражданину. В части 2 статьи 118 Конституции РФ отмечается, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Все эти формы судопроизводства должны стать эффективными способами защиты прав и свобод граждан.

     Особое  место в деле защиты прав и свобод человека и гражданина отводится  Конституционному Суду, деятельность которого определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным  законом от 21.07.1994 г. «О Конституционном  Суде РФ». В соответствии с указанным Федеральным конституционным законом одной из важнейших функций Конституционного Суда является проверка по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, а также проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

     Преимущества  судебного порядка рассмотрения состоят в том, что судебному  рассмотрению свойственны объективность, гласность, публичность, профессионализм, высокий авторитет принятого  решения. Отсюда – эффективность  защиты прав граждан, реальность их восстановления.

     Прокуратура РФ признана охранять права, обязанности  и законные интересы личности. В  этих целях прокурор опротестовывает  незаконные правовые акты государственных  органов, нарушающие права личности, активно участвует в охране прав в гражданском судопроизводстве, привлекает виновных в нарушении прав к юридической ответственности.

     В административном порядке жалобы рассматриваются, как правило, вышестоящими государственными органами и должностными лицами тех  органов и должностных лиц, действия которых обжалуются. Основания и порядок разрешения таких жалоб регламентируются в каждом случае отдельными нормативно-правовыми актами – Кодексом РФ об административных правонарушениях, Налоговым кодексом РФ, дисциплинарными уставами и другими.

     Создание  правовой основы российского общества было и остается одной из сложнейших проблем. Это определяется рядом  причин.4

     Доктор  юридических наук Е.А. Лукашева отмечает, что положение человека в обществе, защита его прав и свобод еще крайне несовершенны. Она говорит о дефектах правоприменительной практики, правовом нигилизме, недоверии граждан к органам государственной власти, недоступности судебной системы.

     Е.А. Лукашева остановилась на том, всегда ли новое законодательство улучшает положение человека, какие проблемы остаются нерешенными, насколько эффективно регулирование положения личности при наличии противоречий в различных отраслевых законодательных актов, насколько правильно и доступно сформулированы цели и назначение таких важнейших нормативно-правовых актов, как кодексы с позиций защиты прав человека.

     Первая  серьезная проблема – противоречия между кодексами. Кодекс – это  не элитарная литература, доступная  избранным, это ориентир поведения  для миллионов людей в конкретных ситуациях. Даже юристы становятся в тупик, когда сталкиваются с разночтениями в регулировании одного и того же вопроса в различных кодексах. Для рядового гражданина такие противоречия делаются неразрешимой проблемой. Остается лишь один путь – взяточничество и коррупция, поскольку противоречивые правовые ситуации – один из источников, порождающих эти негативные проявления.

     Вторая  проблема – несовершенство законодательной  техники, огромное количество отсылочных норм, затрудняющих пользование такими законодательными актами не только рядовому гражданину, но и юристу. Статьи Трудового и Земельного кодексов РФ содержат огромное количество отсылок к федеральным законам. Более того, в Трудовом кодексе РФ содержатся отсылки не только к федеральным законам, но и указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ. Такие размытые отсылочные нормы создают неопределенность правового статуса личности, открывают путь к произволу работодателя.

     По  мнению Е.А. Лукашевой, Кодекс – это  акт самодостаточный, признанный укреплять  системность нормативных актов, их единство и согласованность, своеобразный укрупненный блок законодательства, обеспечивающий более четкое построение системы нормативных предписаний, а также удобство их пользования. О каком удобстве можно говорить, если Кодексы содержат такое количество загадочных отсылочных норм? На какого субъекта правоотношений они рассчитаны?

     Важно установить, по каким позициям правовой статус человека и гражданина следовало  бы улучшить, усовершенствовать. К сожалению, в некоторых положениях Кодексах этого нет.

     Законодательство  в ряде случаев не обеспечивает защиту интересов социально уязвимых слоев  населения.

     Представляется  важным то, как в Кодексах обозначены цели, задачи, назначение этих законодательных  актов. Любой законодательный акт  в правовом государстве ставит задачу защиты прав и свобод человека и гражданина. Однако это задача неразрывно сопрягается с той функцией, на которую направлено регулирующее действие законодательного акта.

Информация о работе Субъекты административного права