Субъекты административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

В России традиционно 99 из 100 всех надежд и ожиданий возлагается на госаппарат, который 99 из 100 всех отступлений от закона и совершает, нарушая гражданские права и свободы. Государство, по природе своей (в демократическом, гражданском обществе) обязанное печься прежде всего о свободе и праве гражданина, подчиняя им свои, т.е. чиновничества, интересы, в России исстари действует наоборот.

Файлы: 1 файл

Курсовая по административному праву.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

      В третью группу следует выделить обязанности, которые порождаются неправомерными действиями. В их числе:

      • обязанности выполнять законные требования представителей власти (предъявлять документы, пройти в РОВД и т. д.);

      •       обязанности претерпевать меры принуждения (задержание, арест имущества, лишение  прав, конфискация и др.);

      •       обязанности по исполнению взысканий  и иных мер воздействия, применяемых уполномоченными субъектами (уплатить штраф, возместить ущерб, принести извинение, выполнить наряд вне очереди).

      По  критерию первичности источника  норм, закрепляющих административно-правовую обязанность, нужно выделить обязанности, конкретизирующие конституционные (конституционно-административные) и чисто административные. Так, обязанности соблюдать правила воинского учета, являться по вызову в военкомат, поступать и учиться в учебных заведениях, дающих основное общее образование, не загрязнять водоемы, леса и др. — являются конституционно-административными. Чисто административные обязанности — соблюдение правил регистрационного учета, санитарии, пожарной безопасности, дорожного движения, правила пользования библиотеками, архивами, осуществление лицензируемых видов деятельности, выполнение учебных планов и соблюдение правил внутреннего распорядка в учебных заведениях.

      Среди административно-правовых обязанностей по критерию защиты их правовыми санкциями  можно выделить не обеспеченные и  обеспеченные санкциями. А среди обязанностей второй группы полезно различать те, которые обеспечены административными, дисциплинарными, уголовными, гражданско-правовыми санкциями. В некоторых случаях (например, нарушения правил дорожного движения) обязанность может быть обеспечена разными санкциями. А обязанность иметь, получать основное общее образование санкциями вообще не защищена.

     2.2 Основы административно-правового статуса граждан.

     Гражданин является участником общественных отношений  во многих сферах жизни общества и государства, в том числе и в сфере государственного управления. Правовой статус граждан в сфере административного права определяется предоставленными им законодательством правами, возложенными на них обязанностями и установленной нормами административного права ответственностью.

     При этом административно-правовой статус гражданина обладает рядом особенностей.

     Во-первых, он носит сложный комплексный  характер и «пропитан» нормами конституционного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива.

     Во-вторых, по обязательности предписаний он содержит в себе либо только права (например, право гражданина на обращение в  те или иные инстанции с предложениями, заявлениями и жалобами), либо только обязанности (например, соблюдать правила дорожного движения), либо права и обязанности (например, при рассмотрении дел об административных правонарушениях гражданин имеет право обжаловать постановление по делу и несет обязанность уплатить в установленный срок наложенный на него штраф).

     В-третьих, содержание административно-правового  статуса гражданина в одних случаях  зависит от желания того или иного  лица (например, гражданин обращается в органы внутренних дел за разрешением  на приобретение охотничьего ружья), а в других случаях он формируется вопреки его желанию (например, гражданин, совершивший мелкое хулиганство, подвергается административному задержанию и доставлению в милицию).

     В-четвертых, правовой статус гражданина как субъекта административного права включает права и обязанности, общие для всех граждан (например, обязанность соблюдать правила пожарной безопасности), права и обязанности, принадлежащие только какой-либо категории граждан (например, водителям автомобильного транспорта, предпринимателям, охотникам), а также права и обязанности конкретных индивидов (например, лиц, являющихся беженцами или вынужденными переселенцами).

     Административно-правовой статус гражданина определяется содержанием  его административной правосубъектности, включающей в себя административную правоспособность и дееспособность.

     Гражданин, чтобы стать участником административно-правовых отношений, должен обладать административной правоспособностью, т.е. реальной возможностью иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности, установленные административно-правовой нормой. Административная правоспособность возникает у граждан с момента рождения и прекращается со смертью. Она не может быть отчуждена или передана другому лицу, но может быть частично или временно ограничена в случаях , предусмотренных законодательством. Конкретный объем прав (свобод) и обязанностей граждан в сфере исполнительной власти определяется рядом факторов: возрастом, состоянием здоровья, наличием образования и др.

     Так, согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет. От призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровью. Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена возможность временного лишения гражданина права управления транспортным средством за нарушения Правил дорожного движения.

     Административная дееспособность представляет собой способность гражданина своими действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере государственного управления. Административная дееспособность частично наступает с 14 лет – получение паспорта, затем в 16 лет – возможность привлечения к административной ответственности, и полная – по достижении гражданином 18 лет.

     Например, согласно ст. 2.3 Кодекса об административных правонарушениях административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение  в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

     Основаниями ограничения административной дееспособности являются общие основания для ограничения дееспособности в других отраслях права. Так, статьей 2.8 Кодекса об административных правонарушениях предусматривается, что не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий либо руководить ими вследствие психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

           Нормы международного и российского права утверждают права и свободы человека как высшую ценность общества и государства, поскольку ст. 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. При этом закрепленные в главе 2 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина основываются на Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г., на Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой в Риме 04.11.1950 г., а также на Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22.11.1991 г., и, по всеобщему признанию, отвечают самым высоким международным стандартам, несмотря на то, что за последнее перестроечное десятилетие демократического реформирования многие права и свободы явно и значительно оторвались  от реального экономического базиса современной России, что затрудняет их фактическую реализацию. Для всех этих актов характерно двоякое отношение к человеку: как к личности, изначально от природы наделенной органическими, внутренними присущими ему правами и свободами, и как к гражданину государства, которое безусловно признает его права и свободы, должно обеспечивать, гарантировать и защищать их.

      Личностные  права и свободы неотчуждаемы от него и принадлежат каждому  от рождения. К ним, например, относятся права человека на жизнь, на жилище, на свободу и личную неприкосновенность, на уважение его личной и семейной жизни и неприкосновенности жилища, на свободу мысли, слова, совести и религии, на собственность, на труд и свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии и др. Перечень личностных прав, принадлежащих человеку от рождения и закрепленных в действующей Конституции РФ, не является исчерпывающим и не умаляет других прав и свобод человека.

      Права и свободы человека как гражданина связаны с его гражданством, суть и понятие которого выражают устойчивую правовую связь человека с государством2, заключающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанную на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Основные права и свободы человека-гражданина также закреплены в действующей Конституции РФ. К ним относятся например: право на приобретение, сохранение и прекращение российского гражданства; возможность и допустимость двойного и почетного гражданства; право свободно определять свою национальную принадлежность; право на участие в управлении делами общества и государства; на обращение в государственные органы и к должностным лицам; на судебную защиту своих прав и свобод, равенство перед законом и судом  и многие другие. Конституционный перечень прав человека-гражданина так же не является исчерпывающим, как и человека-личности.

      Административно-правовой статус гражданина представляет собой  сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре разновеликих составных элемента.

      Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного  права. В российском государстве  правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, ибо выражает идею того, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

      Сформулированный  в ст. 2 Конституции РФ характер взаимоотношений  личности и государства является общепризнанным для большинства государств мира, что нашло свое закрепление в важнейших актах международного права, принятых ООН и Европейскими организациями.

      Согласно  Конституции РФ и основанному  на ней законодательству личность, человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания и т.д., является в Российской Федерации субъектом права всех его отраслей, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ, причем в данном статусе человека важное место занимают и нормы административного права.

      Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся  в той или иной мере в сфере  административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ст. 20), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23), право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы РФ и беспрепятственного возвращения в РФ (ст. 27). Провозглашая права личности, Конституция устанавливает для человека определенные обязанности и запреты, например, платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), запрещается заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), запрещается принудительный труд (ч. 2 ст. 37). 

      Вместе  с тем Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) устанавливает в исключительных случаях возможность ограничения  федеральным законом прав личности, причем правовые нормы, ограничивающие права личности, обычно носят административно-правовой характер. Например, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками милиции на основе Закона РФ «О милиции» при наличии оснований, предусмотренных соответствующими административно-правовыми нормами, в частности, при розыске преступника, если в квартире или доме совершается преступление или нарушение общественного порядка, угрожающего жизни или здоровью людей, при пожаре и в других случаях.

      Вторая  составная часть административно-правового  статуса представляет собой статус гражданина РФ. Как субъект административного права каждый гражданин имеет свой гражданский правовой статус.

      Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и  обязанности в государственной и общественной деятельности. Это нормы об участии в управлении делами государства (ст. 32 Конституции), право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести воинскую службу (ст. 59) и др. Далее это нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37), право частной собственности, в том числе на землю (ст. 35, 36), причем никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35). Наконец, нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, в частности право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии.

Информация о работе Субъекты административного права