Субъекты административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

В России традиционно 99 из 100 всех надежд и ожиданий возлагается на госаппарат, который 99 из 100 всех отступлений от закона и совершает, нарушая гражданские права и свободы. Государство, по природе своей (в демократическом, гражданском обществе) обязанное печься прежде всего о свободе и праве гражданина, подчиняя им свои, т.е. чиновничества, интересы, в России исстари действует наоборот.

Файлы: 1 файл

Курсовая по административному праву.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

      Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется  третий элемент административно-правового  статуса - социальный. Он необходим, чтобы  гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д. И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера и т.д.

      Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей. Это, например, любители-охотники, любители-водители, в том числе судоводители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры и т.д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого субъекта установлен определенный круг прав и обязанностей.

     2.3 Административно-правовой  статус иностранных  граждан и лиц  без гражданства.

     Административно-правовой статус иностранных граждан и  лиц без гражданства на территории РФ определяется Конституцией РФ, законодательством  РФ.

     Согласно  части 3 статьи 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

     Правовое  положение иностранных граждан (лиц  без гражданства) в РФ, а также отношения между ними и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами определяются Федеральным законом от 25.06.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

     Нормами административного права также  устанавливается статус различных  категорий иностранцев и лиц  без гражданства в нашей стране: беженцев, дипломатов и других категорий  пребывающих на территории нашей  страны иностранных граждан.

     По  своему объему и конкретному содержанию административная правосубъектность иностранных граждан может быть общей, особенной и специальной по тем же критериям и классификационным основаниям, которые указывались при рассмотрении административно-правового статуса граждан.

     Общая административная правосубъектность иностранных граждан по своему содержанию близка праводееспособности граждан России, за некоторыми изъятиями и ограничениями. В основном же на них распространяются все конституционные права, обязанности и гарантии, установленные для граждан РФ. Вместе с тем иностранные граждане, в частности, не могут состоять на государственной и муниципальной службе в России, участвовать в выборах, не могут допускаться к являющимся государственной тайне сведениям, на них не распространяется воинская обязанность российских граждан.

     Особенная административная правосубъектность  различных категорий иностранных  граждан определяется целью, а также  длительностью времени их пребывания на территории России (постоянно пребывающие, временно пребывающие, проезжающие нашу страну транзитом).

     Срок  временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке. Не требующем  получение визы, не может превышать девяноста суток. Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении действия визы или девяноста суток, если на момент истечения указанных сроков он не получил разрешения на продление срока пребывания либо разрешения на временное проживание. Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальными органами.

     Срок  временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ и поступающего на военную службу по контракту, устанавливается  Правительством РФ.

     Разрешение  на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

     Квота на выдачу иностранным гражданам  разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

     В течении срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Такое заявление подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, не позднее чем через шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

     Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений не ограничено.

     Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в рФ, является паспорт  иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом  или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

     Документами удостоверяющими личность лица без  гражданства в РФ, являются:

    • документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющим личность лица без гражданства;
    • разрешение на временное проживание;
    • вид на жительство;
    • иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность без гражданства. 

     Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением территорий, организаций  и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утверждается Правительством РФ3.

     Согласно  Федеральному закону от 15.08.1996 г. «О порядке  выезда из Российской Федерации» иностранные  граждане и лица без гражданства  могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из  Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим личность и признаваемым РФ в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

     Основанием для оформления въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства является письменное обращение (лично или через представителя) в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ.

     Основание для оформления въезда в РФ иностранных  граждан или лиц без гражданства является также надлежащим образом оформленный договор о туристической поездке.

     Иностранные граждане, лица без гражданства и  иностранные юридические лица, совершившие  на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

     К иностранному гражданину или лицу без  гражданства может быть применен такой вид административного  наказания, как административное выдворение за пределы РФ, которое заключается  в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ. Административное выдворение за пределы РФ как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в РФ – соответствующими должностными лицами.

     К иностранному гражданину и лицу без  гражданства может быть применена  депортация, т.е. принудительная высылка из Российской Федерации, в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в РФ.

     2.4 Административно-правовые  гарантии прав  и свобод граждан.

     Под реализацией статуса личности понимают его осуществление путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан). Реализация прав и свобод как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной сторон.

     С объективной стороны реализация статуса личности предоставляет  собой совершение определенных действий государственных органов, должностных  лиц, общественных организаций и  граждан, предусмотренных нормами  права, а с субъективной стороны  характеризуется отношением субъекта к правовым требованиям на момент совершения предписываемых действий.

     Центральным звеном механизма реализации прав и  свобод личности являются гарантии, которые  включают в себя экономические, политические, организационные и правовые (юридические) гарантии. Важная роль среди них принадлежит правовым гарантиям. Данное понятие широко распространено в политике, дипломатии, военной службе и других сферах человеческой деятельности. Такая универсальность термина неизбежно сказывается на его толковании в юридической науке, которая далеко не всегда оперирует этим понятием в строго юридическом его значении. Таким образом, гарантии представляют собой систему социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств, способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.

     Экономические гарантии предполагают стабильную и  эффективную работу промышленности, аграрного комплекса, устойчивую финансовую и денежную систему, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высокий уровень жизни населения, рост благосостояния граждан и многое другое. С этой точки зрения экономические гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления в современных условиях, конечно, малоэффективны и явно недостаточны.

     Политические  гарантии прав и обязанностей гражданина предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое разнообразие, сильную и устойчивую государственную власть во главе с Президентом РФ как гарантом Конституции РФ, разумный компромисс законодательной и исполнительной власти, исключающей конфронтацию, широкое согласие в многонациональном обществе и огромном федеративном государстве.

     Организационные гарантии прав и обязанностей граждан  в сфере государственного управления представляют собой разветвленную  систему правоохранительных, контролирующих, надзирающих и других государственных  и общественных организаций в центре и на местах. Это судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел, органы юстиции, адвокатуры, нотариат, контрольные органы, например Счетная палата, разнообразные государственные инспекции, государственные надзорные органы.

     Все эти организационные структуры  повседневно на основе и во исполнении законов осуществляют деятельность по практическому претворению в  жизнь предоставленных гражданам  прав и свобод и возложенных на них обязанностей.

     Среди гарантии реализации прав и свобод личности важнейшее место занимают правовые (юридические) гарантии. В теории под юридическими гарантиями понимаются закрепленные в законодательстве средства (способы) и специальные меры, которые призваны непосредственно обеспечить реализацию и защиту прав и свобод личности, удовлетворение ее законных интересов, пользование благами, лежащими в основе того или иного права или свободы.

     Важно отметить, что политические, экономические, духовные гарантии сами по себе не служат основанием для реализации прав и  свобод личности. Собственно гарантиями они становятся лишь через юридическую форму и организационные усилия государства и общества.

     Среди правовых гарантий прав и свобод различают  условия, которые обеспечивают их правомерную  реализацию (гарантии реализации), и условия их защиты (гарантии защиты). При этом гарантии реализации прав и свобод нацелены на создание оптимальных условий для существования последних. Гарантии защиты действуют в том случае, когда права и свободы гражданина нарушаются или на пути их использования возникают препятствия. В число юридических гарантий защиты прав и свобод граждан входят меры, направленные на выявление фактов правонарушений, меры защиты, меры юридической ответственности, процессуальные формы правоохранительной деятельности.

Информация о работе Субъекты административного права