Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:09, курсовая работа
В России традиционно 99 из 100 всех надежд и ожиданий возлагается на госаппарат, который 99 из 100 всех отступлений от закона и совершает, нарушая гражданские права и свободы. Государство, по природе своей (в демократическом, гражданском обществе) обязанное печься прежде всего о свободе и праве гражданина, подчиняя им свои, т.е. чиновничества, интересы, в России исстари действует наоборот.
Права человека – системообразующая, составляющая основу и гражданского общества, и правового государства.
Поэтому необходимо задаться вопросом: кто (что) является (должно являться) главным субъектом деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина?
Государство (корпорация чиновников и депутатов)? Или же институты гражданского общества (партии и иные корпорации), а также свободная, т.е. неподцензурная, пресса, включая ТВ?
В России традиционно 99 из 100 всех надежд и ожиданий возлагается на госаппарат, который 99 из 100 всех отступлений от закона и совершает, нарушая гражданские права и свободы. Государство, по природе своей (в демократическом, гражданском обществе) обязанное печься прежде всего о свободе и праве гражданина, подчиняя им свои, т.е. чиновничества, интересы, в России исстари действует наоборот.
Доктор юридических наук В.Е. Гулиев отмечает, что институты гражданского общества у нас крайне слабы, как и гражданское общество, хотя оно и не бессильно. Оно криминализировано и коррумпировано не менее, чем государство, но более, чем государство, разрознено и автомизировано. Собственно само общество и повинно в недугах государственных структур. К примеру, наши средства массовой информации (так называемая четвертая власть) разве менее разложены, чем любая из трех официальных государственных властей? В отличие от государства, «четвертая ветвь власти» берется поучать и воспитывать нас. 1
В демократическом государстве формирование и порядок деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть четко урегулированы юридическими нормами.
Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата - исполнительной власти.
Права и обязанности личности, о которых говорится в административно- правовых нормах, производны от конституционных (ст.2 Конституции РФ), и часто конкретизируют последнее. Прежде всего, административно-правовой статус граждан РФ устанавливается Конституцией, актами органов представительной власти. В формировании и, особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти. Правительство, министерства, губернаторы издают немало нормативных актов, которые предоставляют определенным категориям лиц, льготы, закрепляют процедуры деятельности различных инспекций, устанавливают общеобязательные правила (охоты, дорожного движения).
1 Понятие и виды субъектов административного права.
1.1 Понятие субъекта административного права.
Вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как речь идет об участниках административно-правовых отношений, решающих задачи и осуществляющих функции исполнительной власти, координирующие, распорядительные, контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривающих дела о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в хозяйственной, налоговой, финансовой, таможенной сфере, в строительстве, в сфере общественного порядка и т. д.
Наука
административного права
Субъект административного права — это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по своему собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой. Например, гражданин может обжаловать принятое органом исполнительной власти постановление в суд, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может и не обжаловать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса весьма многочисленны.
Субъекты
административного права —
В качестве принципиального положения следует определить, что субъекты административного права могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих четырех крупнейших блоков возникающих правоотношений:
1)
в организационно-
2) в управленческом процессе, т. е. в рамках использования управленческих процедур, подготовки и принятия правовых актов управления и применения иных административно-правовых форм и методов;
3) в административном процессе, т. е. в системе отношений по поводу обеспечения судебной защиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц;
4)
в административно-деликтном
1.2 Виды субъектов административного права.
В литературе различаются индивидуальные и коллективные субъекты административного права.
Индивидуальными субъектами являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления. Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, обжалования в суд действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).
К
индивидуальным субъектам административного
права относятся также
Коллективные субъекты административного права - это группы людей, являющиеся организациями (государственными, негосударственными, частными, общественными), которые выступают во внешних отношениях как самостоятельные субъекты права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.
Государственная организация в научном смысле представляет собой организационно и юридически единый коллектив, правосубъектность которого осуществляют уполномоченные лица, действующие как во внешних, так и во внутриорганизационных отношениях от имени государства.
Организация - это совокупность людей, коллектив; она предполагает деятельность, рассчитанную на достижение определенных целей и совершаемую по определенным процедурам (правилам). Признаками организации являются:
- совокупность людей;
- осуществление деятельности в соответствии с установленными задачами;
- определение цели и задач организации;
- наличие основной деятельности (ее характера и главных направлений);
- соответствующие процедуры (правила) деятельности;
- формирование структуры (образуемые подразделения);
- нормативное установление компетенции и полномочий соответствующих должностных лиц (служащих, сотрудников).
Все организации подразделяются на две большие группы: государственные и негосударственные. Они различаются тем, что их статус, процедуру учреждения, реорганизации и прекращения деятельности, правовой режим управленческих действий (решений), порядок защиты прав определяют различные нормативные правовые акты.
Государственная
организация представляет собой
часть государственного механизма
(государственной
Государственные
организации имеют компетенцию,
т. е. пределы ведения и
1)
задачи государственной
2) функции (главные направления деятельности);
3)
установленные нормативными
4)
формы и методы работы
Компетенция
может быть общей, отраслевой, межотраслевой,
внутриотраслевой, административно-
К
субъектам административного