Субъекты административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

В России традиционно 99 из 100 всех надежд и ожиданий возлагается на госаппарат, который 99 из 100 всех отступлений от закона и совершает, нарушая гражданские права и свободы. Государство, по природе своей (в демократическом, гражданском обществе) обязанное печься прежде всего о свободе и праве гражданина, подчиняя им свои, т.е. чиновничества, интересы, в России исстари действует наоборот.

Файлы: 1 файл

Курсовая по административному праву.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

      Права человека – системообразующая, составляющая основу и гражданского общества, и  правового государства.

      Поэтому необходимо задаться вопросом: кто (что) является (должно являться) главным  субъектом деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина?

      Государство (корпорация чиновников и депутатов)? Или же институты гражданского общества (партии и иные корпорации), а также свободная, т.е. неподцензурная, пресса, включая ТВ?

      В России традиционно 99 из 100 всех надежд и ожиданий возлагается на госаппарат, который 99 из 100 всех отступлений от закона и совершает, нарушая гражданские права и свободы. Государство, по природе своей (в демократическом, гражданском обществе) обязанное печься прежде всего о свободе и праве гражданина, подчиняя им свои, т.е. чиновничества, интересы, в России исстари действует наоборот.

      Доктор  юридических наук В.Е. Гулиев отмечает, что институты гражданского общества у нас крайне слабы, как и гражданское  общество, хотя оно и не бессильно. Оно криминализировано  и коррумпировано не менее, чем государство, но более, чем государство, разрознено и автомизировано. Собственно само общество и повинно в недугах государственных структур. К примеру, наши средства массовой информации (так называемая четвертая власть) разве менее разложены, чем любая из трех официальных государственных властей? В отличие от государства, «четвертая ветвь власти» берется поучать и воспитывать нас. 1

      В демократическом государстве  формирование и порядок  деятельности административной (исполнительной) ветви  государственной власти должны быть четко урегулированы юридическими нормами.

      Административное  законодательство является правовой основой  построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой  мощной подсистемы государственного аппарата - исполнительной власти.

      Права и обязанности личности, о которых  говорится  в административно- правовых нормах, производны от конституционных (ст.2 Конституции РФ), и часто конкретизируют последнее. Прежде всего, административно-правовой статус граждан РФ устанавливается Конституцией, актами органов  представительной власти. В формировании и, особенно в  реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти. Правительство, министерства, губернаторы издают немало нормативных актов, которые предоставляют определенным категориям лиц, льготы, закрепляют процедуры деятельности различных инспекций, устанавливают  общеобязательные правила (охоты, дорожного движения).

     1 Понятие и виды субъектов административного права.

      1.1 Понятие субъекта административного права.

     Вопрос  о субъектах административного  права является одним из важнейших, так как речь идет об участниках административно-правовых отношений, решающих задачи и осуществляющих функции  исполнительной власти, координирующие, распорядительные, контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривающих дела о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в хозяйственной, налоговой, финансовой, таможенной сфере, в строительстве, в сфере общественного порядка и т. д.

     Наука административного права насчитывает  не так много исследовательских  работ, посвященных этому вопросу. Тем не менее, определенный понятийный аппарат уже создан. Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти. Субъект административного права — это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Таким образом, реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.

     Субъект административного права — это  конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по своему собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной  на него специальной правовой нормой. Например, гражданин может обжаловать принятое органом исполнительной власти постановление в суд, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может и не обжаловать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса весьма многочисленны.

     Субъекты  административного права — реальные участники административно-правовых отношений, обладая административно-правовым статусом, участвуют в организации  публичного управления (государственного и муниципального), в самой управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах). Однако административно-правовой статус раскрывается и в отношениях между органами управления и гражданами, а также другими субъектами права. Следовательно, административно-правовой статус определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоограничениями, объемом ответственности.

     В качестве принципиального положения  следует определить, что субъекты административного права могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих четырех крупнейших блоков возникающих правоотношений:

     1)  в организационно-управленческом  праве (отношения по общей организации  управления в различных отраслях  и сферах управления);

     2)  в управленческом процессе, т. е. в рамках использования управленческих процедур, подготовки и принятия правовых актов управления и применения иных административно-правовых форм и методов;

     3) в административном процессе, т.  е. в системе отношений по  поводу обеспечения судебной защиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц;

      4)  в административно-деликтном праве,  т. е. в системе отношений,  возникающих в процессе применения  мер административного принуждения  уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим правовые нормы.

      1.2 Виды субъектов административного права.

     В литературе различаются индивидуальные и коллективные субъекты административного права.

     Индивидуальными субъектами являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

     Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных  организационных отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления. Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, обжалования в суд действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).

     К индивидуальным субъектам административного  права относятся также государственный  служащий или должностное лицо. Они  занимают государственные должности  в государственных органах власти, находятся в устойчивых и непрерывных организационных отношениях с указанными органами; их статус одинаковым образом регламентирован нормативными правовыми актами; они осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого соответствующие государственно-властные полномочия; выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов (при этом они - индивидуальные субъекты права).

     Коллективные  субъекты административного права - это группы людей, являющиеся организациями (государственными, негосударственными, частными, общественными), которые выступают во внешних отношениях как самостоятельные субъекты права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.

     Государственная организация в научном смысле представляет собой организационно и юридически единый коллектив, правосубъектность которого осуществляют уполномоченные лица, действующие как во внешних, так и во внутриорганизационных отношениях от имени государства.

      Организация - это совокупность людей, коллектив; она предполагает деятельность, рассчитанную на достижение определенных целей и совершаемую по определенным процедурам (правилам). Признаками организации являются:

      - совокупность людей;

      - осуществление деятельности в соответствии с установленными задачами;

      - определение цели и задач организации;

      - наличие основной деятельности (ее характера и главных направлений);

      - соответствующие процедуры (правила) деятельности;

      - формирование структуры (образуемые подразделения);

      - нормативное установление компетенции и полномочий соответствующих должностных лиц (служащих, сотрудников).

     Все организации подразделяются на две  большие группы: государственные  и негосударственные. Они различаются  тем, что их статус, процедуру учреждения, реорганизации и прекращения  деятельности, правовой режим управленческих действий (решений), порядок защиты прав определяют различные нормативные правовые акты.

     Государственная организация представляет собой  часть государственного механизма (государственной администрации), обладающую определенной самостоятельностью в  реализации принадлежащих ей полномочий, имеющую соответствующий правовой статус. Ее деятельность направлена на обеспечение публичных интересов и защиту прав и законных интересов человека и гражданина. К государственным организациям относятся государственные органы, учреждения, предприятия (например, унитарные предприятия). Предприятия осуществляют производственно-хозяйственную деятельность; учреждения реализуют в основном полномочия социально-культурного характера (например, учреждения здравоохранения), а государственные органы обладают государственно-властными полномочиями, осуществление которых влечет наступление юридических последствий.

     Государственные организации имеют компетенцию, т. е. пределы ведения и осуществления  властных полномочий, которые представляют собой тот или иной объем государственной деятельности, возложенный на соответствующий орган; это, по сути, круг решаемых вопросов, предусмотренных правовыми актами. Компетенция должна иметь нормативный характер и включать следующие элементы:

      1)  задачи государственной организации,  т. е. чего необходимо ей достигнуть, для чего она создается или учреждается;

      2)  функции (главные направления  деятельности);

      3)  установленные нормативными актами  права, обязанности, объем правовой  ответственности;

      4)  формы и методы работы организации  применительно к ее задачам, функциям, правам и обязанностям (принятие нормативных правовых актов управления, заключение договоров, совершение юридически значимых действий и т. д.).

     Компетенция может быть общей, отраслевой, межотраслевой, внутриотраслевой, административно-юрисдикционной.

     К субъектам административного права  относятся и такие государственные  органы, которые не входят в систему  органов исполнительной власти, однако в своей деятельности выполняют  специфические организационно-распорядительные функции (например, органы законодательной (представительной) власти, федеральные суды, прокуратура). Они осуществляют управленческую деятельность внутриорганизационного характера; например, руководители этих органов издают приказы и распоряжения по организации деятельности самого органа; применяют меры поощрения и дисциплинарного принуждения; организуют выполнение в своих органах противопожарных, санитарно-эпидемиологических и иных общеобязательных правил и норм.

Информация о работе Субъекты административного права