Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:16, курсовая работа
В демократическом государстве все равны перед законом и поэтому подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь законности с демократией состоит также и в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение законов в жизнь проходит под контролем народа.
Настоящая курсовая работа включает в себя изложение способов обеспечения законности в сфере государственного управления Российской Федерации, полномочий Президента Российской Федерации, а также понятия административного надзора, общего надзора прокуратуры.
Введение…………………………………………………………………….2
Способы обеспечения законности в сфере государственного управления Российской Федерации………………………………………5
Контрольные полномочия Президента Российской Федерации………..8
Административный надзор………………………………………………14
Общий надзор прокуратуры……………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………..29
Список использованной литературы…………………………………….31
Решение задачи……………………………………………………………32
Генеральный прокурор РФ в соответствии с п. 6 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Следует обратить внимание, что это право предоставлено только Генеральному прокурору и только по конкретному делу, то есть в интересах конкретного лица. Вместе с тем следует учесть, что надзор за соблюдением Конституции РФ и соответствием правовых актов субъектов Российской Федерации федеральным законам является одной из основных задач прокуратуры (ст. 21 ФЗ "О прокуратуре РФ"), в то время как для суда эта функция не является превалирующей над другими его обязанностями. При таких обстоятельствах представляется нелогичным предоставление одних и тех же условий и суду, и Генеральной прокуратуре для обращения в Конституционный Суд с запросом о конституционности правового акта. Кроме того, нелогичным является предоставление гражданам права запроса в Конституционный Суд РФ по вопросам конституционности правовых актов Правительства РФ, в то время как Генеральный прокурор, осуществляющий надзор за соответствием правовых актов Конституции РФ, лишен такой возможности и должен лишь информировать Президента Российской Федерации. Когда в стране идет борьба за очистку правового поля, за установление единообразного понимания закона на всей территории Российской Федерации и одинакового его применения, представляется расточительным использование не в полной мере такого мощного централизованного механизма, как прокуратура. Исходя из изложенного, пожалуй, правильным было бы не ограничение, а расширение прав и предоставление Генеральному прокурору права обращения в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности правового акта вне зависимости от наличия конкретного дела и субъекта, его издавшего. Надо полагать, что такая позиция корреспондирует праву прокурора защищать интересы неограниченного круга лиц. Внесение указанных дополнений в законы способствовало бы в более полной мере исполнению правозащитных функций прокуратуры, обеспечению прокурорского надзора за соответствием Конституции РФ и исполнению законов, а также единообразному их пониманию на всей территории страны.9
Заключение
Административно-правовая
наука выработала основные способы
обеспечения законности. Все они
систематизированы и
Между тем, поиск новых способов обеспечения законности продолжается. Современная практика государственного управления предлагает введение оценки деятельности органов исполнительной власти "по результатам"; повышение прозрачности и публичности управленческой деятельности в рамках программы "Электронное правительство"; повышение качества и глубины процессуальной регламентации деятельности органов исполнительной власти административными регламентами осуществления государственных функций; проведение обязательной антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Все эти способы приемлемы и в административном надзоре.
Большое значение имеет
мониторинг законодательства, уже реализуемый
субъектами административного надзора
в ходе внедрения административных
регламентов, а также проведение
в инициативном порядке рядом
федеральных органов
Основным способом обеспечения законности все же остается контроль в самом широком смысле слова, включающий общественный контроль со стороны институтов гражданского общества, парламентский контроль, прокурорский надзор, а также ведомственный административный контроль.
Главное же заключается в обеспечении исполнения законов и других нормативных правовых актов, особенно теми, кто их применяет. Большое зло в строительстве правового государства - бездеятельность и прямые нарушения законов и подзаконных актов со стороны органов и должностных лиц исполнительной власти. Поэтому государство должно эффективно обеспечивать законность и дисциплину в их деятельности.
В целях укрепления законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти проводится соответствующая работа, которая заключается в совершенствовании системы и структуры органов исполнительной власти и более четкое регламентирование их правового статуса; определение общих и должностных обязанностей и прав государственных служащих, пределов их личной ответственности; принятие правовых актов, предусматривающих административный и судебный порядок восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан; воспитание у граждан чувства уважения к закону, повышение их правовой культуры.10
Список использованной литературы
I.Нормативные правовые акты
II.Книги, монографии, учебники, учебные пособия, публикации
Задача:
Доставленный в дежурную часть РОВД за совершение мелкого хулиганства гражданин Лапшин отказался давать какие-либо объяснения по факту правонарушения и сообщать сведения о себе. При этом Лапшин сослался на конституционное право пользоваться адвокатом и просил сотрудников РОВД предоставить ему адвоката.
Как должен поступить дежурный по РОВД? Изложите порядок допуска защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении.
Ответ:
Административное доставление, исходя из смысла ст. 27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения РФ(далее – КоАП РФ), представляет собой передвижение принудительного свойства, применяемое исключительно с целью составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте.
Согласно части 3 статьи 27.2 КоАП РФ, о доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.
Поскольку в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении считается возбужденным дело об административном правонарушении, с этого же момента доставленное лицо начинает пользоваться правами, предусмотренными ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, в том числе пользоваться юридической помощью защитника.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 25.5 КоАП РФ в оказании юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может участвовать защитник, т.е. адвокат или иное лицо.
Однако, обязательное участие защитника по делам об административных правонарушениях в российском законодательстве не закреплено.
Таким образом, дежурный по РОВД в рассматриваемой ситуации должен, в соответствии с п. 3 ст. 28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении в отношении гражданина Лапшина, разъяснить последнему его право пользоваться юридической помощью защитника, предусмотренное ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ.
Порядок допуска защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении установлен в статье 25.5 КоАП РФ.
Статья 48 Конституции РФ закрепляет право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, в случаях, предусмотренных законом. КоАП РФ конкретизирует и развивает эти конституционные положения применительно к урегулированию проблем участия защитника в процессе производства по делам об административных правонарушениях. На указанные отношения распространяются также нормы Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (с изм. и доп.).
КоАП РФ вводит такие процессуальные фигуры, как защитник и представитель. Лицу, в отношении которого ведется производство по делу, юридическая помощь оказывается защитником, а потерпевшему - представителем.
К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу.
Часть 2 статьи 25.5 КоАП РФ определяет, что функции защитника и представителя выполняет адвокат или другое лицо. Полномочия адвоката, участвующего в административном производстве, регламентируются процессуальным законодательством.
Адвокат, выполняющий
функции защитника или
Полномочия иного лица,
допущенного к участию в
Часть 4 статьи 25.5 КоАП РФ определяет вступление защитника и представителя в производство по делам об административных правонарушениях с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
Защитник, реализуя предоставленное
ему право на участие в производстве
по делу об административном правонарушении
с данной стадии, обеспечивает себе
возможность более полного
Анализ положений Кодекса об административных правонарушениях РФ, направленных на реализацию конституционного права гражданина на получение квалифицированной юридической помощи и самостоятельный выбор защитника, показывает, что эти права обеспечиваются на всех стадиях административного производства и не подлежат никакому ограничению (см. ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 27.3 и др.).
Помимо прав, предоставляемых защитнику в соответствии с КоАП РФ, он обладает всей полнотой прав, закрепленных законодательством РФ.
Юридическая помощь оказывается гражданам за плату. Вместе с тем Федеральный закон об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ предусматривает случаи оказания юридической помощи гражданам бесплатно, в том числе устанавливает, что во всех случаях бесплатная юридическая помощь предоставляется несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ч. 3 ст. 26). Органы государственной власти осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных законодательством РФ (ч. 3 ст. 3).
Верховный Суд РФ отметил, что в тех случаях, когда лицо понесло затраты на оплату труда адвоката или иного лица в качестве защитника в связи с тем, что в привлечении этого лица к административной ответственности было отказано или его жалоба на постановление была удовлетворена, оно вправе возбудить вопрос в судебном порядке о возмещении вреда на основании ст. 15, 1069 и 1070 ГК РФ о взыскании понесенных расходов за счет средств соответствующей казны (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").11
Информация о работе Способы обеспечения законности в сфере государственного управления