Способы обеспечения законности в сфере государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

В демократическом государстве все равны перед законом и поэтому подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь законности с демократией состоит также и в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение законов в жизнь проходит под контролем народа.
Настоящая курсовая работа включает в себя изложение способов обеспечения законности в сфере государственного управления Российской Федерации, полномочий Президента Российской Федерации, а также понятия административного надзора, общего надзора прокуратуры.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….2
Способы обеспечения законности в сфере государственного управления Российской Федерации………………………………………5
Контрольные полномочия Президента Российской Федерации………..8
Административный надзор………………………………………………14
Общий надзор прокуратуры……………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………..29
Список использованной литературы…………………………………….31
Решение задачи……………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая административное право.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

  1. Введение…………………………………………………………………….2
  2. Способы обеспечения законности в сфере государственного управления Российской Федерации………………………………………5
  3. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации………..8
  4. Административный надзор………………………………………………14
  5. Общий надзор прокуратуры……………………………………………...20
  6. Заключение………………………………………………………………..29
  7. Список использованной литературы…………………………………….31
  8. Решение задачи……………………………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В демократическом государстве  все равны перед законом и поэтому подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь законности с демократией состоит также и в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение законов в жизнь проходит под контролем народа.

Основная роль в процессе обеспечения законности принадлежит  государству. Здесь уместно привести слова президента США Франклина  Делано Рузвельта, сказанные им в  период выхода страны из Великой депрессии (1934 год). "Работая над великой  общенациональной программой, которая призвана дать первостепенные блага широким массам, мы действительно наступали кое-кому на "больные мозоли" и будем наступать на них впредь. Но это "мозоли" тех, кто старается достичь высокого положения или богатства, а может быть, того и другого вместе, коротким путем - за счет общего блага".

Поэтому процесс реализации исполнительной властью своих полномочий на всех управленческих уровнях должен базироваться на прочном правовом фундаменте. В числе факторов, определяющих особую значимость законности в государственно-управленческой деятельности, целесообразно выделить следующие:

- многоаспектность управленческой  деятельности, обеспечивающее проникновение  упорядочивающего воздействия во  все сферы общественной жизни;

- непосредственные контакты субъектов исполнительной власти с физическими и юридическими лицами, выступающими в качестве субъектов административного права;

- органам исполнительной  власти предоставлены широкие  полномочия по административному  нормотворчеству (как одной из  административно-правовых форм государственного управления);

- органы исполнительной  власти в законодательном порядке  наделены полномочиями по осуществлению  правоохранительных функций с  правом вынесения решения во  внесудебном порядке (административное  принуждение и административная юрисдикция);

- субъекты исполнительной  власти, действующие на всех уровнях  государственной власти, в рамках  административного процесса широко  используют юридически-властные  средства воздействия на управляемые  объекты независимо от их организационной подчиненности и форм собственности.

Законность представляет собой точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов и подзаконных актов государственными органами, должностными лицами, органами местного самоуправления, гражданами и их объединениями. Законность является обязательным атрибутом существования и развития любого организованного общества. Она необходима для обеспечения: реализации прав и свобод граждан; образования и функционирования общества; научно обоснованного построения и рациональной деятельности государственного аппарата.

Как специфический регулятор  общественных отношений закон и  дополняющие его правовые нормы  должны соответствовать существующему  в стране уровню сложившихся общественных отношений в экономике, организационной зрелости, развитию культуры, признаваемым морально-этическим нормам. Законодательство должно быть средством легализации права государством во имя интересов общества и граждан.

В юридической литературе законность рассматривается как: принцип  государственной деятельности; метод государственного руководства обществом; режим системы взаимоотношений населения с государственными органами.1

Административно-надзорная  деятельность как властная правоприменительная  деятельность, осуществляемая по отношению  к неподчиненным гражданам и организациям, может быть эффективной лишь при условии строжайшего соблюдения законности.

Нарушения законности субъектами, призванными ее обеспечивать, оказывают  разрушающее воздействие на правосознание  российского общества.

Многочисленные факты нарушений законности, ежегодно обходятся нашей стране в сотни миллионов рублей, а связанные с этим издержки составляют в конечной цене товаров и услуг малых предприятий до 5,5%, а в отдельных отраслях производства достигают 30%.

Сказанное не только подчеркивает актуальность темы настоящей курсовой работы, но и лишний раз свидетельствует о значимости и необходимости совершенствование системы и структуры органов исполнительной власти и более четкое регламентирование их правового статуса, определение общих и должностных обязанностей и прав государственных служащих, пределов их личной ответственности; принятие правовых актов, предусматривающих административный и судебный порядок восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан; воспитание у граждан чувства уважения к закону, повышение их правовой культуры.

Настоящая курсовая работа включает в себя изложение способов обеспечения законности в сфере государственного управления Российской Федерации, полномочий Президента Российской Федерации, а также понятия административного надзора, общего надзора прокуратуры.

 

 

 

 

 

Способы обеспечения законности в сфере государственного

управления Российской Федерации

 

Конституция Российской Федерации (ст. 15) определяет, что "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы..."2. Принципами законности являются:

верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов;

недопустимость противопоставления законности и целесообразности;

реальная гарантированность  прав и свобод личности;

взаимосвязь законности и правовой культуры;

единое понимание законности на всей территории России;

создание обстановки неотвратимости наступления ответственности  в случае совершения лицом правонарушения.

Важная сторона законности раскрывается в ее определении как  режима взаимоотношений граждан и организаций с субъектами власти, который благоприятствует обеспечению прав и законных интересов личности, ее всестороннему развитию, формированию и развитию гражданского общества, успешной деятельности государственного механизма.

Режим законности необходим во всех областях социальной жизни. Однако особую значимость он имеет в системе взаимоотношений субъектов административной власти между собою, а также с гражданами и негосударственными организациями.

Во-первых, субъекты исполнительной власти представляют многочисленную группу, с ними люди, негосударственные организации, трудовые коллективы контактируют намного чаще, чем с прокуратурой, судами, представительными органами. Количество государственных служащих, связанных с исполнительно-распорядительной деятельностью, во много раз превышает численность всех служащих, занимающихся иной государственной деятельностью.

Во-вторых, субъекты исполнительной власти, применяя нормы права, издают большое число подзаконных нормативных актов и обладают значительными властными полномочиями.

В-третьих, они непосредственно распоряжаются огромными материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами.

В-четвертых, органы исполнительной власти (должностные лица) вправе осуществлять внесудебное принуждение, юрисдикционную деятельность, в их непосредственном ведении находится механизм физического принуждения, защиты (армия, милиция, уголовно-исполнительная система и т.п.).

В-пятых, они наделены дискреционными полномочиями свободой усмотрения, которая служит одним из средств выполнения государственными органами возложенных на них задач и полномочий.

Создание устойчивого  правового режима во взаимоотношениях между субъектами административной власти, с одной стороны, и гражданами, их объединениями, организациями - с  другой, предполагает необходимость следующих условий: наличие в государстве развитого законодательства и основанной на нем системы юридических норм; реальности со стороны государства гарантий, обеспечивающих строгое и неуклонное соблюдение правовых норм всеми участниками управленческих отношений; эффективно действующего в рамках соблюдения законности механизма государственного принуждения.

Среди общих условий  гарантии законности следует выделить правовые, политические, экономические, организационные. К специальным  юридическим средствам обеспечения законности относятся надзор, контроль и принуждение.

В системах государственного управления контроль является важнейшим  вид обратной связи, по каналам которой  субъекты власти получают информацию о фактическом положении дела, о выполнении решений. Он широко используется с целью достижения различных целей: повышения исполнительской дисциплины; подведения предварительных или конечных итогов; оценки качества и эффективности работы подчиненных; предотвращения нежелательных ситуаций; оперативного регулирования управленческих процессов.

Содержание понятия "контроль" является довольно широкой и объемной правовой категорией. Он рассматривается  в различных аспектах: как функция государственного управления; как определенный этап в управленческом цикле; как способ обеспечения законности.

Контроль как управленческая функция носит властный характер и оказывает регулирующее воздействие, влияющее на поступки и действия подконтрольных объектов.

В отличие от теоретических  взглядов и подходов к пониманию и разграничению сущности между понятиями "надзор" и "контроль" законодатель при регламентации деятельности контролирующих органов исходит из их единства и взаимодополнения.

Система субъектов, наделенных правами по осуществлению государственного контроля в Российской Федерации, включает в себя: контроль Президента Российской Федерации; контроль органов законодательной власти; контроль федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; контроль органов судебной власти.3

 

 

 

 

 

Контрольные полномочия Президента Российской Федерации.

 

Одним из признаков суверенитета Российской Федерации является распространение  полномочий федеральных органов  государственной власти на всю территорию страны. Конституция отводит особую роль Президенту Российской Федерации.

Президентом традиционно именуется  глава государства в странах  с республиканской формой правления.

На протяжении более чем 70-летней истории существования СССР и РСФСР функции главы государства выполняли Генеральные секретари ЦК КПСС. С отменой статьи 6 Конституции СССР (1990 г.), повлекшей за собой ликвидацию монополии КПСС в политической системе общества, был учрежден пост Председателя Верховного Совета СССР - высшего должностного лица СССР. В марте 1990 г. на третьем Съезде народных депутатов СССР был введен пост Президента СССР. Первым и последним Президентом СССР был М.С. Горбачев. Затем посты президентов были учреждены в ряде республик в составе СССР. По результатам проведенного Всероссийского референдума (17 марта 1991 г.) был учрежден пост Президента России (вначале - Президент РСФСР, а затем - Президент Российской Федерации).

Согласно действующей Конституции  России "Президент Российской Федерации  является главой государства" (ст. 80).4 Срок его полномочий увеличен с четырех до шести лет. В государствах с республиканской формой правления наделение президента страны на конституционном уровне полномочиями главы государства стало традиционным. Это позволяет ему занимать особое место в системе органов государственной власти. Не входя ни в одну из ее ветвей, он в то же время оказывает прямое или косвенное воздействие на процесс формирования и характер их действий. В большей степени это относится к федеральным органам исполнительной власти.

Реализуя свою компетенцию, предусмотренную  в гл. 4 Конституции, Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов законодательной, исполнительной и судебной власти на всей территории государства. Это полномочие исходит от его статуса главы государства, гаранта суверенитета, целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.

Компетенция Президента Российской Федерации  реализуется по вопросам исключительного  ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Взаимодействуя со всеми ветвями власти, Президент Российской Федерации имеет наибольший объем полномочий по отношению к органам исполнительной власти. Эти полномочия дают ему возможность формировать Правительство Российской Федерации и контролировать его работу. Именно Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации. Хотя такое назначение осуществляется только с согласия Государственной Думы, все-таки последнее слово остается за главой государства (ст. 111 Конституции Российской Федерации).

Информация о работе Способы обеспечения законности в сфере государственного управления