Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 05:00, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ действующего законодательства и разработка предложений по совершенствованию методов и принципов регулирования деятельности инсайдеров на российском рынке ценных бумаг, направленного на повышение эффективности предпринимательства в этой сфере и экономики России в целом.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.................................................................................................3
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..........…….....................………...4
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСАЙДЕРОВ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ .................................................….…..9
1.1. Роль инсайдеров в предпринимательской деятельности
1.2. на россий¬ском рынке ценных бумаг........................................................................9
1.2. Государственное регулирование деятельности инсайдеров..................................26
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСАЙДЕРОВ С УЧЁТОМ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА......................................................................................37
2.1. Опыт регулирования деятельности инсайдеров в зарубежных странах ..............37
2.2. Формирование методов и принципов регулирования деятельности
инсайдеров на российском рынке ценных бумаг...........................................................69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………....……………………………………………...............…...77
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………....................………...................80
ПРИЛОЖЕНИЯ
Инсайдерская информация определяется в Директиве о злоупотреблениях как не являющаяся общедоступной информация об одном или о нескольких финансовых инструментах или об их эмитентах, которая в случае ее разглашения может повлиять на курс финансовых инструментов или производных от них контрактов. Применительно к инсайдерской информации установлены следующие запреты:
1. Лица, располагающие инсайдерской
информацией, не вправе
2. Лица, располагающие инсайдерской
информацией, не вправе: а) передавать
ее третьим лицам за
3. Лица, являющиеся профессиональными
участниками рынка ценных
В Директиве дано определение рыночного манипулирования:
1. Сделки, содержащие заведомо
ложную информацию о стоимости
финансовых инструментов или
обеспечивающие искусственное
2. Сделки, содержащие фиктивные средства либо обман.
3. Распространение лицом
заведомо ложной информации (в
том числе слухов и
Директива о злоупотреблениях применяется ко всем финансовым инструментам, обращающимся на регулируемом рынке государств — членов ЕС. Под финансовыми инструментами подразумеваются:
— ценные бумаги в соответствии с Директивой Совета ЕС о предоставлении услуг на рынке ценных бумаг 1993 г.;
— права участия в инвестиционных фондах;
— инструменты денежного рынка;
— фьючерсные контракты;
— срочные контракты на процентные ставки;
— своп-контракты на процентные ставки, валюту, акции и индексы акций;
— опционные контракты колл и пут на все перечисленные категории финансовых инструментов;
— производные контракты на товарные позиции.
Сфера действия Директивы о злоупотреблениях — все сделки с такими инструментами, т.е. любые действия независимо от места их совершения (организованный, уличный, внебиржевой рынок). Директива применяется, когда злоупотребление рынком ценных бумаг только частично затрагивает территорию ЕС (ситуации "с иностранным эмитентом"), — дестабилизация фондового рынка государства — члена ЕС произошла в связи с разглашением инсайдерской информации в третьей стране.
Директива о злоупотреблениях
предусматривает обязанность
— третье лицо, которому передается инсайдерская информация, обязуется обеспечивать ее конфиденциальность или соблюдать конфиденциальность по отношению к эмитенту в целом;
— инсайдерская информация передается рейтинговому агентству для оценки ценных бумаг эмитента и полученные результаты подлежат всеобщему опубликованию.
— став общедоступной, такая информация приведет к ущемлению законных интересов эмитента (например, в случае переговоров о продаже предприятия).
К инсайдерской деятельности
не относится использование
Виновные в совершении предусмотренных в Директиве о злоупотреблениях правонарушений лица привлекаются к административной ответственности. Государства обязаны установить "достаточные меры наказания, т.е. эффективные и пропорциональные совершенному правонарушению" (ст. 14). Возможно привлечение виновных лиц и к уголовной ответственности.
В Директиве о злоупотреблениях
употребляется термин "использование"
инсайдером конфиденциальной информации.
Использование инсайдерской информации
состоит в приобретении или распоряжении
финансовыми инструментами
Необходимость соблюдения прав
человека привела к тому, что в
Парижских апелляционных и
Размеры административных штрафов определяются национальным законодательством. Как правило, он составляет трех—пятикратный размер незаконной прибыли, полученной инсайдером (50—70 тыс. евро), т.е. половина или полное годовое вознаграждение инсайдера. Однако сумма штрафа может быть намного больше — в марте 2005 г. французский Апелляционный суд оставил в силе приговор, вынесенный в 2002 г. известному международному финансисту Джорджу Соросу. Его оштрафовали на 2,2 млн. евро. Речь шла об использовании инсайда в ходе приватизации французского банка Societe Generale.
В некоторых странах надзорные органы публично оглашают информацию о примененных санкциях с указанием имен (в США имя обвиняемого оглашается с начала расследования). Раскрытие личности инсайдера в настоящее время является самой эффективной санкцией. При этом существует большой риск, что применение этой санкции может привести к ущемлению права на защиту и права на справедливое рассмотрение в суде. В большинстве европейских государств проводится политика "постепенной публикации", когда сначала освещаются только основные факты, а полная публикация имеет место в следующем году. Подобная практика вызвана многочисленными случаями увольнения инсайдеров до принятия решения надзорным органом, только на основе публикаций в прессе.
Обязанность реализации норм о запрете инсайдерской торговли возложена на компетентные государственные органы. Биржи также управомочены на отслеживание инсайдерской торговли, проведение самостоятельных расследований и применение соответствующих санкций. В Директиве определены и превентивные механизмы, направленные на предотвращение инсайдерской торговли; самый радикальный — предельно раннее раскрытие информации. Эмитенты должны в кратчайшие сроки предоставлять данные о собственной инсайдерской информации (ст. 6.1 Директивы о злоупотреблениях), хотя очень часто решение о досрочном распространении информации может сорвать сделку.
Другим превентивным механизмом является обязанность органов управления компании предоставлять информацию о своих собственных операциях с ценными бумагами. Регулирующий орган должен получать отчет обо всех сделках, совершенных членами наблюдательного совета или правления. Эта информация априорно имеет публичный характер (в США подобная мера практикуется с 30-х годов XX в.).
Европейская модель противодействия инсайду, закрепленная в директивах ЕС, в наибольшей степени отражена в законодательстве Германии. С 1995 г. действует закон, позволяющий привлечь к административной и уголовной ответственности лиц, неправомерно использующих инсайдерскую информацию. Выявлением инсайдеров занимаются Федеральная служба по надзору за операциями с ценными бумагами и государственные земельные комиссариаты, осуществляющие надзор за операциями на биржах на своих территориях. Если возникает подозрение, что какие-то сделки проводились с использованием инсайдерской информации, то сначала выявляются и анализируются сделки, "чем-то отличающиеся от обычных". Затем биржа предоставляет Комиссии полную информацию о таких сделках (данные об участниках; сведения, от чьего имени действовали брокеры — участники сделки; когда было передано распоряжение о совершении операции). Запрашивается даже информация о местожительстве участников "нестандартной" сделки.
Комиссия запрашивает
у эмитента список лиц, которые в
силу своего служебного положения или
каких-либо других аффилированных отношений
с эмитентом имели доступ к
инсайдерской информации. После этого
информация об участниках сделки от биржи
сличается с информацией об инсайдерах
от эмитента. Лица, фигурирующие в обоих
списках, попадают под подозрение в
использовании инсайдерской информации.
Затем федеральный орган
По данным Дрезднербанка, Комиссия по торговле ценными бумагами ФРГ ежегодно выявляет 200—300 подозрительных сделок. До прокуратуры доходят материалы расследований по 80—100 сделкам, штрафы накладываются в 10—15 случаях. Случаев привлечения уличенных в использовании инсайдерской информации лиц к уголовной ответственности в немецкой практике не было. Опыт Германии (как и Швейцарии) показывает, что появление антиинсайдерского законодательства сразу привлекло на национальный рынок крупных зарубежных инвесторов.
В Великобритании противодействие инсайду регулируется Указом 1994 г. об инсайдерских действиях (ценные бумаги и регулируемые рынки), Законом об уголовном правосудии 1993 г., Законом о финансовых услугах и рынках 2000 г. Лицо считается виновным в совершении инсайдерских действий, если во-первых на момент совершения действия оно находилось в Великобритании; во-вторых регулируемый рынок, где действие было со вершено, считается регулируемым в Великобритании; в-третьих профессиональный посредник (брокер и т.п.) на момент совершения действия находился в Великобритании. В подтверждение значимости норм об инсайдерстве законодатель предусмотрел весьма серьезные санкции. В Англии это штраф и/или тюремное заключение сроком от шести месяцев до семи лет.49
В настоящее время в большинстве фирм принимаются внутренние правила, направленные на предотвращение инсайдерской торговли. Эти правила включаются во внутренний "кодекс этики" (кодекс корпоративного управления, кодекс наилучшей практики — Code of best practice) и применяются к членам совета директоров и высшего руководства. К их числу можно отнести Кодекс Кэдбери (Великобритания, 1991 г.); Кодекс наилучшей практики для германского корпоративного управления (Германия, 2000 г.); Рекомендации комитета по корпоративному управлению (Франция, 1995-1999 гг.); Принципы корпоративного управления (Греция, 1999 г.); Кодекс надлежащей практики (Бразилия, 1999 г.); Кодекс рекомендуемого корпоративного управления (Индия, 1998 г.); Кодекс корпоративного управления (Малайзия, 1999 г.); Кодекс наилучшей практики и рекомендации для директоров публичных компаний (Гонконг, 1989 г.); Кодекс наилучшей практики (Мексика, 1999 г.); Кодекс корпоративной практики и поведения (ЮАР, 1994 г.). В России также принят Кодекс корпоративного поведения, рекомендованный к применению распоряжением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг 4 апреля 2002 г..