Проблема административной ответственности граждан и юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 10:56, курсовая работа

Краткое описание

Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, а также порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.

Файлы: 1 файл

право курсач.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

            1. Введение.

      Темой данной  работы является проблема административной ответственности  граждан и юридических лиц.

      Административная  ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, а также порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.

      В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и т.д.) только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности. Следовательно, административная ответственность — это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение. 
 
 
 
 

         2. Понятие и признаки административного правонарушения

 

         Новый КоАП РФ даёт следующее определение административного правонарушения. «Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность»1. Итак, в КоАП РФ понятие административного правонарушения определяется, во-первых, без конкретизации объектов посягательств, во-вторых, применительно к физическим и юридическим лицам, в-третьих, без указания на соотношения административной и уголовной ответственности. Понятие административного правонарушения включает следующие признаки: антиобщественность, противоправность, виновность, наказуемость деяния. Дадим краткую расшифровку этих признаков.

         Исходным в характеристике административного правонарушения является понятие деяние. Это акт  волевого поведения. Он заключает в  себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета (например, нарушение правил охоты, невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства).

         Бездействие есть пассивное  невыполнение обязанности (например, неисполнение гражданами обязанностей по военному учёту). Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных объектов)2.

         По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства. Антиобщественный характер подчёркивают задачи законодательства  об административных правонарушениях, и проявляется это в противоправности  такого рода правонарушений. Какое деяние в рамках института административной ответственности является антиобщественным, определяется законодательством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков административного правонарушения.

         Противоправность  заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, при безбилетном проезде не исполняется договор перевозки, при уклонении от уплаты налог – нормы финансового права. «Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность»3.

         Виновность деяния юридического лица означает, что оно  совершено умышленно или по неосторожности. Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного  правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность  для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению4. Наличие вины – обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности.

         Административная  ответственность за деяние также  относится к безусловным признакам  административного правонарушения. Им признаётся только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность5.

         С одной стороны, административное правонарушение –  основание административной ответственности, с другой, такая ответственность  – признак административного правонарушения, определяющий его юридическую природу. В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т. д.

         Признаки административного  правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание  этого вопроса имеет не столько  теоретическое, сколько практическое значение. При наличии всех признаком может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности. Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего  возраста, означает совершение им административного правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, ибо в его действии нет состава административного правонарушения, так как субъектом его признаются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.

         Определение административного  правонарушения, данное в статье 2.1 нового КоАП РФ,  существенно отличается от  дефиниции ст. 10 КоАП 1984 г. В  этом определении сохранены основные элементы, характеризующие действие (бездействие) как административное правонарушение: противоправность, виновность и наказуемость. Однако в новом КоАП содержится ряд новелл.

         Новый Кодекс более  чётко определил содержание основных признаков административного правонарушения. Во-первых, Кодекс исходит из того, что соблюдение административно-правовых норм, правил, стандартов является обязанностей не только физических, но и юридических лиц. Понятие последних КоАП РФ не содержит, поэтому логично предположить, что законодатель оперирует в данном случае  понятием юридического лица, признаки которого закреплены в гражданском законодательстве.

         Во-вторых, впервые  в законодательство об административной ответственности вводится понятие  вины юридического лица в совершении административного правонарушения. Виновным оно может быть признано в том случае, если будет установлено, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм административного законодательства.

         В-третьих, юридические  лица подлежат административной ответственности  за совершение административных правонарушений в случаях, если это предусмотрено в статьях Особой части КоАП РФ или в законах субъектов Российской федерации  об административных правонарушениях6.

         Помимо вышесказанного среди новых элементов и подходов, отличающих понятие «административное правонарушение», следует акцентировать внимание на включении в него (понятие) законов субъектов РФ об административных правонарушениях, за которые установлена административная ответственность.

         В-четвёртых, в соответствии с Кодексом соблюдение административно-правовых норм и правил становится обязанностью  не только физических, но и юридических лиц.

         В-пятых, ещё одна новелла – введение соотношения  административной ответственности  физических лиц и юридических  лиц.

         Прежде всего привлечение  к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает  от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. И наоборот: назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

         Таким образом, новый  Кодекс РФ об административных правонарушениях  в трактовке понятия «административное  правонарушение» отразил новые  социально-правовые явления, происходившие  в российском обществе  в 90-е годы.  
 
 

         3. Юридический состав административного правонарушения

 

         Понимание состава  административного правонарушения необходимо для отграничения его  от смежных (частично совпадающих) с  ним преступлений. В законодательстве отграничение их производится именно по юридическим критериям элементов их состава.

         В законодательстве отсутствует понятие состава  административного правонарушения, но его содержанием обосновываются правомерность и сущность такого понятия. Состав административного  правонарушения – совокупность закреплённых нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь  административную ответственность7.

         Признаками (элементами) состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

                                  4. Объект административного правонарушения.

 

         Объект административного  правонарушения представляет собой  подлежащие юридической защите общественно-правовые отношения8. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различными. Например, мелкое хулиганство состоит в посягательстве на общественный порядок, но выражаться оно может в совершении действий, примерный перечень которых дан  в формулировке понятия «мелкое хулиганство», изложенной в законе. Причём закон напрямую не устанавливает  запрета на их совершение, а делает это путём установления за это административной ответственности.

5. Объективная сторона административного правонарушения

 

         Объективная сторона  административного проступка сводится к содержанию нормы права –  к «описанию методами законодательной  техники противоправного действия либо бездействия физического или  юридического лица»9, следствием которых явилось причинение морального, материального или физического (телесного) вреда интересам граждан, корпоративным образованиям, государству.

         Объективная сторона  заключается в действии или бездействии, запрещённом административным правом. При этом действие или бездействие может посягать как на конкретные общественные отношения, урегулированные многими отраслями права (гражданского, трудового, финансового и др.). Наличие объективной стороны административного правонарушения во многих случаях ставится в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия – неоднократность, повторность, длящееся нарушение.

         Законодательство  об административных правонарушениях  в прямой форме фиксирует именно эти элементы содержания объективной  стороны административного правонарушения.

         Неоднократность однородного действия или бездействия служит непременным условием для признания его объективной стороной административного правонарушения10. Отсутствие однородности исключает возможность его такой характеристики.

         Повторность по законодательству об административных правонарушениях означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось  административному взысканию. Повторность необходимо отличать от неоднократного правонарушения, квалифицируемого как единое целое, а не несколько правонарушений11.

         Длящимся является действие или бездействие, сопряжённое  с последующим длительным невыполнением  обязанностей, возложенных на виновного  законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым, независимо от продолжительности действия или бездействия.

         Длящееся административное правонарушение необходимо отличать от продолжаемого, под которым понимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых он подлежит административной ответственности. Например, им может быть нарушение правил содержания и ремонта жилых домов, если оно совершено неоднократно.

Информация о работе Проблема административной ответственности граждан и юридических лиц