Приватизация в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы: является рассмотрение процесса приватизации государственного имущества.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность приватизации в России.
2. Выявить преимущества и недостатки процесса приватизации в РФ
. 3. Раскрыть экономическую характеристику приватизации в РФ.

Оглавление

Введение………………………………………………………….……………3
ГЛАВА 1.Теоретические аспекты приватизации государственного имущества.
§1.1. Понятие,цели и принципы приватизации государственного имущества в Росcии…………………………………………………..…….…….6
§1.2. Проблемы приватизации в России………………………...…………..9
§ 1.3. Итоги приватизации в России…………………………...…………..13
ГЛАВА 2. Исследование процесса приватизации государственного имущества в Московской области.
§2.1. Правовые основы приватизации государственного имущества в Московской области…………………….…………………..……………….…22
§2.2. Исследование и анализ показателей процесса приватизации государственного имущества в Московской области в 2010 году……….…23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……….25
ГЛОССАРИЙ………………………………………………….………...……..27
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….28
ПРИЛОЖЕНИЕ №1………………………………………………..…………29

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

     Казалось бы - о чем здесь идет речь? Если люди, находясь в тяжелом финансовом положении, продают то, что разумнее было бы попридержать, это негативное явление - но неизбежное.

     Однако Комитет видит в этом вину руководства Госкомимущества: им «принимаются все меры для поощрения процесса скупки акций (к таким мерам можно отнести запрет на создание в ходе приватизации акционерных обществ закрытого типа, попытки преобразовать все АОЗТ в акционерные общества открытого типа, запрет на введение ограничений на операции по купле-продаже акций)».

     О создании в ходе приватизации АОЗТ и речи не было просто потому, что был принят принцип конкурсности приватизации.

     Что же касается отказа от ограничений на куплю-продажу акций, то непонятно, кому бы они пошли на пользу: работникам предприятий, которые хотели бы, но не могли продать в трудный момент свои акции, или самим предприятиям, которые лишились бы возможности обеспечить ликвидность своих акций и тем самым надежд на размещение новых эмиссий?

     Итак, ссылаясь на вывод Комитета, можно согласиться с тем, что «пост приватизационная перепродажа акций увеличивает темпы инфляции (здесь важно заметить связь между приватизацией и безработицей».

     Далее, если наблюдать связь между инфляцией и приватизацией, то по мнению Комитета приватизация ничтожно мало средств поставила бюджету.

    Однако, здесь же можно сделать оговорку, что ведь она и предполагалась быть полу бесплатной и полудешовой.

     Впрочем, одно высказывание Думского Комитета по этому поводу, звучит серьезно неоправданное формирование темпов приватизации привело к тому, что предложение предприятий и объектов недвижимости существенно превысило платежеспособный спрос.

     Уровень цен на объекты приватизации на конкурсах и аукционах оказался значительно ниже того уровня, который мог бы быть обеспечен в случае выдерживания рациональных темпов приватизации».

     В довершении ко всему. Комитет негативно высказался о том, что приватизация в первую очередь охватила высокорентабельные госпредприятия, тогда как предприятия убыточные остались на бюджете. И, далее. Комитет говорит о том, что, таким образом, бюджеты всех уровней лишились такой важной статьи дохода, как прибыль от хозяйственной деятельности предприятий, находящихся в гос - и муниципальной собственности.

     Однако, тут же следует оговориться о том, что уже с момента принятия еще союзного закона о 1 госпредприятии, вышеназванной статьи дохода не существует: прибыль, остающаяся после уплаты налогов, остается в полном распоряжении предприятия.

     Подводя итоги рассмотрения этой проблемы, аналитики Комитета по собственности и приватизации возложили изрядную долю вины на приватизацию и за плачевное состояние бюджетов всех уровней, и за инфляцию.

    Однако, это обвинение в сторону приватизации, не совсем правильно, повторяя утверждение о варианте бесплатной приватизации в России, как было сказано выше.

     Поэтому, как кажется, следует говорить не о самой бесплатной приватизации, а о путях реформирования российской экономики в целом.

     Далее, если взглянуть на такую проблему, как приватизация и уровень управляемости экономики, то Комитет считает, что в ходе приватизации: органы госуправления потеряли право вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий.

     Более того: формально существующая возможность влиять на эту деятельность через закрепленные в госсобственности пакеты акций ключевых предприятий не используются, поскольку «до сих пор не создана реально действующая система управления» такими пакетами.

     Что касается взаимосвязи приватизации и социально-политической ситуации в обществе, то Комитет считает, что «процесс приватизации не только способствовал росту социальной напряженности в обществе, но и создал предпосылки для его роста в будущем.

     К таким предпосылкам могут быть отнесены: возможность перехода предприятий под контроль иностранного капитала или/и криминальных структур и начало массового банкротства бесперспективных предприятий, акции которых были проданы населению от имени государства».

     Тяжелейшее обвинение, предъявленное здесь приватизаторам, звучит так: «подавляющее большинство населения не получило вообще никаких, либо получило крайне незначительные доходы от операций с собственными приватизационными чеками.

     Такое положение, в принципе, вполне можно было бы считать нормальным, если бы не обещание бывшего руководства Госкомимущества сделать всех собственниками.

     Неисполнение таких обещаний (хотя они и не могли быть выполнены) привело к росту недоверия населения к любым государственным ценным бумагам».

     Анализ не обошел и такой проблемы, как «Приватизация и уровень спада промышленного производства».

     В этом смысле Комитет комментирует так эту проблему: «В ходе приватизации не обеспечено повышение эффективности работы приватизированных предприятий».

     Далее авторы говорят о том, что в конечном итоге она и не должна была ее повысить: она должна была создать условия (необходимые, но отнюдь не достаточные) для ее повышения, которые, по их утверждению, и создала.

     Аналитики также утверждают, что: «Можно много говорить об успешной работе или провале отдельных приватизированных предприятий.

     Однако практически полностью отсутствуют официальные обобщающие данные, показывающие эффективность или неэффективность работы всей совокупности приватизированных предприятий».

     Авторы ссылаются на два независимых исследования, показавшие, что «процесс приватизации никак не повлиял на эффективность работы предприятий».

     Комитет по собственности и приватизации утверждает, что «в ходе приватизации был допущен ряд действий, которые существенно осложнили работу  промышленных предприятий и, соответственно, привели к углублению спада промышленного производства».

     Во-первых, «к серьезным негативным последствиям привело необдуманное принятие решений о выделении при приватизации структурных подразделений в самостоятельные предприятия».

     Во-вторых, Комитет крайне негативно оценивает как насильственную приватизацию фирменных магазинов, принадлежавших промышленным предприятиям, так и лишение последних права покупать объекты приватизации.

     В результате предприятия лишились собственной торговой - сети и возможности ее хоть как-то воссоздать, усилился монополизм оптовой торговли.

     В-третьих, комитет полагает, что на финансовое положение многих предприятий отрицательно повлияло отвлечение средств на выкуп собственных акций.

     Следующую проблему, которую рассматривает Комитет по собственности и приватизации - это «Влияние приватизации на уровень криминализации общества». Аналитики Комитета считают, что широкое распространение торговли ваучерами, а также отсутствие контроля за источниками средств для приобретения даже крупнейших пакетов акций «облегчили процесс «отмывания» капиталов».

     Это же способствовало переходу «достаточно большой части государственного и муниципального имущества в собственность криминальных структур или контролируемых ими коммерческих структур», что, в свою очередь, «создало основу для расширения их деятельности, для усиления их влияния на различные стороны экономической, а в ряде случаев и политической деятельности».

     Можно высказать по этому поводу следующее, что нельзя отрицать того, что сам факт массированной смены собственника - создает гигантскую сферу приложения преступных сил.

    И главным нарушением в этой связи было то, что не было даже и заметных усилий по созданию защитных механизмов против развития криминализации.

    Необходимо было принять хотя бы элементарные меры предосторожности. Скажем, совершенно очевидно, что следовало требовать декларации о доходах от крупных покупателей приватизируемого имущества.

     Следовало с самого начала проверять кредитоспособность потенциальных инвесторов; следовало обеспечить немедленное расторжение договоров купли-продажи с нарушающими их покупателями; следовало позаботиться о создании элементарной системы сохранения конфиденциальности совершаемых сделок; следовало не только выпускать бумаги о контроле над движением ваучеров, но и требовать выполнения этих бумаг.

     На основе вышеизложенного анализа, можно привести вывод думского Комитета по собственности и приватизации: «Проведенный анализ показывает, что политика приватизации, проводимая в течение нескольких последних лет, привела к обострению социально-экономического кризиса и создала условия, серьезно затрудняющие выход из него.

     Этого можно было бы избежать, если бы процесс приватизации не был подчинен достижению чисто политических целей руководства Госкомимущества - всеми возможными способами ускорить процесс передела государственной и муниципальной собственности».

   Российская приватизация выполнила задачу демонтажа механизма централизованного управления экономикой и предоставила узкому кругу частных лиц возможность бесконтрольно распоряжаться огромной массой национального имущества (ради чего было осуществлено катастрофическое его обесценивание), отчасти по праву перешедшего к ним титула собственности, а главным образом – путем фактического контроля над акционированными предприятиями в противовес распыленным имущественным правам множества рядовых владельцев акций.

     Но приватизация не обеспечила создания механизма децентрализованной взаимной ответственности частных субъектов хозяйствования, который заменил бы механизм ответственности администрации государственных предприятий в директивно управляемой экономике.

     В результате степень безответственности хозяйственных решений в российской экономике резко увеличилась.

     Дискуссии вокруг той или иной конкретной формы собственности не должны заслонять главной проблемы – восстановления в нашей стране института собственности в целом.

     Подчеркнем еще раз, что основу этого института составляет свобода перераспределения имущественных прав между различными субъектами хозяйственной деятельности.

    Каждый субъект хозяйствования должен быть наделен четко определенными правами и иметь возможность свободно передавать их любому другому лицу (физическому или юридическому).

     В соответствии с этим он может предъявлять иск в суде за нарушение своих прав и получать компенсацию в размере недополученного дохода.

 

     ГЛАВА 2. Исследование процесса приватизации  государственного имущества в Московской  области на 2010год.

       §2.1. Правовые основы приватизации государственного  имущества в Московской области 2010 года.

     Закон Московской области от 12.05.2005 N 115/2005-ОЗ О приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области.

     Закон Московской области от 22.10.2009 № 119/2009-ОЗ «О прогнозном плане приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области, на 2010 год» (с изменением, внесенным Законом Московской области № 50/2010-ОЗ).

Статья 1

  Внести в Закон Московской области № 119/2009-ОЗ «О прогнозном плане приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области, на 2010 год» (с изменением, внесенным Законом Московской области № 50/2010-ОЗ) (далее — Закон) следующие изменения:

      1) абзацы пятый, шестой приложения  к Закону изложить в следующей  редакции:

      «Решения об условиях приватизации  имущества, находящегося в собственности Московской области, перечисленного в строках 1 — 20 раздела 1 Прогнозного плана, принимает Правительство Московской области.

      Условия приватизации имущества,  находящегося в собственности  Московской области, перечисленного  в строке 21 раздела 1 и в разделе  2 Прогнозного плана, устанавливаются законом Московской области.»

      2) раздел 1 приложения к Закону  дополнить подразделом «Отрасль  экономики — здравоохранение»  следующего содержания:

Статья 2

     Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования. 
§2.2. Исследование и анализ показателей процесса приватизации государственного  имущества в Московской области в 2010 году.

Информация о работе Приватизация в России